Похожие презентации:
UNEC__1730116648
1. Тема3. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ.
2. П Л А Н
ПЛАН1.Зароастризм как религиозно –
философское учение.
2. Этапы развития средневековой
Восточной мусульманской философ.
3.Развитие средневек. философской
мысли в Азербайдж. и ее представит.
4.Просветительство в Азербайджане 18 –
19вв.
5.Общественно- политическая и
философская мысль в Аз.в 20-е в.
3. Л И Т Е Р А Т У Р А 1. Избранные произведен. мыслителей стран Ближн.и Средн.Вост. М.,1961. 2. Избран.
ЛИТЕРАТУРА1. Избранные произведен. мыслителей
стран Ближн.и Средн.Вост. М.,1961.
2. Избран. произвед.М.Ф.Ахундова.Б.,75.
3. Бакиханов М. Райский цветник. Б.,87.
4. Маковельский . Авеста. Б., 75.
5. Максудов Ф.К. Мухаммед Туси. Б., 78.
6. Мустафаев Дж. Этические и философ.
воззрения Низами.
7.Очерки по истории Азербайджанской
философии. Б.,66.
8. Хрестоматия по истории философии.
М., 94.
4. ЗОРОАСТРИЗМ - ВЛИЯТЕЛЬНОЕ РЕЛИГИОЗНО- ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В АЗЕРБАЙДЖ. В ДРЕВНИЙ ПЕРИОД
ЗОРОАСТРИЗМ ВЛИЯТЕЛЬНОЕРЕЛИГИОЗНОФИЛОСОФСКОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ
В АЗЕРБАЙДЖ. В
ДРЕВНИЙ
ПЕРИОД
5. « АВЕСТА» - СВЯЩЕННАЯ КНИГА ЗОРОАСТРИЗМА
ПРОБЛЕМЫЭТИЧЕСКИЕ
ДИАЛЕКТИКИ
ПРОБЛЕМЫ
6.
Общее силовое поле всейарабо-язычной культуры как
единое неустанно создавалось
усилиями всех народов
мусульманского мира и также
непрерывно возвращалось ко
всему этому множеству,
распределяясь между ними. В
этом взаимодействии
принимали участие
представители Азербайджана,
в том числе и философы.
7. Основные направления развития арабо- язычной мусульманской философии (7-9вв.)
Основные направления развития арабоязычной мусульманской философии(7-9вв.)
Мутакаллимы:
сторонники
радикального
ислама,
основоположник:
Аль-Ашари
Мутазалиты:
(«обособившихся») –
исламск. философы,
учение которых
носит относительно
материалистический
характер.
8. Основные направления развития арабоязычной мусульманской философии (9 – 15вв.)
Восточныйперипатетизм
Аль-Кинди
Ибн-Сина
Аль-Фараби
Аль-Бируни
Ибн-Рушд
(Аверроэс)
Суфизм (от араб.
«человек в одежде
из шерсти») –
считали высшим
благом
добровольное
отрешение от
окружающего мира,
аскетизм, уход в
себя и мистику.
9.
Средневековая философиямусульманского Востока IXXV вв.
усиление материалистических
идей, развитие медицины;
заимствование
древнегреческой философии
и формирование восточного
перипатетизма.
10. ибн - СИНА
ученый энциклопедист создалоколо 450 работ, из которых до
нас дошло около 240;
создал около 50 трудов по
медицине: «Канон врачебной
науки», «Книга исцеления»
«Указания и наставления»,
«Книга знания» и др.
дал анатомическое описание
человека, характеристику
телесной структуры, изучил
проблемы нервных и
психических болезней и их
лечения;
пытался отделить философию
от теологии.
11. Автор теории двойственности истины: истины религии и истины философии
Ибн –РУШД –последнийпредставитель восточного
перипатетизма
АВТОР ТЕОРИИ ДВОЙСТВЕННОСТИ
ИСТИНЫ: ИСТИНЫ РЕЛИГИИ И
ИСТИНЫ ФИЛОСОФИИ
12.
