Похожие презентации:
Попова А.Н. Б-11 ТМ
1.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшегообразования
«Омский государственный
университет имени П.А. Столыпина»
Кафедра философии, истории, экономической теории и права
Тема: Системная модель мировоззрения («человек-семья-общество-государство-страна»)
Презентация
по дисциплине Основы российской государственности
Выполнила: Попова Анастасия Николаевна
Б-11ТМ, Агротехнологический
Проверила:
Фрик Ольга Владимировна
Омск-2024
2.
Структура:• Мировоззрение как термин и общественный феномен;
• Структура мировоззрения;
• Мировоззрение и пентабазис, её элементы;
• Уровни и типы мировоззрения;
• Традиционные ценности, как нравственные
ориентиры, формирующие мировоззрение.
3.
Мировоззрение как термин иобщественный феномен
• Мировоззрение — это индивидуально
сложившаяся система взглядов и
принципов, отражающих отношение
человека к окружающему миру и своё
место в нём.
• - это целостное представление о
природе, обществе, человеке,
находящее выражение в системе
ценностей и идеалов личности,
социальной группы или общества.
4.
Мировоззрение как термин иобщественный феномен
Обращение к утопическому сознанию или утопии значимо нас в том соотношении, что на
данный момент, современная российская действительность переживает соседство двух форм
мышления - идеологической и утопической.
Политики с первой из означенных сторон стремятся к поддержке и сохранению существующих
«Органических» начал социального порядка, где участники подчеркивают обстоятельства
тысячелетней цивилизационной истории или специфически представленного «культурного кода».
Мангейм указывал на то, что идеологичным будет то сознание, которое по типу своей ориентации
не отстает от новой действительности и поэтому по существу заслоняет ее с помощью устаревших
категорий.
С противоположной стороны в современной России ведется поиск идей, проектов и инициатив, не
соответствующих существующему социальному порядку и направленных на его пересмотр. По
выражению философа, в консервативных условиях, в отличии от других вариантов присутствия
утопического мышления, «утопия уже с самого начала погружена в бытие»
5.
Переходя к сопряжению мировозррения и мифа, - следует заметить нейтральное знаечниепоследнего термина в рамках данной работы. Не собираемся отождествлять миф и ложь, заблуждение
или обман. Миф для нас - ключевое представление о сущем или должном, аксиоматическое,
эмоциональное окрашенное и выполняющее функцию фундамента для посследующих как
рассудочных, так и аффективных действий и деяний.
Ключевые социологические разработки в области исследования мировоззрения предлагают
рассматриваить его как сопряжение следующих онтологических элементов (табл.1)
6.
7.
• Знания — совокупность сведений об окружающем мире. Они являются исходным звеном,«клеточкой» мировоззрения. Знания бывают научными, профессиональными (военными),
повседневно-практическими. Чем солиднее запас знаний у человека, тем более серьёзную опору
может получить его мировоззрение. Однако в мировоззрение входят не все знания, а лишь те из
них, которые нужны человеку для ориентации в мире. Если нет знаний, то нет и мировоззрения.
• Ценности — это особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями,
потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Ценности характеризуются
такими понятиями, как «значимость», «полезность» или «вредность». Значимость показывает
степень интенсивности нашего отношения — что-то трогает нас больше, что-то меньше, что-то
оставляет нас спокойными.
Полезность показывает нашу практическую нужду в чём-то. Ею могут характеризоваться
материальные и духовные ценности: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.д.
Вредность — это наше негативное отношение к какому-то явлению.
• Эмоции — это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений,
проявляющихся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.
Жизнь постоянно рождает в людях сложную гамму эмоций. Среди них могут быть «мрачные»
эмоции: неуверенность, бессилие, печаль, горе и т.д.
Вместе с тем, людям присущ целый спектр «светлых» эмоций: радость, счастье, гармония,
удовлетворённость жизнью и др.
8.
• Воля — способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для еёосуществления.
Это придаёт всему составу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё
мировоззрение претворять в жизнь.
• Убеждения — взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие их жизненным
интересам. Во имя убеждений люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть — так велика
их побудительная сила.
