ЕДИНСТВО МИРА В МНОГООБРАЗИИ
ИСТОРИЧЕСКАЯ СРЕДА ПОРОЖДАЕТ ОСОБЫЙ ТИП МЕНТАЛЬНОСТИ
ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ – МОДЕЛЬ НЕКАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ
КИТАЙСКАЯ МОДЕЛЬ – «ПРЫЖОК ТИГРА»
КИТАЙСКАЯ МОДЕЛЬ – «ПРЫЖОК ТИГРА»
ВЫВОД:
ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП
ВЗГЛЯД В 50-60-е гг. XXв.
1980-е гг. – ИЗМЕНЕНИЕ ВЗГЛЯДОВ:
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО:
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО:
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО:
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО:
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО:
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО:
4. ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА:
СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С УТВЕРЖДЕНИЕМ ЗАПАДНОГО ФИЛОСОФА И. БЕРЛИНА:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
76.54K
Категория: ЭкономикаЭкономика

Многообразие современного мира

1.

МНОГООБРАЗИЕ
СОВРЕМЕННОГО МИРА

2. ЕДИНСТВО МИРА В МНОГООБРАЗИИ

• ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
ОСОБЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛЮДЕЙ, ИХ ОБРАЗ ЖИЗНИ:
• КЛИМАТ;
• ЛАНДШАФТ;
• ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВЫ.

3. ИСТОРИЧЕСКАЯ СРЕДА ПОРОЖДАЕТ ОСОБЫЙ ТИП МЕНТАЛЬНОСТИ

• САМООТВЕРЖЕННОСТЬ И
ЖЕРТВЕННОСТЬ;
• КОЛЕБАНИЯ МЕЖДУ
СЛАБОХАРАКТЕРНОСТЬЮ И
ГЕРОИЗМОМ;
• РЕЛИГИОЗНОСТЬ;
• ШИРОТА ДУШИ;
• ЛЮБОВЬ К ВОЛЕ ….

4. ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ – МОДЕЛЬ НЕКАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

• ОПИРАЕТСЯ НА ИДЕЮ САМООГРАНИЧЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ;
• ПРИСУТСТВУЕТ СТРЕМЛЕНИЕ КОНТРОЛИРОВАТЬ
ЖЕЛАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ВСТАИВАТЬ ИХ В
СИСТЕМУ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ИНТЕРЕСОВ;
• ОСТАЮТСЯ ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕННОСТИ
ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР;
• ГИБКОСТЬ И ГОТОВНОСТЬ ПРИНЯТЬ ИНОЗЕМНЫЕ
ЭЛЕМЕНТЫ, ЕСЛИ ОНИ РАССМАТРИВАЮТСЯ КАК
ПОЛЕЗНЫЕ ДЛЯ СТРАНЫ, ДЛЯ УСИЛЕНИЯ
ГОСПОДСТВУЮЩЕГО КЛАССА;

5. ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ

• ОРГАНИЧНО ИНТЕГРИРОВАНЫ В
СТРУКТУРУ ЯПОНСКОГО МЕНТАЛИТЕТА
МНОГИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАПАДНОЙ
ФИЛОСОФИИ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ;
• КУЛЬТУРНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ, НО НЕ
ИДЕНТИЧНОСТЬ ЗАПАДУ.

6. КИТАЙСКАЯ МОДЕЛЬ – «ПРЫЖОК ТИГРА»

• ПРЕВРАЩЕНИЕ СТРАНЫ В ОДИН ИЗ
ПОЛЮСОВ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ;
• НАЛИЧИЕ ПРОБЛЕМ: БЕЗРАБОТИЦА,
ЭМИГРАЦИЯ, ДЕФИЦИТ РЕСУРСОВ,
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВНЕШНИХ РЫНКОВ
СБЫТА СВОЕЙ ПРОДУКЦИИ;

7. КИТАЙСКАЯ МОДЕЛЬ – «ПРЫЖОК ТИГРА»

• МОДЕЛЬ КОНФУЦИАНСТВА: ЛЮДИ НЕ
МЕНЯЮТ СЕБЯ И СВОИ СОБСТВЕННЫЕ
ИНТЕРЕСЫ ВНЕ РАМОК «ЦЕЛОГО»,
БОЛЬШОЙ ИЛИ МАЛОЙ РЕФЕРЕНТНОЙ
ГРУППЫ – СОСЛОВИЯ, КАСТЫ И Т.Д.
• В КУЛЬТУРЕ – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И
ВЗАИМООБОГАЩИЙ ДИАЛОГ.

8. ВЫВОД:

• 1. ОТЛИЧИЯ, СПЕЦИФИКА,
УНИКАЛЬНОСТЬ НЕ ВСЕГДА
ОЗНАЧАЮТ ОТСТАЛОСТЬ ОТ ТАК
НАЗЫВАЕМЫХ ПЕРЕДОВЫХ
ЦИВИЛИЗАЦИЙ И КУЛЬТУР.
• 2. ПРОИСХОДИТ АКТИВНЫЙ СИНТЕЗ
МЕСТНЫХ И ЗАПАДНЫХ НАЧАЛ В
ЭКОНОМИКЕ, ПОЛИТИКЕ, КУЛЬТУРЕ.

9. ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

• ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРИРОДОЙ;
• ПРЕОБЛАДАНИЕ АГРАРНЫХ ОБЩЕСТВ;
• АКТИВНАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ;
• УСТОЙЧИВОСТЬ ОБЫЧАЕВ, ТРАДИЦИЙ;
• ПРЕОБЛАДАНИЕ ПРЕДПИСАНЫХ
МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ;
• НАЛИЧИЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА
СОГЛАСНО СОСЛОВНОЙ И КАСТОВОЙ
ИЕРАРХИИ;

10. ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

• НИЗКИЙ УРОВЕНЬ УРБАНИЗАЦИИ И
ГРАМОТНОСТИ;
• ВЗГЛЯД В СЕБЯ В РЕЛИГИОЗНЫХ
ВОЗЗРЕНИЯХ.

11. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП

• ОСНОВНАЯ ОТРАСЛЬ – СЕЛЬСКОЕ
ХОЗЯЙСТВО;
• ТЕСНАЯ СВЯЗЬ С ПЕРВЫМ
КОЛЛЕКТИВОМ – РОДОМ, КАСТОЙ,
РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНОЙ;
• ИНТЕГРАЦИЯ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ,
КУЛЬТУРУ.

12. ВЗГЛЯД В 50-60-е гг. XXв.

• ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО – КОСНОЕ, НЕ
СПОСОБНОЕ К ИННОВАЦИЯМ;
• КОНФУЦИАНСТВО – ПОМЕХА В
МОДЕРНИЗАЦИИ И УСКОРЕНИИ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ;

13. 1980-е гг. – ИЗМЕНЕНИЕ ВЗГЛЯДОВ:

• ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ СПОСОБНЫ
СОЗДАВАТЬ ЦЕННОСТНО –
МОТИВАЦИОННУЮ ОСНОВУ ДЛЯ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УСПЕШНОЙ
МОДЕРНИЗАЦИИ;
• СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ТРАНСФОРМАЦИЯ.

14. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО:

• 1.САМЫЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ
ИЗМЕНЕНИЯ В МИРЕ СВЯЗАНЫ С
ПЕРЕХОДОМ ОТ ТРАДИЦИОННОГО
АГРАРНОГО ОБЩЕСТВА К СОВРЕМЕННОМУ
ИНДУСТРИАЛЬНОМУ;
• 2. ПРОЦЕСС ПЕРЕХОДА – ЯВЛЕНИЕ
ПРОГРЕССИВНОЕ.

15. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО:

• 3. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО:
• А) УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ
ВОЗРАСТАЮЩЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ
МОБИЛЬНОСТИ;
• Б) СРЕДСТВО РАСШИРЕНИЯ И
РАСКРЕПОЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ;
• В) СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ.

16. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО:

• 4. РЯД СТРАН ИДУТ ПО ПУТИ ДОГОНЯЮЩЕГО
РАЗВИТИЯ, НАВЕРСТЫВАЯ УПУЩЕННОЕ.
• 5. ПОСЛЕДСТВИЯ
БЫСТРОГО РАЗВИТИЯ
ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН:
• А) ЛИКВИДАЦИЯ СОСЛОВНЫХ ПРИВИЛЕГИЙ И
ПЕРЕГОРОДОК;
• Б) УЛУЧШЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ
ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ;
• В) СОЗДАНЫ ПРЕДПОСЫЛКИ К ПЕРЕХОДУ - К
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ.

17. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО:

• 1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ:
• РЕШАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ;
• ЗНАНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В
САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ;
• ПРОИСХОДИТ РЕАЛЬНАЯ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ;
• ИДЕТ ПРОЦЕСС ДЕУРБАНИЗАЦИИ;
• ПРОИСХОДИТ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ
И УСЛУГ;
• МЕЛКОСЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ И
УСЛУГ;
• ПОВЫШАЕТСЯ УРОВЕНЬ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ
МОБИЛЬНОСТИ ИНДИВИДОВ.

18. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО:

• 2.В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ:
• ИСЧЕЗАЮТ, РАЗМЫВАЮТСЯ ГРАНИЦЫ,
БЛАГОДАРЯ ВСЕОБЩЕМУ ДОСТУПУ К
ЗНАНИЯМ;
• ОСНОВНОЙ ПРИЗНАК СТРАТИФИКАЦИИ –
ЗНАНИЯ, УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ.

19. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО:


3. В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ:
ПЛЮРАЛИЗМ;
ДЕМОКРАТИЯ;
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ И
СТРУКТУР.

20. 4. ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА:

• ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО –
«ДУХОВНЫЙ ПОВОРОТ»
• УТРАТА СОГЛАСИЯ;
• НЕСПОСОБНОСТЬ ПРИЙТИ К ЕДИНОМУ
СТАНДАРТУ ПОВЕДЕНИЯ, ОБЩИМ
ПРАВИЛАМ, ЯЗЫКУ;
• РЕЗКИЙ РОСТ ЧИСЛА СУБКУЛЬТУР;
• УВЕЛИЧЕНИЕ ОПАСНОСТИ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ
КОНФЛИКТОВ.

21. СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С УТВЕРЖДЕНИЕМ ЗАПАДНОГО ФИЛОСОФА И. БЕРЛИНА:

• «ЕСЛИ ВОЗНИКАЕТ ОБЩЕСТВО, В
КОТОРОМ ЛЮДИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ
ПРОДУКТОМ ОПРЕДЕЛЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ, НЕ ИМЕЮТ РОДСТВЕННИКОВ
И БЛИЗКИХ… И НЕ ИМЕЮТ
РОДСТВЕННОГО ЯЗЫКА, ТО ВОЗНИКАЕТ
УГРОЗА ЗАСУХИ И ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ТОГО,
ЧТО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ».

22. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

• СТР. 382-383 – ДОКУМЕНТ
• ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ- СТР.283

23. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

• ПАРАГРАФ 36, ЗАДАНИЯ К ПАРАГРАФУ
English     Русский Правила