Похожие презентации:
Французский романтизм (лекция 3)
1.
Французскийромантизм
ЛЕКЦИЯ 3
2.
ПЛАН ЛЕКЦИИ1. Эстетика французского романтизма и его
периодизация.
2. Романтическая теория в критической и
литературной деятельности Ф. Шатобриана,
Ж. де Сталь, Ш. Нодье.
3. Творчество В. Гюго.
АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
4. Социально-философская
проблематика
литературного наследия Ж. Санд и А. де
Мюссе.
2
3.
НАПОЛЕОНОВСКИЙКУЛЬТ
Рубеж XVIII–XIX веков и первые полтора десятилетия XIX века во
Франции – это наполеоновская эпоха.
Фигура Наполеона, в свою очередь, вполне соответствовала идеалу
романтической личности. Просто человек, причем практически из
социальных низов, только благодаря своим личным качествам
добившийся власти над большей частью Европы. Человек, который
повел за собой Францию.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Под обаянием эпохи Французской революции и наполеоновской
эпохи во многом и сформировался французский романтизм.
3
4.
НАЦИОНАЛЬНОЕСВОЕОБРАЗИЕ ФРАНЦУЗСКОГО
РОМАНТИЗМА
Романтизм, романтическое мироощущение, романтическая позиция
исследуются на первичном материале – на конкретной судьбе исторической
личности и «сына своего века».
Герой французского романтизма не только более современен, но и как
психологический тип более «обыкновенен», нежели излюбленные герои
английских и немецких романтиков.
Заинтересованность «злобой
политических вопросах.
Романтизм осознавался как нечто прежде всего противостоящее классицизму,
нечто постоянно соотносящееся с ним и от него отличающееся
Более органична во французском романтизме линия мифологическая,
непосредственно связанная с религиозной символикой.
дня»
–
повышенная
возбудимость
в
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
4
5.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯФРАНЦУЗСКОГО
РОМАНТИЗМА
I этап
II этап
*III этап*
• 1790 – 1820 гг.
• Ф. де Шатобриан, Ж. де
Сталь, Ш. Нодье и др.
• 1820 – 1830 гг.
• В. Гюго, А. де Мюссе,
Ж. Санд и др.
• 1830 – 1840 гг.
• Ф. Стендаль, П.
Мериме, Э. Сю и др.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Своеобразие французского романтизма в том, что он первоначально
зарождался в эстетике и критике, а лишь затем получил развитие в прозе,
поэзии, драматургии. Французская революция создала новую культурную
модель мира и человека, свое понимание истории. В результате философской
основой романтизма явился руссоизм: культ природы, культ чувств и страстей
естественного человека, негативное отношение к современной цивилизации.
5
6.
ПЕРВЫЙ ЭТАПФРАНЦУЗСКОГО
РОМАНТИЗМА
Писатели стали выразителями убеждений и умонастроений о том, что
революция и последовавшее за ней утверждение империи Наполеона
означали крах их взглядов и образа жизни.
В произведениях противопоставляется культ разума и индивидуальное
чувство человека, окрашенное национальным колоритом.
Формируются несколько параллельных течений: лирико-философское (А.
де Ламартин), историко-живописное (Гюго), неистовый романтизм –
поэтика тайн и ужасов (Ш. Нодье).
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
6
7.
АННА-ЛУИЗАЖЕРМЕНА ДЕ СТАЛЬ(1766–1817)
• Мадам де Сталь удалось, отрешившись от всякой метафизики
чувства и от его излишней рационализации, очертить весьма
конкретные проблемы, которые ставил перед литературой и
обществом новый век.
• Занимала видное место не только в литературной, но и в
политической жизни Парижа.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
• Произведения: «Дельфина» (1802) и «Коринна, или Италия»
(1807) и др.
7
8.
