Похожие презентации:
Лекция 7. Интернет-толпа
1.
Интернет-толпа:социологические аспекты
Степнова Людмила Анатольевна
Кандидат социологических наук
Доктор психологических наук
Профессор
https://sponsr.ru/samosborka
2.
План• Интернет-толпа: история вопроса
• Особенности виртуальной толпы
• Механизмы формирования толпы посредством сети Интернет
• Этапы формирования толпы в сети Интернет
• "Умная толпа"
3.
История вопроса• Первые работы в области социологии и психологии толп
появились в конце XIX века.
• В 1879 году известный русский социолог Николай
Константинович Михайловский в журнале «Отечественные
записки» публикует статью «Сила подражания».
• Работа Н.К. Михайловского непосредственно посвящена
психологии толпы, потому многие считают основателем этого
направления в науке именно его.
• Через шесть лет в 1885 году была опубликована книга
французского социолога Габриэля Тарда «Законы подражания».
4.
История вопроса• В 1892 году Г. Тард пишет книгу «Мнение и толпа», примерно в то
же время итальянский учёный Сципион Сигеле публикует книгу
«Преступная толпа»,
• в 1895 году известный французский социолог Гюстав Лебон
выпускает книгу «Психология толп».
• Таким образом, примерно в одно и то же время, в России и во
Франции возникает новая наука – психология толпы,
послужившая в дальнейшем, одной из основ социальной
психологии.
5.
История вопроса• Одним из основоположников науки о толпе можно назвать
знаменитого французского психолога Гюстава Лебона.
• В 1895 г. им была опубликована книга «Психология толп». В
дальнейшем им было написано более 50 научных трудов.
• Основные книги по психологии «Психология социализма» (1898),
«Психология политики» (1910), «Психология воспитания» (1910),
«Мнения и верования» (1911), «Психология революций» (1912)
«Психология нового времени» (1920).
6.
Лебон выделил пять основных свойствтолпы:
• 1. Импульсивность, изменчивость и раздражительность толпы.
• в толпе у человека ослабевают механизмы, регулирующие
поведение – роли, статусы, ценности, ценностные ориентации,
нормы и правила этикета и т.д.
• Толпа представляет собой аморфную массу, где роли и статусы не
распределены, нормы и правила не оговорены, ценности не
осознанны.
• Утрата культурно сформированных механизмов регуляции
поведения приводит к тому, что их место занимают естественные
механизмы регуляции, порожденные природой до
возникновения культуры, то есть инстинкты.
7.
2. Податливость внушениям и легковериетолпы.
• «Во всякой человеческой агломерации, – писал Лебон, –
внушение становится заразительным, и этим объясняется
быстрое ориентирование чувств в известном направлении»
(Лебон Г. Психология толп// Психология толп. – М.: Ин-т
психологии РАН: КСП+, 1998. С 142.).
• Важным свойством толпы является ее способность легко и
быстро доверяться самым невероятным слухам
• информация в толпе возникает и циркулирует в форме слухов.
Никакая иная форма информации в толпе невозможна.
8.
3. Преувеличение и односторонностьчувств толпы
• чувства толпы могут быть хорошими или дурными.
• Характерной чертой чувств является их односторонность и
преувеличение.
• Сила чувств толпы увеличивается отсутствием ответственности.
• Толпа, подчиняясь инстинктам, способна совершать дурные поступки.
• Чувство ответственности возникает под воздействием волевого
усилия, которое может совершать только изолированный индивид.
• Люди, собираясь в толпу, утрачивают волю.
• Волю концентрирует в себе вождь, благодаря чему он и оказывается
способен управлять толпой.
9.
4. Нетерпимость, авторитетность иконсерватизм толпы
• Толпой владеют только простые и крайние чувства.
• Всякую идею или верование толпа принимает или отвергает
целиком, относится к ним как к абсолютным истинам.
• Так всегда бывает с верованиями, которые упрочились путем
внушения, а не путем рассуждения
10.
5. Нравственность толпы.• Под словом «нравственность» Лебон понимал уважение социальных
постановлений и постоянное подавление инстинктов.
• Толпа слишком импульсивна и изменчива, чтобы ее можно было
назвать нравственной.
• поведение людей в толпе регулируется исключительно инстинктами.
• «Инстинкты разрушительной свирепости, составляющие остаток
первобытных времен, дремлют в глубине каждого из нас. Поддаваться
этим инстинктам опасно для изолированного индивида, но когда он
находится в безответственной толпе, где ему обеспечена
безнаказанность, он может свободно следовать велению своих
инстинктов»
11.
