4.98M
Категория: ФилософияФилософия

Философия Древнего Востока. Древняя Индия (Лекция 2.1)

1.

Южно-Российский институт
управления
Философия
Древнего Востока.
Древняя Индия
Профессиональный модуль
«Основы философии»
Преп. к.с.н. Волошина Кристина Александровна
[email protected]

2.

Лекция 2. ч.1
Философия Древнего Востока.
Древняя Индия
1. Общие черты Восточной философии.
2. Философия Древней Индии:
• Общие черты.
• Веды как священные писания.
• Индуизм и 6 школ от него произошедших.
• Буддизм и восьмеричный путь.
• Джайнизм и его течения.

3.

Понятийный словарь:
1. Буддизм.
2. Веды.
3. Карма.
4. Сансара.
5. Индуизм.
6. Джайнизм.
7. Принцип ахимсы.

4.

Философия Древнего
Востока:
1. Жизненные ориентации: философия должна быть
ориентирована не на сущность, а на существование и
проявляться во всех сферах. Философы Древней Индии
учили тому, как уйти из жизни, а философы Древнего Китая
– как выжить в существующей реальности.
2. Синтез духовного и природного начала: философы учили
жить в согласии с собственным духом, не нарушая гармонии
окружающего мира.
3. Особенности языка изложения: система иероглифов,
графики.

5.

Философия Древнего
Востока:
4. Конкретность: учения создавались как моральное,
научные или религиозные.
Не было статуса «философские».
5. Многогранность истины: истинна не может быть
выражена полностью, разные взгляды = разные стороны
истины.
6. Отсутствие целостности: на Востоке существовало две
культуры: Индия и Китай. Они крайне самобытны, и их
объединение в одну эпоху «Восточной философии» очень
условно.

6.

Философия Древнего
Востока:
Древняя Индия (спасение человека от страданий; учит как
правильно жить, чтобы достойно умереть):
– Индуизм
– Буддизм
– Джайнизм
Древний Китай (утверждение в жизни, учит достойно жить):
– Конфуцианство
– Даосизм
– Легизм
– Моизм

7.

Философия Древней Индии
1 тыс. лет до н.э.

8.

Особенности философия
Древней Индии:
1. Река, которую мы называем «Инд», индийцы
называли «Синдху», персы называли «Хинду», а греки
– « Индос».
2. Историки выделяют два параметра, определяющих
единство мира индуизма:
• Языковой (говорят на многих языках, но главный –
язык ведических гимнов- санскрит, кстати, родственник
латыни и греческого).
• Социальный (наличие каст: варна = цвет + джати –
род, кстати, прообразы сословий и классов).

9.

Особенности философия
Древней Индии:
1. Жесткая кастовая структура: общество делилось на 4 варны:
брахманы (белые, жрецы, учителя); кшатрии (красные, воины);
вайшья (жёлтые, торговцы и ремесленники); шудры (черные,
рабы трех варн).
2. В основе мифология три тысячи богов, которые создали три
мира: подземельный, земной и небесный.
3. Основные боги:
– Брахма – бог-творец (автор и носитель ритуалов и
песен);
– Яма – бог смерти и правосудия;
– Вишну – бог-хранитель;
– Шива – бог – разрушитель;
– Кришна – бог-спаситель.

10.

Особенности философия
Древней Индии:
4.
Практическая
направленность
философии
для
усовершенствования жизни человека.
5. Источник философии – тревога за людей, стремление
предупредить человечество об ошибках и тем самым сберечь от
страдания.
6. Интеллектуальная пассивность людей. Полная уверенность в
том, что космос представляет собой живую субстанцию.
1. Вера в «риту» – вечный нравственный миропорядок.
2. Вселенная понимается как арена для нравственных деяний.
3. В основе писания – Веды.

11.

Веды:
• Основа мира в Ведах – единое, что существует после
разделения на бытие и небытие.
• Дата создания – II в до н.э.
• На протяжении многих веков Веды передавались устно в
стихотворной форме. Самые ранние рукописи относятся к XI
веку н. э.
• Индуистская
религиозная
традиция
считает
Веды
несотворенными человеком, вечными богооткровенными
писаниями, которые были даны человечеству через святых
мудрецов. В дословном переводе – знание (прообраз нашего слова
«ведать»)
• Легенда: изначальное существовало Ничто и тепловая энергия –
тапас. Из их взаимодействие родилось Единое, которое
распалось на верх и низ, мужское и женское.

