3.91M
Категория: КультурологияКультурология

Теоретические основы культурологического знания (лекция № 1)

1.

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ЛЕКЦИЯ №1
Тема1.1.-1.2 Модуль 1
«Теоретические основы
культурологического
знания»
ФЕДОРИЩЕНКО
АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ
КАНДИДАТ ФИЛОСОФСКИХ НАУК,
ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ГУМАНИТАРНЫХ
ДИСЦИПЛИН
ТЕЛЕФОН КАФЕДРЫ: 20-22

2.

ВОПРОСЫ
Л Е К Ц И И:
1. Предмет, метод, задачи и функции культурологии.
2. Взаимосвязь культурологии с другими гуманитарными
науками.
3. Понятие культуры, ее структура и функции.
4. Морфология культуры. Место культуры в системе бытия.
5. Культурные ценности, нормы, традиции и инновации.
6. Семиотика культуры. Понятие цивилизации.

3.

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Впервые термин «Культурология» использовал немецкий
ученый В. Оствальд в 1915 г. в своей книге «Система наук». Он
назвал культурологией «науку о специфически человеческих
способах деятельности»
Тогда этот термин не получил
широкого распространения.

4.

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Американский культурный антрополог Л.А. Уайт( Лесли Элвин –
Leslie Alwin White 1900-1975 USA в своих работах «Наука о
культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие
культуры» (1973):
обосновал необходимость выделения всех знаний о
культуре в отдельную науку;
заложил ее общетеоретические основы;
предпринял попытку вычленить ее предмет исследования,
отграничив его от смежных с ней наук, к которым он
относил психологию и социологию.

5.

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
• Рассматривал культурологию как науку, изучающую
целостную систему элементов духовной и материальной
культуры, в ходе освоения человеком окружающего его
мира, с разных ракурсов его восприятия.

6.

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Периоды развития
культурологического знания
донаучный этап представлений о культуре (от
Древнего мира до XVIII в.);
этап становления знаний о культуре в рамках
других наук (XVIII – XIX вв.);
формирование культурологии как
самостоятельной науки (XX в.).

7.

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Этапы становления культурологии как области
научного знания
1) Этнографический
(1800-1860)
2) Эволюционистский
(1860-1895)
3) Исторический
(1895-1925)

8.

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Абстрактность системы первых научных знаний о культуре
Стремление к нахождению общего подхода к пониманию культуры в
условиях нарастания диалога различных культур
Необходимость в соотношении различных культур в условиях
нарастания национального самосознания
Необходимость создания планов рациональной государственной
политики в области культуры
Необходимость формирования культурного воспитания человека
Необходимость в создании гуманитарного «противовеса»
технократизму (принципу, в котором власть принадлежит техническим
специалистам).

9.

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Культурология в широком смысле

совокупность всех наук изучающих культуру.
Культурология в узком смысле – конкретная
наука занимающаяся историей различных
культур, сравнением и изучением их
особенностей. На основе обобщения данных об
отдельных культурах культурология строит
теоритическую систему знаний о сущности
культуры в целом.

10.

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
ЗАДАЧИ КУЛЬТУРОЛОГИИ:
определение места культуры в системе бытия;
выявление отношений
обществу и человеку;
культуры
к
природе,
исследование функций культуры;
изучение конкретных культур: памятников,
явлений, и событий культурной жизни;
взаимоотношения культуры и цивилизации и т.д.

11.

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
ОБЪЕКТ КУЛЬТУРОЛОГИИ:
человек,
общество,
народы,
государства, человечество в целом.
ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ:
культура как способ
общества,
народов,
человечества в целом.
жизни человека,
государств
и
Культурология призвана изучать наиболее общие
закономерности развития культуры, формы ее
проявления, присутствующие во всех известных
культурах человечества.

12.