особенности виртуальнойтолпы
• С распространением сети Интернет возник такой термин как
«виртуальная толпа».
• Она, по своей сути, не утратила признаки толпы и является одной
из самых больших ее разновидностей.
• В этой толпе также исчезает личность, притупляются чувства и
мысли индивидов, человек в ней легковерен и внушаем.
12.
особенности виртуальнойтолпы
• Одним из первых исследователей виртуальной толпы стал
американский социолог Говард Рейнгольд, который считал,
• что новой ячейкой общества станут, так называемые, «умные
толпы» (от англ. «смартмобы»), которые с помощью
определенной технической базы будут организовывать
флешмобы (от англ. «мгновенная толпа» или «вспышка толпы»).
13.
флешмобы• Это заранее спланированные массовые акции, в которых группа
людей (мобберы) внезапно появляются в общественной месте и
выполняют запланированные действия.
• Во время начала флешмоба у окружающих людей, которые не
участвуют в акции, должно сложиться впечатление, что мобберы
– это простые прохожие.
• Со временем флешмоб приобрел политическую окраску.
• Для обозначения данного феномена был введен термин
«политический флешмоб или политмоб».
14.
«политический флешмоб или политмоб»• Это один из видов общественной активности, который способен
всколыхнуть (поколебать) основы демократии.
• Специалисты (в том числе и Г. Рейнгольд) утверждают, что
политический флешмоб является одним из простых и
эффективных способов выражения общественного мнения.
• Такое объединение людей привлекает огромные слои населения
по всему миру и является одним из ярких примеров
горизонтальной политической мобилизации.
15.
Признаки виртуальной толпы:• 1. анонимность;
• 2. высокая скорость собрания;
• 3. небольшая длительность;
• 4. внезапность;
• 5. стихийность;
• 6. синхронность;
16.
Признаки виртуальной толпы:• 7. отсутствие централизованного руководства (организаторов,
ответственных лиц);
• 8. автономность;
• 9. полная демократия;
• 10. абсурдность действий;
• 11. нет спонсоров;
• 12. отказ от освещения в СМИ
17.
Пример. Революция зонтиков• с сентября 2014 года по июнь 2015 года в Гонконге произошла
серия выступлений против избирательной реформы, которая
предусматривала ограничение автономии этого региона.
• Позже в социальных сетях данные события назовут «Революцией
зонтиков» (#UmbrellaRevolution), так как протестующе вышли на
улицы с жёлтыми зонтами от солнца и дождя.
18.
Пример. Революция зонтиков• Акция «Occupy Central» («Оккупируй централ с любовью и
миром») началась 28 сентября 2014 года с требованием жителей
Гонконга провести демократические выборы главы региона и
отправить в отставку главу администрации - Лян Чжэнъина.
• Цель данной акции – убедить правящую верхушку Китая выбрать
главу Гонконга на выборах 2017 года самостоятельно, так как
нынешнего лидера избрала в 2012 году специальная комиссия.
19.
Пример. Революция зонтиков• Около 80 тысяч человек полностью заблокировали центр города,
распевая при этом песни и выкрикивая лозунги.
• Власти региона попытались разогнать митинг с помощью
резиновых дубинок, слезоточивым газом и перечных аэрозолей,
а также заблокировали в стране популярные социальные сети и
сайты западных изданий.
• В конечном итоге, в июне 2015 года Законодательный Совет
Гонконга отклонил избирательную реформу, и протестующие
мирно разошлись
20.
Механизмы формирования толпыпосредством сети Интернет
• В связи с широким развитием электронных СМИ и Интернета, всё
чаще толпы образуются при отсутствии физического скопления
людей в одном месте.
• В последнее время намечается тенденция к группированию
людей с помощью социальных сетей
• в силу многих причин, человек, являющийся активным
пользователем интернета, легко вовлекаем в различного рода
толпы.
21.
Почему активные пользователи интернеталегко вовлекаются в толпу
• Этому способствует целый ряд причин:
• основную часть активных пользователей интернета составляет
молодёжь, которая по своим психологическим характеристикам
представляет собой группу риска в силу так называемого
«юношеского максимализма» (повышенный уровень агрессии,
импульсивность, нетерпимость к критике и.т.п.);
• обсуждение острых политических и социальных проблем в
интернете, как правило, приводит к ругани и взаимным
оскорблениям (в связи с ощущением анонимности у
пользователей интернета), что может привести к расколу
определённых частей общества на два лагеря;
22.