12.

Веды:
1. Язык Вед – санскрит.
2. Самхит – основной текст Вед.
В каждой Веде выделяли 4 пласта:




Самхит – основной текст.
Брахман – обряды, составлено жрецами, толкование.
Араньяк – заповеди отшельников, «лесные книги».
Упанишады – философские тексты, главные комментарии – САМЫЕ
ЦЕННЫЕ, сокровенные наставления.
3. Все веды делятся на:
– Шрути – «услышанное» – священное откровение.
– Смрити – «запомненное» – традиции.
– Ньяя – «логическое» – логика.
4. Веданта – ответвления от Вед – дополнения, разъяснения,
объясняет правильное произношение и применение мантр.

13.

Веды:
4 книги Веды:
1. Ригведа – старейший сборник – «Веда гимнов» (10 522 стиха).
2. Самаведа – сборник песен и священных заклинаний,
песнопений. 1 875 стихов (90% дублируется Ригведа, они
отбирались по мелодичному звучанию и легли в основу
индийской музыки).
3. Яджурведа – сборник жертвенных заклинаний (1 984 стиха).
4. Атхарваведа – сборник магических формулировок, самых
древних, связан с медициной (5 977 стихов).
Умный приобщается Ригведой к земле, Яджурведой – к
серединному царству, а Самаведой – к высшему.

14.

Индуизм:
• Авторитет Вед.
• Идея слияния с Богом, постижение чистой любви к
Богу.
• Бог – реален.
• Наша душа бессмертна.
• Бог в каждом, душа в каждом.
• Корова - священное животное.
• На основе Индуизма появились шесть основных
ортодоксальных, теистических школ: санкхья; йога;
ньяя; вайшешика; миманса; веданта.

15.

Философская концепция
индуизма:
1. Брахман – творец мира; Вишну – хранитель мира;
Шива – разрушитель.
2. Цель жизни – единение с природой и Вселенной,
т.е. единение тела и души (душа – Атман).
3. Атман – высший личностный аспект, слияние с
Брахманом. Но откуда тогда зло?
4. Саната Дхарма – извечный порядок вещей, истина,
реальность. Ее нарушение приводит к злу.
5. Сансара – ограничивает личность, это возможность
переселения души. Человек, не достигший
мудрости, наказывается кармой.

16.

Философская концепция
индуизма:
6. Карма – процесс воздаяния за совершенные
человеком поступки. Те, кто смогли познать истину,
приближаются к Мокше.
7. Мокша – высшее нравственное совершенство, после
которой эволюция души прекращается. Освобождение
наступает при самореализации и постоянного
стремления познать мир.

17.

Школы от индуизма:
В классический период появилось 6 основных школ:
1. Миманса.
2. Веданта.
3. Санкхья.
4. Йога.
5. Ньяя.
6. Вайшешика.

18.

Миманса:
• В переводе- «разъяснение» (индийского текста о
жертвоприношениях).
• Последователи мимансы полагают, что индивид
должен обладать непоколебимой верой в Веды и
регулярно проводить ведийские яджны —
огненные жертвоприношения.
• Они верят в то, что сила ведийских мантр и огненных
жертвоприношений поддерживает деятельность во
Вселенной. Приверженцы мимансы придают большое
значение дхарме, которая заключается для них в
совершении ведийских ритуалов.

19.

Веданта:
• В переводе – «завершение вед». Учит о
возникновении мира из Брахмы.
• Отдельные души через любовь к Богу достигают
спасения, не сливаясь с ним.
• Веданта
сосредоточена
не
на
ритуальных
предписаниях Брахман, а на философии, изложенной
в Упанишадах.
• Это были мистические аспекты ведийской религии,
которые
основывались
на
медитации,
самодисциплине и духовном развитии, а не на
ритуальных практиках.

20.

Санкхья:
• В переводе – «разумное взвешивание».
• Атеистический плюрализм. Утверждает, что всё на
самом деле происходит от взаимодействия пуруши (духа
или души) и пракрити (материи, творческой потенции,
энергии). Существует бесконечное количество душ,
обладающих индивидуальным сознанием.
• Материи
присущи
три
основных
качества:
устойчивость
(саттва), действие (раджас),
и
бездействие (тамас), которые известны как три гуны
материальной природы.
• Взаимодействие душ и гун природы является причиной
деятельности в материальном мире.

