Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852)
«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» Ф.М.Достоевский
Назовите главного героя повести
Интересы Акакия Акакиевича
Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику
В повести отчетливо выделяются два периода в жизни героя, которые условно можно обозначить
- Почему Петрович отказался подновлять старую шинель?
Заветная мечта А.А.Башмачкина
Способы экономии денег Башмачкина
- Каким становится Акакий Акакиевич с появлением мечты о шинели и самой шинели? Кто преобладает в образе героя — «внешний» или
Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику
Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику
Художественная деталь
«Лестница» символизирует служебный табель о рангах и жизненную дорогу
Какова тема повести?
- Почему в повести появляется призрак Акакия Акакиевича?
6.08M
Категория: ЛитератураЛитература

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852). «Шинель». 7 класс

1. Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852)

«Петербургские повести»
«Шинель»
(1839 – 1841)
Николай Васильевич
Гоголь
(1809 – 1852)

2. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» Ф.М.Достоевский

3. Назовите главного героя повести

Акакий
Акаиевич
Башмачкин
(«вечный титулярный советник»)
Кукрыниксы

4. Интересы Акакия Акакиевича

Кукрыниксы
Несколько десятилетий подряд
он служит переписчиком в одном
из административных
учреждений Санкт-Петербурга.
Практически вся вселенная для
него умещается за рабочим
столом. Он не осознает
значения дела, которым
занимается. Все чувства и
стремления его убоги, искажены
в соответствии с его
однообразной бездумной
работой. Он с нежностью
относится только к своим
любимым буквам.

5. Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику

«В департаменте не оказывалось
к нему никакого уважения.
Сторожа не только не вставали
с мест, когда он проходил, но
даже не глядели на него, как
будто бы через приемную
пролетела простая муха.
Начальники поступали с ним както холодно-деспотически.
Молодые чиновники
подсмеивались и острили над
ним… сыпали на голову ему
бумажки…»
А.В.Ванециан

6.

Табель о рангах
классы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
чины гражданские
Канцлер
Действительный тайный советник
Тайный советник
Действительный статский советник
Статский советник
Коллежский советник
Надворный советник
Коллежский асессор
Титулярный советник
Коллежский секретарь
Сенатский секретарь
Губернский секретарь
Сенатский регистратор
Коллежский регистратор

7. В повести отчетливо выделяются два периода в жизни героя, которые условно можно обозначить

«Период капота» и «период новой шинели»
противопоставляются по целому ряду
значимых признаков.

8.

План
«Период капота»
Отношение к Ничто «не имело даже влияния на занятия его; среди
переписыва всех докук он не делал ни одной ошибки».
нию бумаг
«Приходя домой, он садился тот же час за стол, хлебал
наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком... вынимал
баночку с чернилами
и
переписывал бумаги,
принесенные на дом»
Развлечения «Акакий
Акакиевич
героя
развлечению»
«Период новой шинели»
«Переписывая
бумагу, он чуть было даже не
сделал ошибки».
«Пообедал он весело и после обеда уж ничего не
писал,
никаких
бумаг,
а
немножко
посибаритствовал на постеле, пока не потемнело»
не предавался никакому «Он уж никак не мог отказаться от приглашения на
вечеринку у столоначальника»
Внешний
«Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что «Акакий Акакиевич глядел на все это как на
мир
в делается и происходит всякий раз на улице»
новость...
Остановился
перед
освещенным
сознании
окошком магазина посмотреть на картину...
покачнул головой и усмехнулся»
Акакия
Акакиевича
Отношение к
шинели
Акакия
Акакиевича
его самого и
других
чиновников
«Надобно
сказать,
что шинель Акакия Акакиевича
служила тоже предметом насмешек чиновникам; от нее
отнимали даже благородное имя шинели и называли
ее капотом»
Придя домой в новой шинели, Башмачкин
«скинул... и повесил ее бережно на стене... и
потом нарочно вытащил, для сравнения, прежний
капот свой... и сам даже засмеялся... И долго еще
потом... он все усмехался, как только приходило
ему на ум положение, в котором находился капот»
Отношение к Один директор захотел продвинуть
Башмачкина по «В голове даже мелькали самые дерзкие и
переменам в службе,
приказав
дать
ему
работу
поважнее отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на
жизни
переписывания, но получил ответ: «Нет... дайте я воротник»
перепишу что-нибудь»

9. - Почему Петрович отказался подновлять старую шинель?

