Похожие презентации:
анализ стихотворения
1. Учимся анализировать стихотворения
2.
3. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Тема. 2. Идея (основная мысль). 3. Особенности композиции 4. Кто лирический
герой? Какой он?5. Какие средства выразительности использует
поэт?
6. Рифмический рисунок стиха.
7. Размер стихотворения.
8. Что особенно привлекает ваше внимание в
произведении? Почему?
4. Тема
Это о чем (или о ком)говорится в стихотворении.
Очень часто тема
отражается в заглавии.
5. Основная мысль
Эта та мысль, которую хотелдонести автор стихотворения до
читателя (слушателя)
Идея может быть выражена в
заглавии или в какой-нибудь строке
стихотворения. Но чаще всего её
надо «найти» и сформулировать
6. Лирический герой
Это лицо в лирической поэзии,переживания, мысли и чувства
которого выражены в
стихотворении, от имени
которого оно написано.
7. Изобразительно-выразительные средства
Изобразительновыразительные средстваЭпитет
Метафора
Антитеза
Анафора
Ассонанс
Сравнение
Олицетворение
Аллитерация
Гипербола
8. Эпитет
Это красочное определение чеголибо (в основном прилагательные)***
Там, на неведомых дорожках,
Следы невиданных зверей…
9. Метафора
Это скрытое сравнение, в основекоторого лежит переносное значение
слова, союз (как, словно, как будто) при
этом отсутствует, но подразумевается.
В саду горит костёр рябины красной,
но никого не может он согреть.
С.А.Есенин
10. Сравнение
Это прямое сравнение, в основе котороголежит переносное значение слова, даётся
при помощи союзов: как, словно, точно, как
будто.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно: покой и простор.
Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
Н.А.Некрасов
11.
ОлицетворениеЭто художественный приём, основанный
на наделении неодушевлённых предметов
человеческими качествами и чувствами.
Отговорила роща золотая берёзовым
весёлым языком.
С.А.Есенин
12. Антитеза
Это литературный приём, основанный напротивопоставлении.
Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень.
А.С.Пушкин
13. Аллитерация
Литературный приём звукописи,основанный на повторении в тексте
определённых созвучных или одинаковых
согласных звуков.
Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.
С.А. Есенин
14. Ассонанс
Литературный приём звукописи,основанный на повторении в тексте
одинаковых гласных звуков.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы…
Б.Л.Пастернак
15. Анафора
Литературный приём, построенный наодинаковом начале нескольких соседних
предложений ( строк, стихов).
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной.
А.С.Пушкин
16. Гипербола Это литературный приём, основанный на художественном преувеличении В сто сорок солнц закат пылал… В.В.Маяковский
17. Рифма
ПЕРЕКРЁСТНАЯТуча мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
А.С.Пушкин
•А
•Б
•А
•Б
18. Рифма
ПАРНАЯЦарь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
•А
•А
•Б
•Б
19. Рифма
КОЛЬЦЕВАЯИ там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил…
•А
•Б
•Б
•А
20. Двусложные размеры стиха
ХОРЕЙЯМБ
(ударение падает на
(ударение падает на
нечетные слоги в стихе; на четные слоги в стихе; на
первый слог в стопе)
второй слог в стопе)
Мчатся тучи, вьются тучи.
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы…
21. АЛГОРИТМ определения размера стиха
1.2.
3.
4.
Выписать первый стих, посчитать количество
слогов в нём (сколько гласных – столько и
слогов), расставить ударения;
Нарисовать: столько ячеек, сколько слогов.
Пронумеровать ячейки снизу;
Расставить ударения над ячейками в
соответствии с ударениями в стихе, выделить
стопы;
Написать шифр этого стиха, сделать вывод о
размере стихотворения.
22. Алгоритм
23.
ПОТРЕНИРУЕМСЯ24. Проанализируйте
Печальная берёзаУ моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
А.А.Фет
25.
Анализ стихотворения А.А.Фета«Печальная берёза у моего окна…» по
плану
1.Тема – Печальная берёза.
2. Идея :Печальная берёза прекрасна в
траурном белом наряде в лучах денницы
(утренней зари).
3.Мотив грусти, трагизма, любование этой
печалью берёзы и сочувствию к ней света
утренней зари, которая как бы обнимает её всю
в белом траурном наряде.
26.
4. Средства художественнойвыразительности:
Эпитеты: печальная берёза, прихоть
мороза, разубрана (прихотью мороза)
берёза, наряд траурный, наряд
радостен, краса ветвей.
27.
Метафоры: прихоть мороза, играденницы.
Сравнение: Как гроздья винограда,
концы ветвей висят…
28.
Аллитерация:1 строфа: Р,2строфа: В, Р,
3 строфа: сонорные Л, М, Н.
Ассонанс: 1 строфа: Е,А;
2 строфа: А;
3 строфа: У, И.
29.
Анафора: Повтор 3 строки вкаждой строфе: И…
4. Рифма: Перекрёстная: АБАБ
5.Стихотворный размер:
трёхстопный ямб
_ _/ _ _/ _ _/ _
_ _/ _ _/ _ _/
30.
6. Особенно привлекает то, что лирический геройвосхищён берёзой даже в трауре зимней белой
одежды. Печаль берёзы ему по душе, так как
созвучна его грустным мыслям. Словно хочется
спросить у берёзы, наряд которой румянит свет
утренней зари, о чём её скорбь. Любимый лик
прекрасен и в траурной одежде. Горе не способно
умалить истинную красу.
Такой взгляд автора необычен , но отражает
представления людей дохристианской поры: берёза
для них символ смерти и последующего воскресения.
Может, потому берёза в белом саване под лучами
солнца розовеет? Так, при рождении появляется на
свет розовокожий младенец…