11.35M

Презентация 2. Шостакович

1.

Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова»
???? факультет
Кафедра ???????
ФИО
РЕЦЕНЗИЯ
на книгу Кшиштофа Мейера
Шостакович: Жизнь. Творчество. Время.
(из серии Жизнь замечательных людей, вып. 1214 (1014), 2006г.)
по дисциплине «История отечественной музыки»
студента IV курса очной формы обучения
по направлению подготовки
53.03.06 музыкознание и музыкально-прикладное
искусство (Музыковедение)
Петрозаводск
2024

2.

МЕЙЕР КШИШТОФ
• польский композитор, пианист, музыкальный педагог,
музыковед;
• родился в 11 августа 1943 в городе Краков (на данный
момент 81 год);
• образование: 1962-1965 гг. Краковская Высшая школа
музыки (ныне Краковская музыкальная академия);
• преподаватели:
- Станислав Вехович (польский композитор и педагог)
- Кшиштоф Пендерецкий (польский композитор, дирижёр
и педагог)
- Жюльетт Надя Буланже (французский композитор,
дирижёр, пианистка и педагог)
- Витольд Роман Лютославский (польский композитор и
дирижёр)

3.

• 1967-1968 гг. был пианистом ансамбля современной
музыки MW2, созданном в 1962 году Адамом
Качиньским (польский пианист, композитор и профессор
Музыкальной академии в Кракове), целью которого было
исполнение современной и авангардной музыки;
• 1966-1987
гг.

преподаватель
музыкальнотеоретических дисциплин в Краковской высшей школе
музыки;
• 1987-2008 гг. – профессор композиции в Кёльнской
высшей школе музыки;
• 1985-1989 гг. – возглавлял Союз композиторов Польши;
• 1974-1988 гг. – находится в составе репертуарного
комитета фестиваля современной музыки «Варшавская
осень».
• На данный момент преподаёт композицию в
университетах Кракова и Познани.

4.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ
• 9 симфоний (из которых 2-ая, 3-ая, 8-ая и 9-ая вокально-симфонические);
• ряд концертов для самых различных инструментов (флейта, скрипка, гобой, труба,
виолончель и др.);
• 15 квартетов;
• 2 оперы - «Кибериада» по С. Лему (1970/1985), «Два клёна», детская опера по
Е. Шварцу (1990);
• месса, оратория «Сотворение мира»;
• квинтеты, сонаты и др. камерные произведения;
• В 1983 году он завершил неоконченную оперу Д. Шостаковича «Игроки».

5.

ТВОРЧЕСКИЙ СТИЛЬ
• Годы формирования Мейера совпали с периодом авангарда в польской музыке.
Композитор пробовал себя во всевозможных новых и новейших по тем временам
техниках (особенно сонористике, характерной для польской музыки 1960-х). Эти
элементы сохранились в его арсенале до сих пор.
• Сторонник «нарративного», повествовательного подхода к музыкальной форме Мейер
близок Шостаковичу. Помимо этого с Шостаковичем сближает его предпочтение к
традиционным, многочастным крупным формам симфонической и камерной музыки и
склонность к последовательной, подробной работе с лаконичными, рельефно
очерченными темами и к четкой акцентной ритмике. Мейер сохраняет верность
установке на крупные, содержательные концепции, выполненные языком
укорененным в традиции, но при этом достаточно современным, интегрирующим
авангардный опыт и в целом свободным от прямой стилизации.

6.

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ
Помимо музыкальных сочинений Мейер Кшиштоф также занимается научной
деятельностью. Совместно со своей женой Данутой Гвиздаланкой в 2003 написал монографию о
Лютославском: «Витольд Лютославский. Жизнь и творчество» (ему же он посвятил и
«Прощальную музыку» для оркестра в 1997 году).
С 2020 и до сегодняшних дней автор публикует свои статьи в знаменитой «Музыкальной академии»
- ежеквартальном научном и критико-публицистическом журнале о музыке:
• «Кшиштоф Пендерецкий. Штрихи к портрету молодого музыканта» (Выпуск № 2 (770) │ 2020)
• «О Наде Буланже» (Выпуск № 1 (773) │ 2021)
• «Дьёрдь Лигети» (Выпуск № 3 (775) │ 2021)
• «Влияние холодной войны на новую музыку» (Выпуск № 2 (778) │ 2022)
• «С вами говорит Арам Ильич Хачатурян!» (Выпуск № 4 (784) │ 2023)
• «Витольд Лютославский и послевоенный авангард. Взгляд шесть десятилетий спустя» (Выпуск
№ 3 (787) │ 2024)

7.