21.

Йога:
• В переводе – «напряжение, тренировка».
• Представляет собой практику созерцания. Близка к
санкхья.
• Обе философии считаются в Индии близнецами,
разными аспектами одной дисциплины.
• Санкхья обеспечивает основное теоретическое
объяснение человеческой природы, в то время как
йога
посвящена
специфически
определению
движущей силы процесса освобождения, описанию
практических методов для достижения этого
освобождения.

22.

Ньяя:
• В переводе – «правило, логика».
• Представляет собой учение о формах мышления,
занимается вопросами познания и логики.
• Последователи ньяи верили в то, что обретение истинного
знания было единственным путём для освобождения от
страданий, и предприняли все усилия для определения
источников этого истинного знания, учась отличать его от
ложных предположений и взглядов.
• В ньяе существуют четыре источника знания:
1. восприятие (пратьякша),
2. умозаключение (анумана),
3. сравнение (упамана),
4. слово авторитета или доказательства (шабда).

23.

Вайшешика:
• В переводе – «различие, особенность».
• Освобождение человека в освобождении души от
всего материального и превращение ее в орган
мышления.
• Школа вайшешики вначале развивалась независимо
от ньяи, из-за схожести своих метафизических
концепций они впоследствии слились в одну.
• В своей классической форме, однако, школа
вайшешики имеет одно значительное отличие от
ньяи: там, где ньяя принимает четыре источника
истинного знания, вайшешика принимает только
два — восприятие и умозаключение.

24.

Буддизм:

25.

Буддизм:
• Основоположник – Гаутама.
• Основная идея – «любая жизнь есть страдание».
• Основная цель – прийти к нирване – состоянию души,
достигаемом при полном самоотречении.
• Помогает на пути к нирване восьмеричный путь – магга.
• Центральные понятия:
1. Сансара (перевоплощение).
2. Карма (процесс воздаяния за совершенные деяния).
3. Мокша (высшее нравственное совершенство, после
которого карма прекращается).

26.

Фундаментальная
концепция буддизма:
• Данная концепция называется пратитья – самутпада:
1. Смысл концепции «сущностным является то, что
возникает; то, что погибает, перестает быть таковым».
2. Любое изменение в мире влечет за собой
последствия.
3. Концепция дает три признака существования
Вселенной:
Анигга – непостоянство и изменчивость.
Анатта – отрицание «Я» и его малейшей
самостоятельности.
Дукха – наличие страданий и неудовлетворенности.
Первая истина буддизма.

27.

4 истины буддизма:
1. Жизнь – это страдание – дукха.
2. У нее есть причина (танха) в наших
желаниях.
3. Избавляясь от привязанности, исчезает
причина страданий – приходит нирвана.
4. Чтобы избежать привязанности, надо
следовать по восьмеричному пути.

28.

Восьмеричный путь:
• Правильное воззрение
• Правильное намерение
• Правильная речь
• Правильное поведение
• Правильный образ жизни
• Правильное усилие
• Правильное памятование
• Правильное сосредоточение

29.

Джайнизм:

30.

Джайнизм:
• Между буддизмом и джайнизмом много общего: они
хотели победить страдание, обе НЕ признавали Веды,
считали что нет абсолютной Вселенной и вечной души.
• Достижение кавалы (нирвана у буддистов) и избегание
страданий возможно при соблюдении принципа ахимсы,
т.е. не причинения вреда всему живому.
• Главный принцип – отказ от собственности.
• Отрицается возможность познания абсолютной истины.
• Различали 4 вида материи:
1. воздух,
2. огонь,
3. вода,
4. земля.

31.

Джайнизм:
• Учение «победителей» воззрение общины, соблюдавшей
4 обета: не наносить вред живому (принцип ахимсы),
быть правдивым (сатья), не воровать (астейа), быть
отрешенным от мирских благ (апариграха).
• Мир делится на живое (джива, душа) и неживое (аджива,
тело в человеке).
• Кавала – состояние конечного постижения душой
реальности. Всем управляет карма.
• Драгоценности джайнизма для освобождения от кармы:
совершенство восприятия, поведения и знания.
• Учение не подразумевает веру в Бога, а видит цель в
избавлении от неправильных мыслей.
• Отрицает кастовость.

32.

