Похожие презентации:
Iskusstvo_v_antichnosti
1.
ОглавлениеВведение...................................................................................................................2
1. Искусство Древней Греции..............................................................................3
1.1 Гомеровский период...................................................................................3
1.2 Архаический период...................................................................................4
1.3 Классический период.................................................................................6
1.4 Период Эллинизма......................................................................................8
2. Искусство Древнего Рима...............................................................................10
2.1 Эпоха республики.....................................................................................10
2.2 Эпоха ранней империи................................................................................12
2.3 Эпоха поздней империи и ее упадка..........................................................14
Заключение.............................................................................................................16
Список литературы................................................................................................17
2.
ВведениеАнтичная цивилизация (I тыс.до н.э.- V в.до н.э.), получившая название от
латинского слова «антиквус», что значит древний, вписала золотые страницы
в историю мировой культуры. Достижения античной культуры не
вообразимы, на них основывается вся европейская цивилизация, такая, какую
мы знаем ее.
История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном
мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской
мифологии, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно
сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен,
когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней. К
античности восходят современные литературные жанры и философские
системы, основные принципы архитектуры и скульптуры и т. д.
Античность, чья тысячелетняя история накопила бесценные и
непревзойденные сокровища человеческого духа обладает неувядаемой
прелестью.
Я выбрал эту тему, потому что меня очень привлекает культура, которая
была в этих самых известных государствах Античного мира.
В художественном наследии древних цивилизаций особое место занимает
творчество мастеров Древней Греции и Древнего Рима, которое и называют
искусством античного мира. Впервые термин «антиквус» появился в XV веке
в Италии. Мыслители и художники этой страны считали образцом для
подражания искусство Древней Греции и Древнего Рима. Оно привлекало их
своей жизнеутверждающей силой, сознанием ценности и красоты
человеческой личности, верой в безграничные творческие способности
человека. Лучшие творения античного искусства стали достоянием и
последующих поколений. Они вдохновляли поэтов и скульпторов,
драматургов и художников, писателей и композиторов всех стран Европы в
течение нескольких столетий. Художественная литература, театр, философия
и искусство античности во многом способствовало формированию всей
современной культуры.
3.
1. Искусство Древней Греции1.1 Гомеровский период
В это время (XI - IX вв. до н.э.) изобразительное искусство и архитектура
делают лишь первые шаги. Прикладное же искусство отличается более
высоким уровнем мастерства.
Античный мир был ориентирован не на царей и их приближенных (как на
Древнем Востоке), а на свободную гражданскую личность, члена полисного
коллектива, прославлял и возвеличивал человека.
Главными источниками наших сведений об этой эпохе являются два
шедевра древнегреческой литературы - «Илиада» и «Одиссея» Гомера, одного
из родоначальников греческой и европейской литературы. Принято считать,
что поэмы эти были написаны в IX-VIII в.до н.э., а до этого существовали в
устной традиции. В их основе лежит ахейский эпос - сказание о походе
ахейских греков в Трою (город в Малой Азии).
Позднее на смену пению пришло чтение вслух перед аудиторией,
появились профессиональные певцы - аэды или рапсоды. Из эпической песни
выстроены «Илиада» и «Одиссея» Эпические поэмы Гомера - своего рода
кодекс аристократической морали. Высшей ценностью для знатного воина эпического героя считаются посмертная слава, вечная память о подвигах
доблестного бойца.
У Гомера мы встречаем и детально проработанный образ олимпийского
пантеона греческих богов.
Греческая мифология и религия были наполнены гуманистическим
звучанием. Если боги схожи с людьми, то люди - с богами: любимые герои
греков - Диомед, Аякс, Агамемнон - богоподобны. Люди могли спорить с
богами и выходить из споров победителями, как, например, Ахилл или
Одиссей.
Наиболее распространенным видом изобразительного искусства в
гомеровский период была вазовая роспись, в которой господствовал
геометрический стиль (схематический, однообразный узор). Лучшими
образцами этого стиля являются дипилонские надгробные амфоры,
найденные в Афинах (IX в.до н.э.). Поверхность этих сосудов разделена на
декоративные
пояса,
образованные
геометрическими
узорами:
треугольниками, звездочками или другими фигурами. Как полагают
некоторые ученые, в геометрические узоры вкладывался скрытый,
магический смысл и сам орнамент обретал символическое значение. Сцены
на вазах изображали плывущие по морю гребные суда, битвы, похороны
героя, соревнования юношей в силе и ловкости.
4.
