Медиатекст
Специфика автора и адресата
Этапы создания медиатекста
Интертекстуальность медиатекста
Функции цитат в медиатексте
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
1.78M

медиатекст лекция 3

1. Медиатекст

2023
Медиатекст
Москва, 2023
РАНХиГС
Лекция 3

2. Специфика автора и адресата

2
Специфика автора и адресата
Реальный автор‐производитель медиапродукта коллективный субъект, однако образ автора (авторское начало) может по‐разному конструироваться
медиатекстом.
Выделяют три параметра стилистической характеристики авторского начала:
•выявленность автора,
•степень сложности и
•удельный вес средств репрезентации авторского «я»
2023

3.

3
Своеобразная шкала выявленности автора в тексте предполагает существование двух полюсов
«теневого присутствия» автора в абсолютно объективированной информации и «откровенно Я» с повествованием об
обстоятельствах добывания информации и её осмыслении, между которыми располагаются традиционно описываемые в
русской грамматике неназывание субъекта, неопределенно‐личность, обобщенно‐личность.
2023

4.

4
Список ролей, в которых выступает автор:
• пропагандист (агитатор),
• полемист,
• репортер,
• аналитик,
• художник,
• Исследователь,
• иронист,
• информатор (скромный или оценивающий), интервьюёр (явный и скрытый),
• репортёр,
• аналитик,
• выразитель мнения (в этой функции чаще выступают колумнисты)
2023

5.

5
тексты с одним авторским голосом и полифоничные тексты: чем больше голосов включается в тексте, тем менее
значителен автор. е
Т.н. «имитация автора». Например, замещение в тексте позиции автора названием газеты («Известия» обратились…,
«Эхо Москвы» попросило прокомментировать…), при этом под газетным текстом стоит фамилия автора, а с просьбой о
комментарии обращается конкретный корреспондент.
Такой способ репрезентации автора можно считать реализацией конкретной коммуникативной стратегии. Формально
выступает не как частное лицо, а как представитель компании.
Минимальный удельный вес автора – в новостях, максимальный – в аналитических жанрах.
2023

6.

6
Существует две принципиально разные т.з. исследователей об удельном авторском весе в современном медиатексте:
• Вычленить авторское своеобразие, его позицию в тексте становится все сложнее, роль автора , его
позиция сводится к «подношению микрофона», она опустошается.
• увеличении доли субъективности: «читатель получает не объективную информацию, а оценочную реакцию на
произошедшее. Автор сегодня – это не проводник информации, а её демиург, читатель же – не получатель
информации, а объект манипуляции.
2023

7.

7
По определению Ю.М. Лотмана, «текст как бы включает в себя образ “своей” аудитории, а аудитория – “своего” текста»
Один из прогнозов развития современного медиарынка предполагает
• «фрагментацию медиа»,
• переход от «широкого вещания» к «узкой специализации» в сфере печатных и электронных технологий.
СМИ перестали быть массовыми (скорее они стали средствами узкой, а в будущем – персональной информации) по причине
распределения аудитории по нишам.
В отношении адресанта и адресата сегодня можно говорить об инверсии коммуникативных ролей.
Появляется феномен «давление адресата», когда из-за слишком отчетливого фокуса на запросах аудитории авторское в медиа
стирается.
2023

8.

8
Прагматический эффект, планируемый и предполагаемый любым медиатекстом, – это эффект воздействия. Массмедиа,
как утверждает американский культуролог А. Моль, фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои
фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают
ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют, таким образом, все поле культуры.
То, что не попало в каналы массовой коммуникации и не было включено в «технологии раскрутки», почти не имеет
шансов оказать влияние на общество.
Вывод исследователя таков: «В настоящее время знания формируются не системой образования, а средствами массовой
коммуникации»26. Таким образом, общество в целом и отдельный индивидуум не может уклониться от воздействия СМИ.
О манипулятивном характере современных СМИ говорит тот факт, что функция воздействия сегодня вытесняет все
другие функции. Ряд исследователей считает манипулятивное воздействие одной из важнейших функций современных
СМИ
2023

9.

9
Языковое манипулирование – скрытое языковое воздействие на адресата, намеренно вводящее его в заблуждение
относительно замысла или содержания речи.
Существует (и описано) множество языковых механизмов и средств, с помощью которых осуществляется языковая
манипуляция:
• введение оценочной информации в фактологическую – сознательное представление для реципиента «в качестве
истинного такого сообщения, которое или заведомо ложно или не является фактологическим и содержит лишь оценку (т.е.
вообще не может быть ни истинным, ни ложным)» (например, замечания исследователей о проникновении авторской
субъективной оценки в такой изначально «бесстрастный» жанр, как новости);
• дробление информации. При передаче новостей по радио и телевидению многочисленные не связанные друг с другом
сообщения выстреливаются в эфир подобно автоматной очереди. СМИ намеренно разбивают статьи, помещая основную
часть текста в конце номера, с тем чтобы заставить читателя просмотреть несколько страниц рекламы. В результате
подавляется способность читателя критически осмыслить текст и тем самым облегчается манипулирование его сознанием;
2023

10.

10
• метафоричность, размытость значений
Так, например, в СМИ определенных политических блоков бомбардировки Сербии именовались «акцией по привнесению мира»
и «попытками заставить мир жить по-человечески». Активно развивается метафора Бомбардировки – это мир и
стабильность;
• система эвфемизмов и слов-определителей с «диффузной» семантикой (некоторый, известный, определенный,
соответствующий).
• Так, например, сотрудники центральных телеканалов однажды получили от своих начальников «список терминов»,
розданный последним на брифинге в Кремле. Предписывалось, например, вместо конкретики писать международный
терроризм, вместо шахид – террорист-смертник, а вместо моджахед – боевик, террорист.
• использование лексики, вызывающей прогнозируемые эмоции: интервенция, эвакуация, неприкрытая агрессия, военнополицейский режим диктатуры США, репрессивный аппарат, сытая Европа, кровавая развязка, роковые последствия,
кровь мирных жителей и под.
2023

11.

11
На основе классификаций таких ученых, как В.П. Москвин, Б.А. Ларин и А.С. Куркиев, эвфемизмы можно разделить по
сферам использования на следующие группы:
1) религиозные эвфемизмы (лукавый вместо дьявол);
2) политические и экономические эвфемизмы (принцип взаимности вместо око за око, товары повышенного
спроса вместо дефицит);
3) бытовые эвфемизмы (в интересном положении вместо беременна);
4) социально значимые эвфемизмы (лицо с ограниченными возможностями вместо инвалид);
5) эвфемизмы, связанные с суевериями (уйти в мир иной вместо умереть);
6)
профессиональные эвфемизмы (менеджер по клинингу вместо уборщик).
2023

12.

12
Использование эвфемистической лексики в речи выполняет ряд функций (Москвин, 1999, 26):
1) замена названий «пугающих» объектов (вечный сон вместо смерть);
2) замена определений различного рода неприятных объектов (насекомые вместо вши);
3) обозначение того, что считается неприличным (обойтись посредством платка вместо высморкать нос);
4) замена прямых наименований из боязни эпатировать окружающих (упитанный вместо толстый, экономный вместо
жадный);
5)маскировка подлинной сущности обозначаемого (часто используется в сфере политики и экономики: спецакция вместо
расстрел, либерализация цен вместо рост цен);
6) повышение престижа непопулярных организаций и профессий (стилист вместо парикмахер).
2023

13. Этапы создания медиатекста

13
Этапы создания медиатекста
Первый этап. Импульсом, побудительным мотивом к созданию медиатекста обычно выступает некоторая
информация. Осмысливая ее, пишущий решает, о чем (данное) и что (новое) он собирается сказать, то есть
выстраивает замысел высказывания.
Этот этап некоторые лингвисты называют «первичной семантической записью», именно здесь определяется
общий смысл будущего текста. И хотя в процессе работы замысел еще будет корректироваться, но
определенный объем идей и фактов необходим для начального этапа творчества.
Соотношение данного и нового (темы и ремы, о чем говорить и что говорится) создает смысловой каркас
будущего сообщения и обеспечивает его содержательную связность (когерентность)
2023

14.

14
На следующем этапе осуществляется процесс последовательного формирования и формулирования замысла,
обдумывания содержательной стороны текста.
Именно на этом этапе автор должен учитывать «фактор адресата» и решить вопросы, кому и для чего предназначен
текст и как будут строиться его отношения с адресатом: пишущий должен представить себе мысленно того, к кому он
обращается, представить его реакцию на свое сообщение. И здесь важно, что в тексте есть внутренние автор и
адресат, определенным образом отражающие внешнюю, реальную коммуникативную ситуацию.
По мнению психолингвистов, создаваемая на этом этапе «смысловая» программа высказывания, которая раскрывает
«замысел» в его первоначальном воплощении, объединяет в себе ответы на вопросы: что сказать? в какой
последовательности и как сказать».
2023

15.

15
Этап языкового оформления текста. На этом этапе определяется композиционный и языковой план произведения.
Поскольку письменный текст развертывается линейно, то автор решает для себя вопрос, с чего начать, в какой
последовательности и по каким логическим законам предъявлять информацию, как закончить свой текст.
Он обязан знать базовые категории и законы текста:
• связность,
• членимость,
• модальность,
• ретроспекция и проспекция и др.
Автор должен строить свое сообщение так, чтобы читающий мог проделать весь обратный путь от развернутой,
внешней речи к внутреннему смыслу излагаемого текста». Именно это определяет отбор языковых единиц.
2023

16. Интертекстуальность медиатекста

16
Интертекстуальность медиатекста
Медиатекст представляет собой «текст текстов».
Интертекстуальность медиатекста обеспечивается обязательным присутствием в нем двух видов цитации:
• ссылок на мнения экспертов – политиков, общественных деятелей, других СМИ и
• собственно интертекстуальных знаков, обладающих лингвокультурологической ценностью.
А.А. Негрышев предлагает термины актуальные (оперативные) и фоновые интертекстемы.
В первом случае сама окружающая действительность является объектом цитации. Именно эти цитаты и ссылки в
информационных и аналитических журналистских жанрах входят в описательный слой текста, предъявляя «чужое»
слово в виде прямой цитаты (точная адресация или ее отсутствие является одним из критериев «качественности»
издания: желтая пресса ссылается на слухи и мнения).
Во втором случае интертекстуальные знаки, как правило, формируют образ, оценку («содержательно-концептуальную
информацию»).
2023

17. Функции цитат в медиатексте

17
Функции цитат в медиатексте
Функция наиболее четкой передачи фрагмента сообщения. В данной функции цитата может либо
иллюстрировать какой-либо тезис текста, либо дополнять и расширять текст статьи, будучи документальным
подтверждением события:
Жестче всех высказался глава российского Госнаркоконтроля Виктор Иванов, из выступления которого легко
было сделать вывод, что комиссия ни много ни мало может состоять на содержании у наркомафии: “Мы
имеем дело с глобальной пиар-акцией в пользу легализации наркотиков… и эта кампания прямо или косвенно,
безусловно, связана с гигантскими доходами от незаконного оборота наркотиков в мире” (Русский репортёр, 6
июня 2011, №22 (200).
2023

18.

