12.89M
Категория: ФилософияФилософия

Философия Древнего мира.самостоятельно (1)

1.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
ЛЕКТОР - ОТЮЦКИЙ ГЕННАДИЙ ПАВЛОВИЧ,
ДОКТОР ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР,

2.

Гриненко, Г. В. Философия Древнего мира.
Античная философия : учебное пособие
для вузов / Г. В. Гриненко. — Москва :
Издательство Юрайт,
2023. 145 с. URL: https://urait.ru/bcode/5319
87

3.

ТИПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКИХ СИСТЕМ
Теоретическое мышление является
прирожденным свойством только в виде
способности.
...
Эта способность должна быть развита,
усовершенствована, а для этого не
существует до сих пор никакого иного
средства,
кроме
изучения
всей
предшествующей философии.
Ф. Энгельс

4.

ТИПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКИХ СИСТЕМ
Философия зародилась примерно 2500 лет назад в
странах Древнего мира - Индии, Китае, Египте.
Совершенства и классических форм она достигла
позднее, в Древней Греции и Риме.
Впервые философом себя назвал древнегреческий
мыслитель Пифагор.
В качестве особой науки одним из первых философию
выделил Платон.
Вследствие неразвитости наук вначале философия
представлялась как все совокупное знание, однако
позднее из нерасчлененного (синкретического)
протознания выделились математика, астрономия,
медицина и другие специальные науки.
Философия же все больше превращается в систему
наиболее общих знаний о мире, о природе, обществе и
человеке.

5.

ТИПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКИХ СИСТЕМ
Проблема истории философии - периодизация и
типологии философских систем.
Два направления:
Первое - историческое - исторические типы
философии в соответствии с периодизацией
мирового исторического процесса [«эпоха,
схваченная в мысли» (Гегель)].
Второе
проблемно-ментальное,
рассматривает
философские
системы
по
преимущественному способу философствования
и характеру разрешения философских проблем.
Проблемно-ментальные
типы
философствования носят исторически сквозной
характер.

6.

ТИПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКИХ СИСТЕМ

7.

ТИПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКИХ СИСТЕМ
По субстанциональному основанию (субстанция – то,
что лежит в основе мироздания, от лат. substantia —
сущность; то, что лежит в основе) философские системы
различаются на материалистические, идеалистические и
дуалистические.
Материалистические кладут в основу мироздания
материально-вещественные элементы (Демокрит, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Дидро, Л. Фейербах, К. Маркс.
Идеалистические
кладут в основу мироздания
объективные или субъективные духовные начала (Сократ и
Платон, Августин и Ф. Аквинский, Д. Беркли и И. Фихте,
Ф. Шеллинг и Г.В.Ф. Гегель.
Философия дуализма кладет в основу мироздания
одновременно и то, и другое (Р. Декарта).

8.

ТИПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКИХ СИСТЕМ
По гносеологическому основанию выделяются
философские системы:
агностицизм,
позиция которых состоит в
утверждении непознаваемости мира (Д. Беркли, Д.
Юм, И. Кант),
философия
познавательного
оптимизма
утверждает
принципиальную
возможность
и
способность познания мира человеком.
Гносеологический оптимизм характерен для
многих
материалистических
и
идеалистических
философских систем.

9.

ТИПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКИХ СИСТЕМ
Методологическое основание: каким исходно
рассматривать мир - развивающимся, находящимся в
движении, взаимосвязи и обусловленности, или
воспринимать его в неподвижности, односторонне,
локализованно, упрощенно?
Метафизическая
философия
давала
изображение мира в неизменных понятиях, поскольку
сущность вещей считала вечной и неизменной.
Диалектическая методология исходит из того, что
в мире все течет, изменяется в силу действия
внутренних источников движения.

10.

ТИПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКИХ СИСТЕМ
По принципиальным взглядам на роль и значение
основных форм и видов познания (чувственного,
рационального или внерационального) различаются
философские системы:
сенсуализма, отводящие главную роль в познании
органам чувств,
рационализма (главная роль отводится разуму) и
иррационализма, когда приоритет в познании
отдается
подсознательным,
неосознаваемым
механизмам - магическим, мистическим, интуитивным,
алогичным.

11.

ТИПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКИХ СИСТЕМ
В соответствии с решением и пониманием проблемы человека,
как основной проблемы философии, философские системы могут
быть:
космоцентрическими - человек как часть космоса, мира;
теоцентрическими - человек божественный, верующий;
антропоцентрическими
человек
как
средоточие
мироздания;
социоцентрическими
человек
как
совокупность
общественных отношений;
техноцентрическими - человек как подобие машины, техники;
эгоцентрическими
человек
как
неповторимая
индивидуальность;
биоцентрическими - человек как представитель биологической
природной реальности.

12.

ТИПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКИХ СИСТЕМ
Принято
выделять
исторические
философии:
философия Древнего мира,
философия эпохи Средневековья,
философия
эпохи Возрождения и
времени,
философия Новейшего времени.
типы
Нового

13.

ТИПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКИХ СИСТЕМ
В рамках каждого исторического типа развивались
философские
системы
различных
очагов
цивилизации.
Так,
философия
Древнего
мира
включает
философские системы
Древней Индии,
Древнего Китая,
Древнего Египта и Месопотамии,
Древней Греции,
Древнего Рима.

14.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Древняя философия представляет собой совокупность
учений и школ, охватывающих исторический период
примерно с VI в. до н.э. по V в. н.э.
Это тысячелетие развития философских идей
демонстрирует как разнообразие философии в
древних Индии, Китае, Египте, Месопотамии, Греции
и Риме,
так и удивительную общность идей, выражающих
объединение в едином космическом универсуме
природы, человека и богов.

15.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Философия Древнего Востока.
Наиболее древние философские учения возникли в
государствах Древнего Востока: Египте, Вавилоне, Индии,
Китае.
Общее для региона:
становление государств, реализующих интересы
земледельческой аристократии и родовой жреческой
знати (брахманы в Индии);
рабовладельческий способ производства здесь носил
специфический характер, сильны были пережитки
патриархальных отношений между господствующими
классами и угнетенными;
важное место в духовной жизни общества занимает
религия, а философские взгляды формируются либо в
лоне религиозных воззрений, либо в борьбе с ними.

16.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

17.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Культурные центры Древнего Востока:
Египет: характерно представление о жизни после
смерти. Богатый мир его богов обнаруживает черты гено(учения о том, что многие боги воплощаются в одном) и
монотеизма (учения о том, что существует только один бог).
Месопотамия: между Тигром и Евфратом возникли
великие царства Шумер, Аккад, Ассирия и Вавилон,
ставшие родиной великих эпосов о создании мира;
Иран: Заратустра (ок. 560 г. до н.э.) основывает
монотеистическую религию с сильно выраженными
дуалистическими чертами;
на Ближнем Востоке возникли три монотеистических
религии: иудаизм, христианство и ислам, которые
поклоняются всемогущему Богу-творцу, открывающему себя
прежде всего через пророков и писания.

18.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
К концу IV - началу III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне
и Египте развитие рабовладельческих отношений здесь
достигает наивысшей точки; труд рабов используется для
создания оросительных сооружений, пирамид, храмов, дворцов.
Здесь формируются первые шаги наук о мире: астрономии,
космологии, математики, возникают начала геометрии и алгебры,
формируется вавилонская шестидесятеричная система
письменного счисления.
Большую роль играло жречество, насаждавшее религиозные
верования. Отцом богов у вавилонян считалась Луна. Бог
света воспевался как могучая нравственная сила, правящая
миром.
Вместе с тем, в одном из литературных памятников – «Диалог
господина и раба о смысле жизни» религиозные догматы
подвергаются критике, равно как и идея о надежде на награду в
загробной жизни.

19.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Египет — родина одной из древнейших высокоразвитых
культур:
Древнее (2900—2040 гг. до н.э.),
Среднее (2040—1537 гг. до н.э.) и
Новое (1536—715 гг. до н.э.) царства, включая два
периода междуцарствия.
Историю Египта завершает поздняя эпоха (до 332 г. до
рубежа н.э.)
Здесь достигли высокого уровня ремёсла и обслуживающие
их отрасли науки: астрономия, арифметика, геометрия.
Раньше, чем у других народов, продолжительность года
определена в 365 1/4 дней.
С течением времени в мифы вкладывается философский
смысл, которого они первоначально не имели.
Появляются идеи, противоречащие господствующему
религиозному мировоззрению.

