5.42M

Модуль 4. Лекция 1. Современная литература

1.

Модуль 4. Лекция 1. Современный
литературный процесс в пору глобальных
вопросов к новейшей литературе

2.

Современная литература: границы
1945 – 2020:
мир после второй мировой
войны и формирование
современной цивилизации.
Принцип подхода (70 лет –
это много) – стабильность
глобальных проблем,
которые освещает
литература.
Прогресс: технологии?
гуманизм?

3.

Основные черты современной цивилизации
- распад империй (и деколонизация, например,
Великобритании и Франции). Политика открытых границ.
«Столкновение цивилизаций» (концепция С.Хантингтона)
- глобальная экономика (теория И.Уоллерстайна) и
неоколониализм (страны третьего мира, например,
африканские)
- антиглобализм
- макдональдизация общества (теория Д. Ритцера)
- глокализм (концепция Р. Робертсона)
- глобальная деревня (теория М.Маклюэна)
- консюмеризм
- толерантность VS агрессия (идея Г.Маркузе о «репрессивной
толерантности»)
- культура VS контркультура
- массовая культура
- конец истории (концепция Ф.Фукуямы)

4.

Империи и постимперии
ХОЛОДНАЯ война
• Основной системно-идеологический конфликт ставился
выше, нежели политико-экономическая организация.
Холодная война стала системой властных отношений и
идеологических представлений, в которой каждая из двух
сторон резко противопоставляла себя другой.
• Борьба США и СССР за влияние в третьем мире бывших
колоний и неприсоединившихся стран.
• Гомогенизация глобального пространства в
«дружественные» и «угрожающие» блоки, в которых
универсальные модели капиталистическо-либеральной
демократии и коммунизма не зависели от каких-либо
географических непредвиденных обстоятельств. Каждый из
противников использовал свою идеологию для упрочения
власти над входящими в их блок зависимыми
государствами.
• Натурализация идеологического конфликта с помощью
таких концепций, как сдерживание, принцип домино,
гегемонистская стабильность.
ТЕМА В ЛИТЕРАТУРЕ:
ПОИСК ЗОЛОТОГО ВЕКА

5.

А.Бродский
«72 чайных пакетика»

6.

КОНСЮМЕРИЗМ
Л.Горалик «Полая женщина. Мир
Барби изнутри и снаружи». - М.,
НЛО, 2005 .
«Я считаю возможным воспринимать Барби как своего рода зеркало западной
цивилизации, причем зеркало с неожиданной, но очень полезной кривинкой:
цивилизация эта отражается в нем, как если бы она была кукольной. Это не
пустой каламбур: в зеркале Барби наш мир выглядит так, как его видит, скажем,
главный герой в фильме "Шоу Трумана" - до катастрофы, приведшей его к бегству
из гламурной действительности. Мир Барби - это наш мир, каким бы он был, будь
мы куклами - существами, лишенными в равной мере сомнений и недостатков. И
там, где Барби вызывает у нас раздражение, мы можем твердо говорить себе: мы
проецируем на нее свои проблемы. Дело не в ней, дело в нас. Это мы
раздражаем себя своим навязчивым следованием моде, или карьеризмом, или
беспокойством о собственной внешности, или тем, как мы строим семейные
отношения, или, наконец, тем, какие игрушки мы выбираем для своих детей. Это
наш мир отражается в безопасном небьющемся зеркале ее крошечного розового
трюмо; в том, что он не нравится нам, мы можем винить только самих себя».

7.

It-bag

8.

9.

Культура и контркультура:
Джозеф Хиз, Эндрю Поттер. Бунт на продажу.
Как контркультура создает новую культуру
потребления. – М.: Добрая книга, 2007.
Дэмиэн Херст
• «Физическая невозможность
смерти в сознании живущего»
• «Из любви к Богу»
• «Аптека»

10.

ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА - ГЛОКАЛИЗМ
Ритцер, Д. Макдональдизация общества. –
М.: Праксис, 2011
- efficiency-экономическая эффективность,
- calculability – простейшая просчитываемость,
- predictability - предсказуемость,
- control through nonhuman technologies –технологии
без участия человека.

