Похожие презентации:
Сложное синтаксическое целое и абзац. Период
1. Сложное синтаксическое целое и абзац. Период
2. Понятие
ССЦ - это группа взаимосвязанныхпредложений, высказываний,
объединённых общей темой,
связанных не только смыслом, но и
различными грамматическими
средствами, структурными
показателями.
3. Основные черты ССЦ и средства связи
• Тематическое единство.• Наличие зачина, развития, концовки.
• Повторение слов из предшествующего
предложения.
• Употребление личных и указательных
местоимений, наречий (затем, потом, тогда,
там, так и т. д.)
• Союзное (зато, однако, так что и др.)
• Вводные слова (итак, следовательно, вопервых).
• Порядок слов в предложениях.
• Интонация частей и целого и т. д.
4. ССЦ
Предложения в ССЦ связаны не только посмыслу, но и структурно, а также с помощью
лексико-стилистических средств и
особенностей интонации.
Особенности интонации обеспечивают
ритмико-мелодическое единство ССЦ и
проявляются в интонационном сходстве
предложений, равномерности распределения
пауз, соразмерности логических ударений.
5. ССЦ
Структурное единство ССЦобеспечивается строением
предложений. Сюда можно отнести
единство видо-временных форм
сказуемых, наличие сочинительных
союзов, смысловой или
структурной неполноты
предложений
6. Например:
Из освещённого места трудно разглядеть, чтоделается в потёмках, и потому вблизи всё казалось
задёрнутым почти чёрной завесой; но далее к
небосклону длинными пятнами смутно виднелись
холмы и леса. Тёмное, чистое небо торжественно и
необъятно высоко стояло над нами со всем своим
таинственным великолепием. Сладко стеснялась
грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий
запах – запах русской летней ночи. Кругом не
слышалось почти никакого шума… Лишь изредка в
близкой реке с внезапной звучностью плеснёт
большая рыба и прибрежный тростник слабо
зашумит, едва поколебленный набежавшей волной…
Одни огоньки тихонько потрескивали. (И. Тургенев)
7. Основные черты ССЦ
1.2.
3.
4.
5.
6.
7.
Смысловое единство – описание ночи,
тематическая общность лексики.
Наличие зачина (потёмки-всё казалось задёрнутым
почти чёрной завесой); развитие (холмы и леса,
тёмное небо, запах русской летней ночи), концовка
(не слышалось никакого шума).
Порядок слов в предложениях: «Сладко стеснялась
грудь…», «кругом не слышалось…».
Употребление глаголов в форме пр.вр. мн.ч.
Союз НО
Интонация частей и целого.
Параллельный тип связи предложений.
8. ССЦ
Лексико-стилистическое единствосвязано с особенностями языковых
единиц: выбором лексических и
вариантов синтаксических конструкций,
обусловленных стилем и жанром;
наличием синонимов, антонимов,
лексических повторов, местоимений,
соотносимых со словами других частей
речи; тематической общностью лексики
9. ССЦ
Средства ритмико-мелодического иструктурного единства организуют
параллельный тип связи
предложений. Средства лексикостилистического единства
организуют цепную
(последовательную) связь между
предложениями в тексте
10. Цепной тип связи предложений
В тексте предложения могут бытьсвязаны по смыслу последовательно,
как бы по цепочке: второе - с первым,
третье - со вторым и т. д. Такую связь
называют цепной (последовательной).
Например:
Все блага и радости жизни создаются
трудом. Без труда нельзя честно
жить. (В.А.Сухомлинский).
11. Параллельный тип связи предложений
Предложения в тексте могутсвязываться без сцепляющих слов. При
этом все предложения, начиная со
второго, и по смыслу и по грамматике
связано с первым. Порядок главных
членов в них обычно такой же, как и
первом предложении. Такая связь
предложений в тексте называется
параллельной.
12. Параллельный тип связи предложений
В лесу было нарядно итихо. Ёлки густо зеленели.
В берёзках светились
светло-золотые искорки.
13. Абзац
Абзац - отступ в начале строки;это отрезок текста от одной красной строки до
другой;
это часть связного текста, которая состоит из
нескольких предложений и характеризуется
единством и относительной законченностью
содержания.
Сложное синтаксическое целое и абзац могут
совпадать, но часто не совпадают.
14. Основные функции абзаца
1. Отделяет речь автора от речиперсонажа.
2. Отделяет речь одного персонажа от
речи другого персонажа.
3. Разделяет монологическую речь на
смысловые отрезки.
Основная функция абзаца – разделительная!
15. Способы оформления в абзац ССЦ
1. Абзац равен ССЦ с единой микротемой.2. Абзац равен зачину ССЦ, в следующий
абзац входит остальная часть ССЦ.
3. Абзац равен концовке ССЦ, если в ней
содержится обобщение, вывод, причина,
которые одинаково относятся ко всем
предложениям ССЦ.
4. Абзац равен нескольким ССЦ, если их
микротемы подчинены единой теме.
16. Период
Греческое название"период"(periodos) означает
"круг", переносно "закруглённая речь".
17. Период
Среди сильно распространённыхпредложений, обычно сложных, при
стилистическом анализе текста могут быть
выделены периоды. В произношении каждый
период делится на две смысловые части: на
первой части периода голос постепенно
повышается, а на второй (после паузы) понижается. Первая часть периода
называется повышением, а вторая понижением.
18.
Пауза, разграничивающаяповышение
и понижение тона, отмечена
тире!
Внутри частей употребление
знаков препинания
регламентируется
существующими правилами
19. Например:
Когда же с мирною семьёйЧеркес в отеческом жилище
Сидит ненастною порой,
И тлеют угли в пепелище;
И, спрыгнув с верного коня,
В горах пустынных запоздалый,
К нему войдёт пришлец усталый
И робко сядет у огня, Тогда хозяин благосклонный
С приветом ласково встаёт
И гостю в чаше благовонной
Чихирь отрадный подаёт.
(А. С. Пушкин)
20. Со стороны содержания
период представляет собой как бымаленькое сочинение, написанное на
определённую тему. Так тема периода
в нашем примере - гостеприимство
черкесов. Она раскрыта довольно
полно; показывается: 1) черкес у себя
дома в ненастную пору, 2) приезд
запоздалого путника, 3) угощение
незнакомца чихирём.
21. Период
Если содержание периода сложно,повышение и понижение в свою
очередь могут подразделяться на
более мелкие части, которые отделяют
друг от друга в произношении паузами.
Каждая такая часть называется членом
периода. В нашем примере повышение
состоит из двух членов, а понижение из
одного члена.
22. Период
Со стороны синтаксический период непредставляет ничего нового: чаще всего это
сильно развитое сложное предложение.
Смысловые отношения между повышением и
понижением те же самые, что между частями
сложноподчинённого или сложносочинённого
предложения или между обособленным
членом и остальной частью предложения,
как-то: временные, причинные, условные и
пр. В нашем примере в повышении мы
находим три придаточных времени, а в
понижении - главную часть.
23.
Между повышением и понижением тона впериоде на месте паузы ставится тире. Если
в этом месте в соответствии с построением
предложения должна стоять запятая, она
остаётся (перед тире).
Члены периода внутри его частей, если они
сильно распространены, могут отделяться
друг от друга точкой с запятой. (Пример
смотрите выше).