20.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
«Песня арфиста» - классическое произведение
древнеегипетской культуры - одной из первых
в человеческой истории утверждает, что
вместо того, чтобы рассчитывать на
загробную жизнь, надо «устраивать свои
дела на земле».
В других памятниках ставится вопрос о
материальной первооснове природных
явлений, о воде как источнике всех живых
существ.
Ни в Вавилоне, ни в Египте философская мысль
не достигла уровня, характерного для более
развитых рабовладельческих стран.
Однако, древнегреческий философ Фалес
именно у египтян заимствовал мысль о воде
как первоначале вещей.

21.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Религия Египта знает множество богов,
Особую роль играли солнечные божества. Мир
египетских богов пережил множество перемен и перестановок.
В период Нового царства солнечный бог Ра сливается с
богом-творцом Амоном в единое божество Амон-Ра.
(Фараоны носили титул "Сын Ра".) Позже в качестве
государственного бога его сменил Осирис.
Маат символизирует космический и нравственный
миропорядок.
Ее отец, Птах, — бог-покровитель всех художников и
ремесленников.
Хатхор — богиня любви и радости.

22.

ВАЖНЕЙШИЕ БОГИ ЕГИПТА

23.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Ок. 1360 г. до н.э. "царь-еретик" ЭХНАТОН попытался
установить настоящий монотеизм. Почести должны
были воздаваться исключительно Атону (солнечному
диску).
В "Гимне солнцу" Эхнатона говорится:
"Сколь же многочисленны твои дела, сокрытые от
очей людских, ты, единственный бог, кроме которого
нет никакого другого... Ты ставишь каждого на место его,
печешься о его нуждах, и у каждого есть его еда, и дни
жизни его сочтены тобою".

24.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Отличительная особенность египетской религии —
большое внимание, уделяемое к жизни после смерти.
Осириса, первоначально бог плодородия, миф связал с
царством мертвых..
Согласно "Книге мертвых", усопший, попадая в "царство
запада", подвергается суду:
Осирис вершит суд,
бог мертвых Анубис взвешивает сердце усопшего на весах
истины.
Бог Луны, а также мудрости, Тот записывает результат
взвешивания.
Усопший обязан "исповедаться", оправдаться в своих
земных делах.
Сохранению
жизненной
силы
души
служит
бальзамирование тела. Духовная душа добродетельного
человека после его смерти соединяется с Осирисом.

25.

Суд над душой усопшего

26.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
В Древней Индии философия возникает в сер. 1го тыс. до н.э. на основе отношения к
древнейшему памятнику индийской литературы,
называемому Веды ("знания") – ведическая
эпоха.
Их древнейшие части восходят ко времени ок. 1500
г. до н.э. Предназначены для отправления культа
жрецами, сосредоточили мифологические и
религиозные знания древнейших эпох.
Состоят из 4 разделов:
Ригведа (хвалы богам);
Самаведа (песни);
Яджурведа (тексты для жертвоприношений);
Атхарваведа (заклинания).

27.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
В Древней Индии философия возникает в сер. 1-го
тыс. до н.э. на основе отношения к древнейшему
памятнику индийской литературы, называемому
Веды ("знания") – ведическая эпоха.
Их древнейшие части восходят ко времени ок. 1500 г.
до н.э. Предназначены для отправления культа
жрецами, сосредоточили мифологические и
религиозные знания древнейших эпох.
Состоят из 4 разделов:
Ригведа (хвалы богам);
Самаведа (песни);
Яджурведа (тексты для жертвоприношений);
Атхарваведа (заклинания).
Упанишады – наиболее философские части вед,
содержат главные темы индийской философии: учение
о карме и новом рождении (переселении душ) и мысль
о единстве и тождестве атмана и брахмана.

28.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Упанишады – наиболее философские
части вед, содержат главные темы
индийской философии: учение о
карме и новом рождении (переселении душ) и мысль о единстве и
тождестве атмана и брахмана.
Согласно Ведам все люди делятся на
четыре варны (сословия, касты):
1. брахманы – священнослужители;
2. кшатрии – правители и воины;
3. вайшьи

земледельцы,
ремесленники, торговцы;
4. шудры – лица физического труда,
слуги.

