Похожие презентации:
Обычай_как_источник_римского_частного_права
1.
ОБЫЧАЙ КАК ИСТОЧНИК РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА.ОБЫЧНОЕ ПРАВО И ПРЕДМЕТ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
2.
Источники римского права: понятие и виды Римское право - это система правовых норм, котораясложилась в Древнем Риме и оказала огромное влияние на развитие права в Европе и других
регионах мира. Источники римского права - это те формы, в которых правовые нормы
выражались и закреплялись. Существует несколько основных видов источников римского права:
1. Законы (leges) * Законы XII таблиц (Lex Duodecim Tabularum) - самый ранний и важнейший
источник римского права, составленный в 451-450 гг. до н.э. Этот свод правил был высечен на 12
деревянных досках и содержал основные правовые принципы того времени, регулируя наследство,
имущественные отношения, уголовные преступления и т.д. * Законы, принятые народным
собранием (leges comitiales) - издавались на народных собраниях (comitia centuriata, comitia tributa) и
касались различных сфер жизни, в том числе уголовного, гражданского и религиозного права. *
Законы, принятые сенатом (senatus consulta) - были актами, принятыми Сенатом (Senatus), который
имел значительное влияние на правотворчество. Они часто использовались для конкретизации или
дополнения существующего законодательства.
3.
2. Эдикты (edicta)* Эдикты преторов (edicta praetorum) - ежегодно издавались преторами (magistratus), которые имели
право изменять существующее право и вводить новые нормы. Они были направлены на устранение
пробелов в законах и приспособление права к новым реалиям.
* Эдикты императоров (edicta principum) - издавались императорами (princeps) и имели силу закона. Они
часто вводили новые правовые институты и реформировали существующую правовую систему.
3. Юридические ответы (responsa prudentium)
* Юридические ответы юристов (responsa prudentium) - были письменными заключениями юристов
(prudentes), которые оказывались справочную правовую помощь гражданам. Эти ответы стали важным
источником права, так как формировали юридическую доктрину и признавались судами.
4.
4. Юстинианова кодификация (Corpus Juris Civilis) * Кодекс Юстиниана (Codex Justinianus) - свод законов,составленный императором Юстинианом I в 529-534 гг. Он содержал все действующие законы Римской
империи, за исключением законов XII таблиц. * Дигесты (Digesta) - свод юридических трудов римских
юристов, составленный в 530-533 гг. Он содержал извлечения из работ более 1000 римских юристов.
* Институции (Institutiones) - учебник по римскому праву, написанный в 533 г. Он был предназначен для
студентов юридических факультетов и содержал основные понятия и принципы римского права. *
Новеллы (Novellae) - сборник новых законов, изданных Юстинианом после 534 г. Они содержали
изменения и дополнения к существующей правовой системе. Влияние римского права Источники
римского права послужили основой для развития правовых систем многих стран Европы и мира. В
настоящее время римское право изучается в университетах и используется в правовой практике многих
стран.
5.
Правовой обычай как источник римского праваПод обычным правом понимается комплекс обязательных для всех
членов общества правил поведения, которые возникли в Древнем
Риме в процессе их долгого применения. Данные правила были
поддержаны государством и защищались им, однако не закреплены
ни в одном формальном акте. Именно из них возник правовой
обычай, примеры которого Вы найдете на rusjurist.ru. Среди
различных форм создания римского права обычное право является
самой древней.
Происхождение обычного права
Если сформировавшиеся в практике повседневной жизни правила
поведения членов общества не поддерживались государством, то
они продолжали считаться простыми обычаями. В случае их
поддержки со стороны государства они превращались в правовые
обычаи. В тех же редких случаях, когда они воспринимались
государством, оно придавало им статус закона.
6.
Обычное право берет свое начало от обычаев, существовавших в первобытном социуме. Его нормывключают в себя:
обычаи предков;
обычную практику;
обычаи, сформировавшиеся в жреческой практике;
обычаи, сформировавшиеся в практике магистратов;
обычай в императорскую эпоху.
7.
Сформировавшиеся в разные эпохи обычаи служили в качестве замены указаний иных источниковправа, характеризовавшихся большей определенностью (в первую очередь, законов) и говорили о
способе, которым законы и иные источники права применялись в юридической практике.
Необходимым условием, соблюдение которого требовалось для признания обычаев источником
права, было отсутствие четких требований, которые выражались в иных формах: «То, что
предписано обычаями и нравами, необходимо выполнять в тех делах, в которых не используются
писаные законы». В такой ситуации предписанное обычаем требование, несомненно, носит
обязательный характер. В Дигестах говорится, что устоявшийся обычай служит в качестве закона,
и это является правом, о котором сказано, что оно определено нравами.
Между обычаем и законом в императорский период не должно было иметься противоречий; предписание
закона не могло быть отменено обычаем. Согласно Дигестам, при отсутствии писаного закона
существующий в течение продолжительного времени обычай необходимо выполнять как право и закон.
Чтобы обычай был признан правовым, он должен был соответствовать следующим условиям:
выражать длительную юридическую практику на протяжении жизни не мене двух поколений;
выражать единообразную практику как бездействия, так и действия;
8.
воплощать срочную и целесообразную потребность именно в юридическом урегулировании
ситуации, то есть составить юридическое требование обычая могли не все обыкновения даже
сложившейся в коммерческой сфере практики (к примеру, его не создавали разнообразные
принятые формы отчетов, привычка платить чаевые, обычаи преподносить подарки и т. д.).
Особенность юридического применения обычая заключается в том, что человек, ссылающийся на
обычай, был обязан самостоятельно доказывать его существование: наличие обычая в суде не
принималось в качестве данности, а должно было быть доказано.
Римский правовой обычай имел тесную связь с нравами. Его предписания предполагали
молчаливое согласие общества, которое подтверждено возникшими еще в древности нравами.
Поэтому обычай имел сходство с религиозным правилом, основывающимся на авторитете
жрецов; в языческую эпоху глашатаем обычая зачастую служило обращение к оракулу, из чего
вытекала зависимость следующих из него юридических требований от религиозной традиции.
После распространения христианства аналогичную роль стали играть ссылки на Библию.
9.
Предмет «Римского права» - правовая система, сложившаяся в Древнем Риме и регулировавшая отношениямежду лицами в пределах Римской державы
Методы учебной дисциплины «Римское право» - разные приемы и средства рассмотрения и анализа своего
объекта исследования – римского права
Римское право - система права, сложившаяся в наиболее развитом государстве древнего мира - Древнем Риме,
и ставшая основой для правовых систем большинства современных европейских государств,
Партикуляризм -_ отстаивание отдельными социальными, этническими, религиозными группами в государстве
своих личных интересов, в ущерб интересам всего сообщества либо государства в целом.
Сакральное право - одна из составных частей системы римского права (, представляющая собой совокупность
обычных и правовых норм, основывающихся на представлении о священном (религиозном) характере
некоторых действующих в обществе норм
Частное право - часть системы права, функционально-структурная подсистема права, совокупность правовых
норм, охраняющих и регулирующих отношения между частными лицами, основой которых является частная
собственность
Публичное право - совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего
(публичного) или общегосударственного интереса
Сингулярное право - предоставление правопреемнику не всех, а лишь отдельных прав