Похожие презентации:
Лекция 04. Средства описания цвета
1. СРЕДСТВА ОПИСАНИЯ ЦВЕТА
Лекция 4Материал разработан
старшим преподавателем
кафедры информационных технологий и управления бизнесом
Булгаковой Н.В.
2. Введение
ВВЕДЕНИЕНеобходимость наличия объективных
измерительных систем, позволяющих
установить однозначное определение цветовых
координат вызвана рядом причин:
субъективность в восприятии цвета человеком
наличие различий в воспроизведении одного и
того же цвета видеомониторами, принтерами и
сканерами разных фирм-изготовителей
2
3. Введение
ВВЕДЕНИЕДля этих целей разработаны специальные
средства, включающие:
цветовые модели
системы соответствия цветов
цветовые режимы
3
4. Цветовые модели
ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИВ основе создания цветовых моделей лежит
использование универсальных языков,
позволяющих реализовать способы точного
описания цвета с помощью стандартных
математических выражений
В современных компьютерных программах
манипуляции с цветом осуществляются с
помощью цветовых моделей и режимов
4
5. Цветовые модели
ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИФакты и определения
Цветовые модели (или цветовые пространства)
предоставляют средства для концептуального
и количественного описания цвета. Цветовая
модель (color model) – способ распределения и
задания цвета в конкретной программе или
системе
Режим – это способ реализации определенной
цветовой модели в рамках конкретной
графической программы
5
6. Цветовые модели
ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИЦветовые модели (color model) используются
для математического описания определенных
цветовых областей спектра. Большинство
компьютерных цветовых моделей основано на
использовании трех основных цветов, что
соответствует восприятию цвета человеческим
глазом. Каждому основному цвету
присваивается определенное значение
цифрового кода, после чего все остальные
цвета определяются как комбинации основных
цветов.
6
7. Цветовые модели
ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИКаждый пиксель растрового изображения
содержит информацию о цвете
Любой векторный объект также содержит
информацию о цвете его контура и заливки
Информация может занимать от одного до
тридцати двух бит, в зависимости от глубины
цвета
7
8. Цветовые модели
ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИЦветовое разрешение (глубина цвета)
определяет метод кодирования цветовой
информации для её воспроизведения на
экране монитора
Для отображения чёрно-белого изображения
достаточно одного бита (белый и чёрный цвета)
Восьмиразрядное кодирование позволяет
отобразить 256 градаций цветового тона
Два байта определяют 65 536 оттенков (такой
режим называют High Color)
При 24-разрядном способе кодирования,
возможно, определить более 16,5 миллионов
цветов (режим называют True Color)
8
9. Цветовые модели
ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИC практической точки зрения цветовому
разрешению монитора близко понятие
цветового охвата. Под ним подразумевается
диапазон цветов, который можно
воспроизвести с помощью того или иного
устройства вывода (монитор, принтер,
печатная машина и прочие)
9
10. Цветовые модели
ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИНесмотря на то, что цветовые модели
позволяют представить цвет математически,
такое представление всегда будет казаться
несовершенным в силу отличия от нашего
восприятия. Однако они удобны при
использовании в компьютерных программах
для однозначного определения выводимого
цвета
10
11. Цветовые модели
ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИТребования к цветовым моделям
Реализация определения цвета некоторым
стандартным способом, не зависящим от
возможностей какого-либо конкретного
устройства
Возможность точно задавать диапазон
воспроизводимых цветов, поскольку ни одно
множество цветов не является бесконечным
Возможность учитывать механизм восприятия
цветов – излучение или отражение
11
12. Цветовые модели
ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИСовременные графические пакеты
располагают развитым интерфейсом для
выбора необходимой цветовой модели и цвета
внутри нее
Большинство графических пакетов позволяют
оперировать широким кругом цветовых
моделей, часть из которых создана для
специальных целей, а другая – для особых
типов красок. На сегодняшний день существует
множество цветовых моделей, например: CMY,
CMYK, RGB, HSB, HLS, L*a*b, YIQ, YCC
12
13. Цветовые модели
ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИЦветовые модели по принципу действия
