Похожие презентации:
Культура. Цивилизация и формация
1. Культура. Цивилизация и формация.
2.
□ Понятие «культура» (от лат. cultura — уход,обработка, возделывание) понимается
по-разному.
□ Культура — это всё, что создано
человеческим трудом: технические
средства и духовные ценности, научные
открытия, памятники литературы и
письменности, политические теории,
правовые и этические формы,
произведения искусства и т. д.
3.
□ В широком смысле культура — это историческиобусловленный динамический комплекс
постоянно обновляющихся во всех сферах
общественной жизни форм, принципов,
способов и результатов активной творческой
деятельности людей
□ В узком смысле под культурой понимают
процесс активной творческой деятельности, в
ходе которой создаются, распределяются и
потребляются духовные ценности.
4.
5. Основные функции культуры
□□
□
□
□
□
□
Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения.
Главная функция феномена культуры, все остальные связаны с ней в той
или иной степени.
Познавательная — формирование целостного представления о народе,
стране, эпохе.
Оценочная — осуществление дифференциации ценностей,
обогащение традиций.
Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и
требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).
Информативная — осуществление передачи и обмена знаниями,
ценностями и опытом предшествующих поколений.
Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных
ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.
Социализация — усвоение индивидом системы знаний, норм,
ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению,
стремление к самосовершенствованию.
6. Основные формы культуры
□□
□
□
В масштабе отдельного общества различают три формы культуры: элитарную, народную,
массовую, а также и две её разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от
лат. contra — против).
Элитарная — создается привилегированной частью общества либо по её заказу
профессиональными творцами. Особенности:
□
включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллектуальную
литературу;
□ представляет определённые трудности для понимания неподготовленным человеком;
□ потребителем этой культуры является высокообразованная часть общества: критики,
литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.
Народная — создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки
(мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы и пр.).
Массовая — понятие, используемое для характеристики современного культурного производства
и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой
информации, китч и пр.). Особенности:
□ имеет самую широкую аудиторию и является авторской;
□ как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и
обращается к наиболее простым чувствам публики;
□ носит коммерческий характер;
□ в отличие от элитарной и народной культуры, удовлетворяет сиюминутные запросы людей,
реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют
свою актуальность, устаревают и выходят из моды.
7. Разновидности культуры:
□□
□
Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, присущих
определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодёжная и
др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и
др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время);
религиозные; этнические).
Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к
господствующей в обществе культуре ( хиппи ; левые радикалы;
андеграунд и др.).
8. Взгляды на мировую историю
1 Линейно – стадиальный подход(формационная модель К.Маркс, В.Ленин)
2 Локально-цивилизационный подход
(А.Тойнби, Н.Данилевский)
3 Стадиально-цивилизационная
модель (У.Ростоу, О.Тоффлер)
9.
ЦивилизацияОпределенная
стадия в развитии
локальных культур
(Шпенглер)
Ступень
исторического
развития
(Тоффлер)
Синоним культуры
(Тойнби)
Ступень развития
региона либо
отдельного этноса
10. Цивилизационный подход к изучению истории
Типологиицивилизаций
Линейностадиальная
Локальная
Ростоу
Тофлер
Данилевский
П.Сорокин
Тойнби
Цивилизация – единый
процесс, проходящий через
определенные стадии
Локальная цивилизация – социокультурная
общность, которая существует
длительное время и осуществляет
индивидуальный путь исторического развития
11.
Локальный подходЛокально – цивилизационный подход
12.
«Россия и Европа»«цивилизация»=
Культурно-исторический тип - система взглядов,
определяемая культурными, психологическими и
иными факторами, присущими народу или
совокупности близких по духу и языку народов.
Н.Данилевский (1822-1885), обосновал теорию, согласно
которой не существует Всемирной Истории, есть лишь
теория локальных цивилизаций, имеющих индивидуальный
замкнутый характер. Он выделил 10 цивилизаций и
сформулировал основные законы их развития, по которым
каждая цивилизация имеет циклический характер:
1) Стадия зарождения
2) Период оформления культурной и политической независимости
3) Стадия расцвета
4) Период упадка.
«Ни один из культурно-исторических типов, — подчеркивал Данилевский, — не
одарен привилегией бесконечного прогресса».
13.
А. Тойнби (1889—1975 гг.)(«Постижение истории»)
каждая цивилизация – это единый
организм, имеющий свою систему
ценностей, высшими из которых
являются религиозные.
Вызов истории - факторы, ставящие жизнь
общества под угрозу в результате различного рода
конфликтов, появления новых дискомфортных
идей, новой технологии, роста экологических
проблем, конфликта культур и т.д. Эта угроза
заставляет людей искать принципиально новые
решения.
«творческое меньшинство»
цивилизации - общности, «более широкие, чем отдельные нации, но менее
широкие, чем все человечество»
Цивилизации развиваются независимо друг от друга. Их гибель неизбежна,
если не удастся сформировать единую высшую религию и «вселенское
государство» (т.е. перейти к «третичной цивилизации»)
14.