Однако в первую очередь Мейермузыковед
известен
как
автор
фундаментальной
монографии
о
Шостаковиче
на
немецком
«Schostakowitsch. Sein Leben, sein Werk,
seine Zeit».
Книга также была переведена на
русский Гуляевой Еленой и издана в
России в 1998 году.
Впоследствии была
русский ещё дважды.
переиздана
на

8.

ШОСТАКОВИЧ И МЕЙЕР
• Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) – советский композитор,
пианист, педагог, музыкально-общественный деятель.
• Изначально Мейер Кшиштоф познакомился с творчеством Шостаковича в
тринадцать лет благодаря своему первому учителю Станиславу Веховичу:
«Среди многих сочинений, которые посоветовал мне изучить мой наставник,
были две симфонии Шостаковича: Первая и Десятая».
«…на протяжении нескольких недель я почти каждый день слушал то одно,
то другое из этих произведений».
[6, c. 424]
• В дальнейшем восхищение композитором только возрастает:
«Молодежи нужны “идолы”… Таким “идолом” стал для меня Шостакович.
Преклонение перед его музыкой быстро пробудило во мне заинтересованность
его жизнью. Мне хотелось узнать о нем как можно больше, но очень скоро я
понял, что это будет нелегко» .
[6, c. 425]

9.

ЗНАКОМСТВО
• Мейер, несмотря на общественное мнение, верил в гениальность Шостаковича:
«Мне казалось неправдоподобным, чтобы — как говорила о нем официальная пропаганда — этот ведущий
советский композитор, осыпанный наградами и орденами, признанный во всем мире и везде исполняемый, мог без
глубоких причин создавать настолько трагическую музыку».
[6, c. 425]
• Больше всего молодой музыкант хотел встретиться со своим кумиром:
«В 1959 году Дмитрий Шостакович был почетным гостем третьей «Варшавской осени». Тогда я жил в Кракове, и
поскольку занятия в школе, к сожалению, мне не позволяли приехать в Варшаву, я думал, что упустил единственный
шанс познакомиться с композитором лично. Однако я внимательно отслеживал в прессе и по радио всю
информацию относительно его пребывания в столице».
[6, c. 425]
• В 1961 году Мейер решил написать письмо Шостаковичу и наконец получил ответ (в виде фотографии с
дарственной надписью, но для него это стало целым событием):
«Я не берусь найти слова, которые могли бы передать мою радость!».
[6, c. 426]
• Тогда и началась их хоть и не активная, но всё же переписка.

10.

ВСТРЕЧА
• Первая встреча композиторов состоялась только в 1964, Мейер Кшиштоф во второй раз отправился в СССР с
туристической экскурсией. Несмотря на воодушевление польского композитора, личное знакомство оказалось
«неловким», как говорил сам Мейер:
«Я чувствовал себя очень неловко. Так сильно радовался этой встрече, и в то же время разговор совсем не
клеился. Я спрашивал его о разных вещах, связанных с его музыкой, но все попытки оживить беседу оказались
безуспешными».
[6, c. 426]
• Но вопреки такому знакомству Мейер и Шостакович в дальнейшем выстроили тёплые дружеские отношения.
До самого конца жизни Дмитрия Шостаковича они поддерживали связь в переписке, а позже и в звонках,
организовывали встречи, а также обменивались своими партитурами (каждый из них каждый раз были в
невероятном предвкушении от перспективы анализа новых сочинений):
«Наконец он [Шостакович] поинтересовался, привез ли я что-нибудь из своих сочинений, а когда я сказал о
записи моей Симфонии и нотах новой Фортепианной сонаты, он воскликнул:
— Обязательно покажите, пожалуйста!»
[6, c. 439]

11.

• Ещё до второй личной встречи с Шостаковичем, которая состоялась спустя 4 года (1968), Мейер задумал
написать о композиторе книгу. И только весной 1973 года ему удалось:
«…после нескольких лет, ушедших на преодоление самых различных препятствий, и, прежде всего, связанных с
цензурой, мне удалось опубликовать небольшую книгу, посвященную жизни и творчеству Шостаковича. Из-за
вмешательства цензуры ее окончательная редакция могла сильно опозорить автора. ».
[6, c. 457]
• Но несмотря на это композитор всё равно отправил книгу Шостаковичу и в ответ получил весьма
положительное письмо:
«Дорогой Криштоф Иванович!
Спасибо Вам сердечное за книгу и за письмо. Ваше доброе отношение ко мне меня радует и трогает.
Желаю Вам и всей Вашей семье здоровья и счастья.
Ваш Дшостакович…»
[6, c. 458]

12.

На протяжении многих лет Дмитрию Шостаковичу был посвящён ряд фундаментальных
исследовательских публикаций.
Советское время:
• Мазель Л. «Симфонии Д. Д. Шостаковича. Путеводитель» (1960);
• Орлов Г. «Симфонии Шостаковича» (1961);
• Должанский А. «24 прелюдии и фуги Шостаковича» (1970);
• Дельсон В.Ю. «Фортепианное творчество Д.Д. Шостаковича» (1971);
• Сабинина М. «Шостакович – симфонист» (1976);
• Богданова А. Оперы и балеты Шостаковича (1979);
• Лукьянова Н. В. «Д. Д. Шостакович» (1980);
• Волков С. Мемуары Д. Д. Шостаковича «Свидетельство» (1980);
• Хентова С. «Д. Шостакович. Жизнь и творчество: Монография.» В 2-х томах (1985);

13.

Постсоветское время:
• Арановский М. Г. «Музыкальные Антиутопии Шостаковича» (1997);
• Мейер К. «Дмитрий Шостакович: Жизнь, творчество, время» (1998);
• Акопян Л. О. «Дмитрий Шостакович. Опыт феноменологии
творчества» (2004);
• Уилсон Э. «Жизнь Шостаковича, рассказанная современниками»
(2006);
• Дворниченко О. «Дмитрий Шостакович. Путешествие» (2006);
• Дигонская О., Копытова Г. «Д.Д. Шостакович. Нотографический
справочник» в трёх томах (2016) и многие другие

14.

Почти вся литература, которая существовала при
жизни Шостаковича была достаточно неполной и
поверхностной, так как доступ к важным
источникам оставался закрытым. Еще в 70-е годы
облик Шостаковича воспринимался совершенно
искаженно и у него на родине, и за рубежом.
Так и первоначальный вариант будущей
монографии Мейера, вышедший в свет в Польше
(Краков, 1973 и 1986) был подвергнут жестокой
цензуре и носил больше фрагментарный характер.
Ситуация претерпела изменение лишь после его
смерти, с выходом в свет двух важных
монографических работ — Софьи Михайловны
Хентовой (1922-2002) в Советском Союзе (С. М.
Хентова – писательница-музыковед, пианистка,
доктор искусствоведения, профессор. Автор 40
книг, биограф-исследователь творчества Дмитрия
Шостаковича.) и Соломона Моисеевича Волкова
(1944) в Соединенных Штатах (советский и
американский журналист, литератор и музыковед).

15.

• В основу двухтомной монографии Хентовой были положены
многочисленные воспоминания современников Шостаковича и
архивные источники. Публикации содержат многочисленные
подробности, во многом по-новому освещающие биографию
композитора, но монография изобилует неточностями, особенно в
политическом
отношении,
показывая
Шостаковича
исключительно как коммунистического композитора, верного
партии.
• «Воспоминания Шостаковича», записанные Волковым, сыграли
огромную роль, поскольку впервые широко показали «втягивание
композитора в машину тоталитарной системы и его зависимость
от морально выродившегося музыкального окружения». [5, с. 7].
• Её недостатком стало отсутствие общественно-политического
контекста
излагаемых
высказываний
и
тенденциозное
представление многих эпизодов из жизни композитора, что
понятно, так как тип повествования – мемуарным.

16.

ШОСТАКОВИЧ: ЖИЗНЬ. ТВОРЧЕСТВО. ВРЕМЯ.
• Переводчик: Гуляева Елена
• Тираж: 2000 экз.
• Год выпуска: 1998
В предисловии своей книги автор говорит
о том, что старался избежать изъянов,
свойственных работам Хентовой и
Волкова:
«Она [монография] является попыткой
представить жизнь и творчество
Шостаковича в историческом,
политическом, общественном, а также
музыкальном контексте. Отсюда
многочисленные отступления и
множество страниц, посвященных
достаточно общим вопросам — хотя бы
таким, как русский художественный
авангард 1910 — 1920-х годов, без
сомнения повлиявший на эволюцию
личности молодого Шостаковича».
[5, с. 6]

17.

Цель данной книги — представить Шостаковича «как можно полнее,
независимо от указанных противоречий и неясностей, в широком контексте этой
многоплановой личности». Обсуждение его образа действий, напротив, не входит
в задачи автора. [5, с. 9]
Также автор выделяет, что в списке литературы особенно
выделяются две книги, которые имеют «кардинальное
значение для познания советской культуры, а также
самого Шостаковича»:
Первая - «Утопия у власти» Михаила Геллера и
Александра Некрича;
Вторая - история советской музыки, написанная Борисом
Шварцем и изданная сначала в Великобритании и США,
а позднее, в расширенном варианте, в ФРГ.