“Я поставила перед собой цель рассмотреть, каково влияние религии, нравов и законов
на литературу и каково влияние литературы на религию, нравы и законы... Мне
кажется, что нравственные и политические причины, изменяющие дух литературы,
изучены недостаточно... Рассматривая весьма показательные различия, которые
можно обнаружить между сочинениями итальянцев, англичан, немцев и французов, я
надеялась доказать, что политические и религиозные установления сильнейшим
образом
способствовали
появлению
этих
постоянных
отличий.
”
«О ЛИТЕРАТУРЕ»
Ж. ДЕ СТАЛЬ
9.
“Нередко слово “классический” считают синонимом “совершенного”. Я пользуюсь им
здесь в другом значении, рассматривая классическую поэзию как искусство древних, а
романтическую поэзию как искусство, до известной степени восходящее к рыцарским
традициям. Это различие связано также с двумя эрами в истории мира: эрой,
предшествовавшей установлению христианства, и той, которая последовала за этим
событием.
”
«О ГЕРМАНИИ»
Ж. ДЕ СТАЛЬ
10.
ОСОБЕННОСТИЖЕНСКОЙ ПРОЗЫ ДЕ
СТАЛЬ
• Главные героини предстают как чувствительные и
пылкие натуры вообще, и уж если они порождены
веком, то скорее духовной атмосферой последней трети
XVIII в.
• Романы «Дельфина» и «Коринна, или Италия»
повествуют
о
трагической
судьбе
женщины,
осмелившейся подняться над предрассудками и
уродливой моралью сословного общества.
АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
• Мадам де Сталь утверждала право женщины на любовь
по свободному выбору, не связанному общественными
предрассудками; кроме того, она громко и очень смело
протестовала против нерасторжимости и мнимой
«святости» церковного брака.
10
11.
ФРАНСУА-РЕНЕ ОГЮСТДЕ ШАТОБРИАН
(1768–1848).
• Его творчество отличают непримиримая враждебность к
революции и неверие в будущее.
Ввел в литературу героя-«скорбника», «печальника»,
«лишнего человека», каждый из которых справедливо мог
быть назван «сыном века».
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
• Произведения: сборник «Гений Христианства» (1802), «Рене»
(1802) и др.
11
12.
“...Настало время показать, что, не стремясь унизить мысль, оно чудесным образом
соответствует устремлениям души и может очаровывать рассудок таким же божественным
образом, как все боги Вергилия и Гомера.
”
«ГЕНИЙ ХРИСТИАНСТВА»
Ф. ШАТОБРИАН
13.
“В «Рене» я изобразил недуг своего времени… Болезнь души не есть нечто естественное и
постоянное. Ее нельзя воспроизводить без конца. <…>если бы «Рене» не существовал, и более
того, если бы я мог его уничтожить, я бы уничтожил его.
”
«ЗАМОГИЛЬНЫЕ ЗАПИСКИ»
Ф. ШАТОБРИАН
14.
«РЕНЕ» (1802)• Эта повесть определила многие мотивы, темы и
идеи не только французской, но и европейской
литературы начала века.
• В повести изображены новые чувства человека,
возникающие в нем под влиянием христианства,
и тем самым доказывается, что они обогащают
внутренний мир человека.
• Шатобриан открывает «частного человека», в
отличие от классицистического «человекагражданина». А «частный человек» не принимает
общественного
устройства,
традиционной
морали.
АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
• Показана сила церкви, которая может спасти
даже самых страшных преступников.
14
15.
ШАРЛЬ НОДЬЕ(1780–1844)
Эстетические взгляды Ш. Нодье сформировались под влиянием той
ветви литературы XVIII века, в которой главное место занимает чувство.
В
своих
трактатах
Нодье
выделяет
«чувствительных»
и
«меланхолических» писателей: Прево, Руссо, Ричардсона, Гёте, Стерна,
Бернардена де Сен-Пьера, которые, по его мнению, стоят выше, чем
Вольтер, Филдинг, Свифт.
В своих романах автор синтезирует традиции мелодрамы и готического
романа.
