Похожие презентации:
ТТЧ_Лекция_1_Знаковая_природа_языка
1.
Черкашина Татьяна Тихоновна, д.п.н., профессор, академик Петровскойакадемии наук и искусств, заведующий кафедрой русского языка Российского
государственного университета им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн.
Искусство).
.
2.
Язык – это система фонетических, лексических, грамматическихединиц
Речь - индивидуальная, субъективная реализация языковой системы
3.
Язык как будто специально приспособлен для того, чтобы схватить мысль внужный момент, остановить в застывшей форме ее безумный полет. И
происходит чудо - в этой застывшей форме мысль становится понятной не
только самому «хозяину мысли», но и его собеседникам.
Более того, в форме слова мысль может быть «замороженной» на века. Мы
и сейчас получаем послания из прошлого. Древняя надпись на камне
является застывшей мыслью, которая много тысячелетий назад зудела в
мозгу древнего человека, пока не была схвачена языком. Мы не имеем
никакой возможности уловить ту мысль непосредственно.
Нейроны мозга, по которым она пробежала, тысячи раз обратились в прах.
Но в форме слова эта мысль спустя тысячелетия предстает перед нами во
всей своей первозданной наготе – ровно такой, какой она была в момент ее
продумывания в голове нашего отдаленного веками предшественника.
4.
Человек «перехватывает», как говорил Гийом, собственную мысль спомощью знака – математического, нотного, пиктографического, но
чаще всего языкового.
Без выражения в знаке мысль нам недоступна.
Процесс говорения - это всего лишь набор электрических импульсов
в нейронах мозга, непосредственно расшифровать который
невозможно.
О том, что же такое знак и почему он обладает возможностью
улавливать и фиксировать мысли, делать их доступными для самого
человека и его собеседников, - об этом тоже пойдет речь в нашем
курсе.
5.
6.
Приспобленность языка улавливать и фиксировать мысль – феноменудивительный. Изучая так называемую внутреннюю речь, ученые
сделали любопытное открытие: у испытуемого, обдумывающего
задание, фиксировались сильные нервные импульсы, поступающие в
гортань, небо, язык – то есть в органы говорения.
Это уже известный научный факт: даже у молчащего думающего
человека артикуляционный аппарат работает. Организм как бы
торопится услужить мышлению, выразить его в форме слов, даже
если это не требуется по ситуации – человек молчит. Но язык – и как
мускульный орган, и как способ выражения мысли – в буквальном
смысле рвется в бой.
7.
8.
9.
Деньги, награды, жесты – это тоже знаки. Они состоят из означающего(материальной формы) и означаемого (смысл, значение, символизируемое этой
материальной формой).
Важная характеристика знака – его условность. Знаки становятся таковыми
только тогда, когда мы (будто бы условившись между собой) наделяем их
значением. К примеру, красная роза, выросшая на клумбе, - просто цветок.
Подаренная женщине эта же красная роза уже воспринимается как знак любви.
Иными словами, сама по себе материальная форма – красная роза – еще не
является знаком.
Набор звуков или букв сам по себе тоже не является знаком. Мы, к примеру, не
понимаем слов незнакомого языка.
Но слово становится знаком, когда оно обнаруживает свою связь с означаемым,
когда мы узнаем его символическое значение. Тогда в словах появляется смысл.
Поэтому знак – это не просто материальная форма, но такая форма, которая имеет
устойчивую и узнаваемую связь со своим содержанием – с означаемым.
10.
Еще один пример: просто меховая шкура, накинутая на плечи, ничегоне означает, это меховая одежда, она теплая. Но если это мех
горностая, то такая шкура – знак монаршей власти, а вовсе не защита
от холода. Только монаршие особы в средневековой Европе имели
право носить мех горностая. Зверек горностай – монарших кровей?
Нет, он не родственник королям, он не похож на королей, он не ходит
вместе с королями. Он никак сам по себе с королями не связан.
Просто люди как будто условились, что мех этого редкого зверька –
атрибут королей. Значение этого знака условно.
11.
Лингвисты, психологи и философы выделяютнесколько видов знаков.
До настоящего времени сохраняет свое значение
классическое (введенное философом Ч. С.
Пирсом) подразделение знаков на три группы:
- индексальные знаки;
- иконические знаки;
- символы
12.
Индексальные знаки, или знаки-признаки, - как ясно изназвания, являются признаками чего-либо.
Иконические знаки, или знаки-копии – это
такие знаки, у которых означающее структурно или качественно
похоже на обозначаемое. Например, план сражения является
иконическим знаком сражения – они подобны.
И, наконец, высшей формой знака как абстракции
являются символические знаки, или знаки-символы например,
слово.
13.
Связь между формой и содержание символических знаковустановлена произвольно, по соглашению между людьми касательно
именно этого знака.
