Похожие презентации:
Медиатекст: черты и особенности
1. Медиатекст: черты и особенности
ПОСТМОДЕРН – ЭПОХААБСОЛЮТИЗАЦИИ
ТЕКСТА
«ВСЯ ЖИЗНЬ —
«ПУЛЬСАЦИЯ ПАМЯТИ,
ТЕКСТ» (Ж. ДЕРРИДА)
2. Текстогенность
комплекс антропогено - техническихфакторов порождения текстов
процесс бесконечной трансляции,
обмена текстами публичной
коммуникации
образование и функционирование новых
типов носителей и генераторов
информации во всех сферах
жизнедеятельности
3. Медиатекст (журналистский текст)
Теория журналистикиМедиатекст - результат
целенаправленного
творчества,
представляющий собой
некую сложную,
иерархически
организованную систему
знаков (вербальных,
акустических, иконических
и т. д.), воспроизводящую
факты реального мира
ресурсами массовой
коммуникации
Семиотика
(Ю. М. Лотман)
универсальная
категория
система знаков,
ведающая о мире
(слово – наша жизнь,
«Вначале было
слово»)
4. Эстетическая целостность
▲ Контекст(коммуникат
ивный фон),
дискурс
▲ Подтекст
▲ Гипертекст
Эстетическая целостность
5. Контекст (коммуникативный фон)
система социальныхотношений,
породивших текст
(историческое время,
культурные коды,
архетипы)
дискурс - практика
текстопостроения,
текст во взаимосвязи
с живой жизнью
6. Подтекст
социальнонравственная,психологическая
подоплека,
расширяющая
смысловое поле
высказывания
7. Гипертекст
Медиатекст – этоэтап в воссоздании
мира, имеющий
свою предысторию
и перспективу, часть
общего глобального
процесса
коммуникации
Встроен в СМК
8. Структура медиатекста
1) идеологический аспект2) семиотический аспект (знаковая
система, форма отображения)
3) технологический аспект (отбор
информации, адекватность
интерпретации, доставка)
4) форматный - жанровый
9. Специфика и черты медиатекста
10. Особый тип автора
комплексный (автор,редактор, режиссер,
оператор и др. =
«коллажные
тексты»)
корректировка
материала
манифестация
коллективной
текстуальной
идентичности
11. Многообразие проявления авторского «Я»
Автор = социальныйчеловек + частный
человек
«Полярные грани не
разделены абсолютно,
они тесно связаны,
являются разными
сторонами одной и той
же личности: человек
социальный всегда
является и частным
человеком – речь может
идти о преобладании
социальности или
личностности»
(Г.Я. Солганик)
12. Текст как «плоть общения» (М. Бахтин)
на массовую аудиторию«творится читателем и
автором»
(незавершенность,
открытость для
интерпретациии)
целеноправленность
релевантность –
соответствие интересам
аудитории
национальная
обусловленность
13. Типология текста Р. Барта
Текст-удовольствиекомфортабельное
чтение
приносит
удовлетворение,
вызывая эйфорию от
ощущения близости
«произрастает из
культуры», выстраивает
прочные ценностные
связи
Текст-наслаждение
побуждает смаковать
каждое слово ввиду
своей новизны и
необычности
далек от национальной
аксиологии
постепенно расшатывает
исторические,
культурные и
психологические устои
аудитории
14. Медиатекст как объект СМК
создается с учетомканала коммуникации;
объективированность в
СМИ
Статичность –
объективированность в
СМИ (произведение
речетворческого
процесса) ► позволяет
постоянно
возвращаться к нему
15. Медиатопика
тематическаядоминанта, структура
принадлежность к
одной из устойчивых,
регулярно
освещаемых тем:
политика, бизнес,
культура, спорт и др.
динамично
развивающийся
объект
16. Идейное разнообразие = Две модели журналистики
«Журналист какноситель гражданской
позиции» +
«Журналист как арбитр
над схваткой»
функция адекватной
передачи знаний
(однозначный текст)
+ креативная функция
порождения новых
смыслов
(многозначный текст)
17. Многомерный текст
КОНВЕРГЕНТНЫЙМАКРОТЕКСТ
(РАЗНЫЕ ЗНАКИ)
ПЕСНЯ - ТАНЕЦ
КАК ПРЕДТЕЧА
МЕДИАТЕКСТА
18. Подчиняется профессиональным критериям
новизнаактуальность – особая
форма подачи материала
яркость
лексико-стилистическая
грамотность
наличие сложной
структуры
цельность (внутренне
единство)
прегнантный –
лаконичный, полный
смысла и содержания
19. Относительная объективность
Апперциепция - внутренняя готовностьвоспринимать и интерпретировать какойлибо объект или эпизод действительности
определенным образом = «подготавливающая
установка» (С.К. Рощин)
«Жизнь есть то, что мы о ней думаем» (Д.
Карнеги)
Сложность в постижении мира
Журналистика как слуга двух господ
«Будьте верны действительности. Но где
критерий, где путеводная нить?»
20. Интертекстуальность. Прецедентность
Цитатность (ЮКристев, Ж. Деррида, Р
Барт) —постоянный
возврат к прошлому, уже
когда-то состоявшемуся и
имеющемуся в «архиве»
текста
Цитатное письмо –
интеллектуальная,
эмоциональнооценочная, формальная
переработка «чужого»,
осмысленного и
освоенного в системе
культуры
21. Интертекст
«Валите, Шура, валите!»; «Киоски – быть или небыть?» (Экстра, 2011, 23 марта)
«Миллиаредров развелось, как грязи» (АиФ, 2008, №
17)
«Кошмары на улице бюрократов» (Эффект, 2008, 19
ноября)
«Прощай, «отмытая» Россия» (Общая Газета, 1999,
№ 35 – о коррупции в России)
«Первые показы новейших «Звездных войн» в
Москве доказали, что нет повести скучнее на свете,
чем компьютерная байка о далекой галактике»
(Общая Газета, 1999, № 32 )
22. Текстовые проявления И
1) ▲ Цитаты▲ Реминисценции
(напоминание
фразы из другого
текста)
▲ Аллюзии
(создание
историкокультурноко
контекста через
топоним,
антропоним,
значимую дату)
23. Принципы Интертекстуальности
фоновые знания А иП должны совпадать
= эффект
«узнавания» или
коммуникативная
неудача
Профессиональная
этика («Пить или не
пить»; «Любовь
Яровая»– Любовь
Половая)
24. Интертекстуальность
Претекст - конкретноеиспользование элементов
чужого текста
Прототекст – базовый, от
которого отталкиваются все другие тексты =
идеальные представления, нормы определенной
жизни, табу и нормативы.
Информационная борьба = внедрение в
прототекст (смена определенной картины
мира)