условно можно разделить на три класса:
аддитивные (RGB), основанные на сложении
цветов
субтрактивиые (CMY, CMYK), основу которых
составляет операция вычитания цветов
(субтрактивный синтез)
перцепционные (HSB, HLS, L*a*b, YCC),
базирующиеся на восприятии
13
14. Цветовые модели
ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИВ большинстве цветовых моделей для
описания цвета используется трехмерная
система координат. Она образует цветовое
пространство, в котором цвет представляется в
виде точки с тремя координатами. Г. Грассман
вывел три закона для оперирования цветом в
трехмерном пространстве
14
15. Цветовые модели
ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИПервый закон Грассмана
Трехмерность природы цвета. Глаз реагирует
на три различные цветовые составляющие,
например:
красный, зеленый и синий цвета
цветовой тон (доминирующая длина волны),
насыщенность (чистота) и яркость (светлость)
15
16. Цветовые модели
ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИВторой закон Грассмана
Четыре цвета всегда линейно зависимы, то есть:
сС = rR + gG + bB,
где с, r, g, b – весовые коэффициенты для каждой
из составляющих цвета
Для смеси двух цветов (сС)1 и (сС)2 справедливо
равенство:
(сС)1+(сС)2 = (rR)1+(gG)1+ (bB)1+ (rR)2+(gG)2+(bB)2,
свидетельствующее о том, что цвет смеси
излучений С зависит только от их цвета, но не от
спектрального состава
16
17. Цветовые модели
ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИСледствие из второго закона Грассмана
Если цвет С1 равен цвету С и цвет С2 тоже
равен цвету С, то следует, что цвет С1 равен
цвету С2 независимо от структуры спектров
энергии цветов С, С1 и С2
17
18. Цветовые модели
ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИТретий закон Грассмана
Цветовое пространство непрерывно. Если в
смеси трех цветов один непрерывно
изменяется, а другие остаются постоянными, то
цвет смеси будет меняться непрерывно
18
19. Аддитивные цветовые модели
АДДИТИВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИИзвестно, что солнечный свет
можно разложить на
отдельные цветные
составляющие. Аддитивный
цвет получается на основе
законов Грассмана путем
соединения лучей света
разных цветов. В основе этого
явления лежит тот факт, что
большинство цветов видимого
спектра могут быть получены
путем смешивания в
различных пропорциях трех
основных цветовых
19
20. Аддитивные цветовые модели
АДДИТИВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИЭтими компонентами, которые
в теории цвета называются
первичными цветами, являются
красный (Red), зеленый (Green)
и синий (Blue) цвета
При попарном смешивании
первичных цветов образуются
вторичные цвета: голубой
(Cyan), пурпурный (Magenta) и
желтый (Yelloy)
Первичные и вторичные цвета
относятся к базовым цветам.
20
21. Аддитивные цветовые модели
АДДИТИВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИБазовыми цветами называют цвета, с
помощью которых можно получить
практически весь спектр видимых цветов
Большинство цветов, которые мы видим в
окружающем нас мире, являются следствием
отражения и поглощения света
Собрав вместе в нужных пропорциях
разноцветные лучи базовых цветов, мы
получим луч белого цвета
Изменяя пропорции базовых цветов, можно
получить источник света заданного цвета
21
22. Аддитивные цветовые модели
АДДИТИВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИВ телевизорах и компьютерных мониторах
используется люминофор, который светится
красным, зеленым и синим цветом. Смешав
эти три цвета, можно получить разнообразные
цвета и их оттенки
На этом основана модель представления цвета
RGB, названная так по начальным буквам
входящих в нее цветов: Red – красный, Green –
зеленый, Blue – синий. Эта модель была
разработана в 1931 году
22
23. Аддитивные цветовые модели
АДДИТИВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИЛюбой цвет в модели RGB представляется
тремя числами, описывающими величину
каждой цветовой составляющей
Черный цвет образуется, когда интенсивность
всех трех составляющих равна нулю, а белый –
когда их интенсивность максимальна
RGB-модель, использующая для построения
первичные (или аддитивные) цвета, имеет еще
одно название – добавляющая модель. Это
название подчеркивает тот факт, что при
добавлении света интенсивность цвета
увеличивается
23
24. Аддитивные цветовые модели
АДДИТИВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИАддитивные цвета нашли широкое
применение в системах освещения,
видеосистемах, устройствах записи на
фотопленку, мониторах, сканерах и цифровых
