Похожие презентации:
Крито-микенский период
1.
Эгейская цивилизацияЭгейский или Крито-микенский период – 3 – 2 тыс. до
н.э.
Некоторые из исследователей античности рассматривают историю
древнегреческой культуры, начиная с цивилизаций, развивавшихся на этой
территории (о.Крит и п-ов.Пелопонне́с) в глубокой древности.
Критская (минойская) цивилизация: 2700
— 1400 годы до н. э.
Микенская цивилизация: 1400 — 1100
годы до н. э.
2.
Критская (или Минойская) иМикенская цивилизации
На самом деле это очень важная и трудная тема. Важна она тем, что по
официальной историографии именно эти две цивилизации, появившиеся на
островах Эгейского моря и полуострове Пелопоннес, являются первыми
культурами на территории современной Европы. Именно эти две цивилизации,
идущие друг за другом, стали прародителями Античной Греции, которую мы все
знаем и любим. Изучая минойскую и микенскую культуру, мы можем увидеть тот
самый мостик между Востоком (Египтом и Финикией) и Западом. Трудность же
вопроса заключается в том, что нам мало известно об этом периоде, и до сих пор
полностью не дешифрована минойская письменность, а об этническом
круговороте на острове Крит и юге Балкан столько версий и споров, что я их
сегодня пропущу, отослав любопытствующих к дискуссии Артура Эванса и Уильяма
Риджуэйя. Сегодня же мы поговорим о том, что нам точно известно о
предшественниках древних греков.
3.
4.
Эгейская цивилизация• Около 5000 лет назад на островах и
побережье Эгейского моря стала
складываться самобытная культура,
которую по названию моря называют
эгейской или по названию главных центров,
крито - микенской. Она просуществовала
почти 2000 лет, пока её не вытеснили в 12
веке до нашей эры пришедшие с севера
греки
5.
Карта с обозначением главных городов-дворцовминойской цивилизации на острове Крит
6.
7.
1. Архитектура Троянского периода (IV - III тыс. до н. э.)Легендарная Троя из гомеровской «Илиады» найдена в конце XIX века немецким археологом Генрихом
Шлиманом. Раскопки показали, что на одном и том же месте длительное время строились поселения, так что
образовался холм, в толще которого исследователи насчитали 8 культурных слоев. Троя (III тыс. до н. э.)
представляла цитадель с укрепленными стенами и воротами; в центре ее найдено несколько построек жилого
и культового назначения. Строительство велось из камня и кирпича-сырца на деревянном каркасе.
8.
Основной тип сооружений Трои представляет мегарон (греч. - большой зал). Этопрямоугольная постройка с портиком в торце, огражденным с боков выступами
продольных стен. За портиком находился продомос (передняя), затем зал с
очагом посередине. Тип мегарона оказал большое влияние на
развитие архитектуры Древней Греции. Его схема легла в
основу греческих храмов
9.
10.
2. Архитектура и искусство Крита (XVIII - XIV вв. до н. э.)В XVIII веке до н.э.(эпоха бронзы) выходцами из Малой Азии на острове Крит и прилегающих
островах была заложена новая культура. Основоположником нового государства, гласит легенда,
был царь Минос, сын Зевса и Европы. По его имени Критскую культуру ещё называют Минойской
(Миносийской).
Минойская цивилизация — одна из основных эгейских цивилизаций бронзового века, существовавшая
на Крите в 2700—1400 годы до н. э. Основными очагами культуры и цивилизации были так называемые
дворцы — сложные экономико-политические комплексы, крупнейшие из которых существовали
в Кноссе, Фесте, Закросе и Тилиссе.
Кносский дворец. Остров Крит.
11.
Письменность•язык критских иероглифов
•язык Фестского диска и секиры
•линейное письмо А и Б
С письменностью дела обстоят очень интересно. Минойцы за всё время своего существования
сменили три системы письма и ни одна из систем до сих пор не была расшифрована полностью.