29.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Облеченный в поэтическую форму философский вопрос о начале всякого бытия – в
знаменитом гимне во славу творения в
Ригведе.
Единое
есть
основа
мира;
оно
предшествует даже разделению на бытие и
небытие и появлению богов:
"Не было тогда ни небытия, ни бытия, не
было воздушного пространства и свода небес
над ним. Кто держал мир в безопасности, кто
окружал его границей? Где была глубокая
бездна, где — море?
Не было тогда ни смерти, ни бессмертия,
не было ночи, не было видно дня. В этой
первозданности веяло без ветра Единое, и
кроме него не было никакого другого".

30.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Упанишады (ок. 800—500 гг. до н.э.) содержат учение
о единстве брахмана и атмана.
Брахман - покоящаяся в себе первопричина всякого
бытия, как всё пронизывающая собой сущность мира.
Атман – самость (душа) индивидуального существа,
наделенного своей собственной сущностью.
Атман отделяет себя от того, что в человеке есть
внешнего и несобственного. Глубочайшее знание, к
которому должен прийти человек, гласит, что атман и
брахман по сути своей есть одно.
Существует лишь единое, во всем присутствующее
мировое начало, в которое душа вплетена, как и все
сущее.
В глубинах собственной души человек способен постичь неизменную глубину бытия.
"Поистине брахман есть весь этот мир... Мир есть мой
атман в глубине моего сердца."

31.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Вторая основная идея — учение о карме и новом
рождении:
человек принудительно рождается вновь в новом
обличий в зависимости от совершенных им
поступков (карма). Цепь новых рождений не кончается,
пока поступки обусловливают круговорот переселения
души.
Понятие сансара ("возвращающийся к началу бег")
означает вовлеченность человека в ход мировых
явлений.
В его основе лежит нравственный миропорядок:
добрые или дурные дела ведут к воплощению в
будущей жизни — в высшей или низшей форме
существования.
Это понятие зиждется на идее вечного мирового
закона (дхармы), лежащего в основе любого события
и доступного пониманию человека как мера его деяний.

32.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Каждый обязан жить в согласии со своей
дхармой,
выполняя
подобающий
общественному положению долг.
Для
Упанишад характерна пессимистическая оценка человеческого бытия как
бренного и полного страданий: в вечном
чередовании смертей и рождений возникает
все новое страдание, а внешние блага жизни
кажутся ничтожными в сравнении с непреходящим брахманом.

33.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Возникает стремление к спасению (мокша) как
избавлению от круга перерождений.
Деяния – причины новых рождений, и даже добрые дела не обеспечивают спасения.
Истинный путь — воздержание от деяний и
страстей (аскеза).
Она бесплодна без знания.
Спасающая
сила - интуитивное прозрение
сущности брахмана: тот, кому ведом брахман, сам
является брахманом:
"Я есьм брахман: кто об этом знает, тот
избавится от всех оков". Как река, впадая в море,
становится безымянной и бесформенной, так индивидуальное
бытие
мудреца
растворяется
в
бесконечном брахмане.

34.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Упанишады: карма и новое рождение

35.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Ок. 500 г. до н.э. - эпоха классических
философских систем – возникает множество
школ и становятся различимы отдельные
личности.
Философия начинает выходить из узкого круга
брахманов (жрецов) и проникать в более широкие
круги.
Различают
ортодоксальные
системы,
признающие авторитет вед как откровения, и
неортодоксальные
системы,
отвергающие
исключительность их авторитета.

36.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Ортодоксальные философские школы
признавали авторитет Вед:
веданта,
миманса,
санкхья,
йога,
ньяя,
вайшешика.

37.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Эти течения рассматривали веру в бога:
элемент «правильного» мировоззрения,
условие практической деятельности, направленной на
освобождение от страданий.
Эти учения ориентированы на:
мистику,
созерцательность,
подчинение установленным в этой жизни законам и
правилам.
Однако в некоторых из них развиваются элементы
материализма.

38.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Ньяя и вайшешика позднее сливаются в одну
систему.
Ньяя разрабатывала прежде всего логику и
учение о логическом выводе, в то время как
вайшешика
развивала
атомистическую
натурфилософию. Для объединенной системы
особенно характерно учение о категориях.
Имеется 7 категорий:
субстанция,
качество,
деятельность,
отношения общности,
особенности и
присущности
(необходимой связи частей) и
небытие.

