Похожие презентации:
Лекция 5-1. Познание и творчество
1.
Лекция 5Тема 5. Познание и творчество
Часть 5-1. Познание как
проблема философии
2.
Фундаментальные составные части философской системыОнтология –
Гносеология
учениефилософской
о
системы
- учение о
бытии
познании
3.
Основные функции человеческого сознания —познание мира и конструирование будущего, то есть
планирование и корректировка практической
деятельности человека
Познание – это отражение объективной реальности в
сознании человека, результатом которого является
получение нового знания об окружающем мире
4.
Основные формы познанияЧувственное познание – получение
информации о мире
с помощью органов чувств
Ощущение –
отражение отдельных, единичных
свойств предметов окружающего мира
(чувственный образ – вкус, цвет, запах,
звук)
Восприятие –
формирование целостного образа
предметов окружающего мира
(Внимание + эмоции. Например, лимон)
Представление –
сохранение чувственного образа в
сознании (чувственный образ
предмета в отсутствие предмета –
память. Мы не видим лимон, но можем
представить и даже поморщиться)
Рациональное познание –
упорядочивание и анализ информации
через мышление
Понятие –
логически обобщенный образ
предмета, отражение его
существенных свойств
Суждение –
логическая связь понятий, через
которую утверждается или
отрицается связь между явлениями
действительности
Умозаключение –
мыслительная операция,
посредством которой из имеющихся
суждений выводится новое знание следствие
Иррациональное познание (интуиция и т.д.)
5.
Важнейшие принципы гносеологииПринцип познаваемости - подтверждается всей
общественно-исторической практикой
Принцип отражения.
Познание есть высшая форма отражения мира в сознании
человека. Эта способность к осознанному отражению
действительности сформировалась в результате
многовековой биологической эволюции и в процессе
трудовой деятельности человека как общественного
существа
Принцип активности субъекта познания, творческого
характера познания
Принцип определяющей роли практики в познании.
В практике формируется познавательная способность
человека, в практике вновь и вновь подтверждает человек
естественный характер своего познания, действительную
мощь своего мышления
6.
• Отражение — это всеобщее свойствоматерии, оно присуще всей материальной
действительности, на любых
ее структурных уровнях;
• Познание — это особая форма отражения,
присущая не всей, а только социально
организованной материи, оно проявляется
как отображение человеческим сознанием
вещей и явлений, существующих
независимо от него.
7.
• Гносеология – раздел философии• Гносеология (эпистемология) исследует
природу человеческого познания,
формы и закономерности перехода от
поверхностного представления о вещах
к постижению их сущности.
8.
История философиипроблема определения источника человеческих знаний, познавательной
роли чувственных и рациональных форм знания
Рационализм
направление, подчеркивающее
автономность разума от чувств,
ограниченность чувственного
опыта и на этой основе
приоритет разума в познании
Эмпиризм
направление в философии,
считающее основным источником
познания чувственный опыт
(Т. Гоббс: нет ничего в разуме, чего
бы не было в чувствах)
сенсуализм, выводящий
Крупнейшие представители: Декарт,
Спиноза, Лейбниц, Кант)
абсолютизирует логический момент
познания, отрывая его от
чувственного, допускает
существование доопытного,
внеопытного («априорного») знания.
«Лозунг» рационалистов: «знать,
чтобы видеть».
все знания из ощущений.
Крупнейшие представители: Локк, Бэкон,
Гоббс, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Беркли,
Юм) абсолютизирует чувственный момент
познания, отрывая его от логического.
«Лозунг» сенсуалистов: «видеть, чтобы
знать»
9.
Гносеологические концепции Нового времениРАЦИОНАЛИЗМ
ЭМПИРИЗМ
Р. Декарт, Б. Спиноза,
Г.В. Лейбниц
• связан с реализмом;
• признает врожденные идеи»
как основу истинного
познания;
• категория «субстанции» —
одна из основных;
• исследует в основном
рациональные средства
познания, развивает теорию
дедукции.
Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк,
Дж. Беркли, Д. Юм
• связан с номинализмом;
• критикует «теорию»
врожденных идей;
• как правило, критикует
категорию «субстанции» как
одно из абстрактных
понятий;
• уделяет заметное место
проблемам индуктивного
метода
10.