камерах. Большинство компьютерного
оборудования работает с использованием
модели RGB, кроме того, эта модель очень
проста. Этим объясняется ее широкое
распространение
24
25. Аддитивные цветовые модели
АДДИТИВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИВ модели RGB теоретически невозможно
получить некоторые цвета, например,
насыщенный сине-зеленый, поэтому работать с
моделью цвета RGB не всегда удобно
Модель RGB сильно связана с реализацией ее
на конкретных устройствах. В настоящее время
достаточно распространенным является
формат True Color, в котором каждая
компонента представлена в виде байта, что
дает 256 градаций для каждой компоненты:
R = 0..255, G = 0..255, В = 0..255. Количество
цветов в этом случае составляет
2563 = 16 777 216
25
26. Аддитивные цветовые модели
АДДИТИВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИМатематически цветовую
модель RGB часто
представляют в виде
единичного куба с ортами:
(1;0;0) – красный (ось X), (0;1;0)
– зеленый (ось Y), (0;0;1) –
синий (ось Z) и началом (0;0;0)
– черный. В этом случае
каждая пространственная
точка однозначно определяется
значениями координат X, Y и Z.
Каждому цвету можно
поставить в соответствие точку
внутри куба
26
27. Аддитивные цветовые модели
АДДИТИВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИПри использовании этой модели любой цвет
может быть представлен в цветовом
пространстве с помощью вектора,
описываемого уравнением:
сС = rR + gG + bB
Это уравнение идентично уравнению
свободного вектора в пространстве,
рассматриваемому в векторной алгебре. При
этом направление вектора характеризует
цветность, а его модуль выражает яркость
27
28. Аддитивные цветовые модели
АДДИТИВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИВершины куба, в которых
отмечены зелёный,
красный и синий цвета
характеризуют
максимальные
интенсивности зеленого,
красного и синего
соответственно, а
треугольник, который они
образуют, называется
треугольником Паскаля
28
29. Аддитивные цветовые модели
АДДИТИВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИКолориметрическая схема
получения цветового
пространства RGB-модели
с помощью базовых цветов.
Стороны треугольника
образуют множество
спектрально-чистых цветов
(локус)
29
30. Аддитивные цветовые модели
АДДИТИВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИЭлемент изображения,
воспроизводимый компьютером,
называется пикселем. При работе с
низким разрешением отдельные
пиксели не видны. Экран монитора
состоит из множества отдельных
мельчайший точек красного, зеленого и
синего цветов, объединенных в RGBэлементы в виде триад основных точек.
Цвет каждого выводимого пикселя
получается в результате смешивания
красного, синего и зеленого цветов
входящих в него трех люминофорных
точек. При просмотре изображения на
экране с некоторого расстояния эти
цветовые составляющие RGB-элементов
сливаются, создавая иллюзию
результирующего цвета
30
31. АДДИТИВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
Строение пикселей жк мониторапод микроскопом можно посмотреть
в Интернете по ссылкам:
http://www.youtube.com/watch?NR=1
&feature=endscreen&v=DVp2zQIDvl
o
http://www.youtube.com/watch?v=DV
p2zQIDvlo&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=wI
28-IS9AII&feature=related
32. Аддитивные цветовые модели
АДДИТИВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИДля назначения цвета и яркости точек, формирующих
изображение монитора, следует задать значения
интенсивностей для каждой из составляющих RGB-элемента
(пикселя). В этом процессе значения интенсивностей
используются для управления мощностью трех электронных
прожекторов, вызывающих свечение соответствующего типа
люминофора
В то же время число градаций интенсивности определяет
цветовое разрешение, или, иначе, глубину цвета. Цветовое
разрешение характеризуют максимальное количество
воспроизводимых цветов 2563 = 16 777 216
32
33. Аддитивные цветовые модели
АДДИТИВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИПри применении модели RGB на практике возникают две
серьезные проблемы:
аппаратная зависимость (эта проблема связана с тем, что цвет,
возникающий в результате смешения цветовых составляющих
RGB-элемента, зависит от типа люминофора)
ограниченность цветового охвата (объясняется тем, что с
помощью аддитивного синтеза принципиально невозможно
получить все цвета видимого спектра)
33
34. Аддитивные цветовые модели
АДДИТИВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИЦветовая палитра RGB
используется в языке HTML.
