7.75M

Характеристика Ипата и Якова

1.

Авторы:
Глазырина Е.В
Васина И. А
Каримов. Д

2.

3.

Ипат – один из старых преданных слуг князя
Утятина. Даже после отмены крепостничества,
остается холопом при барине.
«Рукою собственной
В тележку запрягал»
Купал в проруби, спас от холодной смерти, на
которую сам же перед тем и обрек. Все это он
воспринимает как великие благодеяния. И у
странников вызывает здоровый смех.
С самого рождения он прислуживал своему
барину и получал «барские милости». Его
умиляло то, что его, совсем маленького,
запрягали вместо коня в тележку. А когда Ипат
возмужал, удостоился чести быть опущенным
зимой в неводе в прорубь. Развлекаясь и
наслаждаясь при этом, князь приказывал
опускать невод с человеком в ледяную воду,
затем подносил шкалик водки, и вновь уже
замерзшего слугу погружали во вторую
прорубь.

4.

Даже в старости он продолжал терпеть и радоваться вниманию со
стороны хозяев жизни. Уже согнутого старика приказали посадить на
пятерку лошадей, дали в руки скрипку и заставили играть. А на дворе
была метель. Вскоре замерзающий старик упал с лошади, а сани
переехали его. Но и здесь он не винит своего князя, а с умилением
рассказывает, что к ночи о нем вспомнили и подобрали. Пережив все
это, холоп, переживает, что может получить волю. Он настолько привык
к такой жизни, что другой ему не надо. Вот и сейчас, он, хромая,
услужливо накрывает на стол и подобострастно заглядывает любимому
хозяину в глаза. У этого человека отсутствует собственное «я», в нем
нет гордости и человеческого достоинства.
Несмотря на эти непривлекательные черты характера, в нем
угадывается тонкая душевная натура. Разве можно найти среди
крепостных тех, кто мог играть на скрипке? А Ипат играл в мороз, так
как князь Утятин любил музыку. При других обстоятельствах из него
мог получиться человек, отличающийся верностью, трудолюбием,
усердием и музыкальностью.
Такие покорные, молчаливые рабы были не редкость в то время. Для
них новые реформа равнялись смерти. Они не меняли свою жизнь, а
оставались дальше служить господам и покорно выполнить все
прихоти и желания. В этом заключалась горькая правда, которую не
хотели признавать в после реформенной Руси.

5.

«Метель была изрядная,
Играл я: руки заняты,
А лошадь спотыкливая —
Свалился я с нее!
Ну, сани, разумеется,
Через меня проехали,
Попридавили грудь.
Не то беда: а холодно.
Замерзнешь — нет спасения.
Кругом пустыня, снег...
Гляжу на звезды частые
Да каюсь во грехах.
Так что же, друг ты истинный?
Послышал я бубенчики.
Чу, ближе! чу, звончей!
Вернулся князь (закапали
Тут слезы у дворового.
И сколько ни рассказывал.
Всегда тут плакал он!),
Одел меня, согрел меня
И рядом, недостойного,
С своей особой княжеской
В санях привез домой!»

6.

Яков – был верным холопом у
барина Поливанова много лет.
Даже когда у того отказали
ноги, он всё равно ходил за
ним попятам, всё для него
делал. Когда у Якова вырос
племянник Гриша, то
бросился он в ноги к барину и
попросил разрешения
жениться. Но барин, узнав,
что невеста Ариша, на
которую он сам имел планы,
отказал ему, да ещё к тому же
отправил Гришу в солдаты.

7.

Яков – особый цинизм звучит в словах поэта,
когда он показывает отношение помещикахозяина к верному слуге. Поливанову нравится
унижать Якова. Он каблуком бьет мужика по
зубам. Бьет не спеша, походя, просто ради забавы.
В отличие от реального персонажа – Малюты
Скуратова, верный слуга добр и сострадателен. Он
сравним с псом, который служит своему хозяину и
забывает о том, что он человек. Обидно звучат
слова автора об их участи: им милей становятся
господа после тяжелых наказаний. Внимательный
читатель видит, как одинокий человек
привязывается душей к жестокости. Яков
заботится не только о хозяине, он любит
племянника Гришу. Именно любовь делает его
смелее. Он решается просить у Поливанова за
родного ему человека, но получает жестокий
отказ, насмешку и очередное издевательство,
схожее с пинком ноги. Холоп решается на месть.
Но какой она может быть? Яков не способен на
действия против тех, кого любит всю жизнь. Он
решает только на действия против себя. Яков
повесился на глазах у помещика.

8.

«Яков на сосну высокую прянул.
Вожжи в вершине ее укрепил,
Перекрестился, на солнышко глянул.
Голову в петлю — и ноги спустил!..
Экие страсти господни! висит
Яков над барином, мерно качается.
Мечется барин, рыдает, кричит.
Эхо одно откликается!
Вытянув голову, голос напряг
Барин — напрасные крики!
В саван окутался Чертов овраг,
Ночью там росы велики,
Зги не видать! только совы снуют,
Оземь ширяясь крылами,
Слышно, как лошади листья жуют,
Тихо звеня бубенцами.
Словно чугунка подходит — горят
Чьи-то два круглые, яркие ока,
Птицы какие-то с шумом летят.
Слышно, посели они недалеко.»
English     Русский Правила