Похожие презентации:
три русских памятника (2)
1.
ТРИ ПАМЯТНИКА ВРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Гораций, Державин, Пушкин
2.
Кто первый написал «Памятник»?◦ Делая сравнение стихотворений «Памятник» Державина и Пушкина нужно вспомнить, что самым первым автором
«Памятника» был Гораций, живший в Риме 2 тысячи лет назад. Все, что потом рождалось в русской литературе – это
подстрочные, вольные переводы, подражания. Есть перевод стихотворения у А. Фета, М. Ломоносова, В. Капниста.
«Памятники» Державина и Пушкина – это подражание римскому поэту, действительно пережившему в памяти людей 2
тысячелетия. Но придерживаясь стиля Горация, Державин и Пушкин выразили в стихотворениях свое понимание роли
поэзии, свое место в литературе. Причем Пушкин создавал свой «Памятник» под влиянием Державина.
3.
Что общее в стихотворениях?В стихотворениях много общего:
I.
они посвящены теме подведения итогов и оценки поэтом своего
вклада в жизнь современного общества и будущих поколений;
II. оба поэта позиционируют себя по отношению к власти;
III. и Державин, и Пушкин видят свою заслугу не в
совершенствовании поэтического мастерства, поэтической
формы, даже не в развитии языка – а только в содержании тех
мыслей, идей, которые считали себя вправе и решились
высказать;
4.
◦ Пушкин, как и Державин, написал стихотворениеиз пяти строф, положив в основу торжественный
ямб, подчеркнув этим свою связь с “учителем”.
Поэты единодушны в оценке поэтического слова
как самого прочного, нетленного “материала”,
памятник из которого переживёт века. Но
Пушкину важно, что “не зарастёт к нему
народная тропа”, он уже осознал себя как
народный поэт. Он и власть поэта считает сродни
власти пророка, и потому она выше
“Александрийского столпа”.
5.
◦ Квинт Гораций Флакк (65 до н. э.— 8 дон. э.) — древнеримский поэт «золотого
века» римской литературы.
Поэтическое завещание Горация —
знаменитая ода “Ad Melpomenem” («К
Мельпомене»), в которой поднимается
традиционная в европейской культуре
тема поэта и поэзии. Основные ее
аспекты — это процесс творчества, его
смысл и цель, взаимоотношения поэта
с читателем и властью, с самим собой
6.
В 1795 году другой русский поэт Г. Р.Державин осуществляет своеобразный
перевод античного оригинала и
называет свое стихотворение
«Памятник». В нем русский поэт, как и
Гораций, подчеркивает, что сам
добился своей славы. Заканчивается
стихотворение Державина обращением
к творческому вдохновению в образе
прекрасной женщины.
7.
Сравним◦ Поэты единодушны в оценке поэтического слова как самого прочного, нетленного
“материала”, памятник из которого переживёт века. Но Пушкину важно, что “не зарастёт
к нему народная тропа”, он уже осознал себя как народный поэт. Он и власть поэта
считает сродни власти пророка, и потому она выше “Александрийского столпа”.
◦ Державин же, очевидно, не допускает возможности равнять поэта и власть, а мысль о
превосходстве поэта вообще ему чужда. Причина разности оценок – в том, что
Державин, бывший и личным секретарём Екатерины II, и придворным поэтом, самое
большее, что мог позволить – “истину царям с улыбкой говорить”. Поэт видит свою
заслугу в этом, а ещё в том, что “дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях
Фелицы (императрицы) возгласить”.
◦ Оценка Пушкиным своего творчества включает как самый важный критерий – он
“любезен народу” тем, что “чувства добрые…лирой пробуждал”. Он гордится, что в свой
“жестокий век восславил…свободу И милость к падшим призывал”.
◦ Очевидно, что пушкинское понимание роли поэта и его творчества более зрелое,
глубокое и бескомпромиссное, чем Державинское.
8.
Итоги◦ В 1836 году А. С. Пушкин создает свой знаменитый «Памятник». Чернышевский
писал о том, что любопытно сравнивать, как Державин и Пушкин «видоизменяют
существенную мысль Горациевой оды «Памятник», выставляя свои права на
бессмертие. Гораций говорит: «Я считаю себя достойным славы за то, что
хорошо писал стихи»; Державин заменяет это другим: «Я считаю себя
достойным славы за то, что говорил правду народу и царям»; Пушкин — «за то,
что я благодетельно действовал на общество и защищал страдальцев».
Пушкинский «Памятник», несомненно, уже носит характер и подражания, и
переосмысления одновременно. С одной стороны, А. С. Пушкин подключается к
указанной выше традиции, что подчеркивается и латинским эпиграфом из
Горация («Exegimonumentum»), а с другой стороны, переставляет акцент,
создает свой совершенно концептуальный текст, по-своему гениальный: Я
памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа,
Воззнесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.