Таблицы html кодов цветов,
буквенное написание и коды
цветов в RGB широко публикуются
и доступны пользователям
компьютера (например,
http://35rus.ru/htmlcolor.php или
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A
6%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B
0_HTML)
34
35. Аддитивные цветовые модели
АДДИТИВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ35
36. АДДИТИВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
На сайтах для Web-мастеринга естьстраницы, где можно подобрать
цвету его оттенки с указанием кода
(например,
http://ironscorpio.my1.ru/index/colour_and_selection_of_a_cod
e_of_a_shade_of_colour/0-65
)
36
37. СУБТРАКТИВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
В отличие от экрана монитора, воспроизведениецветов которого основано на излучении света,
печатная страница может только отражать цвет.
Поэтому RGB-модель в данном случае
неприемлема. Вместо нее для описания
печатных цветов используется модель CMY,
базирующаяся на субтрактивных цветах
Субтрактивные цвета в отличие от
аддитивных цветов получаются вычитанием
вторичных цветов из общего луча света
В этой системе белый цвет появляется как
результат отсутствия всех цветов, тогда как их
присутствие дает черный цвет
37
38. СУБТРАКТИВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
В качестве синонима термина «субтрактивная» иногдаиспользуют термин «исключающая». Это связано с явлением
отражения света от покрытой красителем поверхности, а также
с тем фактом, что при добавлении красителей интенсивность
света уменьшается, поскольку свет поглощается тем больше,
чем больше красителя нанесено на поверхность
38
39. СУБТРАКТИВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
Нанесение на бумагу трех базовых цветов: голубого (Cyan),пурпурного (Magenta) и желтого (Yellow) позволяет создать
множество субтрактивных цветов. При печати на принтере на
бумагу наносится цветная краска, которая отражает только свет
определенного цвета. Все остальные цвета поглощаются
(вычитаются) из солнечного света
На эффекте вычитания цветов построена модель представления
цвета, называемая CMY. Эти буквы также взяты из названий
цветов: Cyan – голубой, Magenta – пурпурный, Yellow – желтый
39
40. СУБТРАКТИВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
Соотношения, связывающие аддитивные (красный, зеленый,синий) и субтрактивные (голубой, желтый, пурпурный) цвета:
Зеленый + Синий = Голубой
Зеленый + Красный = Желтый
Красный + Синий = Пурпурный
Зеленый + Синий + Красный = Белый
Голубой + Желтый + Пурпурный = Черный
40
41. СУБТРАКТИВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
Правило коррекции цветового дисбаланса при цветнойпечати:
если изображение имеет излишне синий оттенок, следует
увеличить желтую составляющую, поскольку желтый
поглощает синие составляющие. Соответственно избыточность
зеленого цвета можно скорректировать увеличением пурпурной
составляющей, а избыточность красного цвета – увеличением
голубой составляющей
41
42. СУБТРАКТИВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
Наиболее распространенные версии субтрактивной модели:CMY и CMYK
Первая из них используется в том случае, если изображение
или рисунок будут выводиться на черно-белом принтере,
позволяющем заменять черный картридж на цветной (соlоr
upgrade). В ее основе лежит использование трех субтрактивных
(вторичных) цветов: голубого (Cyan), пурпурного (Magenta) и
желтого (Yellow). Теоретически при смешивании этих цветов на
белой бумаге в равной пропорции получается черный цвет
42
43. СУБТРАКТИВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
Получение черного цвета путем смешивания трех основныхцветов для бумаги неэффективно по трем причинам.