Означающее никак не напоминает означаемое. Например, колебания
воздуха при произнесении слова «бык» не содержат никаких
признаков, относящихся к реальному быку. Для того чтобы понять
слово «бык», нужно знать установленную между людьми в русском
языке символичность этого слова.
Точно так же запись температуры в листе больничного обхода – это
символический знак, хотя сам уровень ртути в градуснике больного –
это индекс температуры тела, то есть признак болезни. Но запись
этого признака цифрами – это символический знак.
14.
Одна из особенностей символических знаков – их значение известно только тем,кому оно известно. Как будто бы они за этими знаками могут видеть их заранее
оговоренное людьми значение. Больше никак значение знака не обеспечивается –
ни похожестью на обозначаемое, ни принадлежностью к обозначаемому явлению.
Это свойство приводит к несколько парадоксальному явлению: понять
символический знак можно только тогда, когда уже знаешь его значение заранее.
Мы понимаем слова нашего языка, потому что загодя знаем их значение.
Форма иконических и индексальных знаков позволяет догадаться о значении
знака даже незнакомому со знаком человеку. Что же касается символических
знаков, то их форма сама по себе, то есть вне специальной договоренности, не дает
никакого представления о содержании.
Это кардинальное отличие символических знаков от всех прочих рассмотрим на
конкретном примере – когда означающим знака является дым.
15.
Рассмотрим на конкретном примере – когда означающим знака являет дым.Вот над лесом поднимается дым. Это, скорее всего, индексальный знак – признак пожара. Он
означает, что где-то там, в месте возникновения дыма, идет реакция высокотемпературного
окисления. То есть горение. Пожар.
Вот мы видим, как летит над тушинским полем самолет, а за ним шлейфом тянутся три цветных
дыма: снизу красный, потом синий и сверху белый. Мы узнаем их и их расположение – это
цвета российского флага. Порядок и цвета дымов похожи на флаг. И мы понимаем
этот иконический знак – идет летный праздник и цветные дымы имитирует флаг в небе.
Причем флаг в этих цветных дымах увидит, догадается даже иностранец.
Вот в диких прериях среднего американского Запада мы видим, как вдалеке поднимаются
другие цветные дымы. Вряд ли они символизируют российский флаг. Наверное, эти цветные
дымы – сигнализация индейцев. Племя навахо передает племени хавасупаев какое-то
сообщение на известном им языке дымов. Максимум, что мы можем понять, - что это некий
код, некая знаковая система, кто-то что-то кому-то передает. Но что эти знаки означают – мы не
поймем, потому что не знаем. Индейцы условились между собой, что эти цветные дымы
означают, но не условились с нами. Без сомнения, это символические знаки. Они имеют
условную - символическую природу.
16.
Знак означает что-то потому, что состоит из означаемого иозначающего. К примеру, для слова «дверь» означаемым может быть
как понятие двери или наше представление о двери, так и
конкретный предмет – дверь. А означающим будет само слово
«дверь» в материальной форме, выраженной на письме или в звуке.
Означающее - то, что в знаке доступно восприятию (зрению или
слуху), материальная форма.
Означаемое - смысловое содержание знака, переданное
означающим. Означаемое есть "нечто", подразумеваемое человеком,
употребляющим данный знак.
17.
18.
Символические знаки имеют условную - символическую природу.На этом примере мы видим, что типология знака не зависит от
материального носителя знака, не зависит от означающего. Во всех
трех примерах формой знака, планом выражения (означающим)
является одна и та же субстанция – дым.
Типология знака зависит от природы отношений между означаемым
и означающим. Это:
- или отношения причины-следствия (индексальные знаки);
- или отношения смежности-подобия (иконические знаки);
- или отношения произвольно-условные (символические знаки).
19.
Возможно и мышление, не воплощенное в форме языка. К примеру,психология говорит об образном или художественном мышлении,
присущем людям искусства.
Художники, композиторы видят мир в изобразительных, цветовых или
музыкальных образах. Люди, склонные к математике, обладают
математическим мышлением – они оперируют числами и множествами.
Архитекторы способны мыслить архитектурными линиями и формами,
инженеры – технологическими понятиями и так далее.
В искусстве, к примеру, иконический знак – это изображение, которое
служит для коммуникации визуального типа. Получается, что в рамках
искусства, иконический знак – не реалистичный рисунок, а стилизация,
которая схожа с исходным объектом.
20.
Но в любом случае человек «перехватывает», как говорил Гийом,собственную мысль с помощью знака – математического, нотного,
пиктографического, но чаще всего языкового.
Без выражения в знаке мысль нам недоступна. Это всего лишь набор
электрических импульсов в нейронах мозга, непосредственно
расшифровать который невозможно. Пока не удавалось.
21.
Что же такое знак? Почему он обладает возможностью улавливать ификсировать мысли, делать их доступными для самого человека и его
собеседников?