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Методологии (философии) культурологического исследования:
1. Формационная методология (К. Маркс, Ф. Энгельс):
история есть смена общественно-экономических формаций, и
для каждой формации характерна своя культура. Культура есть
следствие исторически определенной экономики и тесно
связанной с экономикой политикой, «обслуживает» те или иные
общественные и экономические отношения.
2. Цивилизационная методология (А. Тойнби, Н.Я.
Данилевский):
Всякая культура (цивилизация) проходит определенные стадии
(этапы) развития: зарождается, развивается, достигает своего
кульминационного пика, а затем постепенно умирает, и,
наконец, наступает смерть. Т.е. культура проходит те же этапы
развития, что и живой организм.

13.

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Методологии (философии) культурологического исследования:
3. Психоаналитическая методология (З. Фрейд):
Культура, с одной стороны, сдерживает человеческие инстинкты,
делает жизнедеятельность безопасной от разрушительных сил
человеческого бессознательного. С другой стороны, культура
подавляет в человеке многие творческие задатки, создавая
«среднего человека».
4. Социологическая методология ( П. Сорокин):
история человечества есть смена целостных социокультурных
сверхобщностей, связанных
определенным единством
ценностей.
5. Символическая (семиотическая) методология (Э. Кассирер, К.
Леви-Стросс): акцент на знаковой символической природе
культурных феноменов.

14.

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Диалектический метод - предполагающий рассмотрение культуры
как развивающегося, внутренне - противоречивого
многостороннего явления, требующего конкретного изучения;
Системный метод - позволяет рассматривать культуру как
систему, элементы которой находятся в единстве и формируют
своим взаимодействием целостность, в свете которой имеет
смысл каждый элемент;
Структурно - функциональный метод применяется, если
необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие
культуру, выявить роль каждого такого элемента
функционирования;
Аналитический метод - позволяющий рассматривать явления
культуры в ходе её «диалога» с другими культурами;
Компаративный метод - сравнения культур по какому - либо
основанию, признаку.

15.

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
1. Диахронический метод заключается в изложении,
событий мировой и отечественной культуры в
хронологической последовательности. (вертикаль)
2. Синхронический метод состоит в совокупном анализе
двух или нескольких культур на определенном этапе их
развития (горизонталь).
3. Семиотический метод предполагает рассмотрение
культуры как знаковой системы.
4. Метод моделирования связан с созданием модели
определенного периода в развитии культуры.

16.

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
5. Биографический метод заключается в анализе
жизненного пути деятеля.
6. Герменевтический метод - используется для
исследований символически - знаковой концепции культуры.
7. Культурантропологический метод – применяется если
культура рассматривается как совокупность конкретных
ценностей, форм,, механизма передачи культурных навыков
от человека к человеку.
Частные методы конкретных дисциплин, составляющих
эмпирическую базу для культурологии, такие как методы
полевой этнографии - описание, классификация,
наблюдение, открытые интервью в психологии и социологии;
методы исторических наук, такие как, например, сравнительно
- исторический анализ текстов, и т.п.

17.

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
ОБЩЕФИЛОСОФСКИЕ ПРИНЦИПЫ
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.Принцип объективности рассмотрения – недопущение
субъективизма.
2.Принцип
целостности
(всесторонности
рассмотрения) – изучение объектов и явлений культуры
позволяет «свести воедино» многосторонние исследования,
3.Принцип детерминизма – требует рассматривать явления
культурной жизни в их причинной зависимости.
4.Принцип развития – требует изучать культурные явления
и процессы не в застывшем виде с учетом тенденций и
перспектив их развития. Этот принцип реализуется в познании
в единстве двух подходов: исторического и логического.

18.

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
ОБЩЕФИЛОСОФСКИЕ ПРИНЦИПЫ
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
5. Принцип историзма означает:
изучение культурных явлений в контексте конкретного
исторического времени;
строгий учет всех конкретно-исторических условий
культурного явления;
опору на «живые» памятники культуры, конкретные
культурологические источники (произведения писателей,
художников, историков, философов и т.п.).
6. Принцип плюралистичности – важнейшее условие
объективного анализа альтернативных точек зрения по
спорным культурологическим проблемам.

19.