Невозможно произвести идеально чистые пурпурные, синие и
желтые краски, поэтому цвет получается не чисто черным, а
грязно-коричневым
На создание черного цвета с помощью модели CMY тратится в
три раза больше краски
Любые цветные краски дороже обычных черных
43
44. СУБТРАКТИВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
В силу перечисленных факторов при печати используетсядобавка дополнительного черного компонента цвета. Эта
технология приводит также к улучшению качества теней и
серых оттенков. Интенсивность каждого из четырех
компонентов цвета может изменяться в диапазоне от 0 до 100 %
Система CMYK широко применяется в полиграфии.
Типографское оборудование работает исключительно с этой
моделью, да и современные принтеры тоже используют
красители четырех цветов
44
45. СУБТРАКТИВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
Системы RGB и CMYK удобны при работе с конкретнымоборудованием, но не очень удобны для человеческого
восприятия
CMYK-модель имеет те же ограничения, что и RGB-модель:
аппаратная зависимость и ограниченный цветовой диапазон
Связь между цветовыми моделями RGB и CMY можно выразить
следующей формулой:
R 1 C
G 1 M
B 1 Y
45
46. СУБТРАКТИВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
В CMYK-модели также нельзя точно предсказатьрезультирующий цвет только на базе численных значений ее
отдельных компонентов. В этом смысле она является даже
более аппаратно-зависимой моделью, чем RGB
В силу того, что цветные красители имеют худшие
характеристики по сравнению с люминофорами, цветовая
модель CMYK имеет более узкий цветовой диапазон по
сравнению с RGB-моделью. В частности, она не может
воспроизводить яркие насыщенные цвета, а также ряд
специфических цветов, таких, например, как металлический
или золотистый
46
47. СУБТРАКТИВНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
Об экранных цветах, которые невозможно точно воссоздать припечати, говорят, что они лежат вне цветового охвата (gamut
alarm) CMYK-модели. В большинстве графических пакетов под
такими цветами понимаются цвета, которые могут быть
представлены в формате RGB или HSB, но при этом не имеют
печатных аналогов в цветовом пространстве CMYK
47
48. ПЕРЦЕПЦИОННЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
Перцепционные модели цвета основаны на восприятии цветачеловеком. Для человека основным инструментом индикации и
воспроизведения цвета служат глаза, которые обладают
цветовым охватом, намного превышающим возможности любого
технического устройства
48
49. ПЕРЦЕПЦИОННЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
Для устранения аппаратной зависимости цветовых систем RGBи CMYK был разработан ряд перцепционных (иначе –
интуитивных) цветовых моделей. В их основу заложено
раздельное определение яркости и цветности. Такой подход
обеспечивает ряд преимуществ:
позволяет обращаться с цветом на интуитивно понятном уровне
значительно упрощает проблему согласования цветов,
поскольку после установки значения яркости можно заняться
настройкой цвета
49
50. ПЕРЦЕПЦИОННЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
Модель HSB (или ее ближайший аналог HSL)представлены в большинстве современных
графических пакетов. Цветовая модель HSB
разработана на основе цветового круга Альберта
Манселла. Цветовая система Манселла включает
три координаты (цветовое тело можно представить
как цилиндр в трехмерном пространстве):
цветовой тон (измеряется в градусах по
горизонтальной окружности),
цветность (измеряется радиально от нейтральной
оси цилиндра к более насыщенным краям)
яркость (измеряется вертикально по оси цилиндра
от 0 (черный) до 10 (белый))
50
51. ПЕРЦЕПЦИОННЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
5152. ПЕРЦЕПЦИОННЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
Расположения цветов определялось экспериментальноизучением цветового ощущения испытуемых. Цвета Манселл
пытался расположить визуально одинаково, что привело к
образованию цветового тела неправильной формы
«Попытка вписать (цвета) в выбранный контур, такой как
пирамида, конус, цилиндр или куб, в сочетании с недостатком
корректных экспериментов привела к искажению цветовых
отношений. Стало очевидно, что при измерении значения и хромы
для пигментов, никакой обычный контур не подойдет.» (А. Манселл)
52
53. ПЕРЦЕПЦИОННЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
Цветовой тон делится на пятьосновных цветов: красный
(R), желтый (У), зеленый (G),
синий (В) и пурпурный (Р).