Человек –
единственное существо, способное оперировать
предметами в их отсутствие. Для этого человек оперирует
заместителями предметов – знаками. Знак – это отсутствие
реальной вещи и одновременно ее присутствие в
символической форме.
Огромный
выигрыш человека перед остальными живыми
существами в том, что благодаря знакам мир человека удваивается.
Человек без слова имел бы дело только с теми вещами и предметами,
которые он видит, которыми он может манипулировать
непосредственно.
22.
Язык – это некая потенция, возможность, а речь – это реализация этойвозможности. Оперируя элементами языка, мы получаем речь. Язык – это
система знаков и их возможностей, а речь – последовательное
выстраивание этих знаков, реализация их возможных значений и
связей. Язык дает средства, речь использует эти средства.
Слово в языке многозначно, оно может обладать тем или иным значением.
Слово в речи – однозначно, оно привязано к контексту своего
предложения, к ситуации, в которой произнесено.
Речь= речевая ситуация=Кто? Кому?Что? С какой целью? Когда? Где? Как?
23.
Язык социален – он принадлежит определенному народу и являетсясредством коллективного пользования. Ни один индивидуум не в
состоянии определять судьбу языка, управлять языком. Язык не
зависит от отдельного человека. Зато любой субъект может управлять
своей речью, речь является исключительно продуктом говорения
индивидуума. Коллективная речь невозможна.
Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет.
Кстати, навык речи, так же как, например, навык бега, можно
совершенствовать. И способ один – тренировки. А язык можно
изучать, как теорию.
Перевод языка в речь – сложнейшая интеллектуальная операция,
тайны которой вряд ли когда-нибудь будут разгаданы. И этими
тайнами владеет на своем уровне даже пятилетний ребенок.
24.
Ф. де Соссюр, первым обосновавший разделение языка и речи, которымлингвисты пользуются и сейчас, подчеркивал, что «оба эти предмета тесно
между собой связаны и друг друга взаимно предполагают: язык необходим,
чтобы речь была понятна и производила все свое действие, речь, в свою
очередь, необходима для того, чтобы установился язык; исторически факт
речи всегда предшествует языку».
В самом деле, хоть мы и говорим о зарождении языка у прачеловека, но это
все-таки была речь. Сначала появилась речь. Представление о языке
возникло у ученых древности лишь тогда, когда они задумались о природе
речи. Правильно будет сказать, что язык сначала возник в форме речи.
Как и когда это произошло? Разумеется, никаких исторических
свидетельств нет, записей в ту пору не велось, есть только догадки и
гипотезы.
25.
Язык отличаетРечь
Стремление к стабильности, консерватизм
Наиболее подвижна, в речи появляются новые
слова (Языковой вкус эпохи)
К языку качественные оценки, такие как
(хороший/плохой)неприменимы.
Когда говорят, что у кого-то хороший язык, то
имеют в виду речь человека: он говорит
правильно, красиво, убедительно
Подвержена качественной оценке, в т.ч. с
позиций нравственности: правдивая-лживая,
красивая, выразительная-неряшливая,
нецензурная, грамотная- безграмотная
Отражает уровень воспитания, образования человека,
Как система доступен всем. Язык обслуживает
весь народ, он безразличен к личностям
протекает в определенное время и в конкретном
месте. Всегда обращена к кому-то, индивидуальна.
Речевая ситуация = Кто? Кому? Что? Где? Когда? С
какой целью? Как?
26.
Зачатки звуковой сигнализации имеются у коллективных животных.Иногда даже возникает иллюзия, что животные общаются. Куры издают
несколько десятков звуков, выражающих чувство опасности, подзывающих
цыплят, сигнализирующих о наличии или отсутствии пищи. Ученые
изучают сложную звуковую сигнализацию дельфинов, называя ее языком.
Однако звуки, сигналы у животных не являются знаками-символами, не
являются языком. Дело в том, что любой звук животного не означает какоелибо состояние, а прямо передает его. К примеру, предсмертный крик
животного, попавшего в зубы хищника, не символизирует представление о
смерти, а прямо означает смерть и в этом качестве воспринимается
соплеменниками. Воркование не символизирует ласки, а прямо является
выражением этих эмоций: воркование и есть ласка. Сигналы животных
прямо передают те эмоции, которые они сопровождают.
Эти сигналы не создают второго мира символических условностей,
который может быть создан человеческим языком. Животные остаются в
физическом мире и их сигналы являются прямой, хоть и достаточно
сложной реакцией на контакты с физическим миром.
27.
Э. Кассирер: «Человек – это символическое животное» , он изобрелсимволы и живет в символическом космосе, взаимодействуя с себе
подобными»
28.
Слово позволяет человеку оперировать предметами даже в ихотсутствие, потому что слово символизирует эти предметы.
