2.08M
Категория: ЛитератураЛитература

нася през

1.

Экранизации романа
Л.Н. Толстого «Война и мир»
Разработала: Пендак Анастасия
Студент группы: ТД11-Пт

2.

Если не брать в расчет несохранившийся немой фильм 1915 года, перед нами первая попытка
перенести роман Льва Толстого на большой экран. Производством занималась голливудская
студия Paramount. Безусловной удачей фильма 1956 года стал выбор Одри Хепберн на роль
Наташи Ростовой, но из-за нее же от роли Пьера Безухова отказался подходивший по возрасту
Марлон Брандо. В итоге вакантное место зачем-то отдали 50-летнему герою вестернов Генри
Фонде, абсолютно неуместному в образе наивного аристократа. Андрея Болконского, в свою
очередь, сыграл Мел Феррер, первый муж Хепберн.

3.

4.

Руководить самой дорогой постановкой в советской истории было поручено Сергею Бондарчуку, крайне
востребованному актеру, в эпоху оттепели зарекомендовавшему себя еще и в режиссуре. К тому моменту
сорокалетний постановщик успел отметиться «Судьбой человека» по Шолохову, впечатлившей самого Роберто
Росселлини. Последний затем пригласил Бондарчука сняться в своем фильме «В Риме была ночь», что
свидетельствует о какой-никакой известности советского кинематографиста за пределами родины.
Проанализировав ошибки Видора, Бондарчук создал эпический киносериал, покоривший весь мир. Среди его наград
не только главный приз IV Московского международного кинофестиваля, но и премия «Оскар» за лучший
иностранный фильм. Вместе с триумфом режиссера-постановщика, совершившего практически невозможное,
ожидала преждевременная седина и клиническая смерть, пережитая им после съемок первых двух серий.
Производство картины, растянувшееся на шесть лет, стало делом целой страны: 58 музеев безвозмездно предоставили
свои фонды, тысячи граждан отдали на студию личные вещи, десятилетиями хранившиеся в семьях, в то время как
армия поставляла не только военный инвентарь, но и солдат. Разделение экранизации на четыре части (уникальное
явление для тех лет) способствовало максимально подробному переносу оригинального текста на экран. Особняком
стоит глава о Бородинском сражении, воспроизведенном с предельной тщательностью.

5.

6.

Если предыдущие две экранизации романа-эпопеи Толстого до сих пор на слуху, то о британской
постановке 1972 года помнят лишь единицы. Однако именно эта версия по сей день остается самой
длинной: продолжительность сериала BBC составляет аж 15 часов. Вот только перенос столь объемного
произведения на экран требует не только соответствующего хронометража, но и финансовых вложений.
К сожалению, в распоряжении британских телевизионщиков не было тех беспрецедентных средств,
коими располагал Сергей Бондарчук. Поэтому сцены войны, поставленные авторами на территории
Югославии, спустя полвека вызывают лишь скуку. И да, сюжет поразительно точно следует книге, но
действие напоминает скорее запечатленный на камеру театральный спектакль, нежели эпический фильм.
Хотя есть как минимум один весомый повод ознакомиться с данным творением — молодой Энтони
Хопкинс. На старте карьеры будущий Ганнибал Лектер оттачивал мастерство в театре и снимался
преимущественно в исторических драмах по классическим произведениям. В сериале «Война и мир»
ему досталась роль Пьера Безухова, с которой он вполне справился. Хопкинс даже был отмечен первой в
своей карьере наградой BAFTA в категории «Лучший актер», однако главные свершения ждали
выдающегося британского артиста впереди.

7.

8.

Производством на сей раз занимались представители сразу нескольких европейских стран. Режиссером выступил
австриец Роберт Дорнхельм, зарекомендовавший себя историческими сериалами «Спартак» и «Анна Франк»,
сценарий написал итальянец Энрико Медиоли. В интернациональном актерском составе, помимо француженки
Клеманс Поэзи в роли Наташи Ростовой, немца Александра Бейера в роли Пьера Безухова и британца Малкольма
МакДауэлла в роли князя Николая Болконского, можно встретить и наших соотечественников: Михаила Кутузова
сыграл актер Владимир Ильин, Николая Ростова — Дмитрий Исаев, а Александра I — Игорь Костолевский.
Кроме того, «Война и мир» Дорнхельма подается как самая дорогая экранизация романа за всю историю
кинематографа и телевидения. С этим, конечно, можно поспорить, ибо, по неофициальным данным, советская
киноэпопея в общей сложности стоила около ста миллионов долларов. Но своим размахом сериал 2007 года не
сильно уступает варианту Бондарчука. Помимо завораживающих батальных сцен, телевизионный фильм восхищает
своей исторической достоверностью. Для сериала, работа над которым велась два года, было сшито порядка пяти
тысяч костюмов, соответствующих эпохе. Основные съемки проходили на Литовской киностудии, а эпизод «Военный
совет в Филях» снимали в интерьерах Музея народного быта, расположенного в Румшишкесе. Некоторые эпизоды
делали в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Так, венчание Николая Ростова и Марии Болконской, Пьера Безухова
и Элен снимали в Петропавловском соборе, а сцены бала Наташи Ростовой — в Екатерининском дворце и во дворце
великого князя Владимира Долгорукого.

9.

10.

После успеха полнометражного фильма «Анна Каренина», вышедшего на экраны в 2012 году, британцы
повторно взялись экранизировать «Войну и мир». Разработкой проекта занялся многоопытный
сценарист Эндрю Дэвис, ответственный за телеадаптацию «Гордости и предубеждения» 1995 года, а
режиссерское кресло занял молодой постановщик Том Харпер, в разные годы снимавший серии
«Отбросов» и «Острых козырьков». Как водится, телеканал BBC заманил в проект больших звезд,
однако некоторые кастинговые решения вызывали вопросы. В частности, мало кто верил, что из Пола
Дано, специализирующегося на психопатах всех мастей, выйдет удачный Пьер Безухов. И зря, так как
это оказалось снайперским попаданием в образ. Не менее колоритными вышли персонажи в исполнении
Джеймса Нортона, Джиллиан Андерсон, Брайана Кокса и других любимчиков публики. Как и в случае с
сериалом 2007 года, часть съемок прошла в Санкт-Петербурге и на территории Литвы, что позволило
авторам детально воссоздать эпоху.
English     Русский Правила