10. Заветная мечта А.А.Башмачкина

-Полтораста рублей за шинель!вскрикнул бедный Акакий
Акакиевич, вскрикнул, может
быть, в первый раз отроду, ибо
отличался всегда тихостью
голоса.
-Тут-то увидел Акакий Акакиевич ,
что без новой шинели нельзя
обойтись, и поник совершено
духом.
С этих пор…как будто бы он женился, как будто какой-то другой
человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то
приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе
жизненную дорогу,- и подруга эта была не кто другая, как та же
шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу.

11. Способы экономии денег Башмачкина

-«Изгнать употребление чаю по вечерам»;
-«не зажигать по вечерам свечи, а если что
понадобится делать, идти в комнату к хозяйке и
работать при её свечке»;
-«ходя по улицам, ступать как можно легче и
осторожнее,.. чтобы таким образом не истереть
скоровременно подмёток»;
-«как можно реже отдавать прачке мыть бельё,
а чтобы не занашивалось, то всякий раз,
приходя домой, скидать его и оставаться в
одном только демикотоновом халате».

12. - Каким становится Акакий Акакиевич с появлением мечты о шинели и самой шинели? Кто преобладает в образе героя — «внешний» или

«внутренний» человек?

13.

Образ Акакия
Акакиевича тесно
связан с другим
образом повести, а
именно с образом
«значительного лица».
Несколько упрощая,
можно сказать, что
именно на
столкновении этих
двух образов и
строится «Шинель».

14.

Акакий Акакиевич
«Значительное
лицо»
Новая шинель
Новый генеральский мундир
Шинель заставила отметить
обнову пирушкой
Недавно построил шинель
«Генеральский мундир сбил
совершенно с толку»
«Недавно сделался значительным
лицом, а до того времени... был
незначительным»
выпвает
Выпивает два стакана шампанского
«Приятельский» ужин,
два бокала шампанского
«Побежал было вдруг... за
какою-то дамою»
«Решил не ехать еще домой, а заехать к
одной знакомой даме» ввиду внезапно
прилива самых «дружеских» к ней
«отношений»
«...Прибежал домой в
«Бледный, перепуганный и без шинели
совершенном беспорядке: волосы...
он приехал к себе, доплелся кое-как до
совершенно растрепались; бок и грудь своей комнаты и провел ночь в весьма
и все панталоны были в снегу»
большом беспорядке»

15. Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику

«Нет , лучше и не
глядеть»,- подумал и
шел, закрыв глаза. И
когда открыл их…,
увидел вдруг, что перед
ним стоят почти перед
носом какие-то люди с
усами. …
«А ведь шинель-то
моя!»- сказал один из
них громовым голосом,
схвативши его за
воротник.
Акакий Акакиевич хотел было уже закричать «караул», как другой приставил
ему к с самому рту кулак величиною с чиновничью голову, промолвив:»А вот
только крикни!» Акакий Акакиевич чувствовал, как с него сняли шинель…

16. Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику

«- Что вы, милостивый сударь,продолжал он отрывисто,- не знаете
порядка? Куда вы зашли? Не знаете
как водятся дела?...
- Откуда вы набрались такого духу?
Откуда вы мыслей таких
набрались?...
-Знаете ли кому говорите? Понимаете ли
вы, кто стоит перед вами…?
…Он не слышал ни рук, ни ног. В жизнь
свою он не был еще так сильно
распечен генералом, да еще и чужим
А.А.Башмачкин у значительного
лица
(Кукрыниксы)