Гносеологические концепции Нового времениЭМПИРИЗМ
РАЦИОНАЛИЗМ
Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк,
Дж. Беркли, Д. Юм
• связан с номинализмом;
• критикует «теорию»
врожденных идей;
• как правило, критикует
категорию «субстанции» как
одно из абстрактных
понятий;
• уделяет заметное место
проблемам индуктивного
метода
Р. Декарт, Б. Спиноза,
Г.В. Лейбниц
• связан с реализмом;
• признает врожденные идеи»
как основу истинного
познания;
• категория «субстанции» —
одна из основных;
• исследует в основном
рациональные средства
познания, развивает теорию
дедукции.
11.
Классическая схема познания(субъект-объектное отношение)
Материальный мир
Объект –
«НЕ-Я»
Субъективный мир
Объективное содержание (информация)
Активность познающего субъекта
Субъект –
«Я»
образ
Субъективный образ объективного мира
Объективен по содержанию,
которое определяется,
диктуется объектом отношения
Субъективен по форме, т.к.
принадлежит субъекту и
зависит от него (мера)
12.
Структура процесса познания1) объект
познания
5) результат
познания знания
4) сама
познавательная
деятельность
2) субъект
познания
Процесс
познания
3) Органы
и средства
познания
13.
Структура процесса познания1) объект
познания
5) результат
познания знания
4) сама
познавательная
деятельность
2) субъект
познания
Процесс
познания
3) Органы и
средства
познания
Объект познания — это
реально существующие
• материальные или
• духовные явления
и процессы, на которые
направлена
познавательная
деятельность.
Наиболее широкий,
предельный объект
познания — это мир
в целом
14.
1) объектпознания
5) результат
познания знания
4) сама
познавательная
деятельность
Процесс
познания
Структура процесса познания
2)
субъект
познания
3) Органы и
средства
познания
У3: Уровень всеобщего
познания – осуществляет
человеческое общество в
целом
У2: Уровень особенного
процесса познания –
осуществляют группы людей:
народ, племя, цивилизация,
научный коллектив
У1: Индивидуальный УП – мир
познается отдельными людьми с
помощью своих
познав.способностей (органы
чувств и логическое, абстрактное
мышление)
15.
Структура процесса познания1) объект
познания
5) результат
познания знания
4) сама
познавательная
деятельность
2) субъект
познания
Процесс
познания
3) Органы
и
средства
познания
Естественные: органы
чувств человека,
претерпевали
изменения в ходе
развития общества.
Искусственные:
созданные человеческой
деятельностью
предметы
(измерительные
приборы,
экспериментальные
установки и др.)
16.
Структура процесса познания• ПД – это организованное
целенаправленное
отражение в человеческом
сознание объективных черт
материальных предметов.
• Познание никогда не было
простым созерцанием
предметов
(«разглядыванием»,
«слушанием» и т.п.).
• С древнейших времен оно
было неотделимо от
практики: человек
практически оперировал с
предметами и эта
материальная деятельность
с вещами давала
возможность получать новые
знания о них
1) объект
познания
5) результат
познания знания
4) сама
познавательная
деятельность
2) субъект
познания
Процесс
познания
3) Органы
и
средства
познания
17.
Структура процесса познания• Знания – это цель и
конечный результат
познавательной
деятельности.
• Знания – это совокупность
идеальных мыслительных
образов, содержание которых
дает истинное, адекватное,
неискаженное отражение
объективного мира.
•Однако, мысленные образы
в сознании (ощущения,
восприятия, представления,
понятия) могут отражать
действительность ошибочно,
искаженно, неправильно.
Такие мысленные образы
содержат не знания, а
заблуждения
1) объект
познания
5) результат
познания знания
2) субъект
познания
Процесс
познания
4) сама
познавательная
деятельность
3) Органы
и
средства
познания
18.
Основной вопрос философии: 2) познаваем ли мирОсновные подходы к пониманию
адекватности познания, т. е. соответствия
получаемых знаний объективной реальности
агностицизм
агностицизм
Д. Юма (XVIII
в.)
агностицизм
И. Канта
(XVIII в.)
достижение истины,
всякое достоверное
познание в принципе
невозможно
скептицизм
античный
скептицизм
скептицизм
эпохи
Возрождения
и нового
времени
отличить правильные
мнения
от заблуждений
невозможно
познаваемость
иррационализм
современной
неклассической
философии
(XIX-XX вв.)
19.
Основной вопрос философии: 2) познаваем ли мирОсновные подходы к пониманию
адекватности познания, т. е. соответствия
получаемых знаний объективной реальности
агностицизм
скептицизм
агностицизм Д.
Юма (XVIII в.)
агностицизм И.
Канта (XVIII в.)