Слово обладает этой символической, замещающей природой потому
что является знаком.
Знак – созданная человеческим умом абстракция, замещающая вещи
и явления в нашем сознании и общении. Важнейшая характеристика
знака – условное значение, то есть способность передавать
представления о предметах так, чтобы разные люди одинаково
понимали эти предметы
29.
В фантастическом романе "Сто лет одиночества" Гарсия Маркеса,люди, утратившие вследствие болезни память, вынуждены были
прикреплять к привычным предметам таблички с их названием–
"Часы", "Стол", "Дверь" Корова". Однако знаки, призванные и
называть, и замещать предмет, перестали выполнять номинативносемантическую и коммуникативную функции, поэтому несчастным
пришлось постепенно расширять описание-инструкцию на
табличках – "Это корова. Она дает молоко. Ее надо доить каждое
утро, чтобы иметь молоко, а молоко надо кипятить вместе с кофе,
чтобы получить кофе с молоком и т.д". Разрушение коммуникативноопознавательной системы дезориентирует человека, и знаки
перестают выступать в роли посредника между миром и человеком.
30.
Язык – не единственная система коммуникации.К средствам невербальной коммуникации относят: жест, позу, взгляд,
выражение лица, мимику, дистанцию и т.п.
Психологи утверждают, что в процессе общения язык тела выдает
более 55 % информации.
Изучен почти миллион невербальных сигналов.
Только с помощью рук человек способен передать 700 000 сигналов. У
Чехова А.П. в рассказе «Толстый и тонкий» общение старых
школьных друзей построено на смене невербальных сигналов.
31.
Л.Н. Толстой описал 97 оттенков улыбки и 85 оттенков выражения глаз.Разные народы по-своему прибегают к невербальному языку: итальянцы в
течение часа жестикулируют 80% времени общения, французы – 20%,
финны – 1-2%. Язык жестов, с одной стороны, интернационален, с другойкаждый народ имеет свой способ интерпретации жестов. Все, что человек
не может передать словами, он может передать при помощи языка своего
тела. Невербальные сигналы показывают, как человек умеет владеть собой,
а также то, что человек в действительности думает о нас. Например, лидер,
здороваясь, подает руку ладонью вниз, а мягкий человек – ладонью вверх.
Сжатые руки за спиной свидетельствуют об уверенности и превосходстве.
В стрессовой ситуации перед экзаменом полезно так походить перед
аудиторией. Собеседника надо уметь не только слышать, но и видеть.
32.
Устная формаПисьменная форма
Речь - это всегда поступок, действие.
Устная речь передается звуками, письменная речь –
графическими знаками.
Устная речь по строению обычно отличается от письменной речи.
Некоторые ученые даже предлагают выделять два языка – устный и
письменный. Настолько большие различия существуют между
устной и письменной речью.
33.
Устная речьПисьменная речь
Передается звуками.
Передается графическими знаками – буквами.
Возникла исторически раньше.
Возникла на основе устной речи.
Обращена к собеседнику непосредственно.
Обращена к отсутствующему адресату.
Реакция собеседника происходит сразу после или в
Реакция собеседника отложена.
момент произнесения.
Собеседник может вмешаться, перебить, повлиять на ход
устной речи.
Нельзя внести изменения. Можно только повторить с
Собеседник не может повлиять на развертывание
письменной речи.
Возможно редактирование.
изменениями.
Сопровождается невербальной составляющей.
Сопровождается графическим оформлением текста.
Существует в момент произнесения.
Может существовать очень долго.
34.
Под коммуникацией обычно понимают передачу информации. Вэтом отношении сообщение передается от отправителя к получателю
с использованием какой-либо формы носителя, такой как звук,
бумага, движения тела или электричество. В другом смысле термин
"коммуникация" также может относиться только к сообщению,
которое передается, или к области исследований, изучающей такие
передачи.
Точная
характеристика
коммуникации
является
спорной. Многие ученые высказывают сомнения в том, что какоелибо отдельное определение может точно охватить этот термин. Эти
трудности проистекают из того факта, что термин применяется к
разнообразным явлениям в разных контекстах, часто с несколько
разными значениями.
35.
[1]Габриэль Гарсия Маркес (1927-2014) – колумбийский писатель-прозаик, журналист36.
корни cлова лежат в латинском языке и означают буквальноследующее: «com» и «munis» - общение с людьми. В русском языке
находим родственные слова «коммуна», «коммунальный», ключевой
смысл которых – «делать общим».
Толкование глагола communicate - «предавать посредством речи или
письма», представленное в кратком Оксфордском словаре, на наш
взгляд, сужает значение термина «коммуникация»: в нем не
принимаются во внимание многие невербальные формы
коммуникации. Далее Оксфордский словарь указывает цель
коммуникации – «обеспечение успешной передачи адекватной
информации».