Похожие презентации:
Тема 8 Бах и Гендель
1.
Тема 8. И.С. Бах и Г.Ф. Гендель –представители немецкого
музыкального искусства
барокко
Часть 1. Духовные и светские
тенденции творчества И.С. Баха
и Г.Ф. Генделя
2.
Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750)и Георг Фридрих Гендель (1685 1759) являются наиболее яркими
представителями позднего барокко. Оба
композитора – немецкой
национальности. Для того, чтобы понять
духовные и светские тенденции
творчества композиторов, необходимо
кратко проанализировать некоторые
сведения из их жизни
3.
И.С. Бах4.
Г. Ф. Гендель5.
И.С. Бах родился в маленькомпровинциальном городке Эйзенахе. В
генеалогическом дереве семейства Бахов
были люди самых различных
специальностей, в основном
ремесленники. Однако все прекрасно
пели в церковном хоре, играли на
различных музыкальных инструментах.
Имя «Бах» переводится с немецкого как
«ручей»
6.
В возрасте 9 лет И.С. Бах остался круглымсиротой, и его взял на воспитание старший брат
Христоф. Мальчика воспитывали в строгости, за
малейшую провинность ставили на колени на
горох. Иоганн Себастьян рано увлёкся музыкой.
Он тайком от брата стал доставать из шкафа ноты
полифонических мастеров Рейнкена, Букстехудэ
и др. и по ночам, пока его никто не видел,
переписывал их. Так началась профессиональная
школа великого композитора. Вскоре брат
заметил Иоганна за его занятием и сжёг тетрадь
мальчика
7.
Однако И.С. Бах, обладаяфеноменальной памятью, запомнил
всё, что записал. Впоследствии он
использовал свои знания в
сочинениях. Когда Баху исполнилось
17 лет, он начал самостоятельную
жизнь, переезжал в различные
города
8.
В биографии и творчествекомпозитора можно отметить 3
крупных периода:
1. Веймарский – 1708 – 1714
2. Кётенский – 1714 – 1722
3. Лейпцигский – 1722 - 1750
9.
Бах служил органистом вВеймарской церкви; достиг
непревзойдённого совершенства в
органной игре. Сочинял в основном
органные произведения: прелюдии
как предварительный настрой к
проповеди; токкату и фугу d-moll;
прелюдии и фуги, фантазии и фуги
10.
В кётенский период композитор написалмножество крупных произведений:
концертов для различных
инструментов, сюит (6 Французских и 6
Английских сюит для клавира);
Итальянский концерт для клавира;
I том Хорошо темперированного
клавира (II том создавался постепенно и
был сформирован только в 1744 году)
11.
В Лейпциге И.С. Бах руководит хором, создаётмногочисленные вокальные и хоровые
произведения: кантаты, арии, оратории, мессы,
пассионы («Страсти по Матфею» и «Страсти
по Иоанну»). Кроме того, композитор пишет
инструментальные произведения: 6
Бранденбургских концертов в жанре concerto
grosso, партиты для скрипки, виолончели, 6
партит для клавира, II том ХТК и
монументальный полифонический цикл
«Искусство фуги»
12.
Духовные (церковные) тенденциипреобладают в творчестве И.С. Баха,
т.к. он был прежде всего служителем
церкви (даже в Кётенский период он
сопровождал службы игрой на
клавесине, иногда скрипке или
виолончели – в маленьком городке
Кётене не было органа)
13.
Однако у И.С. Баха есть и светскиепроизведения. К их числу относятся:
Каприччио на отъезд
возлюбленного брата (его брат Якоб –
не Христоф – отправлялся на военную
службу, и Бах посвятил ему шуточную
клавирную сюиту); Крестьянская
кантата, Кофейная кантата, кантата
на мифологический сюжет «Состязание
Феба и Пана»
14.
Светские тенденции проявляются уБаха также в том, что во многих
церковных произведениях
композитор использует светские
мотивы. Самый яркий пример: ария
баса из Магнификата. В
церковном произведении Бах
использует мотивы известной в его
время детской песенки
15.
Георг Фридрих Гендель родился внемецком городе Галле, получил
юридическое образование в
университете, однако связал свою судьбу
с музыкой. Его первым учителем был
органист В. Цахау. Г.Ф. Гендель, как и
Бах, являлся представителем
протестантской христианской веры;
многие его сочинения созданы на
духовные (церковные) сюжеты
16.
Помимо церковных песнопений,Гендель, как и Бах, обращался к
различным светским истокам:
танцевальным, песенным, маршевым,
оперным. В отличие от Баха, который не
покидал пределов своей родины, Гендель
постоянно путешествовал (за
исключением гамбургского периода)
17.
В его жизни есть сравнительно продолжительныепериоды:
Гамбургский – 1703 -1706, Гендель работает в
оперном театре
Итальянский – 1706 – 1709
Ганновер и Лондон – 1710 -1712
Великобритания - 1712-1759 (Гендель живёт в
основном в Лондоне, в 1726 году принимает
английское гражданство). С 1720 по 1728 гг. он
является дирижёром Королевской оперы
18.
В отличие от Баха, Гендель являетсятеатральным композитором.
Философский склад баховского
художественного мышления не
подразумевал внешних сценических
эффектов в музыке, хотя Бах использовал
многие оперные интонации. Гендель
создал более 40 опер и 32 оратории
19.
Герои генделевских ораторий - знаменитыеличности, которые борются за освобождение своего
народа. Таковы оратории «Израиль в Египте»,
«Иуда Маккавей», «Самсон» и др. Огромное
значение в ораториях Генделя имеют хоровые
номера. Композитор опирается на массовые жанры;
для его мелодий характерны широкие интонации
крупного плана. Исследователи генделевского стиля
сравнивают его творчество с масштабными
скульптурами Микеланджело; в музыкальном плане
композитор предвосхищает творчество Л.В.
Бетховена
20.
В 40-50-е годы Гендель создаёт самые значительныеоратории.
«Самсон» - оратория, посвящённая ветхозаветному
сюжету борьбы израильтян и филистимлян. Гендель
использовал также некоторые моменты трагедии
английского поэта Джона Мильтона «Самсонборец». Главная идея оратории заключается в
готовности человека к подвигу. Наиболее
драматична III часть: ослеплённый Самсон слушает
торжественный хор филистимлян и произносит
слова о том, что грядёт иное время освобождения его
народа. Другой эпизод III части - хор-смятение
филистимлян «О ужас! О страх!». Это сцена
разрушения храма
21.
Рубенс. Пленение Самсона22.
«Иуда Маккавей» - оратория, созданная на основесюжета 1 книги Маккавейской (Ветхий Завет). Книга
написана неизвестным иудеем конца II века до н.э. и
посвящена подвигам Иуды Маккавея (от евр.
маккаби - молот). Оратория посвящена
историческим событиям того времени, борьбе и
победе иудейского народа против сирийских
поработителей. Иуда Маккавей - воин, предводитель
иудеев. Самым ярким и известным номером
оратории является хор «Гряньте, трубы!»,
построенный на интонациях военных песен и
маршей XVII-XVIII вв. В оратории 66 номеров; из
них 42 - хора
23.
«Мессия» - одна из немногихораторий Генделя на сюжет Нового
Завета. В ней показаны события
переходного этапа христианства от
Ветхого к Новому Завету: рождение
Иисуса Христа, Его деяния, подвиги,
распятие, смерть, воскресение
24.
ВыводыОба композитора глубоко религиозны и большинство
их произведений посвящены библейским сюжетам.
Но художественное претворение духовных жанров у
Баха и Генделя различно. Стиль баховской музыки –
философский, не подразумевающий внешних
эффектов. Преобладает «внутреннее» сакральное
начало. Гендель обращён к публике: его мышление
ярко театрально. Даже инструментальные сюиты
композитора были рассчитаны на широкую публику
и исполнялись на открытом воздухе. Музыкальный
стиль Генделя наполнен контрастами, барочными
антиномиями Жизни и Смерти, Зла и Добра, Хаоса и
Порядка. В значительной мере на генделевский
стиль повлияла английская музыкальная культура
25.
Однако творчество И.С. Баха и Г.Ф.Генделя глубоко национально.
Протестантский хорал как главный
интонационный источник их вокальных,
хоровых, инструментальных сочинений,
сформированный в немецкой церкви
течение многих столетий, является
основой их художественного мышления
26.
Тема 8. И.С. Бах и Г.Ф. Гендель –представители немецкого
музыкального искусства
барокко
Часть 2. Инструментальная
сюита в творчестве И.С. Баха и
Г.Ф. Генделя (сравнительная
характеристика)
27.
Сюита (от итал. - ряд,последовательность) является одной
из главных музыкальных форм позднего
Возрождения, Барокко и раннего
классицизма. Принцип сюиты
заключается в чередовании
разнохарактерных частей
28.
Аллеманда - французский (позднее немецкий)танец, 4-дольный, умеренный темп
Куранта - немецкий танец 2-дольный либо
4-дольный, подвижный темп
Сарабанда - испанский танец-шествие,
очень медленный темп Grave (тяжело, важно) размер 3/2; позднее - размер ¾
Жига - английский танец в очень быстром
темпе, размер 9/8 или 12/8
29.
В творчестве И.С. Баха и Г.Ф. Генделяпредставлены самые разнообразные
инструментальные сюиты: клавирные, камерноинструментальные, сюиты для различных
сольных инструментов, оркестровые. У И.С. Баха
6 французских, 6 английских сюит, 6
партит. Бах сохраняет некоторые танцевальные
части старинных сюит, однако вводит и другие
танцы (менуэт, гавот, бурре и др.) и даже
нетанцевальные пьесы, построенные на основе
обработок песен и оперных арий
30.
Особое место в творчестве Бахазанимают 6 партит, созданных в
Лейпцигский период. Композитор
значительно укрупняет форму
сюиты за счёт разнообразия тем,
жанровых истоков. В каждой
партите есть большое вступление,
близкое французской увертюре
31.
Партита №2 c-moll начинается Синфонией (непутать с понятием «симфония»), в которой
представлены 3 раздела. 1 раздел - медленный Grave,
с плотной аккордовой фактурой, пунктированным
ритмом. Его можно сравнить с монументальными
архитектурными сооружениями Барокко. 2 раздел камерного склада,Andantino, всего два голоса; близок
ариям (гомофонно-гармонический склад с
элементами полифонии). 3 раздел - 3-голосная фуга,
Allegro. Таким образом, Синфония представляет
собой «сюиту в сюите», однако Бах отказывается
здесь от чисто танцевальных жанров
32.
Другие инструментальные сочинения Баха такженаписаны в форме сюиты. Из оркестровых
произведений следует отметить 6
Бранденбургских концертов , созданных в
1721 году (возможно, ранее), посвящённых графу
Бранденбургскому. Бах создал их в стиле
concerto grosso, с использованием солирующей
и аккомпанирующей групп инструментов.
Принцип сюитности уже не затрагивает
собственно танцевальные пьесы; сохранён
контраст частей
33.
И.С. Бах явился родоначальником клавирногосольного концерта. Наиболее известен
Итальянский концерт, созданный в 1735
году. Сюитный принцип сохраняется, однако Бах
использует в нём характерные стилевые
особенности итальянской скрипичной школы:
преобладание гомофонно-гармонической
фактуры, чисто скрипичные приёмы исполнения
кантилены и виртуозных пассажей
34.
В отличие от баховского камерного (занекоторым исключением) стиля сюит, Г.Ф.
Гендель тяготеет к монументальным
композициям. Его сюиты, также возданные в
духе concerto grosso, предназначены для
исполнения на большой концертной эстраде, в
том числе на площадях, в скверах, парках.
Генделевский стиль включает широкие
интонации «крупного плана»; заметно влияние
театрального искусства
35.
Две сюиты - «Музыка на воде» и «Музыкафейерверка» - предназначены для
торжественных церемоний в Лондоне. «Музыка
на воде» сопровождала лодочные гуляния
королевской семьи и была посвящена юбилейной
дате короля Георга II. Ещё более помпезна,
величественна «Музыка фейерверка»,
посвящённая военной победе Англии в 1742 году,
исполненная в Грин-парке, собравшая 1200
слушателей. Исполнение сюиты сопровождалось
фейерверками
36.
В двух сюитах Генделя есть большиевступления - увертюры (связь с
театром). Велика роль медных духовых
инструментов. Кроме того, в сюите
«Музыка на воде» Гендель использует
шотландский инcтрумент hornpipe
(хорнпайп), выполненный на основе
бычьего рога
37.
ВыводыИнструментальные композиции И.С.
Баха и Г.Ф. Генделя, имеющие ряд общих
и отличительных особенностей,
представляют собой важнейший этап в
развитии сюиты. Сюита «освобождается»
от чисто прикладного танцевального
значения, предвосхищая крупные
циклические композиции классицизма
38.
Спасибо завнимание!