Джайнизм:
• Джайнизм — одна из старейших мировых религий,
действующая и по сей день.
• В нем есть две основные древние субтрадиции:
1. Дигамбары
2. Шветамбары
У них абсолютно разные взгляды на аскетические практики,
пол и тексты, которые можно считать каноническими; у
обоих есть нищие, которых поддерживают миряне (которые
не духовенство) ( шраваки (домохозяины) и шравики ).

33.

Джайнизм. Дигамбары:
Деванагари – («одетые в небо»; «имеющие воздух своим
одеянием», «одетые в пространство», то есть нагие) —
одна из двух основных сект джайнизма нагих и нищих.
Дигамбары придерживаются аскетичного стиля поведения. По примеру
Махавиры, монахи-дигамбары не носят никакой одежды, имея с собой только
традиционную метёлку (чамара) и сосуд для питья. В конце XIX века уже не
ходили нагими, а носили цветные одежды, ограничиваясь тем, что сбрасывали
их во время трапезы, предлагаемой им их учениками.
Они не признают за женщинами возможности достижения мокши и не
принимают их в монашеские орденаПри обряде посвящения в монахи
дигамбары подвергают кандидата мучительной процедуре выщипывания волос.
Прямым путём достижения мокши они считают добровольное
самоумерщвление посредством голодания (санкхара). В октябре 1987 года таким
образом ушёл из жизни глава дигамбров Бадри Прасад Махарадж.

34.

Джайнизм. Шветамбары:
Светамбары или шветамбары (деванагари: श्वेत ां बर, श्वेतपट — «одетые в белое»)
— одна из двух основных сект джайнизма. Монахи-светамбары носят простую
белую одежду.
Их воззрения допускают принятие женщин в монахини и признают их
способными достигнуть мокши.
Светамбары считают священные тексты джайнов изначальным учением, и в
меньшей степени, чем дигамбары, изнуряют себя аскетизмом. При обряде
посвящения в монахи светамбары сбривают волосы с головы кандидата.
На 2006 год насчитывалось 2510 монахов-светамбаров и 10 228 монахинь.
Среди светамбаров существует разделение на тех, кто чтит изображения в
храмах (муртипуджакы), и тех, кто отказывается это делать.
Некоторые монахи-светамбары прикрывают свой рот белой тканью —
мухапатти, чтобы практиковать ахимсу даже, когда они разговаривают. Таким
образом они уменьшают риск вдоха маленьких организмов.

35.

Тезисы для ЭССЕ
По теме Древняя Индия:
1.То, что мы есть сегодня,— это следствие наших вчерашних мыслей, а
сегодняшние мысли создают завтрашнюю жизнь. Жизнь — это порождение
нашего разума.
Будда.
2. Самая большая печаль в жизни человека – это зависть.
Будда.
3. Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи, и жизнь ее не станет
короче. Счастья не становится меньше, когда им делишься.
Будда.
4. Боль неизбежна. Но страдание — личный выбор каждого.
Будда.
5. Весь секрет существования заключается в избавлении от страхов. Не бойся
того, что с тобой будет, твоё будущее от этого не изменится, зато настоящее
станет спокойным.
Будда

36.

Южно-Российский институт
управления
Философия
Древнего Востока.
Древний Китай
Профессиональный модуль
«Основы философии»
Преп. к.с.н. Волошина Кристина Александровна
[email protected]

37.

Лекция 2. ч. 2
Философия Древнего Востока.
Древний Китай
1. Философия Древнего Китая (общая информация):
2. Основные школы:
• Даосизм.
• Конфуцианство.
• Моизм.
• Легизм.
• Инь-Янь.
• Школа имен.

38.

Философия Древнего Китая

39.

Философия Древнего
Китая:
1. Зарождается в период двух династий:
• Династия Шан (шанди – верховный император);
• Династия Чжоу («воля Неба» – всемогущее
первоначало).
2. Появляется «Книга перемен».
«Книга перемен» — один из главных источников, в котором заложены
основные принципы развития философского
мышления в Китае.
Текст этой книги несет в себе отражение
древних мифов Китая о двух началах (духах) —
Инь и Ян.

40.

Философия Древнего
Китая:
1. Этапы:
– Древний (9-3 вв. до н.э.)
– Средневековый (3 в. до н.э. – 19 в. н.э.)
– Новый (19 в. – 4 мая 1919 г.)
– Новейший (по н.в.)
2. Выделяют 6 основных школ:
– Натурфилософы – сторонники Инь/Янь.
– Конфуцианство.
– Моисты.
– Легисты.
– Даосизм.
– Школа имен.