Мы даже не можем утверждать, что эти три системы вытекали одна из другой и являются частью
одного языка. Сейчас смогли расшифровать только линейное письмо Б, — поздний способ записи
минойского языка, потому что он прообраз древнегреческого. А ещё нет возможности найти
границы между тем, к какой из цивилизаций на Крите относится тот или иной текст:
непосредственно к минойцам или микенцам. Опять же, за исключением линейного письма Б,
который точно принадлежит микенцам.
Сравнительная таблица ранних и
поздних иероглифов из труда А.
Эванса «Дворец Миноса» (1921)
12.
На островах насчитывалось около 90 городов с населением по 2-4 тысячи жителей.В центрах этих поселений находился дворец правителя. Самый известный из них Кносский, открытый в начале ХХ века английским археологом Артуром Эвансом.
Легенда гласит, что жена Миноса, царица Пасифая, родила чудовище с телом
человека и головой быка - Минотавра. Чтобы скрыть позор, царь велел зодчему
Дедалу возвести дворец в виде лабиринта. Датируется постройка 1700 годом до н.э.
В древней столице Крита - городе Кносс, им был обнаружен царский
дворец, соотносимый с мифологическим лабиринтом, построенным
царём Миносом для минотавра (чудовище с телом человека и
головой быка).
Кносский дворец. Реконструкция
13.
14.
Реконструкция Кносского дворца15.
Впечатляющий и величественный Кносский дворец был сооружён в 5 км к югу отсовременного города Ираклион, столицы Крита. Это был самый большой дворец на
острове, вмещавший в себя более 1000 помещений. Его площадь около 20 тысяч м2.
Дворец имел роскошные залы, театр, арсеналы, развитую систему канализации,
склады и дворы. Здания в 2-3 этажа террасами спускаются по восточному склону.
Комплекс постоянно достраивался и перестраивался из-за частых землетрясений. Для
сейсмоустойчивости была выработана особая критская ордерная система. Колонны
выполнялись приземистыми, с широкой капителью и утолщением кверху. Это
обеспечивало дополнительную устойчивость
16.
Кносский дворец отличался великолепным декором с художественной росписью ифресками со сложной композицией. Сохранившиеся настенные росписи дают
представление о ценностях и идеалах ушедшей цивилизации. Здесь можно найти
представления минойцев о мироздании и богах. Ко всему прочему, настенные
сюжеты позволили установить материальную культуру ушедшей цивилизации:
традиционную одежду, предметы быта, род занятий и т.п
17.
18.
19.
Минойские фрески — это, наверное, самая яркая и самая известная часть культурноймозаики этой цивилизации, дошедшая до нас. В отсутствие переведенных письменных
записей подчас именно они являются главным источником информации о жизни в
минойских дворцах. Рассматривая изображения из Кносса, мы можем попытаться понять,
какими были культурные практики, вкусы и даже верования людей, живших более чем три
тысячелетия назад.Стены дворца украшали фрески, изображающие прекрасных
утончённых юношей и девушек, животных и птиц. Они считаются шедевром древней
монументальной живописи.
20.
Фрески используются для украшения стен в Кноссе практически повсеместно. Онипокрывают орнаментом пространство над окнами и дверями, потолки, деревянные
балки, а иногда и полы дворцовых комплексов. Изображены могут быть как
абстрактные фигуры и геометрические рисунки, так предметные, размером от
миниатюры до полноразмерных живописных «копий» один к одному. Иногда фреска
также использовалась для подражания архитектурным особенностям, например,
нижние части стен, расписанные «под мрамор».
Самыми важными сюжетами настенных росписей можно считать ритуальные
шествия, церемонии и, конечно, тавромахию. Самыми знаменитыми можно назвать
следующие изображения «Принц с лилиями», «Парижанка», «Тавромахия».
Отдельно стоит отметить фрески из Акротири, найденные на Санторини,
являющиеся образцом высочайшего искусства.
В этих сценах часто можно увидеть цветы, такие как лилии, ирисы, крокусы, розы и
другие растения, такие как плющ и тростник
21.
«Тавромахия».22.
«дамы в голубом»23.
24.
25.
26.
27.
«принц с лилиями» -царь-жрец28.
Фреска «Парижанка»29.
Керамика, дошедшая до нас со времен минойской и микенской цивилизаций не толькопрекрасна с эстетической точки зрения, как вид искусства, но и может немало рассказать о
развитии художественных традиций в данном регионе, а также о технике, особенных
отличительных чертах гончарного мастерства древних критян. Глиняные сосуды
минойского производства являлись весомой частью экспорта древней цивилизации, их
находят на территории современного Египта и Сирии, материковой Греции, Кипре и
Кикладских островах.
Многие сосуды дошли до нас потому, что являлись частью погребального инвентаря в
захоронениях. Часто они были заполнены маслом и благовониями.
Сосуды стиля Камарес изготовлялись в Кноссе и Фесте. Они отличаются не только
удивительной техникой исполнения (стенки некоторых ваз и чаш настолько тонки,
что сравнимы с яичной скорлупой и выделяются в отдельную подкатегорию), но и
полихромным живописным декором. Округлые симметричные формы ваз стиля
Камарес расписаны сложными узорами из волнообразных линий, розеток,
спиралей, сеток и др., нанесенных на темный фон красной, белой и коричневой
красками.
30.
Вазы «Камарес». Археологический музей,Ираклион, Крит
31.
32.
Критский бык. Ритон (ритуальный сосуд для питья) в виде головы быка изцарского дворца Кносса
33.
Минойская цивилизация сильно пострадала в результате природной катастрофы —вулканического взрыва (между 1628 и 1500 г. до н. э.) на острове Фера (Санторини),
породившего сильнейшее землетрясение и катастрофическое цунами. Это
извержение вулкана, возможно, послужило основой мифа о гибели Атлантиды
Одна из версий гибели минойской цивилизации
Около четырех тысяч лет назад, в Бронзовом веке, на острове Крит располагалась таинственная
минойская цивилизация. Представители этой цивилизации занимались морской торговлей и
пиратством, а их культура оказала немалое влияние на некоторые другие древние государства.
Считается, что на острове было мало укреплений, как будто жители ощущали себя в полной
безопасности. Однако три с половиной тысячи лет назад Минойская цивилизация погибла. Недавно
геологи выяснили, как это случилось.
Первопричиной исчезновения
Минойской цивилизации с лица Земли
стало извержение супервулкана. В
результате извержения в Эгейское море
попало огромное количество магмы, а
это, в свою очередь, спровоцировало
катастрофические цунами. Именно они
и привели к уничтожению цивилизации,
предполагают специалисты.
Магма полилась в Эгейское море,
вызвав цунами с волнами, высота
которых составляла около 35 метров в
момент появления и около 9, когда они
достигали острова Крит.
34.
МикенцыМинойцы, как цивилизация исчезла внезапно, в рассвет своего могущества из-за
природного катаклизма. Этим воспользовались ахейцы — одно из
протогреческих племён, находившегося в состояние варварства. Они захватили
Крит и другие острова Средиземного моря, ассимилировав оставшихся
минойцев, переняв отчасти их культуру. Однако одними островами ахейцы не
ограничились и захватили часть Балкан. Так появилось Микенское царство,
названное в честь столицы — Микены.
На этот раз вся культурная и политическая жизнь сместилась с острова Крит на
полуостров Пелопоннес, где и находились Микены. Однако микенцы многое
позаимствовали у минойцев. В первую очередь, письменность, керамику,
скульптуру с египетским духом и строительство дворцов. Но последнее для
ахейцев-микенцев было не многофункциональным сооружением, а
оборонительной конструкцией, впоследствии ставшая знаменитым Акрополем.
Вообще, это очень характерно для освоения микенцами минойской культуры.
Они вычленяют всю праздность, духовность, оставляя чистую
функциональность. Так, роспись керамики становится более схематичной.
Фрески перестают изображать ритуалы и божественные откровения. На смену
этим сюжетам приходят картины охоты, боёв и взятие городов. Цветастость и
религиозный дух заменяется рационализмом и банальным бытописанием.
35.
Слева: микенская керамика, справа: минойская керамика36.
3. Архитектура и искусствопериода (XIV - XII вв. до н.э.)