1.2 Архаический периодЭто время (VIII - VI вв. до н.э.) глубоких общественных перемен в жизни
Эллады, когда начинается бурный прогресс материальной культуры.
Применяются железные оружия, строятся дороги, возводятся мосты,
сооружаются водопроводы. Совершенствуется металлургия и техника литья,
увеличивается
производство
товаров
для
продажи,
появляются
общегреческие рынки, чеканятся монеты.
В это время одной из основных линий внутренней жизни Греции
становится борьба народа - земледельцев, ремесленников, торговцев – против
родовой аристократии.
Свободные граждане жили в небольших государствах. Эти государства
образовывались вокруг городов, которые становились их культурными и
экономическими центрами. Отсюда название греческого государства - полис,
означает «город - государство».
В VIII-VI вв.до н.э. широко распространяется алфавитная письменность,
возникшая на основе финикийской. Греки создают свою математику,
астрономию и медицину, зарождается философия, «наука всех наук».
Отличительной особенностью древних греков был агон, т.е.
состязательное начало. Знатные аристократы в поэмах Гомера состязаются в
силе, ловкости и упорстве, победа приносит славу и почет, а не материальные
блага. Постепенно в обществе утверждается идея о победе в состязании как
высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет и
уважение в обществе.
Древнейшими и самыми важными были игры, впервые устроенные в
776г.до н.э. в честь Зевса Олимпийского и с тех пор повторявшиеся каждые
четыре года. Позже к олимпийским играм добавились Пифийские игры в
Дельфах (в честь Аполлона), и, наконец, Немейские игры (в честь Зевса).
Участники всех игр выступали нагими. Прекрасное обнаженное тело атлета
стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческого
искусства.
В архаический период сформировалось новое течение в греческой
литературе. Эпоха героев ушла вместе с Гомером; теперь внимание поэтов
привлекали не героические деяния прошлых веков, а сегодняшняя жизнь,
чувства и переживания отдельного человека. Этот жанр получил название
лирики.
В эпоху архаики уже возникли основные и формы греческого искусства,
которые затем получат развитие в классический период. Все достижения
греческой архитектуры того времени, и конструктивные и декоративные,
связаны со строительством храмов.
Дорический ордер, распространенный главным образом в южной Греции,
отличался тяжеловесностью и массивностью колонн, простой и строгой
5.
ЗаключениеЯвляясь вторым самостоятельным этапом истории мировой культуры
античная (греко-римская) культура построена на вере в силу освобожденного
человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием
ранней цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие
мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры,
шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня
развития культуры. Они имеют значение не только как произведения
искусства,
но
и
социально-нравственное
значение.
И
сейчас
сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются
современными.
В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и
величие свободного человека — гражданина полиса. Произведения
греческого искусства поражали последующие поколения глубоким
реализмом,
гармоническим
совершенством,
духом
героического
жизнеутверждения и уважения к достоинству человека. Философские
взгляды, отчасти политические воззрения и прежде всего литература и
искусство Древней Греции непосредственно или через эллинистическую и
римскую культуру оказали огромное влияние на всю последующую историю
культуры человеческого общества. В особенности это относится к истории
народов западной и восточной Европы, но также и западной, центральной и
восточной Азии.
Искусство Древнего Рима оставило миру громадное наследие, значение
которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных
норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил
культурный облик огромной части мира. Искусство римского времени
оставило множество замечательных памятников в самых разных областях,
начиная от архитектурных сооружений и кончая стеклянными сосудами.
Художественные принципы, выработанные древнеримским искусством, легли
в основу христианского искусства Нового времени.
6.
Список литературы1. Белогрудов О.А. /Культурология: конспект для студентов и
преподавателей технических и гуманитарных вузов России. - М:ГИС,
1997
2. Герман Н.Ю. и др. Очерки культуры Древнего Рима. М., 1990. С. 153.
3. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 1: от древних времен
до 16 в. Очерки. 5 изд; стереотип. - М., Искусство 1985 г.
4. Искусство стран и народов мира. T.l.M., 1970.
5. История искусства зарубежных стран под ред. М. Доброклонского.
М.,1981.
6. «Культура Древнего Рима» под ред. Е.С. Голубцовой. М., 1986.
7. Лисичкина О.Б./Мировая художественная культура. Часть 1 СПб.:Специальная литература, 1997.
8. Маркова А.Н. «Культурология. История мировой культуры», изд.
Юнити Москва 2000
9. Троянский И.М. История античной литературы. Л., 1957. С. 69