41.

Особенности:
1. Вся китайская философия – это:
ГАРМОНИЯ – идеал соединения с природой;
ТРАДИЦИЯ –незыблемой нормой поведения является сыновья
почтительность и святость любого начинания, предпринятого предыдущими
поколениями (связь с предками).
•В основе философии – опыт как основа стабильности, связь с поколениями.
•Идея неразрывности с природой, ее одушевление, обожествление неба.
•Высокая ценность жизни, первая система воспитания человека.
•Повышенное внимание к государственному устройству, первые правила
государственного управления.
•В центре внимания проблемы человека, вопросы этики.
•Возможность применения одновременно два учения: конфуцианство в рамках
общественной нормы, даосизм – в рамках личной жизни.

42.

Особенности:
Философское мышление Китая включает в себя четыре
понятия:
1. Холизм. Гармоничное единство человека и мира.
2. Интуитивность. Земная сущность не может быть понята через череду
3.
4.
конкретных понятий или найти отражение в семантике языка. Она может
быть познана только через интуитивное прозрение.
Символизм. В качестве инструментов для мышления древнекитайская
философия применяла синсян, что означает образы.
Тиянь. Вся полнота принципов макрокосма могла быть постигнута
только при помощи серьезного когнитивного акта, который включал в
себя познание, эмоциональные переживания и волевые импульсы. Также
главенствующая роль в этой схеме уделялось нравственному сознанию.

43.

Даосизм 4 в. до н.э.:

44.

Даосизм 4 в. до н.э.:
1. Основатель Лао-Цзы.
2. Биография – «старый младенец»… Далее – слушайте.
Даосизм – мощное направление, которое основано на
личностном постижении и не имеет социальной составляющей.
Характерной чертой является следование по:
– Дао (путь) – это ничто, начало и конец мира.
– Дэ (проявляющаяся мощь) – дао непознаваемо, но вездесуще. Говорить
можно только о дэ (дэ это дао в действии).
– Ци (дыхание) – движущая сила Вселенной.
– Чан (извечный закон) – управление процессом перемен, в жизни нет
ничего более постоянного чем перемены.
– Мин (просветление) – идеальное состояние.
– Естественность и простота - мир таков каков он есть.

45.

Основа даосизма:
Идея потока. Все сплетено в единую сеть
взаимовлияющих сил.
Человек и общество улучшаются если вернуться к
первозданности.
Люди могут достичь долголетия: покой и воздержание.
В основе учение о Дао – концепция бессмертия (умирает
лишь тело, а не душа). Следовать Дао значит не вмешиваться в
ход и течение жизни.
Развитие идет по кругу, каждая вещь, достигая своего
совершенного максимума, переходит в состояние своей
противоположности (красота и уродство).

46.

Основа даосизма:
Дао - всеобщий Закон и Абсолют.
Дао многозначно, это бесконечное движение.
Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное
единство мира. Даже великое Небо следует Дао.
Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать
на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним.
Физическая смерть означает только то, что дух отделяется
от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в
своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с
мировым порядком Дао.
Пути Дао присуща сила Дэ.

47.

Конфуцианство:

48.

Конфуцианство:
Родоначальник – Кун Фу-цзы.
Биография: слушайте внимательно.
В Китае это учение известно под названием «школа учёных»,
«школа образованных людей».
«Конфуцианство» — западный термин, не имеющий эквивалента
в китайском языке.
В императорском Китае конфуцианство играло роль основной
религии, принципа организации государства и общества свыше
двух тысяч лет в почти неизменном виде, хотя религией так и не
стало.
Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство,
являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных,
моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый.

49.

Конфуцианство:
Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет
института церкви, и для него не важны вопросы теологии.
Конфуцианская этика не религиозна.
Идеалом конфуцианства является создание гармоничного
общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет
свою функцию.
Гармоническое общество построено на идее преданности (чжун,
忠) — лояльности в отношении между начальником и
подчинённым, направленной на сохранение гармонии и самого
этого общества.
Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай
человеку того, чего не желаешь себе».

50.

