Похожие презентации:
Николай Васильевич Гоголь «Шинель»
1.
Петербургские повестиШинель
(1839 – 1841)
Николай Васильевич
Гоголь
(1809 – 1852)
2.
История создания произведенияВ старом Петербурге, где туман окутывал не только мостовые, но и
мечты, жил бедный чиновник. Его душа томилась от желания
заполучить ружье, произведение искусства парижского мастера
Лепажа. Двести рублей — сумма, казавшаяся ему целым состоянием,
— отделяла его от этой мечты.
Скрупулезно он копил эти деньги. Отказывая себе в элементарных
радостях, он работал сверхурочно, словно борясь с неумолимым
временем. И вот, когда долгожданная сумма была собрана, он
отправился на охоту в Финский залив. Ружье, его сокровище,
покоилось на носу лодки, пока чиновник, захваченный предвкушением
охоты, не заметил, как густой тростник потянул его к себе, увлекая за
собой драгоценное ружье в пучину вод.
Потеря ружья стала для него не просто утратой, а страшной
трагедией, которая едва не стоила ему жизни. Его спасли друзья,
собравшие деньги на новое ружье.
История эта, рассказанная в одной из светских компаний, вызвала
смех у всех, кроме одного — Николая Васильевича Гоголя. В этом
анекдоте он увидел не просто смешную историю, а зачаток будущей
повести, которая впоследствии стала известной как «Шинель».
3.
Главный герой повестиАкакий
Акакиевич
Башмачкин
(«вечный титулярный советник»)
4.
Значение имени• Мальчик появился на свет, и его родители, погруженные в
поиск идеального имени, столкнулись с трудностями.
Странные, почти забавные имена – Хоздазат, Варахасий,
Павсикахий – звучали слишком экзотично. В итоге,
отчаявшись, они решили назвать его именем отца –
Акакий. Это имя, означающее "не делающий зла",
казалось, предвещало мирную, незаметную жизнь.
• Новорожденный, словно предчувствуя свою судьбу,
заплакал при крещении, сделав гримасу, будто бы
предвидя, что станет незаметным чиновником. Имя,
данное при рождении, в народном представлении
считалось предвестником судьбы. Акакий, названный в
честь отца, должен был повторить его скромную жизнь,
отражая его незначительность в масштабах государства.
5.
Фамилия герояФамилия Башмачкин подчёркивает
скромное и «тёмное» происхождение
персонажа повести, которое явно не связано с
дворянством. Герой не просто «Башмаков», в
фамилии Башмачкин отсутствует ощущение
солидности, силы и твёрдости характера.
Кажется, что человек с такой фамилией
выглядит мягким, маленьким и беззащитным.
6.
В произведении не указывается названиедепартамента, а также имя главного героя в начале
истории. Мы узнаём, что он служил в одном из
департаментов, и никто не может вспомнить, когда и
как он туда поступил.
Главный герой — всего лишь один из множества
таких же чиновников, как и он сам, никому не нужных и
незаметных.
7.
Интересы Акакия АкакиевичаВ течение нескольких десятилетий он
работает переписчиком в одном из
административных учреждений СанктПетербурга. Вся его жизнь
сосредоточена вокруг рабочего стола.
Он не осознаёт значимости своей
работы. Его чувства и устремления
ограничены монотонностью и
отсутствием творческого подхода к
выполнению своих обязанностей.
Единственные вещи, к которым он
испытывает нежные чувства, —
это его любимые буквы.
8.
Человеческая жестокостьв отношении к бедному чиновнику
«В департаменте не оказывалось
к нему никакого уважения.
Сторожа не только не вставали с
мест, когда он проходил, но даже
не глядели на него, как будто бы
через приемную пролетела
простая муха.
Начальники поступали с ним
как-то холодно-деспотически.
Молодые чиновники
подсмеивались и острили над
ним… сыпали на голову ему
бумажки…»
9.
Табель о рангахкласс
ы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
чины гражданские
Канцлер
Действительный тайный советник
Тайный советник
Действительный статский советник
Статский советник
Коллежский советник
Надворный советник
Коллежский асессор
Титулярный советник
Коллежский секретарь
Сенатский секретарь
Губернский секретарь
Сенатский регистратор
Коллежский регистратор
10.
Хронотоп• Место действия — Петербург. Это пространство
бюрократического автоматизма.
