Средневековая мусульманская философия
Особенности мусульманской цивилизации
Периоды развития мусульманской философии
Основные традиции познания в исламе
Калам
Особенности калама
Перипатетизм - фальсафа
Рационалистическое понимание философии
Ибн-Сина
Ибн-Халдун
Аль-Газали (1059–1111)
Основные работы
Ибн-Баджжа – 1070-1138
Ибн-Туфайль – 1105-1185
Ибн Рушд - 1126-1198
Ибн Рушд об отношении философии и религии
Направления мусульманской философии
Аристотелизм
Суфизм
Суфизм
3.09M
Категория: ФилософияФилософия

Средневековая мусульманская философия

1. Средневековая мусульманская философия

ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА ГРУППЫ 9-21
ЯНЫЧЕВА АНАСТАСИЯ

2. Особенности мусульманской цивилизации

Сформировалась
в рамках
единой
средиземноморской
культуры
и
цивилизации
Классическая
арабомусульманская
философия и культура сохранила и
приумножила наследие античности;
развивала
гуманистический
характер
средиземноморской культуры
Развитие
мусульманской
цивилизации
тесно
связано
с
зарождением
и
укреплением
ислама
и
Арабского
халифата
«Золотой век» мусульманской цивилизации
– 9-12 вв., когда именно мусульманская
культура
стала
определять
уровень
мировой культуры

3.


Адаб и адиб – главные понятия, обозначающие
обр
Адаб – система азование в средневековом
мусульманском миренорм образованности и
воспитанности, включавшая знание философии,
астрономии, математики и определенные
правила поведения
Адиб – образованный и воспитанный человек
Важной особенностью идеала знания в исламе
являлось то, что оно определялось шариатом, в
частности, положением о правотворчестве
только Бога и пророка Мухаммеда во всех
областях жизни и соответственно отсутствием
посредников между Богом и человеком

4. Периоды развития мусульманской философии

1
Период становления
VII – IX вв.
2
IX – XII вв.
3
Период расцвета,
«золотой век»
мусульманской
культуры
Период упадка
4
Период возрождения
Кон. XIX – XXI
вв.
XIII – XIX вв.

5. Основные традиции познания в исламе

Религиозная Ортодоксальное
вера
богословие
Ахмад Ханбал,
аль-Газали
Разум
Рациональная
философия
(фалсафа)
Аль-Фараби,альКинди, Ибн-Сина,
Ибн Рушд
Озарение,
интуиция,
разум
Мистическая
философия
Аль-Мисри, Абу
Язид, Ибн Араби,
Сухраварди, альМухасиби,
Джунайд

6. Калам


Первоначально – любое логическое рассуждение на религиознофилософскую тему
Способ рассуждения, основанный на разуме – логика или
диалектика
Спекулятивная теология (илм ал-калам) – рационалистическое
направление в религиозно-философских учениях ислама

7. Особенности калама


Сама теология включает в себя рациональный
аппарат
философии,
стремится
к
обоснованности
и
доказательности
религиозных суждений
В традициях мусульманской философии
калам выступает как целостное учение,
включая в себя философию, историю,
психологию, социологию религии

8. Перипатетизм - фальсафа

Перипатетизм фальсафа
Фальсафа – философия средневекового
ислама,
основанная
на
античной
философии.
Особенность фальсафы:
существование позиции, в которой первична
философия, а
теология
находится в
подчиненном положении.
Именно философия с ее рациональностью
и принципами аподейктического мышления
способна познать сущность и природу
религии и религиозности
Фальсафа никогда не стремилась стать
служанкой религии

9. Рационалистическое понимание философии

Философия –
1) знание обо всем
2) знание о «вторых субстанциях» (первые
воспринимаются чувственно), количестве и качестве
3) учение о таких всеобщих определениях бытия, как
материя, форма, место, движение и время
4) знание об истинной природе вещей в меру
человеческой способности
5) философия распадается на собственно знание
(поскольку душа состоит из чувственной и разумной
частей) и деятельность, которая невозможна без
чувств

10.

Аль-Фараби
870-950
Учитель,
основоположник
восточного
перипатетизма.
«Книга букв»
«Трактат
о
взглядах
жителей
добродетельного
города»,
свыше
150
философских
и
научных трудов

11.

Аль-Фараби строил свое философское учение на основе
соединения аристотелевской космологии с представлениями
неоплатоников об эманации (истечении) божества как
способа сотворения мира. Он учил, что «интеллект — это не
что иное, как опыт».
Аль-Фараби сравнивает идеальное общество со здоровым
телом, в котором все органы во взаимодействии друг с другом
выполняют предназначенные им функции.

12.