Каждый цвет имеет 10
градаций. Яркость имеет 11
степеней от белого до
черного, а цветность разбита
на 15 степеней. Один цвет
описывается формулой
(тон/цветность/яркость).
Например, яркий красный
цвет обозначается формулой
5R 4/14.
53
54. ПЕРЦЕПЦИОННЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
РазрешающаяТрехмерное представление
колометрической системы
Манселла
способность
человеческого глаза
сильно зависит от
участка спектра,
неравномерность
составляет 80:1. Так,
различение оттенков
зеленого цвета
существенно ниже, чем
красного или желтого
54
55. ПЕРЦЕПЦИОННЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
В модели HSB цвет описывается с помощью комбинации трехбазовых параметров: цветовой тон (Н – Hue), насыщенность (S
– Saturation), яркость (В – Brightness)
Hue (Цветовой тон) – частота световой волны, отражающейся от
объекта, который вы видите. Именно эта характеристика света
и позволяет человеческому глазу отличать один цвет от другого
55
56. ПЕРЦЕПЦИОННЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
Saturation (Насыщенность) является чистотой цвета. Это –разница между длинами волн доминирующей волны и
остальных (т.е. насколько в данном цвете один тон преобладает
над другими). Чем сильнее, чище воспринимается цвет, тем
больше он насыщен. Чем меньше насыщенность цвета, тем он
нейтральней, тем труднее однозначно охарактеризовать его.
Когда несколько тонов представлены примерно в одинаковом
количестве, вы видите серый той или иной яркости
56
57. ПЕРЦЕПЦИОННЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
Brightness (Яркость), ее еще иногда обозначают как Lightness –третья составляющая цветовой модели HSB. Яркость
определяет, насколько интенсивно мы воспринимаем энергию
излучения. Когда мы говорим о яркости как о понятии теории
цвета, то белый имеет абсолютную яркость, а черный абсолютно
лишен яркости, серый где-то по середине
57
58. ПЕРЦЕПЦИОННЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
Схематически цветовую модель HSBпредставляют в виде конуса. Начало
координат – вершина конуса – черный
цвет. Высота, направленная к
основанию – яркость. Точка
пересечения высоты с основанием –
белый цвет. На высоте находятся
оттенки серого цвета от черного
(вершина конуса) к белому. На
окружности, ограничивающей
основание конуса, находятся чистые
цветовые тона: от красного, через
зеленый к синему. Радиус конуса –
насыщенность цвета
58
59. ПЕРЦЕПЦИОННЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
Значение цвета в модели HSBвыбирается как вектор, выходящий
из центра окружности. Точка в
центре соответствует белому цвету,
а точки по границе окружности –
чистым цветам. Направление
вектора определяет цветовой
оттенок и задается в угловых
градусах. Длина вектора
определяет насыщенность цвета.
Яркость цвета задают на отдельной
оси
59
60. ПЕРЦЕПЦИОННЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
Модель HSB часто представляют и в виде шестигранного конуса,у которого в основании лежит правильный шестиугольник с
вершинами, соответствующими следующим цветам: красный –
желтый – зеленый – голубой – синий – пурпурный
Каждая точка внутреннего пространства модели соответствует
своему специфическому цветовому значению, которое может
быть также описано в терминах сочетания различного
количества красного, зеленого и синего модели RGB, взятых при
определенных значениях яркости
60
61. ПЕРЦЕПЦИОННЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
Модель HSB не зависит от оборудования и удобна для восприятиячеловеком, поэтому с ней часто работают различные программы, в
дальнейшем преобразуя цвета в модель RGB для показа на
экране монитора или в модель CMYK – для печати на принтере
Модель HSB удобно использовать при редактировании рисунков.