Почему активные пользователи интернеталегко вовлекаются в толпу
• - мозаичность мышления среднестатистического пользователя
интернета (как правило, индивид работает с информацией сразу
из нескольких окон или вкладок, соответственно минимизируется
возможность подробного анализа просматриваемой
информации) вследствие которой выбор пользователя будет
сделан в пользу яркой картинки или громкого лозунга, пусть
даже не несущего достаточной смысловой нагрузки.
23.
этапы формирования толпы в сетиИнтернет
• 1 этап.
• Для начала на сайте или в группе в социальной сети какого-либо
политическим или общественным движением, ставящим перед
собой определённые цели и задачи, формируется программа,
рядом с названием сайта (группы) либо в статусе размещается
эффектный лозунг под знамёна данного движения призывается
большое количество сторонников.
• Посетители сайта (группы) обмениваются мнениями, причём, в
силу вышеназванных причин превалируют комментарии с
использованием громких лозунгов, оскорблений оппонентов и
ненормативной лексики.
24.
1 этап• На посетителей, пытающихся дать объективный анализ, как
правило, навешиваются негативные ярлыки.
• Таким образом, уже на данном этапе мы видим сформированную
толпу (присутствует категоричность, суждений, превалирование
лозунгов над здравым анализом).
• Затем какое-то время происходит расширение данной группы.
• Здесь в силу вступает такое явление, как заразительность толпы.
25.
2 этап• характерен поддержкой высокого градуса дискуссии в качестве
новостей в обсуждение регулярно подбрасываются слухи
(неотъемлемые атрибуты толпы), выставляющие в
отрицательном свете оппонентов участников данной толпы.
• При этом они, как правило, обладают броскими заголовками и
небольшим количеством информации.
• Через некоторое время, когда виртуальная толпа расширится,
руководители сайта (группы), которые фактически являются
вожаками виртуальной толпы, путём массовой рассылки
сообщений, либо с помощью публикации статусов, определяют
место и время проведения какой-либо акции или демонстрации.
26.
2 этап• Призывы, естественно, также содержат в себе агрессивные и громкие
лозунги.
• Так что, участник виртуальной толпы, «разогретый» обсуждением, как
правило, не видит для себя иного пути.
• При этом, будущее мероприятие, также обсуждается участниками
данной группы, что ещё более накаляет обстановку.
• На акцию все участники приходят уже со сформированными
установками (как правило деструктивными).
• Таким образом, с самого начала мероприятия, публика, пришедшая на
него, представляет собой готовую, почти всегда агрессивную, толпу.
27.
Сходство механизмов• действие основных законов формирования толпы полностью
относится и к виртуальным толпам.
• Более того в руках вожаков виртуальных толп находится большой
технический инструментарий, который при грамотном
использовании, способен собрать в одну толпу огромное
количество пользователей интернета по всему миру.
28.
Социология интернет-революции"Игорь ЭЙДМАН
• В двух номерах "Времени новостей" была опубликована
статья автора книги "Прорыв в будущее. Социология
интернет-революции" Игоря ЭЙДМАНА "Восстание умной
толпы. Манифест мировой социальной интернетреволюции".
29.
"Умная толпа"• в русском языке слово "толпа" имеет отрицательный подтекст. Толпа в
российской традиции - это нечто агрессивное, движущееся под
влиянием темных инстинктов, угрожающее. Сразу вспоминается
Ходынка, похороны Сталина, толпы пьяных матросов, грабящих
винные склады.
• "Умная толпа" - возможно не лучший, но уже утвердившийся перевод
английского термина, предложенного американским ученым Говардом
Рейнголдом.
• Причем перевод, изначально на языке оригинала не имеющий
негативного подтекста.
• В авторской трактовке он означает большую группу людей,
объединившихся с помощью новых информационных, прежде всего
интернет-технологий, для реализации тех или иных социальных
задач.
30.
определение• "Умная толпа" - сообщество людей, отстаивающих свои рациональные
интересы рациональными методами.
• Например, наемные работники, которые требуют адекватного
вознаграждения за свой труд и уважения к нему со стороны работодателей.
• Программисты, идущие к залу суда, чтобы поддержать свободу информации
в Интернете и своих коллег, репрессируемых за эту свободу.
• Фермеры, протестующие против экспансии производителей
генномодифицированной продукции.