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Междисциплинарные связи:
- Философия – открывает путь к познанию и объяснению
сущности
культуры
в
ее
наиболее
обобщенном
представлении;
- Социология

выявляет
закономерности
ее
функционирования в обществе;
- Психология – предоставляет возможность глубже понять
механизм восприятия человеком ценностей культуры,
становления его духовного мира;
- Этнография – способствует пониманию национальноэтнической уникальности культур народов мира;
- Искусствознание – раскрывает особенности художественной
культуры;
- История – позволяет рассмотреть развитие культуры в
прошлом.

20.

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Культурология
Фундаментальная
Прикладная

21.

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Структура культурологии:
- История культуры – изучает процесс преемственности
культурного развития различных эпох, стран и народов;
- История культурологических учений – исследует процесс
развития представлений о культуре;
- Философия культуры – рассматривает наиболее общие
культурологические проблемы;
- Социология культуры – исследует процесс функционирования
культуры в обществе;
- Культурная антропология – раскрывает исторический процесс
взаимоотношений человека и культуры, процесс адаптации
человека к окружающей культурной среде и становления духовного
мира личности;
- Прикладная культурология – исследует организацию культурной
жизни общества, деятельность учреждений культуры, методику
проведения массовых праздников, фестивалей и форумов.

22.

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
:
- Теоретико-познавательная
(гносеологическая)
функция. Благодаря этой функции обеспечивается
познание культуры, ее свойств и закономерностей.
- Воспитательная функция.
Формирует у людей
ценностные потребности и ориентации, социальные
качества, воспитывает их в духе высоких идеалов
- Управленческая функция. Отражает связь объекта
культурологии (культуры) с практикой, с работой
органов государственной власти и социальных
институтов.
- Прогностическая функция. Научное предвидение
развития культурных процессов в ближайшей и
дальней перспективе.

23.

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
:
- Мировоззренческая функция. Способствует
овладению людьми богатством культуры и в
итоге формирует мировоззрение, помогает
каждому человеку определить свое место в
обществе.
- Методологическая функция культурологии
неразрывно связана с мировоззренческой
функцией. Она состоит в использовании общих
положений и принципов, методов и средств в
познавательной и предметно- преобразующей
социокультурной деятельности людей.

24.

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ
БЫТИЯ И ФУНКЦИИ
В Древней Греции близким к термину «культура»
являлся термин ПАЙДЕЙЯ в значении воспитания
неотделимого от образования, просвещения, «культуры
души».
Впервые слово культура встречается в трактате о
земледелии Марка Порция Катона (234—148 до н.э) De
Agri Cultura(ок. 160 г. до н. э.) в значении особого
душевного отношения к возделыванию земли.
Римляне употребляли слово «культура» с какимнибудь объектом в родительном падеже, то есть только в
словосочетаниях,
означающих
совершенствование,
улучшение того, с чем сочеталось: «culture juries» —
выработка правил поведения, «culture lingual» —
совершенствование языка и т. д.

25.

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ
БЫТИЯ И ФУНКЦИИ
Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) в своих
«Тускуланских беседах»
употребил слово «культура» в
переносном значении, назвав
философию «культурой души»
(«cultura animae»)

26.

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ
БЫТИЯ И ФУНКЦИИ
В
средневековом
христианстве
культура
отождествляется с миром Бога, "не культура" - с тем,
что ведёт к нечистой силе, сатане.
Все, что утверждает, проявляет бога, стремится к
богу - есть культура, и наоборот. место человека
занимает бог - творец, место понятия "культура",
занимает понятие "культ".
Основной акцент в этом понятии переносится на
заботу,
поклонение
и
почитание
высшей,
сверхъестественной силы, которая распоряжается
судьбами мира и человека.

27.

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ
БЫТИЯ И ФУНКЦИИ
Для эпохи Возрождения разум становится главной
ценностью культуры, целью воспитания и образования
человека.
В XVII в. немецкий юрист и историограф Самуэль
Пуфендорф (1632–1694), а так же Т. Гоббс стали
использовать в новом значении слово «культура». как
обозначение результатов деятельности общественно
значимого человека.
Культура
понималась
как
противостояние
человеческой деятельности дикой стихии природы,
она
противопоставлялась
природному,
или
естественному, состоянию человека

28.

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ
БЫТИЯ И ФУНКЦИИ
Английский философ Т. Гоббс (1588 – 1694) и
немецкий юрист и историк С. Пуффендорф
высказали идею о том, что человек может пребывать
в двух состояниях: естественном (необразованном)
и культурном (воспитанном в обществе).

29.

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ
БЫТИЯ И ФУНКЦИИ
И.Гердер (1744—1803),
рассматривал культуру
в историческом аспекте.
Развитие культуры , по его
мнению, составляет
содержание и смысл
исторического процесса
состоящий в «воспитании
человеческого рода»
в «просвещении».

30.

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ
БЫТИЯ И ФУНКЦИИ
Основополагающая
позиция
эпохи
Просвещения:
культура – это духовное совершенствование
человеческого рода и отдельного индивида, орудием
которого служит разум.
История общества и культуры понималась как
постепенное развитие от невежества и варварства к
просвещенному и культурному состоянию.
Сама культура отожествлялась с формами духовного и
политического развития общества, а ее проявления
связывались с движением науки, морали, искусства,
государственного управления, религии.

31.

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ
БЫТИЯ И ФУНКЦИИ
Слово «культура» вошло в русский лексикон лишь
с середины 30-х годов XIX века.
Д.М. Велланский (1774—1847) ученый медик и
философ последователь Шеллинга так определяет
культуру: «Природа — возделанная духом
человеческим, есть Культура, соответствующая
Натуре.» Речь идет не о «второй природе».
Культура — это духовное начало, отражение
Мирового Духа, которое может иметь и
телесное воплощение, и воплощение
идеальное — в отвлеченных понятиях.

32.

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ
БЫТИЯ И ФУНКЦИИ
ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРЫ
1. Совокупность достижений человеческого общества в
производственной, общественной и духовной жизни
(мировая культура).
2. Уровень таких достижений в определенную эпоху у
какого-либо народа (например, античная культура).
3. Степень развития какой-либо отрасли хозяйственной
или умственной деятельности (например,
производственная культура)
4. Просвещенность, образованность, начитанность,
наличие определенных навыков поведения в обществе,
воспитанность (например, культурный человек).
5. Совокупность условий жизни, соответствующих
потребностям просвещенного человека.

33.

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ
БЫТИЯ И ФУНКЦИИ
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ:
культура создана деятельностью человека;
культура не может существовать вне общества;
культура
– это проявление творческого начала в
человеке;
культурной деятельности присуща свобода;
культура
находится в состоянии перманетной
динамики.

34.

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ
БЫТИЯ И ФУНКЦИИ
Функции культуры:
адаптационная;
коммуникативная;
познавательная;
нормативная;
интегративная;
социализации;
информационная.

35.

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ
БЫТИЯ И ФУНКЦИИ
СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ:
Материальная
культура (культура труда и
материального
производства,
культура
быта,
физическая культура – культура отношения к своему
телу и т.д.)
Духовная культура (литература, живопись, музыка
и т.д.)

36.

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ
БЫТИЯ И ФУНКЦИИ
МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ:
Миф
– единая нерасчлененная (синкретическая) форма
сознания, включающая в себя зачатки религиозных
верований, знаний, нравственных установок, искусства.
Религия – вера в существование сверхъестественных сил
и в связь человека с ними.
Религия выражается:
в религиозных представлениях (о боге, богах, святых,
рае, аде, нечистой силе);
в
эмоциональном отношении к религии (чувства
верующих);
в религиозных действиях – культе (совершение обрядов);
в различных формах объединения верующих (церковь,
община и т.д.)

37.

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ
БЫТИЯ И ФУНКЦИИ
МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ:
Искусство
сфера духовно-практической деятельности,
направленной на художественное постижение мира и его
преобразование на началах красоты.
Наука – это, во-первых, особая форма общественного
сознания наряду с мифологией, религией, философией,
искусством, политикой, правом. Во-вторых – это особый
вид познавательной деятельности основанной на
объективности, истинности, достоверности знаний
получаемых посредством рациональных процедур и
экспериментальной проверки. В – третьих, это особый
социальный институт.
Мораль

система
ценностей,
регулирующих
человеческое поведение на основе представлений о
добре и зле.

38.

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРУКТУРА, МОРФОЛОГИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ
БЫТИЯ И ФУНКЦИИ
МЕСТО КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ БЫТИЯ:

39.

понятие идентичности
Идентичность(самоидентичность):
отождествление себя человеком с другими людьми
или группой людей.
Виды идентичности:

40.

инкультурация и социализация
Инкультурация (термин введен М.Дж Херсковицем в
1948 г.) – процесс приобщения человека к культуре,
усвоение им привычек, норм, стереотипов поведения.
Социализация – включения человека в общественные
отношения, усвоение им норм и ценностей,
установленных тем или иным обществом.
Социализация и инкультурация проходят в трех
основных сферах:
в деятельности;
в общении;
в сфере самосознания.

41.

Культурные ценности и нормы
Ценностные ориентации – представления, с помощью
которых человек ориентируется в мире ценностей и определяет,
какие из них являются для него наиболее значимыми, а какие
менее.
Норма – это установление, которое одобряется обществом,
мера того, как следует поступать человеку.
Виды норм:
неписанные – поддерживаются силой традиций, обычаев,
общественного мнения;
правовые – отражены в нормативно-правовых документах.
Три основных слоя культурных норм:
общекультурные;
групповые;
ролевые нормы.

42.

Культурные традиции и инновации
Традиция (лат. «передача, предание») – совокупность
формальных
процедур
хранения
и
передачи
социокультурных норм из поколения в поколение в том или
ином обществе.
Инновация – нововведение, создающее условия для
появления изменений в обществе и культуре
Культурная модернизация – переход от традиционной
культуры к инновационной, процесс отхода культуры от
традиционных норм и ценностей и ее ускоренное развитие
благодаря многочисленным инновациям во всех сферах
культуры.

43.

Семиотика культуры
Семиотика - наука о знаках и знаковых системах. Создатели:
американский философ и логик Чарльз Сандерс Пирс (1839 –
1914) и швейцарский филолог и антрополог Фердинанд де
Соссюр (1857 – 1913).
Артефакты ( от лат. arte – искусственный и faktus –сделанный) продукты человеческой деятельности, сделанные людьми
вещи, рожденные ими мысли, найденные и используемые
ими средства и способы действий.
Субъективные характеристики артефактов – это их смыслы,
выраженные в их предназначении.
Предметы взятые сами по себе, вне их отношения к
человеку, никакого смысла не имеют.
Как носитель смысла предмет становится
знаком соглашением (явным или неявным) о приписывании чему-либо
(означающему предмет) определенного значения(информация
о предмете, связи между знаком и предметом обозначения).

44.

Семиотика культуры
Знак есть материальный предмет, а его значение (смысл,
информация) – продукт духовной деятельности.
Язык в широком смысле - любая система знаков, которая
может использоваться людьми в информационнокоммуникативных целях (язык театра, музыки и т.п.).
Культурный код – система знаков определенной
культуры, отражающая ее основные особенности и
позволяющая опознать ее среди других культур (код
русской культуры, культурный код православия, ислама и
т.д.).

45.

Семиотика культуры
типы знаковых систем культуры
Семиотическое поле – все многообразие знаковых
средств, используемых в культуре, в которое входят
следующие типы знаковых систем:
1. Естественные языки – вещи и явления природы,
которые становятся знаками, когда указывают на другие
предметы (дым - знак огня и т.п.).
2. Предмет становится функциональным знаком, если
связь между ним и тем, на что он указывает, возникает
в процессе человеческой деятельности и основывается
на способе его употребления человеком.
3. Иконические знаки (греч. eicon – изображение) искусственно
созданные
знаки-образы,
их
определяющей чертой является сходство с тем, что они
изображают).