39.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Учение о логическом выводе работает с 5-членным
силлогизмом.
Чтобы вывод был истинным, субъект (гора),
логическая посылка, или признак (дым), и
логическое следствие, или объект (огонь),
должны образовывать правильную связь.
Следствие должно оказаться более широким, чем
посылка, и тогда получается: там, где дым, всегда
есть огонь; но не везде, где есть огонь, бывает дым.

40.

НЬЯЯ: УЧЕНИЕ О ЛОГИЧЕСКОМ ВЫВОДЕ

41.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Наиболее зрелая материалистическая система –
вайшешика как теория атомизма.
Натурфилософия вайшешики учит о том, что все
материальное состоит из неразложимых атомов,
соединение которых, дающее видимые вещи, может
быть, однако, разрушено.
По истечении очередного космического цикла бытия
связи между атомами рвутся, а затем, после
передышки, восстанавливаются уже в новом мире.
Вайшешика видит цель мудрости в освобождении
человеческого «я» от страдания через достоверное
знание, истинное постижение реальности.

42.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Наиболее зрелая материалистическая система –
вайшешика как теория атомизма.
Учение вайшешики
об атомах

43.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Философия
санкхья

философия
дуализма.
Два
вечных,
несотворенных
мировых
принципа — пуруша (чистый дух), и пракрити
(материя).
Пуруша наделен сознанием, но полностью
пассивен и самостоятельно действовать не
может.
Пракрити - активная деятельная сила, но
лишена сознания и ни на что не направлена.
Мир возникает благодаря взаимодействию
этих принципов.

44.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Мир возникает благодаря взаимодействию двух
принципов.
В пракрити активизируются 3 энергии развития
(гуны):
светлая, радостная;
подвижная, страстная;
темная, невежественная.
До начала очередного космического цикла эти
энергии находятся в состоянии покоя.
Как только они начинают действовать, возникают
24
основных
элемента,
вещественные
составляющие мира (к ним санкхья причисляет
также разум, самосознание и чувственное
восприятие).

45.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Вещественная пракрити противостоит пуруше
сугубо созерцательно, будучи полностью от него
отделена.
ИТОГ: связь духа и тела в человеке иллюзорна.
Наглядный пример:
как бесцветный кристалл кажется алым, если
поместить его перед чем-нибудь красным, так и дух
кажется сплошь пронизанным чувственностью.
Психические процессы, протекающие в душе, на
деле принадлежат к пракрити. Путь спасения
человека из круговорота перерождений состоит в
познании того, что его пуруша нисколько не
затронут ни одной вещью в мире. Тем самым
угасает интерес к мирским делам, благодаря
которым возникает новая карма.

46.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Философия
санкхья

47.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Неортодоксальные учения:
джайнизм,
буддизм,
материалистическая школа чарвака
(локаята).
Занимали критическую по отношению к
ведам позицию:
стремились
покончить
с
привилегированным
положением
брахманов.
стремились по-новому понять место
человека
в
условиях
ослабления
племенной власти, усиления власти
монархии.

48.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Основатель джайнизма — МАХАВИРА (ок. 500 г. до
н.э.).
Исходные составные части мира:
индивидуальные души, от природы способные
к самосовершенствованию,
неживое (в том числе пространство, эфир и
материя).
Души не в состоянии реализовать врожденную
способность к всеведению и блаженству,
пока пронизаны материальным.

49.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Действуя, души втягивают в себя частицы
материи – материю кармы, которая закрепляется в
результате обуревающих человека страстей и
обусловливает его прикованность к кругу
перерождений.
Цель спасения — освобождение души и ее
подъем к месту обитания совершенных существ.
Чтобы достичь этого места, душа должна
освободиться от кармы, предотвращая ее
дальнейшее
вторжение
добродетельным
поведением и, в конце концов, очищаясь от уже
заработанной кармы аскезой.

50.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Основатель
буддизма

Сиддхартха Гаутама (ок. 58З
- 483 до н.э.) - сын правителя
рода Шакьев.
Буддизм
относится
к
атеистическим
религиям,
поскольку отрицает вечного
Бога.

51.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Буддизм не признает постоянного существования,
ибо все пребывает в становлении и исчезновении. БУДДА
отрицает и существование души, ибо никаких постоянно
существующих субстанций нет.
Простейшие элементы — не материальные или
духовные субстанции, а неустойчивые качества.
5 групп этих факторов существования (дхарм):
тело,
ощущение,
различия,
движущие силы,
акты сознания.

52.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Из
этих
факторов
составлены
все
воспринимаемые явления (камни, люди и т.д.).
Их появление и исчезновение никак не
обусловлено причинно.
БУДДА разделяет учения о переселении
душ и о кармическом воздаянии за
поступки.
Поскольку не существует души как устойчивой субстанции, новое живое существо,
возникающее в результате деяний предыдущего, не тождественно с ним ни в душевном, ни в телесном отношении.
Оно есть лишь звено в причинной цепи
деяний, продолжающейся за пределы смерти и
ведущей к новой жизни.

53.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Учение о причинной связи:
из (1) неведения возникают (2) кармообразующие
движущие силы,
из них возникает (3) сознание и (4) имя и телесная
форма (индивид),
потом появляются (5) чувства и тем самым (6) контакт
(чувственное восприятие) с внешним миром;
из (7) ощущения возникает (8) жажда (алчность),
с жаждой возникает (9) влечение к жизни,
в результате происходит (10) кармическое становление и (11) новое рождение,
затем реализуется (12) старение и смерть.
Этот круг можно разорвать только в том случае, если
уничтожены неведение и связанное с ним зло.

54.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Суть спасающего знания — в "4
благородных истинах":
Жизнь полна страдания.
Причина страдания — влечение к
жизни.
К освобождению от страданий
ведет погашение влечения к жизни.
К погашению влечения к жизни
ведет "благородный восьмеричный
путь".

55.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Восьмеричный
путь
состоит
из
моральных
заповедей БУДДЫ:
правильные воззрения,
правильные устремления,
правильная речь, правильное действие, правильный
образ жизни, правильное усилие, правильное внимание,
правильное
сосредоточение.
Тот,
кто
познал
благородные истины и прошел по восьмеричному пути,
добивается спасения.
Его цель — вхождение в нирвану – состояние полного
угасания стремления к жизни и прекращение
перерождений. Просветленный уже при жизни может
освободиться от всех страстей, а после смерти входит
в совершенную нирвану

56.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Восьмеричный путь состоит из моральных заповедей
Будды – надо иметь правильные:
устремление,
речь,
действие,
образ жизни,
воззрения,
усилие,
внимание,
сосредоточение.
Тот, кто познал благородные истины и прошел по
восьмеричному пути, добивается спасения. Это путь к
нирване - состоянию полной невозмутимости,
освобождения от всего, что приносит боль.

57.

Буддизм. Колесо жизни

58.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
По смерти БУДДЫ его учение развивалось в
различных направлениях.
Школа хинаяны ("малой колесницы")
представляет собой монашеский буддизм, все
стремления которого сосредоточены на
спасении немногих избранных.
Школа махаяны ("большой колесницы")
обращается к широкой массе. Почитание
БУДДЫ принимает черты богопочитания,
индивид может заручиться на своем пути к
спасению поддержкой бодхисатв —
просветленных, из любви к людям
отказавшихся от нирваны.

59.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Философия локаята (чарвака) - одно
из
первых
учений,
отрицавшим
существование какого-либо другого мира,
кроме мира материального.
Сознание, по взглядам локаятиков,
является
свойством
живого
материального тела.
Ад, рай, жертвоприношения — это
выдумка авторов священных книг.

60.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
В Древнем Китае
формирование
философских
течений относится к VI - V вв. до н.э.
Формируются идеи:
о пяти первоэлементах вещей (металле, огне,
дереве, воде и земле),
о противоположных началах (инь и янь),
о естественном пути (дао).

61.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Основоположник
конфуцианства –
Конфуций (Кун-цзы, 551- 479 до н.э.)
считал: небо как верховное божество,
диктует свою волю человеку.
В
центре - проблемы воспитания
«благородного
мужа»,
который
разбирается, «что есть исправное, равно
как малые люди разбираются в том, что
выгодно».
Суть его учения — это главным образом
консервативная философия нравов и
государства.
Гуманность, милосердие (жэнь) должны
пронизывать отношения между людьми.