17. Художественная деталь

«Увидевши в чем дело,
Акакий Акакиевич решил, что
шинель нужно будет снести к
Петровичу, портному,
жившему где-то в четвертом
этаже по черной лестнице..»
«Взбираясь по лестнице,
которая, надобно отдать
справедливость, была вся
умащена водой, помоями и
проникнута насквозь тем
спиртуозным запахом,
который ест глаза…"
«Как сошел с лестницы, как
вышел на улицу, ничего уж
этого не помнил Акакий
Акакиевич»
лестница
«Помощник столоначальника жил
на большую ногу: на лестнице
светил фонарь, квартира была на
втором этаже.»
«Впрочем, он старался усилить
значимость многими другими
средствами, именно: завел, чтобы
низшие чиновники встречали его
еще на лестнице, когда он
приходил в должность.»
« Итак, значительное лицо
сошел с лестницы, сел в сани и
сказал кучеру…,а сам,
закутавшись в теплую шинель,
оставался в приятном
расположении…»

18. «Лестница» символизирует служебный табель о рангах и жизненную дорогу

Акакий Акакиевич, поднимаясь,
по черной лестнице к портному,
сам того не ведая, вступает на
«лестницу» видимого мира
петербургской светской жизни, а
когда впервые надевает шитую
Петровичем шинель, из человека
– невидимки с очертаниями
копировальной машины и
мусорной урны превращается ,
пусть в мелкого, но видимого
человека
А без шинели
он снова
очутился вне
«лестницы» и
стал таким же,
как был,
невидимым и
ненужным

19. Какова тема повести?

Тема беззащитности человека в окружающем
несправедливом и жестоком мире.
Какова основная мысль произведения?
Мысль о «маленьком человеке», искалеченном и
обворованном государством.
Страшное душевное потрясение от человеческой
несправедливости и жестокости приводит к тому,
что герой заболевает и умирает: «Исчезло и
скрылось существо, никем не защищенное,
никому не дорогое, ни для кого не интересное»

20.

Тема. Проблематика. Конфликт
В «Шинели» поднимается тема «маленького человека» — одна
из постоянных в русской литературе. Первым затрагивает эту
тему Пушкин. Его маленькие люди — это Самсон Вырин
(«Станционный смотритель»). Евгений («Медный всадник»). Как и
Пушкин, Гоголь раскрывает в самом прозаическом персонаже
способность к любви, самоотречению, самоотверженной защите
своего идеала.

21.

Конфликт маленького человека с миром вызывается
тем, что у него отнимают его единственное достояние.
Станционный смотритель теряет дочь.
Евгений — возлюбленную.
Акакий Акакиевич — шинель. Гоголь ужесточает
конфликт: для Акакия Акакиевича целью и смыслом
жизни становится вещь. Однако автор не только
снижает, но и возвышает своего героя.

22. - Почему в повести появляется призрак Акакия Акакиевича?

К содержанию

23.

Финал повести звучит и как «торжество
правды», как изображение посмертного бунта
Башмачкина против «значительных лиц», т. е.
как грозная возможность бунта, а не ее
реализация, как борьба не героя, а автора против
деспотизма сильных мира, как выражение и
мести и возмездия слабых. Значение финала
исследователи связывали не только с образом
Башмачкина, но и с образом «значительного
лица». И нередко получалось, что повесть
написана лишь для того, чтобы показать
раскаяние генерала

24.

Фантастический финал
произведения — утопическое
осуществление идеи
справедливости. Вместо покорного
Акакия Акакиевича появляется
грозный мститель, вместо грозного
«значительного лица» — лицо
подобревшее и смягченное.
Но на самом деле этот финал
неутешителен: возникает
ощущение богооставленности
мира. Бессмертная душа охвачена
жаждой мщения и вынуждена сама
же это мщение и творить.
English     Русский Правила