2.94M

Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях

1.

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО В РАННИХ
МИФАХ И
ПЕРВЫХ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ

2.

идеи о происхождении мира и людей в древних
мифах :
идея творения - мир создан
существом-богом
идея развития - мир постепенно
развивался из хаоса.

3.

Миф (др.-греч. μῦθος, букв.
сказание, предание)
- форма общественного сознания, мировоззрение древнего
общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и
реалистическое восприятие окружающей действительности.
– повествование, передающее представления людей о мире,
месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и
героях.
Как правило, мифы пытаются ответить на следующие вопросы:
1)
происхождение Вселенной, Земли и человека;
2)
объяснение природных явлений;
3)
жизнь, судьба, смерть, мораль и нравственность человека.
Черты мифа:
очеловечивание природы;
наличие фантастических богов, их взаимодействие с человеком;
направленность мифа на решение конкретных жизненных задач;
однообразие и поверхностность мифологических сюжетов.

4.

Основные функции мифа
Объяснение происхождения и устройства мира
Обоснование и оправдание существующего
образа жизни людей
Регулирование отношений между людьми
Обеспечение преемственности духовной
традиции общества

5.

Особенности мифологического
мировоззрения
Эмоционально-образная форма
Очеловечивание природы
Отсутствие рефлексии
Утилитарная направленность

6.

Мифологическое сознание
древнего человека
То, о чем повествует миф – не вымысел
Человек и природа не противостоят друг другу. Мир
природы наделяется человеческими характеристиками
Все, что способно воздействовать на органы чувств –
реальность (сон – часть реальности)
Человек не искал причины (почему происходит
событие или явление), а искал ответ на вопрос «кто?»
(по чьей воле совершилось событие). Чаще всего это
воля богов.
Особое восприятие времени (по временам года или
циклам жизни человека: детство, молодость, старость)

7.

Первые философские учения
Древнекитайская философия
Древнеиндийская философия
Античная философия

8.

Древнекитайская философия:
основные направления
направлен
ия
основатели
периоды
Даосизм
Лао Цзы
кон. VI –
нач. V вв. до
н. э.
кон. VI – пер.
пол. V вв. до
н. э.
IV-III вв. до н.
э.
Конфуци
анство
Конфуций
Легизм
Шан Ян

9.

Веды (знание) - сборники гимнов богам,
песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных
формул (1200-600 гг. до н.э.)
Причина твоих страданий в тебе
самом, ты заслужил это своими
поступками в прошлом

10.

1. Существование человека
неразрывно связано со
страданием.
2. Причиной страдания является
жажда, ведущая через радости и
страсти к перерождению,
рождению вновь.
3. Устранение причин страдания
заключается в устранении этой
жажды.
4. Путь, ведущий к устранению
страданий - восьмеричный путь.
верили в живую Вселенную,
человека считали неотделимой
частью этого организма, так
как жизнь для них не сводилась
лишь к биологической ее форме,
они имели право стремиться к
бессмертию в других мирах и
свято верили в бессмертную
душу, стараясь не засорять ее
злом и безобразными
поступками

11.

Основные направления
буддизма
Хинаяна
• Идеалом считается монашеская
жизнь, только монах может достичь
спасения и избавиться от
перевоплощений
• На пути спасения никто не может
помочь человеку, все зависит от его
личных усилий
• Отсутствует пантеон святых,
которые могут заступиться за
людей
• Нет понятия рая и ада. Есть только
нирвана и прекращение
воплощений
• Отсутствуют обряды и магия
• Отсутствуют иконы и культовая
скульптура
Махаяна
Считает, что благочестие мирянина
сопоставимо с заслугами монаха и
обеспечивает спасение
Появляется институт бодисатв —
святых, достигших просвещения,
которые помогают мирянам, ведут
их по пути спасения
Появляется большой пантеон
святых, которым можно молиться,
просить у них помощи
Появляется понятие о рае, куда
душа попадает за добрые дела, и
аде, куда она попадает в наказание
за грехи
Придает большое значение обрядам
и чародейству
Появляются скульптурные
изображения будд и бодисатв

12.

1. Опора не на фантазию, а на знания.
2. Переход от восприятия мира в форме образов
к его отражению в форме понятий.
3. В мифах и религиозных сказаниях истина
сообщается, а в философии познается.
4. Ориентир не на авторитет и традицию, не на
слепую веру, не апелляцию к
сверхъестественным силам, а свободное,
основанное на принципах разума, критическое
осмысление мира и человеческой жизни.

13.

Этапы античной философии
античная философия включает в себя этапы:
1)
древнегреческая философия
(625 в до н.э. - 322 до н.э.)
2) древнеримская и эллинистическая философия
(4 в. до н.э. – 529 г. н.э.)
Первым античным философом считается
Фалес, а последним — Боэций.

14.

Античная философия:
основные направления
Направления
Основатели, представители
Периоды
Протагор,
Сократ
Диоген Синопский
V – пер. пол. IV вв. до н. э.
III в. до н. э. – III в. н. э.
Идеализм
Сенека,
Марк Аврелий
Платон
Материализм
Аристотель
IV в. до н. э. Перипате́тики –
школа Аристотеля
Эпикуреизм
Эпикур
втор. пол. IV – пер. пол. III вв.
до н. э.
Софизм
Киники
Стоицизм
V-IV вв. до н. э.
кон. V – пер. пол. IV вв. до н. э.

15.

Подведение итогов темы
Первые философские учения исходят из тесной связи человека с
природой. Находясь с гармонии с природой, человек самостоятельно
не находит её во взаимодействии с другими людьми. Государство берёт
на себя эту функцию, тем самым подчиняя первозданную природу
человека. При этом философы древности описывают человека и
общество с разных сторон:
человек – носитель бессмертной души (даосизм, буддизм, Платон);
человек – существо социальное и политическое (Конфуций, легизм,
Платон, Аристотель, стоицизм);
человек – существо материальное и биологическое (Аристотель,
Эпикур, киники);
человек – существо этическое, имеющее связь с богом (буддизм,
стоицизм).
Проблема человеческого общества в первых философских учениях
неотделима от проблемы государства (конфуцианство, легизм, Платон,
Аристотель, поздний стоицизм). При этом человек находится в
подчинённом положении и его интересы не могут быть выше
коллективных и государственных.

16.

В эпоху Средневековья
философы сместили акцент на теоцентризм, в
котором проблемам человека и общества
уделяется внимание лишь по причине того, что
человек – творение бога (склонное грешить (не
подчиняться богу), а общество должно быть
выстроено по идеальному образу «Божьего
Царства».

17.

1. Каковы особенности мифологического
сознания людей древности?
2. Проанализируйте взгляды философов
Древней Индии.
3. Проанализируйте взгляды философов
Древнего Китая.
4. Почему буддизм называют
атеистической религией?
5. В чем проявилась созерцательность
даосизма?
6. Какие нормы социальной жизни
провозгласило конфуцианство?
7. Почему Аристотель, который являлся
учеником Платона, в свое время
произнес фразу: «Платон мне друг, но
истина дороже»?
8. В каком из идеальных государств:
Платона или Аристотеля вы бы хотели
жить? Свой выбор обоснуйте.
9. Что их объединяет, а что различает?
10. На основе изученного материала
заполните таблицу:
Развитие знаний об обществе
English     Русский Правила