Микенского
Около 1500 года до нашей эры Крит был завоеван пришедшими с севера ахейскими
племенами (предками греков). Жители Крита были вынуждены переселиться на
материк, где ими были основаны хорошо укрепленные города-крепости: Микены,
Тиринф и Афины. 300 лет на материковой части Греции господствует микенская
цивилизация. В отличие от критских, микенские города сильно укреплены.
37.
Древний город Тиринф был обнаружен Шлиманом при археологических раскопках внескольких километрах на север от Нафплиона, первой греческой столицы. Длина
крепостных стен Тиринфского акрополя составляет 700 м, а ширина около 8 метров. По
замыслу древних архитекторов, всё здесь должно было осложнить нападавшим возможность
атаки. Например, ведущая в город с востока дорога была сделана с большим наклоном и
извилистой, чтобы нападавшие были более беззащитны. Кладку стен из гигантских камней
называли «циклопической».
38.
39.
Холм Микенского акрополя окружён мощной крепостной стеной, общаядлина которой 900 метров. Она защищает территорию площадью 30 000 м2.
Вход в акрополь называется «Львиные Ворота». Они состоят из 4-х
монолитных глыб, каждая из которых весит 20 тонн. На надвратном рельефе
изображены два льва.
40.
41.
42.
Керамический сосуд из Микен.43.
Микенские шахтовые гробницы — тип гробниц, которые начинают появляться вГреции в конце среднеэлладского периода, около XVII века до н. э. Содержимое
шахтовых гробниц характеризуется исключительным богатством погребальных
даров, что особенно контрастирует с прежними весьма скромными погребениями.
Предполагается, что шахтовые гробницы связаны с волной ахейских пришельцев
на Балканы и Пелопоннес.
На смену шахтовым гробницам в XV веке до н. э. пришли толосы. Как тип гробниц,
подземные и подкурганные толосы, сооружённые методом ступенчатого
(ложного) свода, вытеснили в XVI—XV вв. до н. э. микенские шахтовые гробницы.
В XVI—XII вв. до н. э. толосы были распространены на Крите, в Греции (например,
толос в Эпидавре (360—330 до н. э., архитектор Поликлет Младший),
в Дельфах (начало IV века до н. э., Феодор из Фокеи) и на западном побережье
Малой Азии.
Наиболее грандиозные толосы (диаметр и высота до 14 м) XIV век до н. э. открыты
в Микенах.
44.
На Крите археологи, конечно, находят золото в качестве погребальных даров взахоронениях в Мохлосе, Месаре, Хрисолаккоосе близ Малии. Эти ювелирные
украшения демонстрируют не только владение сложнейшими технологиями обработки
металлов, но также уникальные образы, вдохновившие златокузнецов. Но больше всего
известных нам находок в первую очередь золотых ювелирных украшений критомикенского периода происходят как раз не с самого Крита, а с территории материковой
ГрецииВ 1876 году Генрих Шлиман обнаружил возле Львиных ворот в Микенах
несколько шахтовых гробниц, а в них — настоящие сокровища в виде массы золотых
изделий: погребальных масок, включая знаменитую «маску Агамемнона», кольца,
ожерелья, диадемы, пряжки, покрывающие останки золотые пластины и прочее, общим
весом в 15 килограммов.
45.
46.
Посмертная маска, известная также как «маска Агамемнона». Золото, XVI век дон. э. Находка из Микенской гробницы №5, сделанная Генрихом Шлиманом в 1876
году.
47.
К числу самых известных памятников микенской архитектуры относят гробницыцарей. С конца XVI в. до н.э. начали сооружать купольные гробницы толосы. Были обнаружены гробницы, представляющие собой круглые в плане
подземные помещения. Они перекрывались ложным куполом, который
образуется из-за того, что каждый следующий верхний ряд камней выступает над
нижним. Наиболее известна гробница, называемая «Сокровищница царя
Атрея», расположенная вблизи Микен. Предположительно, данная гробница
была сооружена около 1250 года до нашей эры и использовалась для хранения
останков микенского царя Атрея или его сыновей - Агамемнона и Менелая.
Диаметр камеры 14,5, высота 13 метров
48.
Сокровищница Атрея со стороныкоридора — дромоса