• Солидарные с ними потребители этой продукции, защищающие здоровье
своих детей. Активисты экологических движений, перекрывающие дороги,
по которым в их страну ввозят отработанное ядерное топливо, и т.д. и т.п.
31.
Прогрессивность «умной толпы»• В идеале противостояние "умной толпы" и властвующих элит
ведет к позитивным социальным изменениям, то есть к
уменьшению в обществе эксплуатации и манипуляции, более
рациональному и справедливому миру.
• В условиях интернет-общества резко увеличиваются возможности
для формирования действительно "умных толп" - массовых
движений, действующих в рациональных интересах большинства
общества, а не манипулируемых различными элитными
группами.
32.
Прогрессивность «умной толпы»• Это связано с изменившейся природой информационного
взаимодействия в социуме.
• Традиционное общество предполагает монологичную
информационную культуру, в нем есть объект информации
(элита), имеющий монополию на ее распространение, и субъект
(общество), являющийся ее потребителем.
• Объект имеет возможность говорить, субъект нем.
33.
Прогрессивность «умной толпы»• Естественно, подобная ситуация создает условия для неизбежной
манипуляции со стороны объекта распространения информации
(будь то власть, церковь, СМИ) внимающим ему обществом.
• Причина - технический контроль над каналами распространения
информации. Король может приказать глашатаям читать свой
указ, Папа - обязать священников донести до паствы его
послание, буржуа - нанять газетчиков делать ему пиар.
34.
Прогрессивность «умной толпы»• У представителя неэлитной части общества есть только один,
чаще всего бесперспективный, способ быть услышанным - идти
на поклон к хозяевам технических средств доставки информации.
• Классический вариант такого монологичного общества современное общество телевизионной культуры.
• Здесь все просто: объект (ТВ) - вещает, субъект (зомбированный
народ) - внимает.
35.
Прогрессивность «умной толпы»• Интернет дает каждому возможность стать не только субъектом,
но и объектом распространения информации.
• Создавая блоги, собственные ресурсы, участвуя в социальных
сетях, других сервисах веб 2.0., человек получает техническую
возможность свободно распространять информацию, идеи,
вступать в диалог, договариваться о совместных действиях с
другими.
36.
диалогичная, договорная информационнаякультура интернета
• Интернет впервые в истории человечества создает диалогичную,
договорную информационную культуру.
• Решения в такой культуре могут приниматься на основании диалога между
всеми участниками процесса.
• Конечно, эта ситуация не гарантирует от манипуляции, но существенно
повышает шансы на достижение рациональных договоренностей,
достаточно низкие при монологичной культуре.
• Ведь в ней объект информации всегда имеет возможность манипулировать
ее субъектом.
• Таким образом, становится реальностью образование не манипулируемых, а
"умных толп", то есть массовых движений, сформированных
договорившимися друг с другом равноправными объектами информации,
каждый из которых принял собственное осмысленное решение, сделал
рациональный выбор.
37.
вывод• в XXI веке проблематика толпообразования постепенно
переходит из реального пространства в виртуальное.
• В этом видится большая опасность, так как представляется
сложным осуществлять контроль за лидерами и участниками
толпы, не находящихся физически в одном месте, в то время как
разрушительная способность виртуально сформированных толп
ничуть не меньше, чем реальных.
38.
литература• Горячев А. В., Казаков Ю. Н. Действие законов формирования толпы в
приложении к виртуальному пространству сети Internet // Акмеология.
2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deystvie-zakonovformirovaniya-tolpy-v-prilozhenii-k-virtualnomu-prostranstvu-seti-internet
• И.Эйдман: "Умная толпа", или Кто будет делать мировую интернетреволюцию//И.Эйдман: Умная толпа, или Кто будет делать мировую
интернет-революцию. Ч. 1 | ЦентрАзия (centrasia.org)
• Еременкова Ю. И. Политическое поведение толпы в Интернете //
Развитие общественных наук российскими студентами. 2017. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskoe-povedenie-tolpy-vinternete
39.
литература• Рейнголд Г. Умная толпа: новая социальная революция //
Библиотека Гумер-Социология // [Электронный ресурс] URL:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Rein/index.php Дата
обращения:
• Федорченко С.Н. Политический флешмоб – предвестник нового
общества? // [Электронный ресурс]
URL:http://cyberleninka.ru/article/n/politicheskiy-fleshmobpredvestniknovogo-obschestva