18
Функция ссылки на авторитет, «документирования авторитетом». Такие цитаты нередко сопровождают
новостные материалы, в которых излагаются новые факты, статистические сведения, данные социологических
опросов, различного рода прогнозы и проекты. Композиционная структура таких заметок включает в себя, как
правило, сообщение информации со ссылкой на источник, затем :следует цитата(ы) из его высказываний,
вводимые в форме прямой или косвенной речи и дополняемые пересказом:
Вирусолог из Института Пастера Марк Элуа, утверждает, что это наиболее "ближайшие предки" коронавируса
SARS-CoV-2, выявленные на сегодня.
2023

19.

19
Функция пиар-продвижения (А.А. Негрышев) направлена на формирование общественного мнения: создание
имиджа политиков, общественных деятелей, партий, финансово-промышленных компаний, скрытая реклама торговых
марок, товаров и услуг, лоббирование (или контрлоббирование) проектов, решений, идей и т.п. Эта функция нередко
сопровождает предыдущую, так как «документирование авторитетом» можно рассматривать и как способ
продвижения и формирования имиджа источника цитирования.
Функция аргументации (контраргументации). Ее отличие от функции пиар-продвижения, по А.А. Негрышеву,
заключается в том, что по тому или иному вопросу озвучиваются как минимум две точки зрения, одна из которых
прагматически маркируется в качестве аргумента (контраргумента).
2023

20.

20
Функция подмены ответственности перекладывает ответственность за публичное слово на автора цитируемых
слов: обычные для новостных сообщений фразы как сообщает агентство N, газета X, журнал Y реализуют
следующую смысловую интенцию: 'я не отвечаю за истинность информации, вся ответственность лежит на
субъекте цитации.
Метасобытийная функция, реализуется тогда, когда сам текст «источника» становится коммуникативным
событием. Чаще всего это высказывания политических деятелей, приобретающие общественный,
внутригосударственный или международный резонанс.
Функция оценки обычно сопровождает ряд уже названных функций (в частности, ссылку на авторитеты,
аргументативную, пиар-продвижения и др.), в этом случае «мы совершенно сливаем свой голос» с чужими
словами либо «воспринимаем их как авторитетные для нас»
2023

21.

21
Функция манипуляции имеет место, например, в ситуации с искажением цитат, «выдергиванием» цитат из контекста.
Эстетическая функция.
Функция пароля (делимитативная) – характерна прежде всего для лингвокультурных единиц, «фоновых» цитат. Она
маркирует отношения свой/чужой между автором и читателем: если читатель опознает цитату, он включается в «свой круг» –
круг читателей, для которых пишет автор.
Развлекательная (гедонистическая) функция характерна как для актуальных, так и для фоновых цитат. В
актуальных цитатах она, как указывают специалисты, пересекается с метасобытийной, но отличается от нее как
«субъектами» цитации, так и характером коммуникативной направленности всего сообщения: чаще всего эту функцию
можно обнаружить в разного рода светских хрониках, где источниками цитируемых высказываний являются представители
культуры, шоу-бизнеса, киноиндустрии и т.п.
2023

22.

22
Интериконичность – это отсылка к прототексту (тексту-источнику) не вербального, а визуального характера,
визуализированная интертекстуальность, востребованная не только в комиксах, карикатурах, рекламе, но и в
креолизованных текстах (наиболее популярные прототексты – плакаты «Родина-мать зовет», «Болтун – находка для
врага», стандартный памятник Ленину в кепке и с характерным указующим жестом и др.).
Интердискурсивность – это отсылка не к конкретному тексту (что происходит при интертекстуальности), а к
некоторым моделям, по которым построен текст, то есть «имеет место диалог дискурсов». Интердискурсивное
взаимодействие – механизм пародирования, а пародия идеально отвечает идеологии медиа.
Именно поэтому примеры пародийной интердискурсивности можно обнаружить не только в печатных СМИ, но и едва
ли не в большем количестве – в радио- и в особенности в телетекстах («Куклы», «КВН» и т.д.)
2023

23. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

2023
Москва, 2022
РАНХиГС
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила