Похожие презентации:
Литература_Лекция № 3_Лермонтов-1
1.
ЛИТЕРАТУРАЛекция № 3
Тема одиночества человека в творчестве М.Ю. Лермонтова
1814, 3 (15) октября – Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве. 1817 –
умирает мать писателя Мария Михайловна, отец отдает сына на воспитание
бабушке по матери Е.А. Арсеньевой. 1817 – 1826 – детские годы прошли в селе
Тарханы Пензенской губернии. 1827 – 1829 – учеба в Университетском
благородном пансионе. 1829 – создание первой редакции «Демона».
1830 – 1832 – учеба в Московском университете. Создание стихотворения
«Парус». 1831 – умирает отец писателя Юрий Петрович.
1832 – 1834 – учеба в Школе гвардейских подпрапорщиков в Петербурге.
Создание произведений о жизни военных, работа над исторически романом
«Вадим».
1834 – поступает в Лейб-гвардейский Гусарский полк в звании корнета.
1835 – создает драму «Маскарад».
1837 – пишет стихотворение в память о Пушкине «Смерть Поэта». Первая
ссылка на Кавказ, служба в Нижегородском драгунском полку. 1838 – служба в
Гусарском Его Величества полку. Публикация стихотворения «Песня про купца
Калашникова».
1838 – возвращается в Петербург, печатается в журнале «Отечественные
записки», создает поэмы «Демон» и «Мцыри».
1839 – публикация стихотворения «Дума» в журнале «Отечественные записки».
1840 – дуэль с сыном французского посла Эрнестом де Барантом на
Парголовской дороге за Черной речкой. Вторая ссылка на Кавказ. Выход
единственного прижизненного сборника стихотворений, публикация романа
«Герой нашего времени». Это самое крупное и значительное произведение
Лермонтова в прозе. Роман начат в 1837–1838 гг., а закончен в 1839 г.
Первоначально главы будущего романа печатались как самостоятельные
повести, затем были объединены в единую книгу.
2.
1841, 15 (27) июля – дуэль между Лермонтовым и Мартыновым у подножиягоры Машук. Гибель поэта.
1841, 17 (20) июля – похороны Лермонтова на Пятигорском кладбище. 1842 –
перезахоронение тела поэта в семейном склепе в селе Тарханы.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Основные мотивы лирики ЛермонтоваТема одиночества
Тема одиночества представлена многогранно. Поэт осмыслил ее как глубокую
личную трагедию, испытывая неудовлетворенность собой, судьбой,
политической обстановкой, обществом.
«Парус» (1832)
13.
Центральным мотивом стихотворения является мотив одиночества,странничества. «Одинокий парус» не бежит ни от чего, не ищет счастья и
покоя. Его мятежной натуре нужна «буря».
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой …
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
«Когда волнуется желтеющая нива…» (1837)
Лермонтов созерцает картину природы, полную умиротворения. Только
красота природы способна заставить его примириться с земным
существованием.
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый –
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он. –
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, –
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…
«Утес» (1841), «На севере диком…» (1841), «Листок» (1841)
14.
В этих стихах мотив одиночества выражается или в неразделенной любви, илив непрочности человеческих связей.
«И скучно и грустно…» (1840) Лирический герой не находит счастья ни в
любви, ни в дружбе, разуверяется в себе и в жизни, у него исчезает надежда на
исполнение желаний.
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!
Любить… Но кого же?.. На время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –
Такая пустая и глупая шутка…
Пребывание в Петербурге было тягостно для Лермонтова. Будучи в центре
внимания общества, он чувствовал себя глубоко одиноким. Усугубляется
ощущение пустоты и бесцельности существования, иллюзорности чувств и
стремлений, которое выражается в горьких стихах:
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманием вокруг, – такая пустая и
глупая шутка…
Вот как вспоминает о встречах с поэтом в это время Иван Сергеевич Тургенев:
«Лермонтова я видел всего два раза: в доме одной знатной петербургской
дамы, княгини Ш-ой, и несколько дней спустя на маскараде в Благородном
собрании под новый, 1840 год. <…> На Лермонтове был мундир лейб-гвардии
гусарского полка; он не снял ни сабли, ни перчаток – и, сгорбившись и
насупившись, угрюмо посматривал на графиню. <…> В наружности
Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и
недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его
смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. <…> Внутренне
Лермонтов, вероятно, скучал глубоко, он задыхался в тесной сфере, куда его
втолкнула судьба».
Упомянутый бал, как и множество таких же балов, на которых слышится
«дикий шепот затверженных речей» и мелькают «приличьем стянутые маски»,
15.
описан Лермонтовым в стихотворении «Как часто, пестрою толпоюокружен…» (1840).
Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, —
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.
И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж грудь мою;
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.
Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.
16.
Когда ж, опомнившись, обман я узнаюИ шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник не́званную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
В первых строфах стихотворения возникает уже знакомый читателю образ
маскарада: «дикий шепот затверженных речей», «образы бездушные людей»,
«приличьем стянутые маски», «блеск и суета». Сознание лирического героя
стремится убежать из этого мира лжи, суеты и тщеславия в прошлое, в годы
детства. В его воображении возникают прямо противоположные образы,
нежные, чистые, искренние, как «свежий островок». Он вспоминает, какое
наслаждение испытывала душа от одинокого созерцания лунной ночи, от
влюбленности в «мечты моей созданье», от того чувства гармонии мира,
которое уже никогда не вернется. Тоска по этому чувству, воспоминания о нем,
как о песне матери, будет жить в душе героя всегда. То, что было, кануло
безвозвратно, счастливая идиллия существует лишь в воображении
лирического героя.
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою…
… Тогда диссонанс между мечтой и действительностью так разителен, что
заставляет лирического героя быть злым и беспощадным к «приличьем
стянутым маскам». Его оружие против них – его «железный стих, облитый
горечью и злостью».
Лермонтов датировал это стихотворение 1 января 1840 года. Это позволяет
считать, что написание стихотворения непосредственно связано с
впечатлениями поэта от посещения новогоднего бала-маскарада в Благородном
собрании. Именно на этом балу Лермонтова видел И.С. Тургенев и
впоследствии вспоминал об этом: «На бале Дворянского собрания ему не
давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки: одна маска
сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк,
поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось,
что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества…
Быть может, ему приходили в голову те стихи:
Когда касаются холодных руки моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки…
17.
«Выхожу один я на дорогу…» (1841) Здесь лирический герой одинок передцелым миром, перед вселенной. Отчетливо звучат мотивы одинокого
странничества, душевной опустошенности, тоскливого отчаянья.
Картины природы заставляют его задуматься об одиночестве человека в этом
мире.
1
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
2
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Лирическому герою не хватает гармонии, подобной той, которая царит в
природе. Герой устал от мирской суеты, он ищет отдыха, но не безжизненного
покоя. Лирический герой по-прежнему одинок, но одиночество его уже не
трагично, наоборот, величественно. Человек наедине со Вселенной ощущает
себя частью ее, готов раствориться в ней.
В стихотворении не звучит мотив смирения, в нем – откровение, прозрение.
Лирический герой почти в точности повторяет пушкинскую формулу: «На
свете счастья нет, но есть покой и воля»:
3
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
4
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
5
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
18.
Баллада «Воздушный корабль» (1840) Поэт обращается к образу Наполеона,рисуя традиционный образ романтического героя, трагедия которого в том, что
он не находит себе места в мире людей. Наполеон противопоставлен всему
миру. Воздушный корабль в стихотворении – яркий символ одиночества.
Тема Родины
Особенность любви Лермонтова к Родине в том, что эта любовь контрастна:
духовной жизни лирического героя противопоставлена общественная, и они не
гармонируют друг с другом.
«Бородино» (1837) Отклик на события 1812 г. Тема исторического прошлого
России и судьбы поколения 30-х годов. Перед нами как бы диалог поколения
поэта с поколением отцов, участников войны. Устами старого солдата автор
упрекает «нынешнее племя» в бессилии. Прославляя подвиги отцов, поэт
осуждает современников за бесславно прожитую жизнь.
«Дума» (1838) Итог долгих и трудных размышлений – это и сатира, и
философия:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно…
Поэт высказывает беспощадную правду не о чем-то ему чуждом, а о том, что
ему дорого и кровно близко – это делает произведение трагическим.
«Прощай, немытая Россия…» (1841), «Жалоба турка» (1829)
Скорбь и негодование поэта сменяется ненавистью к «стране рабов, стране
господ», «к мундирам голубым» и «преданному им народу». В «Жалобе турка»
поэт пишет о стране, где «стонет человек от рабства и цепей», и с горечью
признается: «Друг! Этот край…моя отчизна!»
«Я видел тень блаженства; но вполне…» (1831) Поэт признается в любви к
стране близких и родных ему соседей, к местам, где он родился, к родине: «Я
родину люблю…»
«Родина» (1841) Одно из последних стихотворений поэта. Воспринимается как
своеобразное завещание поэта. «Люблю отчизну я, но странною любовью!» Эта
любовь обращена не к Российской державе, а к России народной. Поэт пытался
собрать все, что ему дорого в родной стране: «чету белеющих берез», «пляску с
топаньем и свистом». Он откликается душой на все, что его окружает в
народной жизни.
Лирический герой Лермонтова признается в любви к родине, но любовь эта
своеобразная, ее невозможно объяснить разумом.
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
19.
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.Но я люблю – за что, не знаю сам, –
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
Любовная лирика
«Как небеса, твой взор блистает…» (1838) Поэт рассказывает о «трепещущей
душе», о «голосе нежном», который встретил. Лирический герой считает, что
если любить, то на всю жизнь, самозабвенно и жертвенно. Но властвующая в
жизни дисгармония делает любовь трагической, приносящей лишь муки.
Сплетни и интриги светского общества способны опошлить, осквернить и
растоптать самую чистую и прекрасную земную любовь.
«Отчего» (1840) Любовь для Лермонтова неразлучна с печалью. В его
художественном мире высокое чувство всегда трагично. Стихотворение
посвящено Наталье Ивановой, в которую он был безнадежно влюблен (ей
посвящен целый цикл стихов – это история неразделенного и оскорбленного
чувства). Лирический герой одинок, не понят, но это лишь усиливает в нем
сознание своей избранности и предназначенности для высшего счастья –
творить.
«Расстались мы, но твой портрет…» (1837) Стихи посвящены Варваре
Лопухиной, которую поэт любил всю жизнь, она отвечала на его чувства, но
замуж вышла за другого. «Среди ледяного, среди беспощадного света» счастье
поэта было невозможным, но пережитое ими чувство будет всегда озарять
20.
жизнь – об этом стихотворение. Во многих стихах Лермонтова любовь являетсяв трагическом облике.
«Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841) Для поэта любовь –
прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью. Стихи о любви здесь
превращаются в философские размышления. Лирический герой будто сам
бежит от безмятежности и покоя, испытывает противоречивые чувства:
Люблю в тебе в прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
О назначении поэта и поэзии
«1831-го июня 11 дня» (1831) Для Лермонтова творчество – «всесжигающий
костер», он называет «страшной» «жажду песнопений», т.к. видит
разъединение людей и не верит, что будет услышан. Он говорит, что душа
человека изменчива и противоречива, и слово часто бессильно ее открыть.
«Смерть поэта» (1837) Стихи связаны с трагической гибелью Пушкина.
Лермонтов бросает вызов и упрек обществу, т.к. считает, что Пушкин погиб,
потому что «восстал он против мнений света». Он убежден, что поэт обречен на
одиночество, но не может его вынести, а когда бросается в чуждый ему мир,
гибнет.
«Поэт» (1838)
Стихотворение начинается с описания красивого кинжала.
Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал –
Наследье бранного востока.
Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след
И не одну прорвал кольчугу.
Кинжал делил с хозяином «забавы», являлся последним аргументом в ответ на
обидные речи. В то время богатая резьба была для него ненужным украшением.
Кинжал был добыт «на хладном трупе господина», потом долго лежал в
«походной лавке армянина», был заброшен. Теперь он «игрушкой золотой»
висит на стене.
Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,
И надписи его, молясь перед зарей,
Никто с усердьем не читает…
21.
Автор сравнивает поэта с кинжалом:В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Раньше назначение поэта было в том, чтобы «воспламенять» для битвы бойцов.
Поэт нужен был людям, «как фимиам в часы молитвы». Стих поэта носился над
толпой, как Божий дух, как колокол звучал «на башне вечевой» в дни
праздников и «бед народных». Теперь все иначе:
Но скучен нам простой и гордый твой язык, –
Нас тешат блестки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны…
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..
«Есть речи – значенье…» (1839) В Лермонтове побеждает вера в поэзию при
всей мучительности творчества. «Из пламя и света рожденное слово» для поэта
– спасение от страданий, приход к гармонии, вере.
«Пророк» (1841) Следуя Пушкину, Лермонтов с самого начала и до конца
творческого пути создает облик народного поэта – пророка, патриота,
воспламеняющего людей на борьбу за свои человеческие права и свободу. В
условиях жесточайшего деспотического произвола он посвящает свою лиру
обличению социальной пассивности. Поэт-Пророк видит то, что не может
увидеть простой человек. В основе стихотворения лежит скорбь человекагражданина о том, что высокое учение Пророка не признается толпой. Пророк,
гонимый и презираемый толпой, уходит в пустыню, остается в одиночестве.
Вопросы:
1. Назовите основные даты жизни и творчества Лермонтова.
2. Как в творчестве Лермонтова представлена тема одиночества? Назовите
произведения. Выпишите наиболее важные строки.
3. В чем особенность любви Лермонтова к Родине? Приведите примеры
произведений, раскрывающих тему Родины в творчестве поэта. Выпишите
цитаты из некоторых стихотворений.
22.
4. Расскажите о любовной лирике Лермонтова. Приведите примерыпроизведений.
5. Почему любовь для Лермонтова неразлучна с печалью?
6. Как в творчестве Лермонтова раскрывается тема о назначении поэта и
поэзии? Назовите произведения, расскажите о них.
Практическое занятие № 2
Философская лирика М.Ю. Лермонтова. Тема взаимоотношений человека
и природы в поэзии М.Ю. Лермонтова
Цели: 1) раскрыть идейно-художественное своеобразие стихотворных
произведений;
2) совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим
текстом;
3) формировать культуру читательского восприятия.
Оборудование: раздаточный материал, тетради для практических работ.
Порядок выполнения работы:
I. Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу…»
1. Каким настроением проникнуто стихотворение?
2. О чём мечтает лирический герой?
3. Укажите средство выразительности, с помощью которого поэт описывает
красоту и тихую зачарованность южной ночи («звезда с звездою говорит»;
«пустыня внемлет богу»).
4. Укажите проблемы, которые отражает поэт в этом стихотворении. Что, на
ваш взгляд, в этом стихотворении символизирует образ дороги?
5. Как соотносятся в стихотворении состояние природы и психологическое
состояние лирического героя?
6. Какие образы-символы созданы поэтом в стихотворении? Попытайтесь
объяснить их смысл.
7. Что символизирует в финале стихотворения образ дуба-великана? Какое
чувство доминирует в этом стихотворении?
II. Анализ стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружён…»
1. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения. С помощью каких
художественных средств автор создаёт его образ?
2. Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует
автор?
3. Какими предстают мир реальный и мир мечты в произведении?
23.
4. Обратите внимание на соотношение частей, в которых описаны эти два мира.Как в композиции стихотворения отражается авторское отношение к каждому
из них?
5. Какие настроения чередуются в этом стихотворении?
6. Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней
опять появляется образ «толпы»? В чём конфликт?
7. Каким пафосом проникнуты финальные строки стихотворения?