человек не способен что-либо
познать за пределами
собственных чувственных
восприятий, отсюда
единственная опора познания
– «естественная вера»
познаваемость
мир чувственных вещей («вещей для
нас», феноменов, явлений) познаваем,
но трансцендентный мир («вещей в
себе», ноуменов, сущностей),
созданный волей Бога (и потому
иррациональный), - непознаваем;
20.
Основной вопрос философии: 2) познаваем ли мирОсновные подходы к пониманию
адекватности познания, т. е. соответствия
получаемых знаний объективной реальности
агностицизм
античный
скептицизм
познаваемость
скептицизм
скептицизм эпохи
Возрождения и
Нового времени
Представители: Пиррон,
Карнеад, Энесидем и др.) познание возможно только
чувственное, его результат
– мнения, которые всегда
субъективны,
недостоверны,
многообразны, отсюда:
истинного, единого для
всех знания не бывает
иррационализм современной
неклассической философии
(XIX-XX вв.)
Представители:
Роттердамский, Монтень,
Декарт, Вольтер, Руссо)
обращал свое сомнение
преимущественно в
сторону догматов
религии, полагая, что
религиозное знание не
может давать нам
абсолютных истин
разум не дает
достоверного знания о
мире: познание
опирается либо на волю,
либо на чувства, либо на
бессознательные
инстинкты, либо на
интуицию
21.
Основной вопрос философии: 2) познаваем ли мирОсновные подходы к пониманию
адекватности познания, т. е. соответствия
получаемых знаний объективной реальности
агностицизм
скептицизм
познаваемость
оптимисты
Стремились найти
критерии истинности,
позволяющие
отличить истину
от заблуждения
22.
Основной вопрос философии: 2) познаваем ли мирОсновные подходы к пониманию
адекватности познания, т. е. соответствия
получаемых знаний объективной реальности
агностицизм
скептицизм
познаваемость
убедительные аргументы
1) мир бесконечен, а человек (и даже человечество) конечен; (как же может конечное
существо познать бесконечный мир?)
2) чувства людей, как «первопричина» всякого знания, – субъективны, и получить через
них приемлемую для всех информацию нельзя;
3) на каждом этапе познания мира человек всегда ограничен в средствах познания;
4) изучение вещей, находящихся за пределами непосредственных чувственных
восприятий, посредством «искусственных заместителей» (научных приборов)
порождает сомнение в достоверности знания;
5) практика как критерий истинности знания всегда временно ограничена;
6) всякое познание имеет субъективно-объективный характер, и потому есть сомнение
в его достоверности;
7) мир изменчив, а следовательно, знание о нем также изменчиво, отсюда:
стабильного, надежного, абсолютного знания в принципе не бывает.
23.
Основной вопрос философии: 2) познаваем ли мирОсновные подходы к пониманию
адекватности познания, т. е. соответствия
получаемых знаний объективной реальности
агностицизм
скептицизм
познаваемость
убедительные контраргументы
Познание мира бесконечно, как и сам мир, но на
этом пути нет ничего, в принципе непознаваемого
(вся история мировой науки – неопровержимое
доказательство этого!).
Очень ярко эту мысль высказал А.Эйнштейн:
«самое непостижимое в этом мире то, что он
постижим»
24.
Основной вопрос философии: 2) познаваем ли мирОсновные подходы к пониманию
адекватности познания, т. е. соответствия
получаемых знаний объективной реальности
агностицизм
познаваемость
скептицизм
+
сомнение –
важный и
необходимый
момент всякого
познания
_
утверждение
принципиальной
невозможности
познания мира во
всей его полноте
и достоверности
25.
Важный компонент познавательного процесса (потеории диалектического материализма) - практика
Практика – это материальная, предметно-чувственная деятельность людей,
направленная на тот или иной объект с целью его преобразования для
удовлетворения исторически сложившихся потребностей.
По отношению к познанию она выполняет целый ряд функций:
Во-первых, она является источником познания, его движущей силы, импульсом
к началу всякой познавательной деятельности, дает познанию необходимый
фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке.
Во-вторых, она является целью познания, сферой приложения полученных
знаний.
В-третьих, она является средством познания, воплощаясь, с одной стороны, в
применяемых в процедуре познания эмпирических методах, а с другой, - в
созданных в материальном производстве технических средствах
познавательного процесса.
В-четвертых, она служит критерием, мерилом проверки истинности результатов
познания. Только те результаты познания, истинность которых подтверждена
практикой, могут претендовать на объективное значение, на независимость от
произвола и заблуждений.