11.

Просьюмеризм - «do it yourself»
Элвин Тоффлер «Третья волна» (1980)
Просьюмер осуществляет модернизацию потребляемых продуктов и
благ, участвуя на различных этапах в их производстве.
Культуролог О. Мороз, просьюмер – «это тот, кто может пересобирать
под себя реальность, в том числе какую-то повседневность, то есть то, что
окружает его, под свои нужды с использованием тех предметов, которые
вокруг него есть для того чтобы создать что-то новое».
https://cyberleninka.ru/article/n/problema-kommunikatsii-avtora-kritika-ichitatelya-v-situatsii-prezentatsii-kultury-chteniya-v-novyh-mediapostanovka-problemy

12.

Автор должен сформировать
непротиворечивое высказывание,
соотносимое
- с процессом сегментирования
книжного рынка (как сферы досуга),
- кастомизации товаров и услуг (эта
книга создана специально для тебя),
- ситуации быстрого выбора читателем
(как потребителем) книжной
«новинки»,
- быстрой реакции на книгу (обратная
связь в сети интернет),
- экспертных реакций (сфера критики)
- позицией автора-творца,
осуществляющего эстетический жест.

13.

Массовая культура:
демократизация культуры, появление досуга, урбанизация,
увеличение количества образованных людей, эскапизм,
компенсаторность, рекреационность, социализация
Массовую культуру понимают как:
- массовидный способ бытия культуры
- в условиях современного индустриального общества,
- вид "культурной индустрии",
- производящий культурную продукцию каждодневно в
больших масштабах,
- рассчитанную на массовое потребление,
- подчиненное ему как своей цели,
- распространяемую по каналам, включающим технически
совершенные средства массовой информации и
коммуникации.

14.

Принципиально неверный подход через литературные иерархии
Высокая литература
Миддл-литература (беллетристика)
Массовая литература
Критик Наталья Иванова
предложила:
Термин «Ultra-fiction» - сплав „высокого“ с „низким“, заумного
с интересным, странного и непривычного — с принятым в
серьёзной словесности вниманием и уважением именно что к
литературному слову. Увлекательного — с „элитарным“. Это
попытка сказать: элитарное (высокое) — совсем не значит
скучное (неинтересное)».

15.

Коммерческий успех делает автора массовым?
Донна Тартт «Тайная история»; Стивен Кинг «11.22.63»;
Стиг Ларссон «Девушка с татуировкой дракона»,
книжная серия «Лекарство от скуки» издательства «Иностранка»

16.

Имена
• Лев Оборин «Полка»
• Борис Куприянов, Лев Оборин, Константин
Мильчин и др.– «Горький.media»

17.

Тематико-проблемные подходы к
современной литературе. Концепция Анны
Наринской (литкритик)
https://republic.ru/special/books-21/topics

18.


Память и беспамятство
Наше новое прошлое
После Запада
Истина, правда и после правды
Апокалипсис сегодня — технология, утопия и антиутопия
Институты и процветание
Город и культура
Как устроен мир: наука и история науки
Долгая история
Ошибки разума
Муки модернизации
Капитализм и неравенство
Природа человека
Политическое животное
Чужие
Война
Бог
Болезнь и смерть

19.

Так о чем же говорят современные авторы?
- проблема глобализации как основы
кризиса культуры (Ф. Бегбедер «99 франков», Д. Франзен
«Поправки», Б. Элтон «Слепая вера», Д. Быков «Списанные»,
А. Иванов «Комьюнити»).
- оппозиция реальное-виртуальное в
современной культуре глобальных
коммуникаций (К.Бакли «Суматоха в Белом доме»,
Ч. Паланик «Бойцовский клуб», О. Памук «Музей невинности»,
О.Славникова «Легкая голова», В. Пелевин «S.N.U.F.F.»).
- возникновение социальных страхов, их
разнообразию и к одному из важнейших в
этом списке: страху одиночества (А. Терехов
«Немцы», Л. Элтанг «Каменные клены», С. Рушди «Прощальный
вздох мавра»).
English     Русский Правила