Конфуцианство:
Пять постоянств праведного человека
1. Жэнь 仁 — «человеческое начало», «любовь к людям»,
«человеколюбие»,
«милосердие»,
«гуманность».
Это

человеческое начало в человеке, которое является одновременно его
долгом. Позже символом постоянства Жэнь стало Дерево.
2. И (义 [義]) — «правда», «справедливость». Справедливый
человек следует И так как это правильно. И основано на
взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность
за то, что они тебя вырастили.
3.Ли (礼 [禮]) — буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность
обычаям, соблюдение обрядов, например почтение к родителям. В
более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на
сохранение устоев общества. Символ — Огонь.

51.

Конфуцианство:
4. Чжи (智) — здравый смысл, благоразумие, «мудрость»,
рассудительность — умение просчитать следствия своих действий,
посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает
качество И, предупреждая упрямство. Чжи противостоит глупости.
Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом Воды.
5.
Синь
(信)

искренность,
«доброе
намерение»,
непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает Ли,
предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент Земли.

52.

Конфуцианство:
Конфуцианство – это морально – этическое учение, пытавшееся
ответить на вопросы о том месте, которое каждый человек
занимает в государстве и мире.
Сущность передается словами Конфуция: «государь должен
быть государем, сановник- сановником, отец – отцом, сын –
сыном».
Согласно Конфуцию, причина всех несчастий в том, что люди
отступают от традиций, которым следовали их предки.
Идеальное государство как семья: традиции и почет старших.

53.

Ключевые понятия
Конфуцианства:
Идеал Конфуция – благородный муж: человеколюбие,
соблюдение порядка, регламентация отношений отцов и
сыновей, справедливость, ум и мудрость.
15 лет – стремление к учению и образованию;
30 лет – приобретение самостоятельности;
40 лет – получение твердых убеждений, становление
мировоззрения,
50 лет – осознание себя человеком и понимание того, какие цели
ставит перед тобой небо,
60 лет – приобретаешь умение читать в сердцах и умах людей,
никто не сможет обмануть тебя;
70 лет – понимание гармонии Вселенной, следование за
ритуалами, ниспосланными небом.

54.

Ключевые понятия
Конфуцианства:
Существует древняя притча о Конфуции и его учениках.
Однажды самый любознательный ученик спросил мудрого
учителя, есть ли такое понятие, опираясь на которое можно
прожить всю жизнь, не вступая в конфликт с окружающими.
Мудрец не долго думал, он сразу ответил: «Да, такое понятие
существует. Это снисходительность. Как бы высоко ты ни стоял,
будь снисходительнее к окружающим. Как бы низко ты ни пал,
тем более будь снисходителен к тем, кто сейчас смеется и
позорит тебя. Пойми, что все люди в равной мере обладают как
благородными, так и низкими качествами, и мы, чтобы не
разочаровываться в окружающих, должны быть
снисходительными к их слабостям».

55.

Моизм:
«Простой народ испытывает три бедствия:
голодающие не имеют пищи, замерзающие не имеют
одежды, уставшие не имеют отдыха. От этих трех бед
народ испытывает огромные страдания. Но если именно в
такое время ваны, гуны и другие знатные люди
развлекаются колокольным звоном и барабанным боем,
играют на лютнях, цинах, свирелях и шэнах, а также
устраивают боевые упражнения для показа оружия, то
откуда же простой люд возьмет пищу и одежду. Поэтому я
считаю, что так не должно быть. Мой замысел состоит в
том, чтобы уничтожить это».

56.

Моизм:
После смерти Конфуция Мо-цзы провозгласил новый
принцип в отношениям между людьми: основа не в семейных узах,
а во всеобщей любви, это гарантия социальной гармонии.
Предлагалось изъять роскошь и отказаться от дорогих
церемоний и войн. Не нашло поддержки у власти.
Образцом верности принципу всеобщей любви моисты
считали великого Юя — легендарного правителя древности,
который усмирил Всемирный потоп.
Главной целью моистов было установление мира во всей
Поднебесной и удовлетворение минимальных материальных
потребностей максимального числа людей, а также выдвижение на
государственные должности людей по способностям и заслугам, а
не по происхождению и знатности.

57.