Герой живет не в лучшей части города, где улицы
пустынны, «даже и днем не так веселы, а тем более
вечером», ходит по «черным лестницам петербургских
домов», «умащенным водой, помоями и проникнутым
насквозь тем спиртуозным запахом, который ест глаза и,
как известно, присутствует неотлучно на всех черных
лестницах петербургских домов».
• Время
События разворачиваются осенью и зимой: «Есть в
Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста
рублей в год жалованья, или около того. Враг этот не кто
другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и
говорят, что он очень здоров».
11.
Какова тема повести?Тема беззащитности человека в окружающем
несправедливом и жестоком мире.
Какова основная мысль произведения?
Мысль о «маленьком человеке», искалеченном и
обворованном государством.
Страшное душевное потрясение от человеческой
несправедливости и жестокости приводит к тому,
что герой заболевает и умирает: «Исчезло и
скрылось существо, никем не защищенное, никому
не дорогое, ни для кого не интересное».
12.
Заветная мечта Башмачкина- Полтораста рублей за
шинель!- вскрикнул бедный
Акакий Акакиевич,
вскрикнул, может быть, в
первый раз отроду, ибо
отличался всегда тихостью
голоса.
Тут-то увидел Акакий
Акакиевич , что без новой
шинели нельзя обойтись, и
поник совершено духом.
С этих пор…как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек
присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни
согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу,- и подруга эта была некто
другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу.
13.
Тема. Проблематика. КонфликтВ произведении «Шинель» рассматривается тема «маленького
человека», которая является одной из ключевых в русской
литературе. Пушкин первым обращается к этому вопросу,
представляя своих героев Самсона Вырина из «Станционного
смотрителя» и Евгения из «Медного всадника». Гоголь также
акцентирует внимание на способности «маленьких людей» к любви,
самопожертвованию и бескорыстной защите своих идеалов.
«Маленький человек» — это персонаж с низким социальным
статусом, без выдающихся способностей и сильного характера, но
добрый и безобидный.
14.
Конфликт между «маленьким человеком» и окружающим миромвозникает из-за потери его единственной ценности.
Станционный смотритель теряет дочь, Евгений —
возлюбленную, а Акакий Акакиевич — свою шинель.
Гоголь усиливает конфликт, делая вещь целью и смыслом жизни
для Акакия Акакиевича. Однако автор не только принижает
своего героя, но и возвеличивает его.
15.
Шинель в повести Гоголястановится полноправным
персонажем.
Какой смысл несёт этот
образ?
Бытовой
Социальный
Комический
Трагический
Гуманистический
Метонимический
Религиозно-философский
(шинель становится для
Башмачкина искушением)
16.
Художественная деталь - лестница«Увидевши в чем дело,
Акакий Акакиевич решил, что
шинель нужно будет снести к
Петровичу, портному,
жившему где-то в четвертом
этаже по черной лестнице..»
«Взбираясь по лестнице,
которая, надобно отдать
справедливость, была вся
умащена водой, помоями и
проникнута насквозь тем
спиртуозным запахом,
который ест глаза…"
«Как сошел с лестницы, как
вышел на улицу, ничего уж
этого не помнил Акакий
Акакиевич»
«Помощник столоначальника жил
на большую ногу: на лестнице
светил фонарь, квартира была на
втором этаже.»
«Впрочем, он старался усилить
значимость многими другими
средствами, именно: завел, чтобы
низшие чиновники встречали его
еще на лестнице, когда он
приходил в должность.»
« Итак, значительное лицо
сошел с лестницы, сел в сани и
сказал кучеру…,а сам,
закутавшись в теплую шинель,
оставался в приятном
расположении…»
17.
«Лестница» символизирует служебный табель орангах и жизненную дорогу
Акакий Акакиевич, поднимаясь по
тёмной лестнице к портному,
неосознанно попадает в мир
петербургского высшего общества.
Когда он впервые надевает шинель,
сшитую Петровичем, из незаметного
человека, похожего на копировальный
аппарат и мусорную корзину,
превращается в заметного, но всё ещё
маленького человека.
А без шинели он
снова очутился
вне «лестницы» и
стал таким же,
как был,
невидимым и
ненужным.
18.
СмертьСмерть Башмачкина вызвана не только кражей его
шинели, но и жестокостью, безразличием окружающего
мира. Призрак Акакия Акакиевича становится мстителем
за свою несчастную жизнь.
Автор хочет вызвать у читателей возмущение
несправедливостью жизни и боль за унижение
человеческого достоинства.
Гоголь не предлагает утешения или оправдания,
используя фантастический подход, который усиливает
гуманистическую идею произведения.