18.

«ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ»
• Книга Мейера Кшиштофа «Шостакович: Жизнь. Творчество. Время» является
одной из серии художественно-биографических книг «Жизнь замечательных
людей», которые рассчитанных на массовую аудиторию.
• Впервые ЖЗЛ выпускалась в 1890—1924 годах издательством Ф. Ф. Павленкова. С
тех пор предпринимались неоднократные попытки возродить издание, но
осуществить это удалось лишь Максиму Горькому: начатая заново серия
выпускалась в 1933—1938 годах «Журнально-газетным объединением» с
нумерацией от единицы.
• После 1938 года серия выпускалась «Молодой гвардией» с продолжающейся
нумерацией выпусков; с 2001 года нумерация стала двойной (с учётом
павленковских изданий).
• «Молодая гвардия» основана в 1922 году и является старейшим из ныне
существующих российских издательств.
• После распада СССР из-за конкуренции со стороны СМИ, а затем и интернетсреды сильно упали тиражи серии, на долгие годы сократилось число публикуемых
книг.
• К 2010 году общее число выпусков ЖЗЛ превысило полторы тысячи, а суммарный
тираж серии превысил сто миллионов экземпляров
Флорентий Фёдорович
Павленков — русский
книгоиздатель и редактор,
просветитель.

19.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЖЗЛ
• Общедоступная серия ЖЗЛ Павленкова должна была «знакомить читателей с выдающимися
деятелями прошлых эпох.
• В 1950-е годы редакция серии сформулировала три главных принципа отбора публикуемых
текстов, которые с тех пор выдерживались: научная достоверность, высокий литературный
уровень и занимательность. Публикация в серии была для автора знаком признания его
высокого общественного и профессионального статуса.
• На современном этапе издательской серии «ЖЗЛ», осуществляемой с 1990-х годов, единая
стратегия отсутствует. Отчасти она может быть названа «коммерческой», что отражается как
на качестве некоторых книг, так и на частных издательских практиках: ориентация на
массового читателя и коммерческий успех, а также воздействие технологий
современного масскульта.
• Тем не менее, серия продолжает исполнять просветительскую функцию. Неопределённость
формата обеспечивает больший простор для творческого и научного экспериментирования.
• Традиционно каждую книгу серии завершает раздел «Основные даты жизни и творчества»,
однако чаще хронология в указанных книгах проявляется на уровне фабулы, тогда как
стратегия повествования строится на сюжетной интриге, представленной в прологовой
авторской завязке.

20.

ШОСТАКОВИЧ: ЖИЗНЬ. ТВОРЧЕСТВО. ВРЕМЯ.
• Таким образом, монография Мейера представляет историю жизни
Шостаковича преимущественно в хронологическом порядке. Однако
принцип этот нарушается там, где исчерпывающее обсуждение
конкретного вопроса требует экскурса в прошлое.
• Также в книгу включены несколько личных воспоминаний автора о
встречах с великим мастером, для раскрытия образа Шостаковича.
• Структура:
• Предисловие
• 28 глав (последняя посвящена воспоминаниям об
композиторе)
• Примечание
• Приложения (библиография, изложение либретто опер
«Нос» и «Лед и Макбет Мценского уезда» («Катерин а
Измайлова» ) , список-указатель произведений Д.
Шостаковича, указатель имён)

21.

СОДЕРЖАНИЕ

22.

• В монографии периодически встречаются портреты,
нотные примеры и рукописи:

23.

24.

ПЕРЕИЗДАНИЕ
В 2006 и в 2019 году монография Мейера переиздаётся. Новые издания отличаются только в оформлении,
но структура и информативное содержание почти сохраняются.
В издании 2006 года добавляется статья Святослава Бэлза «Музыка вместо сумбура»
и отсутствует изложение либретто опер «Нос» и «Лед и Макбет Мценского уезда»
(«Катерина Измайлова»).
2006 год

25.

2019 ГОД
В переиздании 2019 года отсутствует и статья Святослава Бэлзы и изложение либретто
опер «Нос» и «Лед и Макбет Мценского уезда» («Катерин а Измайлова»).

26.

ОЦЕНОЧНОЕ МНЕНИЕ
• Эта монография является фундаментальной и в своё время получила
мировое признание, так как была переведена на многие языки. Переиздание
книги указывает на её актуальность, которая сохранилась до наших дней. В
ней Мейер Кшиштофа - друг Шостаковича - обстоятельно и объективно
освещает его жизненный путь, рассказывает о его произведениях.
• Личность Шостаковича представлена в монографии на фоне драматических
событий современной ему эпохи.
• Большинство книг о Шостаковиче рассматривают этого композитора либо с
точки зрения Советского Союза, как икону Сталина, либо с западной точки
зрения как бедную жертву Советского Союза. Кшиштоф Мейер был другом
композитора, и поэтому опираясь на их личные встречи даёт такую оценку,
которая выходит за рамки преобладающих клише.

27.

«Изучение жизни и творчества выдающегося современного композитора в принципе
не должно вызывать больших затруднений: ведь эта музыка создается, можно
сказать, на наших глазах, и даже если деятель искусства уже умер, то еще живы
люди, которые находились с ним в непосредственном контакте, а доступ к
первоисточникам вообще не составляет серьезной проблемы. Однако в случае с
Дмитрием Шостаковичем дело обстоит совершенно иначе. С одной стороны,
большую часть жизни он играл роль ведущего советского композитора, музыку
которого исполняли, записывали и комментировали чрезвычайно часто. С другой же
стороны, усиленная пропаганда его произведений десятилетиями определялась
политической ситуацией, а информация, распространяемая о нем, была
тенденциозной и даже лживой, в то время как доступ к документам — необычайно
трудным, а нередко просто невозможным».
Мейер Кшиштоф в предисловии к монографии

28.

• Книга богата фактами и конечно рассказывает о творчестве Шостаковича, как оно
воспринималось в своё время. Многие из его произведений описаны и
классифицированы с точки зрения теории музыки, а множество музыкальных
примеров поясняют эти отрывки.
• Несмотря на огромный объем работ Шостаковича, Мейеру удается сохранить эту
краткую классификацию в хорошей пропорции к остальной части книги.
• Примечания в конце книги состоит в основном из источников, а содержащиеся
там краткие личные портреты и примечания к современным историческим
событиям достаточно обширные.
• Из творчества Мейера мы узнаем, что Шостакович не был тем композитором,
который верен системе, но и не стал борцом, который боролся против
игнорированию прав человека.

29.

АУДИТОРИЯ
• Книга сочетает научную точность с живостью изложения, она богато
иллюстрирована и снабжена развернутым справочным аппаратом. И хоть данная
монография являются частью серии «Жизнь замечательных людей», а их работы
посвящены любителям музыки, но работа Мейера, на мой взгляд, будет полезней
просвещённой публике, которая разбирается в тонкостях музыкального языка, так
как периодически автор углубляется в аналитические размышления о
произведении.
• Она хорошо подходит для тех, кто хочет изучать композитора с научной точки
зрения, но для обычного читателя, просто желающего узнать о жизни
Шостаковича, работа будет слишком подробной.
• Таким образом, монография будет очень уместна как дополнительный материал в
курсе изучения дисциплины «История отечественной музыки».

30.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Вишнякова, Ю. И. Воспитание на образце: 80 лет биографической серии "жизнь замечательных людей"
издательства "Молодая гвардия" / Ю. И. Вишнякова // Вестник Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2019. – № 53. – стр. 120-132.
2.
Бирюкова, И. С. Патриотическая линия в творчестве Дмитрия Шостаковича / И. С. Бирюкова, С. Н. Варнавский //
Научные исследования XXI века. – 2022. – № 4(18). – стр 84-87.
3.
Никольская И. От Шимановского до Лютославского и Пендерецкого. - М.: Советский Композитор. 1990. стр.
201-208.
4.
Мейер К. Дмитрий Шостакович: Жизнь. Творчество. Время. Schostakowitsch. Sein Leben, sein Werk, seine Zeit /
Пер. с нем. Е. Гуляевой. - СПб.: Композитор. 1998. - 559 с.
5.
Мейер К. Дмитрий Шостакович: Жизнь. Творчество. Время. / Пер. с польск. Е. Гуляевой. (Жизнь замечательных
людей: Сер. биогр.; Вып. 1014). - М.: Молодая гвардия. 2006. - 439 с.
6.
Мейер К. "...Любите людей, делайте им добро своим творчеством...". Встречи с Д. Д. Шостаковичем / К. Мейер //
Д. Д. Шостакович: pro et contra : Д. Д. Шостакович в оценках современников, композиторов, публицистов,
исследователей, писателей : антология. – СПб.: Русская христианская гуманитарная академия. 2016. – стр. 424470.
7.
Музыкальная Академия/ Мейер Кшиштоф [Электронный ресурс] URL: https://mus.academy/authors/meyerkshishtof (Дата обращения 10.11.2024)
8.
Энтелис Л. Встречи с современной польской музыкой. Ленинград.: Музыка. 1978. - стр. 135-141.
English     Русский Правила