Похожие презентации:
Презентация_к_лекции_3_1_Философские_основания_российского
1.
Курс «Основы российскойгосударственности»
Лекция 3.1
Философские основания
российского мировоззрения
2.
КЛЮЧЕВЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ РАЗДЕЛАРоссийское мировоззрение и ценности российской цивилизации
Что означают эти понятия
и как они связаны?
МЕНТАЛЬНОСТЬ
(МЕНТАЛИТЕТ)
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ИДЕНТИЧНОСТЬ
УБЕЖДЕНИЕ
ЦЕННОСТЬ
ПОСТУПОК
Лекция 3.1
Философские основания
российского мировоззрения
3.
Мировоззрение: как мы смотрим на мир?Мировоззрение – целостная система
представлений о мире (смыслы, идеалы,
чувства, установки, ценности и цели),
которая определяет отношения
и поведение конкретного человека
Всегда личностно, субъективно: оно имеет
отношение к индивиду, социальной группе,
эпохе и проявляется в поступках, решениях,
делах
Составляющие
Знания (повседневные, профессиональные, научные и т. д.)
Ценностно-нормативный компонент
Практический компонент (эмоционально-волевое освоение ценностей, норм и идеалов, превращение
их в личные взгляды и убеждения, готовность действовать в соответствии с ними)
Лекция 3.1
Философские основания
российского мировоззрения
4.
Типы мировоззренияПо способу формирования
и функционирования
Жизненно-практический тип
(стихийно формирующееся)
Теоретический тип
(осознанно формирующееся)
Мировоззрение складывается как отношение
между человеком и миром, включая
отношения человека к природе, к другим
людям, к среде, к самому себе, к способу
своей деятельности
Формируется на базе языка, искусства,
культуры, литературы
Философия, сама являясь мировоззрением,
делает его своим предметом и помогает
ориентироваться человеку в мире.
В философии мировоззрение узнает само себя
Общие черты российского мировоззрения:
любовь как отношение человека к миру
и человека к человеку, дружественность,
сострадание, совесть, сердечность,
милосердие
Лекция 3.1
Философские основания
российского мировоззрения
5.
Типы мировоззренияПо способу отображения
действительности
ОБЫДЕННОЕ
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ
Лекция 3.1
Философские основания
российского мировоззрения
РЕЛИГИОЗНОЕ
ФИЛОСОФСКОЕ
НАУЧНОЕ
6.
Типы мировоззренияПо ключевой идее
ТЕОЦЕНТРИЗМ
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
ПРИРОДОЦЕНТРИЗМ
КОСМОЦЕНТРИЗМ
СОЦИОЦЕНТРИЗМ
Мир организуется
Богом как высшим
источником бытия
и блага
Мир создан ради
человека, человек –
высшая ценность
Человек –
часть природы,
природа и человек
взаимозависимы
Мир как космос,
человек – результат
эволюции космоса
Приоритет
и определяющее
значение социального
(группы, мнений)
для жизни человека
Лекция 3.1
Философские основания
российского мировоззрения
7.
Основные и смежные понятия и категории,связанные с мировоззрением
культура
традиции
менталитет
цивилизация
идентичность
8.
А. Ф. Лосев:связывал мировоззрение с символами жизни,
«которые не только отражают или изображают
жизнь, но активно ею управляют, с
непобедимым могуществом направляют ее к
той или иной цели и необоримо, неуклонно ее
переделывают».
считал, что мировоззрением действительно
обладает только тот, кто совершенствует жизнь
как для самого себя, так и «для всего
человечества».
9.
Компоненты мировоззрения (по Лео Апостелю)1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Модель мира: «как устроен и функционирует мир?» (вселенная,
жизнь, разум, общество, культура) и «кто мы?».
Объяснение мира: «откуда мир и почему он именно таков?»,
«откуда пришли мы?».
Футурология: «куда идем?»
Ценности: «что такое добро и что такое зло?», «что делать?» и
«зачем?»
Действие: «как мы должны действовать?».
Знание: «что истинно и что ложно?», «как мы можем построить
надежные модели?» и «как мы можем достигать своих
целей?».
«Строительные блоки»: теории, модели, концепции как
отправные точки мировоззрения.
10.
Основные факторы формирования российскойидентичности
Географические, природно-климатические условия
Геополитический фактор
Межконфессиональное согласие
Этническое многообразие
11.
Что для процветания государства и формирования российской идентичности сделалипредставленные ниже персоналии?
12.
Мировоззренческие основы русской философии«Русская философия не теоцентрична (хотя в значительной части своих
представлений глубоко и существенно религиозна), не космоцетрична
(хотя вопросы натурфилософии очень рано привлекли к себе
внимание русских философов), – она больше всего занята темой
о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории.
Прежде всего, это сказывается в том, насколько всюду доминирует
моральная установка: здесь лежит один из самых действенных
и творческих истоков русского философствования…»
В.В. Зеньковский
«История русской
философии»
«В антропоцентризме мысли есть один очень глубокий мотив –
невозможность «разделять» теоретическую и практическую сферу...
В неразрывности теории и практики, отвлеченной мысли и жизни,
иначе говоря, в идеале «целостности» заключается одно из главных
вдохновений русской философской мысли»
13.
Антропоцентризм (антропологизм) русской философииМатериалистический
Религиозно-философский
Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен, В.Г. Белинский
А.И. Галич, А.С. Хомяков, Н.А. Бердяев, Л. Шестов
«Принцип разумного эгоизма»
«Примат личности над бытием»
Роль человека в мире
Человек – самодостаточное явление,
активный центр бытия, центр мира и
сам мир. Общество и космос – части
личности
«Тайна личности, её
единственности, никому
не понятна до конца. Личность
человеческая более таинственна,
чем мир. Она и есть целый мир.
Человек – микрокосм и заключает в
себе всё»
Ключевые смыслы
Проблема человека, человеческого
познания, человеческой свободы,
человеческого господства
Н.А. Бердяев
14.
Космоцентризм. АнтропокосмизмН.Ф. Фёдоров
Н.А. Умов
К.Э. Циолковский
В.И. Вернадский
А.Л. Чижевский
И.А. Ефремов
А.Р. Беляев
Роль человека в мире
Естественно-научный взгляд на космос
(универсум) как на живое существо; человек
мыслится в его соотношении с космосом
и ответственен за жизнь (антропный принцип)
Ключевые смыслы
Ноосфера, всеоживлённость космоса,
взаимосвязанность и целостность мира
Антропоцентризм
Космоцентризм
Антропокосмизм
«Между миром как космосом
и миром эмпирическим
(человечеством) существует
живое общение»
С.Н. Булгаков
15.
СоциоцентризмГ.В. Плеханов
В.И. Ленин
А.А. Богданов
«Человек, общество в качестве наиболее
сложной, универсальной формы материи
обладает иерархической, интегральносоциальной сущностью, включающей в себя
как физические, химические, биологические,
так и собственно социальные свойства»
В.В. Орлов
Развитие материи как закономерный процесс,
1978
Место человека в мире
Человек – биосоциальное существо,
формируется общественной трудовой
деятельностью в социальных отношениях
Социальность проявляется в организации
человеческой жизни на разных системных уровнях
Ключевые смыслы
Примат общества и среды над человеком,
социальная природа человека, социализация
как основной способ становления человека,
развитие общества как цель и смысл жизни
Человек (индивид) →
Семья →
Общество →
Государство →
Страна →
Человечество →
16.
Всечеловечность и всеединство (идея соборности)П. Чаадаев
С.Н. Трубецкой
В.С. Соловьев
Ф.М. Достоевский
Л.П. Карсавин
С.Л. Франк
П. Флоренский
С.Н. Булгаков
И. Ильин
«На свете нет ничего и не мыслимо ничего,
что могло бы быть само по себе, без всякой
связи с чем-либо иным. Бытие есть всеединство,
в котором всё частное есть и мыслимо именно
только через свою связь с чем-либо другим»
С.Л. Франк
«У человека есть общая высшая
потребность всецелой или абсолютной
жизни»
В.С. Соловьев
«Индивид в одно и то же время
и личен и всечеловечен»
С.Н. Булгаков
«Соборность – единство живое
и органическое»
А.С. Хомяков
«Мы уже можем указать на Пушкина,
на всемирность и всечеловечность его гения.
Ведь мог же он вместить чужие гении в душе
своей, как родные. В искусстве, по крайней
мере, в художественном творчестве, он проявил
эту всемирность стремления русского духа
неоспоримо, а в этом уже великое указание…
Способность эта есть всецело способность
русская, национальная, и Пушкин только делит
её со всем народом нашим»
Ф.М. Достоевский
17.
Литература – душа мировоззренияД.С. Лихачёв
«Раздумья
о России»
С.Н. Трубецкой
«О природе
человеческого
сознания»
«Русская литература – совесть русского народа. Она носит при этом
открытый характер по отношению к другим литературам человечества.
Она теснейшим образом связана с жизнью, с действительностью,
с осознанием ценности человека самого по себе. Русская литература
(проза, поэзия, драматургия) – это и русская философия, и русская
особенность творческого самовыражения, и русская всечеловечность»
«Каждое истинно художественное произведение есть общечеловеческий
образ и имеет свою общественную историю, обнимающую иногда
несколько поколений. Всякое великое событие в жизни какого-либо
народа превращается в социальное представление, которое продолжает
жить и развиваться в нем; всякая великая личность, иногда еще при
жизни, канонизируется в бессмертном образе народного героя. И в такой
канонизации, в своем социальном представлении, великие личности
и великие события истинно переживаются и усвояются всем народом,
становятся его историей, пребывающими элементами или факторами
общего сознания»
«Где? укажите
нам, отечества
отцы, которых
мы должны
принять
за образцы?»
А.С. Грибоедов
«Горе от ума»
18.
Какие черты российского мировоззрениявысвечены писателем?
Ф.М. Достоевский
Дневник
писателя,
Влас, 1873
«…два народные типа, в высшей степени изображающие нам весь русский народ
в его целом. Это прежде всего забвение всякой мерки во всем. Это потребность
хватить через край, потребность в замирающем ощущении, дойдя до пропасти,
свеситься в нее наполовину, заглянуть в самую бездну и – в частных случаях –
броситься в нее как ошалелому вниз головой.
Это потребность отрицания в человеке, иногда самом неотрицающем
и благоговеющем, отрицания всего, самой главной святыни сердца своего,
самого полного идеала своего, всей народной святыни во всей ее полноте,
перед которой сейчас лишь благоговел и которая вдруг как будто стала ему
невыносимым каким-то бременем….
Но зато с такою же силою, с такою же стремительностью, с такою же жаждою
самосохранения и покаяния русский человек, равно как и весь народ, и спасает
себя сам, когда дойдет до последней черты, то есть когда уже идти больше некуда.
Обратный толчок, толчок восстановления и самоспасения всегда бывает серьёзнее
прежнего порыва – порыва отрицания и саморазрушения (из-за малодушия).
В восстановление своё русский человек уходит с самым огромным и серьёзным
усилием, а на отрицательное прежнее движение свое смотрит с презрением
к самому себе»
19.
Какие черты российского мировоззрениявысвечены писателем?
«Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия
и представления, которых нет в других языках.
Чем отличается воля от свободы? Тем, что воля вольная – это свобода, соединённая
с простором, с ничем не преграждённым пространством. А понятие тоски, напротив,
соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства.
Д.С. Лихачёв
«Раздумья
о России»
Притеснять человека – это лишать его пространства в прямом и переносном смысле
этого слова.
Воля вольная! Труд подневольный, а природа вокруг вольная. И природа нужна была
человеку большая, открытая, с огромным кругозором. Поэтому так любимо в народной
песне полюшко-поле. Воля – это большие пространства, по которым можно идти и идти,
дышать вольным воздухом, чувствовать над головой небо, иметь возможность двигаться
в разные стороны…
Русское понятие храбрости – это удаль, а удаль – это храбрость в широком движении.
Это храбрость, умноженная на простор для выявления этой храбрости. Нельзя быть
удалым, храбро отсиживаясь в укреплённом месте. Да и в корне слова «подвиг» тоже
«застряло» движение: «по-двиг», то есть то, что сделано движением, побуждено
желанием сдвинуть с места что-то неподвижное»
20.
К какой мировоззренческой концепцииотносится высказывание?
Н.А. Бердяев
«Судьба России»
«Свобода человеческой
личности не может быть
дана обществом и не может
по своему истоку и признаку
зависеть от него – она
принадлежит человеку
как духовному существу.
Общество, если оно
не имеет тоталитарных
претензий, должно лишь
признавать эту свободу»
В.С. Соловьев
Сочинения. Т.3.
«Все человеческие
элементы образуют
цельный – вместе
и универсальный,
и индивидуальный –
организм, организм
всечеловеческий»
Н.Г. Чернышевский
Сочинения
«Прекрасное есть жизнь
и ближайшим образом, жизнь
напоминающая о человеке
и о человеческой жизни. …
Всякий истинно образованный
человек чувствует, что истинная
жизнь – жизнь ума и сердца.
Она отпечатывается в выражении
лица, всего яснее в глазах…»