Ибн-Сина (Авиценна) -
980-1037
«Князь философов»,
«князь врачей»
Основные работы:
«Канон врачебной
науки»,
«Книга исцеления»
«Книга спасения»
«Книга знаний»

13. Ибн-Сина

Бог, по мнению Ибн-Сины, есть необходимо сущее
благодаря самому себе, а мир, проистекающий от
него посредством эманации, представляет собой
необходимо сущее благодаря чему-то другому, т.е.
Богу. По мнению Ибн-Сины, космические и природные
явления не зависят от божественного промысла,
поскольку знания бога простираются лишь на
универсальное, а не на единичное.
Ибн-Сина был также автором «Книги знания» и
«Указаний и наставлений», в которых значительная
часть посвящена изложению основ логики и
метафизики. Вообще необходимо отметить, что арабские авторы нередко предваряли свои сочинения,
посвященные метафизическим или физическим
темам, кратким экскурсом в логику.

14. Ибн-Халдун

Необходимо отметить и арабского философа по
имени Ибн-Халдун (1332 – 1406), который написал
сочинение «Большая история, или Книга поучительных
примеров и диван сообщений о днях арабов, персов
и берберов и их современников, обладавших властью
великих размеров». Иногда Ибн-Халдуна называют
даже провозвестником социологии и «арабским
Марксом». Введение к этому труду представляет
собой энциклопедическое произведение, отразившее
культурную жизнь арабского средневековья, знания,
которыми оно владело: сведения о земле и климате,
об истории разных народов, о возникновении и крушении государств, о земледелии и ремеслах,
финансах, науках, искусствах и т.д. Ключевая мысль
этого произведения – влияние экономики на жизнь
государства.

15. Аль-Газали (1059–1111)

Персидский ученый, правовед
(факих), суфий и философ.
Один
из
выдающихся
мыслителей
«золотой
эпохи
ислама».

16. Основные работы

Опровержение философов
Эликсир счастья
Письмо сыну
Нужно ли бояться смерти?
Более 70 книг по богословским наукам,
философии и суфизму.
Его главные труды носят полемический
характер.

17. Ибн-Баджжа – 1070-1138


Пионер перипатетической философии в
мусульманской Испании
«Прощальное послание», «Образ жизни
уединившегося»
Противопоставление
философского
знания религиозному
Философия
по
существу
своему
эзотерична, доступна лишь немногим
одаренным людям, которые благодаря
познавательной деятельности и духовному
совершенству способны соединяться с
«деятельным разумом»
Подавляющее большинство обречено на
существование в условиях антиразумной
религиозности

18. Ибн-Туфайль – 1105-1185

«Повесть
о
Хайе,
сыне
Якзана»
психологизированная и рационализированная
робинзонада; философская картина развития
человеческого рода.
Познание
научно-философских
доступно только единицам
истин

19. Ибн Рушд - 1126-1198

– вершина рационализма средневековой
философии
Арабского
Востока

«Опровержение опровержения»
«Аристотель объяснил природу, а Аверроэс –
Аристотеля»
Но последовательность его философских
позиций проявляется в произведениях, которые
не связаны с комментированием Аристотеля

20. Ибн Рушд об отношении философии и религии

В отношении предмета своих размышлений
философия и религия не расходятся, ибо
«философия – спутница и молочная сестра
религии»
И философия, и религия размышляют прежде
всего о Боге, но совершенно различаются по
способу своих размышлений. Для философии
характерен доказательный метод. Метод
рассуждения религии – риторический способ,
способ
образного
познания,
зафиксированный в Коране

21. Направления мусульманской философии

1. Аристотелизм - как попытка рационального
объяснения истин Откровения (Аль-Фараби,
870—950; Авиценна, 980—1037)
2. Суфизм - как мистическое истолкование
Корана (Аль-Газали, 1058—1111; Ибн-Араби,
1165—1240)

22. Аристотелизм

Направление
арабской
и
западноевропейской средневековой философии,
разрабатывавшее идеи Ибн Рушда и его
последователей.
Идеи арабских философов о смертности
души,
о
вечности
и
несотворенности
материального мира, разработанные Ибн
Рушдом, и его теория двойственной истины
осмыслены аверроизмом.
Знание истины противопоставлялось вере, тем
самым философия отделялась от теологии
Это побудило Ф.Энгельса в «Диалектике
природы» отметить «перешедшее от арабов…
жизнерадостное
свободомыслие,
подготовившее материализм 18 века».

23. Суфизм

Второе направление мусульманской
философии — суфизм возник как мистикоаскетическое течение в исламе в середине VIII в.
на территории нынешнего Ирака и Сирии. Его
относят к мистико-пантеистическим учениям,
возникшим как протест против ортодоксального
ислама.
Цель - слиться с Богом путем внутреннего
очищения и самосовершенствования. Каждый,
по учению суфиев, содержит в себе
божественную субстанцию. Существует
несколько течений в суфизме: от поднимающих
человека до уровня Бога до призывающих людей
к непротивлению злу.

24. Суфизм

У суфиев было представление о
божественном свете, исходящем от Аллаха,
который (свет) несет в себе часть души
человека — «тайник сердца», обращенный к
Богу. В суфийском учении есть и концепция
предвечного договора, заключенного между
Аллахом и людскими душами до их появления
в материальном мире. Присягнув в верности
Аллаху, души, обретя телесную оболочку,
забыли о договоре. Цель суфия — вернуться к
своему предвечному состоянию путем
внутреннего самосовершенствования.
English     Русский Правила