Моизм:
1.
2.
3.
4.
5.
Заповеди моистов:
Содействие достойным и выдвижение умелых. Целью существования государства
является установление твёрдого порядка (чжи) путём приведения общества к единой
морали (и).
Равная ко всем любовь и осуждение нападений. Основой социального порядка
является жэнь — гуманность, в рамках которой люди должны заботиться друг о друге
и о всех остальных людях, семьях и общинах.Цель государства — принесение
максимальной пользы максимальному большинству людей.
Умеренность в расходах и умеренность при погребении. Роскошь и бесполезные
расходы должны быть устранены во имя всеобщей пользы и благосостояния.
Воля Неба и духовидение. Небо наделено мудростью и чувством морали и
соотнесение с ним — объективный стандарт праведного и нравственного поведения
людей (и). Небо вознаграждает тех, кто подчиняется его воле и наказывает тех, кто её
игнорирует; это ещё один стимул для людей быть гуманными и праведными.
Осуждение музыки и осуждение фатализма. Гуманный человек осуждает музыку и
другие признаки роскоши правителей и высокопоставленных сановников.

58.

Легизм:

59.

Легизм:
• Легизм – «школа законников».
• Теоретическое обоснование этому учению дал Шан Ян, бывший
правителем области Шан в 4 веке до н.э.
• Основным вопросом школы легистов был вопрос правильного управления
государством.
• Господствующей идеей школы этого направление было полное равенство
всех людей и перед законом, и перед властью, и перед Богами. Поэтому они
считали, что титулы и чины следует давать не по праву рождения, а по
способностям и заслугам.
• Человек низкого происхождения мог стать первым министром, и, наоборот,
глупый вельможа должен лишиться всех званий.
• Главный тезис легизма — полное подчинение существующему закону.
Единственное исключение из этого правила – верховный правитель,
которому подчиняется все сущее.
• Единственно верное наказание для инакомыслящих – смертная казнь.

60.

Легизм. Базовые идеи:
• Провозглашалось равенство всех перед Законом и Сыном Неба.
• Следует усваивать опыт предшествующих правителей.
• В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту
власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных
полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников.
• Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоёв в
государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих
должностей.
• Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование — слепо
повиноваться государю.
• Предлагалось также установить единые для всего государства законы.
Под законом понималась репрессивная политика (уголовный закон) и
административные распоряжения правительства.
• За малейший проступок следует карать смертной казнью.

61.

Инь-Ян:

62.

Инь-Ян:
Инь ян цзя (阴阳家, пиньинь: yīn yáng jiā) —
философская
школа
древнего
Китая,
специализировавшаяся
в
натурфилософскокосмологических и оккультно-нумерологических
вопросах.
Центральная концепция Инь ян цзя —
универсальность дуализма сил Инь-Ян и
цикличность взаимодействий порождённых ими
Пяти элементов, которые в основе Вселенной:
Металл, Дерево, Вода, Огонь и Земля.

63.

Школа имен:
Мин-цзя — 名家 «Школа имён» сложилась в IV - III вв. до н. э.
В обществе происходят изменения, старые
«имена/названия/наименования» перестают соответствовать новому
содержанию, в результате чего «начинают враждовать между собою
названия и сущность вещей».
Инь Вэнь говорил: «Когда имена правильны, в мире вещей царит
порядок; когда имена лишаются смысла, в мире вещей наступает хаос.
Непристойные, беспутные речи приводят к утрате смысла имени.
Когда произносят непристойные и беспутные речи, возможное
становится невозможным, обязательное становится необязательным,
правильное делается неправильным, а неверное верным».
Иными словами, основная проблематика «Школы имён» — это
соотношение «имён и реалий» (мин-ши).

64.

Школа имен:
В школе Мин-цзя сложились два направления.
1. Первое делало основной акцент на относительности
различии между предметами.
2. Второе абсолютизировало различия в вещах.
Акцентирование внимания на отдельных противоположных
качествах явлений и предметов приводило к софистическим
утверждениям.
Философы Мин-цзя отличались парадоксальным мышлением и
прекрасно развитым логическим аппаратом, что вместе моизмом
и конфуцианством привели к развитию логики в китайской
философии. Отмечается также определённое сходство между
«Школой имён» и софистами Древней Греции.

65.

Тезисы для ЭССЕ
По теме Древний Китай:
1. Побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра.
Конфуций.
2. Три вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово, возможность.
Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность.
Конфуций.
3. Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь маленькую свечку.
Конфуций.
4. Если тебе плюют в спину, значит ты впереди.
Конфуций.
5. Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик – кто падал и вставал.
Конфуций.

66.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила