Похожие презентации:
МОСКВА 3 рим
1.
Концепция «Москва – третий Рим»как основа государственной
идеологии централизованного
государства
2.
Источники доктрины (от лат. doctrina —«учение, наука, обучение»)
Доктрина "Москва - Третий Рим" развивалась с XV по XVI век.
Падение Константинополя в 1453 году и зависимость патриарха от
мусульман воспринимались как наказание за измену
православию. Русские государи, начиная с Василия II, стали
восприниматься как наследники византийских императоров. В
1473 году Иван III женился на византийской принцессе, и Москва
приняла византийский герб — двуглавого орла. Освобождение от
татаро-монгольского ига в 1480 году способствовало
распространению идеи о "третьем Риме".
В 1523 году монах Филофей написал "Послание на звездочетцев",
где обсуждалась роль Руси в мировой истории. В послании
утверждается, что два Рима пали, а Третий (Москва) стоит, и
четвертому не быти. Б.А. Успенский отметил, что доктрина
сочетает космологическое и историческое обоснование, отражая
идеи о цикличном и линейном времени. Филофей
противопоставляет божественное провидение астрологии,
утверждая, что история зависит от Бога. "Третий Рим" считается
последним земным царством, предшествующим Царствию
Небесному, что связано с эсхатологическими и мессианскими
настроениями.
Псковский монах
Филофей
3.
Суть доктрины «Москва – Третий Рим»С.А. Зеньковский отмечает, что теория Филофея основывается на
полном провиденциализме и эсхатологизме, утверждая, что
история подчиняется воле Господа. Русское царство будет
последним в истории, и с его падением наступит конец миру.
Учение о Третьем Риме пронизано верой в близкую кончину света.
Филофей связывает упадок нравственности в русском обществе с
пророчествами о последних временах, призывая царя к
ответственности за защиту Православия и искоренение пороков,
которые могут сократить срок существования последнего Рима. Он
утверждает, что падение России угрожает всему человечеству.
Изначально учение Филофея воспринималось как религиознофилософская теория, не имеющая политических амбиций.
Царская власть должна была охранять Православие, и попытки
истолковать доктрину "Москва - Третий Рим" как идею
национальной исключительности возникли позже, в контексте
раскола и самовозвеличивания русского народа.
4.
Суть доктрины «Москва – Третий Рим»Стоглавый собор, состоявшийся в 1551 году при Иване IV
Грозном и митрополите Макарии, сыграл важную роль в
упорядочении церковной жизни и исправлении недостатков. Он
был назван так из-за ста глав, ответов на вопросы царя. Собор
нацеливался на строгую приверженность древним церковным
традициям, так как некоторые из них начали искажаться.
Нарушителей ожидала анафема, считавшаяся более страшной,
чем смертная казнь, так как означала вечные муки.
Соборовые постановления стали основой для старообрядцев,
тогда как их противники стремились принизить его значение. В
1589 году было учреждено патриаршество на Руси, первым
патриархом стал митрополит Иов. Это подтвердило статус
Москвы как Третьего Рима, признанного восточными
патриархами. Патриарх Иеремия Константинопольский
высоко оценил благочестие русского царства. Русь утвердилась
как опора вселенского Православия, воспринимаемая как
апокалиптический Третий Рим, с падением которого наступит
пришествие антихриста.
Стоглавый собор 1551
5.
Влияние на формирование внешней и внутренней политики РусиИдея Москвы как Третьего Рима изначально была теологической, подчеркивая роль русской церкви как
хранительницы истинного христианства. Однако вскоре она приобрела идейно-политическое
обоснование. Филофей выдвинул концепцию провиденциализма, рассматривая Русь как богоизбранную
и преемницу Рима через Константинополь. Московские государи быстро связали эту идею с укреплением
своей власти, утверждая, что Москва — центр христианского мира, а царская власть — божественна и
независима от церкви. Не все согласились с этим; Максим Грек, например, видел зависимость русской
церкви от греческой. Н.А. Бердяев отмечал двойственность идеи "Москва - Третий Рим", что открыло
путь для её использования в имперской политике. К XVII веку концепция стала официальной
доктриной Кремля, представляя Русь как защитника всех православных христиан.
6.
Вывод:Доктрина "Москва - Третий Рим" стала популярной при Иване IV Грозном после 1547 года,
когда Московское княжество стало царством. Она сыграла ключевую роль в формировании
русского имперского самосознания и укреплении централизованного государства, обосновывая
статус Московского царства как единственно истинного христианского государства.
Идея о богоизбранности Руси и ее мессианской роли проявлялась в хилиазме и эсхатологизме.
Московская Русь, преодолев ордынское иго, заняла его место в Евразии и осознала себя как
Третий Рим, нуждающийся в сильной государственности. Ослабление власти вело к смуте и
хаосу, что способствовало обожествлению царской власти и введению обряда помазания царя.
С этого времени великий князь стал царем, что подчеркивало его божественное
предназначение. Слово "царь" произошло от латинского "цезарь", акцентируя
преемственность с римскими императорами. Легенды о передаче царских регалий от Византии
к московским князьям подчеркивали наследственность власти. Идея "Третьего Рима" также
отразилась в градостроительстве, с внедрением архитектурных элементов Константинополя и
Рима в Москву.