46.

4
Семиотика культуры
типы знаковых систем культуры
4. Конвенциальные (условные) знаки (лат. conventio –
соглашение, договор) искусственно созданные знаки, имеющие
мало общего с тем, на что они указывают. Их значение
определяется соглашением (красный крест, погоны и т.п.).
5. Вербальные (языковые) знаковые системы.
Структура языка: звуки – слова – фразы – предложения – тексты:
фонетика – звуковая, акустическая сторона языка;
лексика – словарный фонд языка;
грамматика – система форм и способов образования, изменения
и употребления слов.(Л.В. Щербина: «Глокая куздра штеко
будланула бокра и кудрячит бокренка).
стилистика
- манера оформления речи, характеризуемая
принципами отбора и комбинации используемых языковых
средств.
6. Знаковые системы записи (письмо, нотная грамота и т.п.)

47.

Семиотика культуры
межкультурная коммуникация
Межкультурная
коммуникация

это
процесс
взаимодействия
между
представителями
различных
культур с целью передачи или обмена информацией.
Субъекты межкультурной коммуникации:
отдельные личности:
группы;
организации;
сообщества;
социальные институты.
Основная единица коммуникации – сообщение,текст.

48.

Понятие цивилизации
Цивилизация(лат.civitas–город-государство, коллектив граждан):
мировая культура в целом (например, современная цивилизация);
определенная степень развития общества (например, возникновение
древнеегипетской цивилизации);
своеобразие духовной, материальной и социальной жизни той или
иной страны, группы стран, народов или человечества на
определенном этапе развития.
На своеобразие цивилизации оказывают влияние:
природно-климатические условия;
образ жизни людей;
уровень материального производства;
уровень политического развития общества;
уровень духовного развития общества.
Критерии:
территориальный;
исторический.

49.

Понятие цивилизации
Две точки зрения на соотношение понятий «культура» и
«цивилизация»:
1. Это
синонимы. Прилагательное «цивилизованный»
изначально
имело
смысл
«образованный»,
«воспитанный»
в
противоположность
«необразованному», «дикому». В ХХVIII – XIX вв.
цивилизация часто рассматривалась как третий этап
истории человечества: «дикость – варварство –
цивилизация».
2. Противопоставление этих понятий. Освальд Шпенглер
(«Закат
Европы»)
стал
называть
цивилизацией
последнюю стадию развития каждого типа культуры,
характеризующуюся омертвлением и бездуховностью.

50.

Понятие цивилизации
С сегодняшней точки зрения:
эти понятия имеют разный исторический масштаб –
культура сопровождает всю историю существования
человечества, тогда как цивилизация существует около 5
тысяч лет;
Развитие
цивилизации не сводится к развитию
культуры: помимо культурных факторов существуют
экономические , социальные и политические, а также не
зависящие
от
человека
природно-географические
факторы развития цивилизации.

51.

Вопросы к семинарскому занятию
1. Основные этапы становления культурологии как
науки.
2. Место культурологии в системе гуманитарного
знания.
3. Структура и состав современного
культурологического знания.
4. Цели и задачи теоретической и прикладной
культурологии.
5. Понятие культуры, ее структура и функции.
Морфология культуры и ее место в системе бытия.
6. Культурные
ценности,
нормы,
традиции
инновации.
7. Семиотика культуры. Цивилизация и культура
и

52.

Основная учебная литература
Золкин А.Л. Культурология: учебник/ Изд-во:ЮнитиДана, 2012
(ЭБС «Унтверситетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru)
Дополнительная учебная литература
1.
Культурология: Учебное пособие для студентов высших
учебных за-ведений / Под научн. ред. Г.В. Драча. Изд. 12-е. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 576 с.
2. Флир, А.Я. Культурология для культурологов: уч. пособие.
Изд. 2-е –М,: 2010.- 672 с.
1.
English     Русский Правила