Одним из выдающихсяпредставителей философской
мысли средневекового
Азербайджана является АБУЛХАСАН
БАХМАНЬЯР (993-1066гг.). Он был
учеником и последователем ИБН
СИНЫ.
13. Проблемы онтологии и гносеологии в философии Бахманьяра
Проблемапроисхождения мира
Проблема
познаваемости мира
Взаимосвязь
необходимого
(божественного) и
возможного
(земного.естествен.)
бытия
Взаимосвязь
чувственного и
рационального
понания
14. Диалектическое учение Бахманьяра:
Категории диалектики:бытие, единое, многое,
сущность, явление,
движение,
пространство, время,
качество, количество,
причина, следствие,
противоречие и др.
рассматриваются в
тесной взаимосвязи и
единстве.
идеи единства,
неотделимости
друг от друга
времени, движения и
материи;
взаимосвязь
материи
и формы.
15.
В учении Бахманьяра наблюдаютсянекоторые реалистические,
материалистические тенденции,
прорывающие всё-таки рамки
господствующего мировоззрения. К
этому можно отнести идеи философа о
единстве, взаимопредполагаемости
причины и следствия, а также идеи
неотделимости друг от друга времени,
движения и материи.
16.
Важное значение с точки зренияразвития философской мысли
имеет диалектическое учение
Бахманьяра. Бытие, единое, многое,
сущность, явление, движение,
пространство, время, качество,
количество, причина, следствие,
противоречие и др. категории
диалектики рассматриваются в тесной
взаимосвязи и единстве.
17.
СИРАЖАДДИН УРМАВИ (11931283гг.) - является одним из крупныхпредставителей восточного
перипатетизма. Им написано более
десяти произведений по логике и
философии. Среди них особое
внимание привлекают "Восхождение
светов, "Тонкости мудрости",
"Трактаты о науке диалектика","Приобретение знаний".
18.
По мнению его, процесс познанияимеет две ступени: чувственное
восприятие и логическое, разумное
мышление. Логика же изучает пути и
условия приобретения нового
знания. Он вслед за Аристотелем
утверждал, что главное назначение
логики - постижение истины.
19.
ШИХАБЕДДИН ЯХЪЯ СУХРАВАРДИ(1154-1191гг.) - философ и поэт,
больше известен как основополож.
философии ишракизма. Основные
вопросы его изложены в "Статуи
света", "Книга о свете" и особенно
в "Философии озарения".
Перипатетическ. и суфийская
проблематика рассматривается им
с позиции ишракизма, согласно
которому вершину всего сущего
составляют светы и тени, венчает
абсолютный свет - Свет светов.
20.
НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ (ок.1141ок.1209гг.) - поэт и мыслитель.Основное сочинение "Пятерица"
("Хамсе") состоит из 5 поэм:
"Сокровишница тайн", "Хосров и
Ширин", "Лейли и Меджнун", "Семь
красавиц" и "Искандер-наме".
Высокие поэтические мысли в честь
Аллаха, творца всего сущего, не
имеющего ни начала, ни конца,
вечно живого, вынесенные Низами
на первые страницы своих поэм,
свидетельствуют о религиозноидеалистической исходной позиции
его мировоззрения.
21.
НАСИРАДДИНН ТУСИ (1201-1274гг.)известен как ученый-энциклопедист ,
владелец обсерваторий в городе
Мараге, видный философ,
математик , физик, астроном, логик .
Главные произведения по
философии и этике: "Деление всего
существующего и их разряды",
"Основы приобретения",
"Комментарий к книге /Указания и
примечания/" , "Ахлаги- Насири" .
22.