Например, необходимо заменить зеленый лист на желтый. В
редактируемой фотографии достаточно поменять только цветовую
составляющую используемых цветов, не меняя яркость и
насыщенность. Рисунок при этом не изменится, но примет иной
оттенок
61
62. ПЕРЦЕПЦИОННЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
Модель HSB в отличие от моделей RGB и CMYK носитабстрактный характер. Отчасти это связано с тем, что цветовой
тон и насыщенность цвета нельзя измерить непосредственно.
Любая форма ввода цветовой информации всегда начинается с
определения красной, зеленой и синей составляющих, на базе
которых затем с помощью математического пересчета получают
компоненты HSB-модели. В результате эта цветовая модель
имеет то же цветовое пространство, что и RGB-модель, а значит,
и присущий ей недостаток – ограниченное цветовое
пространство
62
63. ПЕРЦЕПЦИОННЫЕ ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
Вместе с тем HSB-модель обладает по сравнению с RGB- иCMYK-моделями двумя важными преимуществами:
Аппаратной независимостью. Задание составляющих этой
модели в виде значений цветового тона, насыщенности и
яркости позволяет однозначно определить цвет без
необходимости учета параметров устройства вывода
Более простым и интуитивно понятным механизмом
управления цветом
63
64. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существуют и иные модели представления цвета, но вподавляющем большинстве случаев используются
перечисленные выше
Рассмотренные выше цветовые модели являются
компонентным способом кодирования цвета
64
65. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Часто для описания оттенков используются фиксированныепалитры, то есть список заданных цветов. В результате
исследований определяют наиболее часто используемые цвета и
помещают их в палитру. Каждый цвет изображения в этом
случае кодируется индексом. Палитру можно воспринимать как
таблицу цветов. Она устанавливает взаимосвязь между
индексом цвета и его компонентами в выбранной цветовой
модели. Поэтому такой способ кодирования цвета называется
индексным
65
66. Цветовой круг дизайнера
Цветовой круг – основнойориентир для подбора цветов
для цветовой композиции
Цвета делятся на первичные и
вторичные. Первичные –
синий, желтый и красный.
Вторичные цвета – это смесь
первичных (оранжевый,
зеленый и фиолетовый)
66
67. Цветовой круг дизайнера
Цветовая гамма делитсяна теплые тона и
холодные тона. Теплые
тона называются
приближающими,
холодные – удаляющими
С помощью удачно
подобранной комбинации
цветов можно визуально
расширить или уменьшить
помещение
67
68. Основные правила цветового дизайна
Самый простой видсочетания цветов –
монохромный,
используются разные
оттенки одного и того же
цвета
Один из оттенков должен
доминировать, а два
других дополнять
68
69. Примеры сочетания цветов в интерьере
6970. Примеры сочетания цветов в интерьере
Самый мягкийконтраст – сочетание
трёх соседних цветов
на цветовом круге
70
71. Примеры сочетания цветов в интерьере
Правило правильноготреугольника
Самое яркое
контрастное
сочетание цветов –
композиция красного,
синего, желтого
71
72. Примеры сочетания цветов в интерьере
Правило правильноготреугольника
72
73. Примеры сочетания цветов в интерьере
Если вариант подборацветов по правилу
правильного
треугольника кажется
слишком
контрастным, то
лучше в цветовой
круг вписать
равнобедренный
треугольник
73
74. Примеры сочетания цветов в интерьере
Правилоравнобедренного
треугольника
74
75. Примеры сочетания цветов в интерьере
Правило квадрата75
76. Примеры сочетания цветов в интерьере
Правило квадратаЧерный, белый
цвета и оттенки
серого цвета
считаются
нейтральными,
они подходят к
любым
сочетаниям
цветов
76
77. Примеры сочетания цветов в интерьере
Хорошо смотрятся дваконтрастных цвета
(классическое
сочетание), их можно
соединить диаметром
на цветовом круге
77
78. Примеры сочетания цветов в интерьере
7879. Примеры сочетания цветов
7980.
Спасибо за внимание80