Питирим Сорокин1917
Цивилизация – система взглядов по поводу истины,
красоты, добра и объединяющей их пользы.
Цивилизация это устойчивое культурно–
историческое сообщество людей, отличающееся
общностью духовно-нравственных ценностей и
культурных
традиций,
материальнопроизводственного
и
социально-политического
развития, особенностями образа жизни и типа
личности, наличием общих этнических признаков и
соответствующих географических и временных
рамок.
Выделял 6 цивилизаций:
–Западная
–Восточно – Европейская
–Мусульманская
–Индийская
–Китайская
–Латиноамериканская
15.
Шпенглер (1880—1936 гг.) Германия(«Закат Европы»):
Он считал, что в истории человечества существовало 8
культур, каждая из которых за время своего существования проходила ряд стадий
и, умирая, превращалась в цивилизацию. Переход от культуры к цивилизации
означает упадок творчества, героических деяний; подлинное искусство
оказывается
ненужным,
торжествует
механическая
работа.
Цивилизация – отрицание культуры.
Неизбежными спутниками «цивилизации» являются мировые войны, цель
которых – глобальное господство над миром государства-победителя
Признаки цивилизации:
1) Развитие индустрии и техники.
2) Деградация искусства и литературы.
3) Огромное сплочение людей в больших городах.
4) Превращение народов в безликие массы.
16.
Самюэль Филлипс ХантингтонСША
«Столкновение цивилизаций» (1993)
цивилизации - культурные сообщества, отличающиеся друг от друга
историей, языком, традициями, но больше всего религией. Автор выделяет
8 основных цивилизаций современного мира:
западную,
конфуцианскую,
японскую,
славяно-православную,
исламскую,
индуистскую,
африканскую,
латиноамериканскую.
Отношения между цивилизациями потенциально конфликтны, так как
примирить ценности и убеждения гораздо сложнее, чем экономические и
политические интересы. Автор не исключает в перспективе крупных
межцивилизационных столкновений («войны цивилизаций»).
17.
Факторы определяющие сущность цивилизации:18.
+ сосредоточение на изучении реальных культурно-исторических общностейв их уникальных неповторимых проявлениях
- преувеличение момента взаимной изоляции цивилизаций, разрушающей
целостность всемирно-исторического процесса.
- определенная биологизацией фаз развития цивилизации. Современные
авторы отмечают, что такой стройной круговой структуры нет. Скорее можно
говорить о цивилизационных «приливах» (расцветах) и «отливах» (кризисах,
упадках), но такое чередование не имеет жестко заданной регулярности.
19.
Обычно все многообразие локальных цивилизацийделят на две группы - западную и восточную
Линии сравнения
Западная цивилизация
Восточная цивилизация
Особенности восприятия
мира
рациональное
эмоциональное
Отношение к природе
Человек- венец природы, все
создано для его пользы
Человек – органическая
часть природы
Соотношение личности и
общества
Приоритет личности,
ценности индивидуальной
свободы
Подчинение личности
обществу. Традиции и
коллективизм
Отношения власти
Принцип разделения
властей. Парламентаризм
Неограниченная власть
Отношения собственности
Господство частной
собственности
Преобладание
государственной и общинной
собственности
Отношение к прогрессу
Стремление к прогрессу.
Развитие общества носит
постепенный характер
Стремление к поддержанию
традиционного образа
жизни. Развитие общества
носит циклический характер
20.
Стадиально-цивилизационная модельДэниел Белл 1919 г. США
«Грядущее постиндустриальное
общество»
70-е гг.
доиндустриальное — индустриальное — постиндустриальное общество.
21.
Элвин Тоффлер 1928 СШАвыделяет три волны в развитии человечества. 10 тыс. лет назад началась
первая волна крупных изменений. Она преобразовала племена кочевников в
оседлых крестьян. Аграрная революция положила начало развитию
человечества в рамках цивилизации. Результатом стало
утверждение
традиционного общества. Около 300 лет назад в Зап. Европе началась
промышленная революция, результатом которой явилось превращение
аграрного общества в индустриальное. И сегодня снова существенно меняется
образ жизни людей. Третья волна изменений не менее глубока, чем
индустриальная революция, но темп перемен стал существенно выше. Мир
стремительно вступает в постиндустриальное общество.
Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных
проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI вв.
22.
Уолт Уитмен Ростоу 1916 СШАРостоу полагал, что ни одна страна
не может перескочить через какую
бы то ни было стадию или пройти их
в другом прядке. Хотя путь развития
един для всех стран мира, но
прохождение стадий носит более
или менее индивидуальный характер
выделяет пять стадий развития общества, две из которых являются промежуточными—
- Традиционное общество. Это аграрные общества с довольно примитивной
техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой
структурой и властью крупных земельных собственников.
— Переходное общество. На этом этапе создаются предпосылки для перехода в новую
фазу развития: зарождается предпринимательство, складываются централизованные
государства, растет национальное самосознание.
— Стадия «сдвига» с промышленными революциями и следующими за ними
крупными социально-экономическими и политическими преобразованиями.
— Стадия «зрелости», связанная с развитием научно-технической революции, ростом
городов.
— Эра «высокого массового потребления». Ее важнейшая черта — значительный
рост сферы услуг, превращение производства товаров потребления в основной сектор
экономики.
23.
Сравнивая теорию общественно-экономических формаций (Маркс) итеорию постиндустриального общества, мы видим в них немало общего.
1. В рамках обеих теорий выделяются и обосновываются определенные
крупные этапы, через которые идет развитие человеческого общества.
2. Обе теории базируются на признании источником общественного прогресса
изменений в сфере материального производства и связанных с этим сдвигов в
социальной сфере (переход от присваивающего хозяйства к производящему, от
кочевого скотоводства к оседлому земледелию, от цехового производства к
крупномасштабной промышленности и предпринимательству, развитие
городской жизни, создание массового производства и т. п.).
3. И классики марксизма, и создатели теории постиндустриального общества
отмечали, что сами эти переходы от одних состояний общества к другим носят
характер революционных изменений (вспомним: аграрная революция,
промышленная революция и т. п.).
24.
Различия:1. Несовпадение во взглядах на то, какие главные фазы прошло в своем
общественно-историческом развитии человечество.
2. Учитывая значимость социально-экономических факторов в развитии
общества, сторонники теории постиндустриального общества подчеркивают
особую и все возрастающую роль духовной стороны общественной жизни:
знаний людей, их ценностных ориентиров, жизненных устремлений.
25.
Линиисравнения
Формационный подход
Цивилизационный
подход
Достоинства
-Позволяет увидеть общее, что было в
историческом развитии народов;
-представить историю как единый
процесс
-установить закономерности развития
-предложить определенную
периодизацию всемирной истории
-позволяет изучать многообразие и
специфичность
-ориентирует на изучение
ценностей, нац. особенностей,
духовная жизнь, психология…
- ставит в центр исследования
человеческую деятельность и
человека
Недостатки
-Многие народы не проходили все
формации;
-Многие полит., духовные, культ.
процессы не могут быть объяснены с
чисто экономических позиций;
-отодвигает на задний план роль
человеческого фактора
-Недостаточное внимание уделяется
уникальности отдельных народов.
Становится невозможным взгляд на
всемирную историю как единый
процесс;
Создает возможности для отрицания
единства человеческой истории;
Сводит к минимуму возможности
исследования закономерностей
развития общества
26. Давайте поспорим
□ - Лишь формационный подход позволяет выработатьнаучные представления об истории человеческого
общества.
□ - Цивилизационный подход свободен от серьёзных
недостатков. Он не ведёт к искажению истории, как это
происходит при последовательном применении
формационной теории.
□ - Каждый подход имеет свои достоинства и недостатки.
Нельзя абсолютизировать ни один из них. Проблема
понимания исторического процесса остаётся задачей,
над решением которой предстоит ещё работать.
Сформулируйте вывод по уроку: изучение истории должно
основываться на …
27.
1«Во всемирной истории я вижу картину вечного образования и
изменения, чудесного становления и умирания органических форм. А
присяжный историк видит в ней подобие какого-то ленточного червя,
неутомимо наращивающего эпоху за эпохой».
Приверженцем стадиального или локально-цивилизационного
подхода к истории является автор этих строк? Поясните свой ответ.
2
Укажите авторов следующих утверждений:
а) «Представители общества… совершенно по-разному реагируют на
испытания — так называемый вызов истории».
б) «В общих чертах азиатский, античный, феодальный и буржуазный
способы производства можно обозначить как прогрессирующие эпохи
общественно-экономических формаций».
в) «Все ранее существовавшие и современные нам общества могут быть
отнесены с экономической точки зрения к одной из пяти категорий:
традиционное общество, стадия создания предпосылок для подъема, стадия
подъема, стадия быстрого созревания, век высокого массового потребления».
(К. Маркс, У. Ростоу, А. Тойнби)
28.
3Из перечисленных понятий отберите относящиеся к формационному подходу (I),
к цивилизационному подходу (II):
базис, рабовладельческий строй, духовные ценности, надстройка,
циклическое развитие, эллинизм, способ производства, культурная уникальность.
4
Укажите неверные утверждения.
Цивилизационный подход предполагает:
— особое внимание к изучению духовной сферы жизни общества;
— выделение типического, повторяющегося в истории;
— признание многовариантности исторического развития;
— признание общественного прогресса относительным;
— выявление и изучение объективных законов общественного развития,
не зависимых от воли и сознания людей.
29.
Характеристикасредневековой
европейской цивилизации
Характеристика
феодальной общественноэкономической формации
Общее
Особенное
5
Заполните таблицу
30.
6Как вы понимаете афоризм? Согласны ли вы с мнением автора?
«Цивилизация – это власть над миром; культура – любовь к миру».
(А.Кэмпиньский)