Туси также всё бытие делит нанеобходимо-сущее, божественное
бытие и возможно-сущее природное,
человеческое бытие. Подробно
рассматривая вопросы возможного
бытия, он указывает на
неуничтожимость и вечность
материального мира, в котором из
разнообразного сочетания простых
элементов: огня, воздуха, воды и
земли возникают сложные вещества,
минералы, растения, животные.
23.
В учении Н.Туси важное местозанимают вопросы теории познания.
Здесь он высоко оценивает значение
как чувственного, так и логического
познания. Первое, по его мнению,
даёт информацию о внешних
сторонах, свойствах вещей, второе
же даёт возможность для
понимания, проникновения в их
сущность.
24.
ИМАМЕДДИН НАСИМИ(настоящее имя Сейид Али)
- выдающийся поэт,
основоположник
азербайджанской
классической поэзии,
крупный философпантеист.
25.
На него больше всех повлиялисуфий Халладж, Шабустари и Наими
- основатель хуруфизма ( араб.
"хуруф" - буквы ). Первый из них в Х
веке за то , что провозгласил себя
богом, был повешен в Багдаде.
Насими как продолжатель
суфийских идей Халладжа свои
первые стихи писал под
псевдонимом "Гусейни" в честь
имени казнённого мыслителя.
26.
Фазлуллах Наими - крупныйазербайджанский поэт и философ .
Своё философское учение изложил
он в произведениях "Джавиданнамэ" ("Книга о вечности") ,
"Аршнамэ"("Книга о троне") ,
"Махаббат-намэ"("Книга о любви") .
По учению Наими , 28 букв арабского
и 32 - фарсидского алфавита
являются символами тайн
вселенной . Из них образуются
слова , речи , книги , а также им
соответствующие вещи , лик и тело
человека.
27.
Середина XIX века вАзербайджане — период
формирования в
реалистических
тенденций,
происходившего
исторически синхронно с
возрождением
национального
самосознания.
28.
Просветительство, котороеначинает формироваться в
Азербайджане как
идеологическое течение еще в
первой половине века
проходит путь развития от
веры в «просвещенного
монарха» и уступок
духовенству до прямых
призывов к свержению
абсолютистского
самодержавия .
29.
Во всех без исключенияобластях многосторонней
деятельности Мирзы
Фатали Ахундова (1812—
1878) мы видим художника
и мыслителя, уже
одинаково связанного и с
европйской, и с восточной
культурами.
30.
Свои знаменитые шесть комедий иодну повесть М. Ф. Ахундов
создает в 1850—1857 гг. Это «Молла
Ибрагим-Халил, алхимик, обладатель
философского камня», «Повесть о
Мусье Жордане — ученом-ботанике и
дервише Масталишахе, знаменитом
колдуне», «Приключения везиря
Ленкоранского ханства», «Повесть о
медведе, победителе разбойника»,
«Приключение скряги, или Гаджи-Кара»,
«Правозаступники в городе Тавризе,
или Восточные адвокаты», «Обманутые
звезды».
31.
Многообразные социальныепроблемы, разрабатывавшиеся
Ахундовым в комедиях и повести,
подвергаются всестороннему и
глубокому анализу и в его
литературно-теоретических и
критико-публицистических работах,
самыми значительными из которых
являются «Письма Кемал-уд-Довле»
(1865).
32.
Первую азербайджанскую газетуиздавал Гасан-бек Зардаби (1837—
1907), видный ученый-дарвинист,
получивший образование в Московском
университете, продолжатель Ахундова
на ниве демократической публицистики
и прогрессивной общественной
деятельности. Издаваемая им газета
«Экинчи» повела активную борьбу
против умственной летаргии, опасности
социального застоя и апатии.
33.
Наджаф-бек Везировсущественно расширил границы
реалистическ.охвата
действительности — быта,
нравов, социальных явлений,
обогатил драматургическ. жанры и
язык, звучавший со сцены.
Драматурга недаром называли
«азербайджанским Островским».
Вместе с тем Везиров оставался
на всем протяжении своего
творчества типичным демократомпросветителем.