62.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Конфуций не оставил никаких письменных трудов.
Его идеи были позднее собраны в книге "Лунь Юй".
Идеи ориентированы на требования практической
жизни, а его философия нравов и государства
консервативна.
Основные добродетели:
человечность,
честность, приличие, мудрость и
лояльность. Они реализуются в фундаментальных отношениях:
правителя и сановников, отца и сына, старших и
младших братьев, мужа и жены, друзей между собой.
Стабильность государства основана на нравственности
подданных и ведущей роли семьи.
Идеалом выступает образованный благородный муж
— мудрец. Поэтому большое значение придается
воспитанию, включающему в себя дух и сердце.

63.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Виднейший из последователей — Мэн-цзы (371—
289 гг. до н.э.), разработал теоретический базис
конфуцианства.
Позже
стандартным каноном стали считать
"Четыре книги" — "Лунь Юй" (речи Конфуция),
"Мэн-цзы", "Учение о середине" и "Великое
учение".
Неоконфуцианство (начиная с XI в.) становится
государственной философией Китая.
Классические темы философии нравов
дополняются теперь космологией, восходящей к
школе инь-ян.

64.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Истинный правитель управляет своим народом
посредством нравственного примера:
"Кто хочет править своей страной, должен
прежде всего навести порядок в семье.
Кто хочет навести порядок в семье, должен прежде
всего воспитать свой характер.
Кто хочет воспитать свой характер, должен прежде
всего иметь правильное сердце.
Кто хочет иметь правильное сердце, должен прежде всего иметь искренность в мыслях.
Кто хочет иметь искренность в мыслях, должен
прежде всего прийти к проницательности".
Задаче
правильно мыслить служит конфуцианская программа прояснения и упорядочивания понятий.

65.

КОНФУЦИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ

66.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Виднейший из последователей — Мэн-цзы (371—
289 гг. до н.э.), разработал теоретический базис
конфуцианства.
Он считает человека добрым от природы. Таким
образом, основы всех добродетелей заключены в
человеке от рождения, и ему надо лишь хранить и
развивать их.
Состояние государства как целого определяется
моральными
качествами
правителя.
Люди
добровольно следуют за хорошим правителем. Его
высочайшей целью должно быть благополучие и
нравственность народа.

67.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Позже стандартным каноном стали считать
"Четыре книги«:
"Лунь Юй" (речи Конфуция),
"Мэн-цзы",
"Учение о середине" и
"Великое учение".

68.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Противоположную позицию в отношении
построенного на морали конфуцианского
учения о государстве занимают легисты
(законники, от lex - закон).
Основатель
легизма – Шан Ян.
Их
идеал — мощное и унитарное
государство. Оно опирается на силу
правящей династии, военного сословия и
сельского хозяйства.
Его
фундамент

однозначные,
обязательные
для
каждого
законы,
выполнение которых должно гарантироваться
строгой системой наказаний и поощрений.
Политическая
программа
управления
легистов трезво прагматична и направлена
против традиционализма.

69.

КОНФУЦИАНЦЫ И ЛЕГИСТЫ

70.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Неоконфуцианство (начиная с XI в.) становится
государственной философией Китая.
Классические темы философии нравов
дополняются теперь космологией, восходящей к
школе инь-ян.
Чжу
Си
(1130—1200)
занимает
дуалистическую позицию. Два основных начала
мира:
универсальный формообразующий принцип ли
(мировой разум),
принцип материальной деятельности ци.

71.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Эти лежащие в основе природы принципы
определяют и свойства людей:
ли есть тождественная во всех людях сущность,
ци — их индивидуальные качества.
Универсальный принцип служит моделью и для
нравственной природы человека, поэтому ли
проявляется и как норма поведения.

72.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Учение
инь-ян
основано
на
осмыслении "Книги перемен" ("И Цзин"),
содержащей числовые соотношения,
призванные установить связь между
космически-природными процессами и
человеческой
жизнью,
исходя
из
всеобщего принципа порядка.
Его основа - 8 триграмм, состоящих
из
целых
и
разорванных
линий,
символизирующих силы и качества
природы.

73.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Комбинируясь, триграммы
составляют 64 (8 х 8)
гексаграммы (каждая – из 2
триграмм),
по
замыслу
упорядочивающие в единую
систему
все
космические
силы.
Два
космических
первоначала —
ян
(мужское,
прочное,
светлое, активное начало) и
инь (женское, податливое,
темное, пассивное начало).
Их
взаимодействием
объясняются возникновение и
превращения всех вещей и
событий.

74.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Неоконфуцианство
и
даосизм пользовались учением
инь-ян при формировании своих
космологии.
Философ-конфуцианец ЧЖОУ
ДУНЬИ (1017—73) изображает
действия космических сил в
виде диаграммы.
Высочайшее
начало
(тайцзи) посредством движения
вызывает к жизни силу ян, которая сменяется покоем, т.е.
силой
инь.
Благодаря
взаимодействию инь и ян возникают 5 элементов, а из них —
все сущее.

75.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Даосизм - учение Лао-Цзы (VI - V
вв. до н.э.) о дао - пути вещей.
Основа даосизма — приписываемая
Лао-цзы книга "Дао дэ цзин" (V—III вв.
до н.э.). Ее содержание — "учение об
истинном пути и добродетели".
Человеческая
жизнь
мыслится
вплетенной
в
космический
путь
природы. Главная идея здесь —
действие через "недеяние".
Другой значительный представитель
даосизма — Чжуан-цзы (ок. IV в. до
н.э.).

76.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Даосизм - учение Лао-Цзы (VI - V вв. до н.э.) о дао пути вещей.
Жизнь природы и людей управляется естественным
путем - дао, которому и должен следовать человек в
изменяющемся мире:
«Мир - это священный сосуд, которым нельзя
манипулировать.
Если
же
кто
хочет
манипулировать им, уничтожит его».
Лао-Цзы
считал,
что человек не должен
вмешиваться в естественный ход вещей.

77.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Дао безымянно, поскольку все имена означают нечто
определенное, дао же есть верховный принцип по ту
сторону всех различий — "путь природы и
(индивидуальной) жизни".
"Мерило человека — земля,
мерило земли — небо,
мерило неба — дао,
мерило дао — оно само".
Поэтому правильный путь мудреца и мудрого правителя
состоит в том, чтобы позволить дао руководить
собой, внутренне освободившись от всякой эгоистической деятельности.

78.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
"Дао во веки веков есть недеяние, и все же
ничто не остается несделанным".
Государство
и порядок в управлении не
отвергаются, по должны быть сведены к
минимально необходимой мере.
Чем больше законов и предписаний, тем
больше совершается преступлений.
Чем меньше правитель вмешивается в дела, тем
благополучнее живет народ.
Многочисленные моральные предписания говорят
о том, что настоящая добродетель утрачена. Кто
живет добродетельно, не размышляет об этом и не
нуждается
в
правилах,
которых
должен
придерживаться.

79.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Мудрец живет в простоте и действует
посредством мнимой слабости. Поэтому его часто
сравнивают с водой:
она полезна всем живым существам, но несмотря
на ее мягкость, ничто жесткое не причинит ей
вреда.
Постижение дао возможно лишь на мистическом
пути, о котором говорят образами. Дух должен
обрести покой — ведь незамутненной бывает
только неподвижная вода. Он должен отказаться
от сопротивления, и тогда ветер дао понесет
его, словно лист.

80.

ЛОГИКА ДАО

81.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Дао безымянно, поскольку все имена означают нечто
определенное, дао же есть верховный принцип по ту
сторону всех различий — "путь природы и
(индивидуальной) жизни".
"Мерило человека — земля,
мерило земли — небо,
мерило неба — дао,
мерило дао — оно само".
Поэтому правильный путь мудреца и мудрого правителя
состоит в том, чтобы позволить дао руководить
собой, внутренне освободившись от всякой эгоистической деятельности.

82.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Моизм восходит к учению Мо-цзы (V—IV вв.
до н.э.), для которого причина всякого зла –
отсутствие всеобщей любви к ближним.
Благополучие народа — наивысший закон
всякой политической деятельности.
Все, что не способствует благополучию, Мо-цзы
отвергает:
войну, но также роскошь и добрую часть
культуры, поскольку для ее поддержания
эксплуатируется парод.

83.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Чтобы прийти к достоверной теории, необходимо следовать определенному методу,
включающему в себя 3 момента:
сравнение
с
воззрениями
мыслителей
прошлого;
проверку
на соответствие эмпирическим
фактам;
подтверждение общественной практикой.
English     Русский Правила