Произведения: «Жан Сбогар» (1818), «Лорд Рётвин, или Вампиры» (1820),
«Фея хлебных крошек» (1832) и др. произведения.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
15
16.
ВТОРОЙ ЭТАПФРАНЦУЗСКОГО
РОМАНТИЗМА
Романтизм этого этапа принято называть зрелым, и эта зрелость связывалась
с той концепцией личности и конфликта, которая была реализована себя во
множестве повествовательных, драматических и поэтических жанров.
Романтическая личность мыслилась как последнее прибежище духовности,
как единственный возможный источник преобразования мира.
Возникает романтическая поэзия, появляется исторический роман,
романтическая
драма,
журналы
романтической
направленности
(«Литературный консерватор», «Глобус»).
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
16
17.
ВИКТОР ГЮГО(1802–1885)
Судьба Гюго была неразрывно связана с историей Франции, хотя место
самого Гюго в этой истории менялось.
Создал манифест французского романтизма – предисловие к драме
«Кромвель». Бросая вызов канонам классицистического искусства как
незыблемым образцам, Гюго здесь обосновывает право искусства на
эволюцию по мере эволюции общества в целом
В центре большинства произведений Гюго – образ Франции: в
реалистических деталях, но при этом величественный; целостный, но
при этом объемлющий противоположности и полюса.
Произведения: «Собор Парижской Богоматери» (1831), «Отверженные»
(1861), «Человек который смеется» (1869) и др. произведения.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
17
18.
«СОБОР ПАРИЖСКОЙБОГОМАТЕРИ» (1831)
• В романе воссоздана целостная картина жизни
Парижа 2-й половины XV века во всем ее
драматизме, в неразрешимых противоречиях и
конфликтах.
• В.
Гюго
создал
тип
романтического
исторического романа, отличный от романов
Вальтера Скотта.
• Романтический
гротеск
используется
в
произведении как средство контраста, он
своеобразно
располагает
центральных
персонажей романа.
АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
• Сакральным символом Целого, Парижа и Всей
Франции в романе Гюго стал Собор Парижской
Богоматери.
18
19.
ЖОРЖ САНД(1804–1876)
• Жорж Санд – псевдоним, настоящее ее имя – Аврора Дюпен, в
замужестве Дюдеван.
• Сыграла видную роль не только в литературе, но и в
общественной жизни Европы: в сущности, она была одной из
предшественниц феминизма.
• Произведения: «Индиана» (1832), «Валентина» (1832), «Лелия»
(1833), «Орас» (1842), «Консуэло» (1843)
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
• Романы Жорж Санд трудно рассматривать как романтические в
чистом виде: здесь уже присутствует и присущий реализму
психологизм; мироздание здесь предстает уже в своих внутренних
закономерностях.
19
20.
АЛЬФРЕД ДЕ МЮССЕ(1810–1857)
• Выстраивал собственную судьбу по романтическим канонам.
• В его творчестве присутствуют элементы своеобразной
самоиронии романтизма, в чем наследие Альфреда де Мюссе
родственно творчеству немецкого поэта Генриха Гейне.
• Произведения: «Ролла» (1833), поэтический цикл «Ночи» (1836),
«Исповедь сына века» (1836) и др. произведения.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
• А. де Мюссе видит основную болезнь своего времени в
разочаровании и неверии, когда личная свобода, обретенная в
XIX веке, оказалась, прежде всего, свободой от идеала.
20
21.
ТРЕТИЙ ЭТАПФРАНЦУЗСКОГО
РОМАНТИЗМА
Романтизм развивается в принципиально
новом философском,
идеологическом и социальном контексте: и для реалистов, и для
романтиков этого периода характерно сочетание принципов той и другой
эстетической системы.
Начинается формирование реалистической эстетики: О. де Бальзак,
Стендаль, П. Мериме.
После 1848 года (А. Дюма, Э. Сю) интерес к романтической литературе
исчезает, наступает период ее заката.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
21