Убеждения — это знания, соединённые с волей. Они становятся основой жизни, поведения,
действия личности, общественных групп, наций, народов.
• Вера — это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний. Диапазон
человеческой веры весьма широк. Он простирается от практической очевидности до религиозных
верований или даже легковерных принятий нелепых вымыслов.
• Сомнение — критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям.
Сомнение — обязательный элемент самостоятельного мировоззрения. Фанатичное,
безоговорочное принятие каких-либо взглядов без собственного критического осмысления
называют догматизмом.
Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность —
скептицизм, или нигилизм — неверие ни во что, утрату идеалов.
9.
Мировоззрение и пентабазис, еёэлементы
Весьма плодотворным наблюдается
недавнее исследование пентабазиса
мировоззренческих ориентиров, в
рамках которого были выделены
следующие точки напряжения:
человек - семья - общество государство - страна. Этот выбор
дискусионный и является ярким
примером с представлениями и
элементами пентабазиса , что
представляют рабочую схему
мировоззрения, с необходимыми
уточнениями и дальнейшем
развитием положений.
10.
• Весьма плодотворнымнаблюдается недавнее
исследование пентабазиса
мировоззренческих
ориентиров, в рамках
которого были выделены
следующие точки
напряжения: человек - семья
- общество - государство страна. Этот выбор
дискусионный и является
ярким примером с
представлениями и
элементами пентабазиса ,
что представляют рабочую
схему мировоззрения, с
необходимыми уточнениями
и дальнейшем развитием
положений.
11.
• Объявить мировоззрение как за концепт «гражданской религии» совсем недостаточно - важнопонимать систему символов, правил, практик, и ритуалов.
12.
Практический уровень выражает те мировоззренческие позиции, которые должны сопровождатьповседневную жизнь гражданина в рамках его рутинных социальных взаимодействий.
• Для элемента «человек» в качестве такой позиции выступает созидательная деятельность и
творческая самореализация
• Для элемента «семья» - воспитание и обучение;
• Для «общества» - волонтерство, взаимопомощь;
• Для «государства» - сохранение социального сервисного характера вмешательства в
общественную жизнь;
• Для «страны» - обеспечить преемственность различных социальных традиций
13.
Уровни и типы мировоззренияУровни мировоззрения:
Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле,
повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные
традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции
и навыки, а также опыт каждого человека.
Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается
систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.
Теоретический - более высокий уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает
научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей.
К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и
философия.
14.
Типы мировоззрения:Мировоззрение – система представлений о мире и месте в нем человека, об отношении человека к
окружающей действительности и самому себе, а также обусловленная этими взглядами основные
жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения
мира человеком, в единстве теоретического и практического подхода к действительности. Следует
выделить три основных типа мировоззрения:
— бытовое (обыденное) порождается непосредственными условиями жизни и передающимся с
поколениями опытом,
— религиозное – связано с признанием сверхъестественного мирового начала, выражается в
эмоционально-образной форме,
— философское – выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на
достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.
15.
Традиционные ценности, как нравственныеориентиры, формирующие мировоззрение.
Человек воспринимает мир через
систему собственных убеждений,
которые могут отличаться от взглядов
других людей. Приобретение
мировоззренческой установки,
системы ценностей подобно процессу
духовно-нравственного
совершенствования. Он находит
отражение в христианской традиции.
Обретение смысла жизни
основывается на необходимости
постоянно приобретать знания из
внешнего мира, развиваться,
принимать динамично условия мира.
Вопрос о духовно-нравственных традиционных ценностях
стал актуален с оформлением России как государства,
страны, общества, и ее граждан - как единой нации. С
древней Руси и до современности многие мыслители и
деятели науки вели и ведут дискуссии о российских
ценностях, к примеру: Феодосий Печерский, Даниил
Заточник, Митрополит Никифор и т.д.
Феодосий Печерский
16.
Список литературы1. Востриков И.В., Сулимов С.И. Структура мировоззрения // Вестник Вятского
государственного гуманитарного университета. 2010. № 4. С. 14-20.
2. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004.
3. Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист,
1994. С. 7-277.
4. Рудаков А.Б. Традиционные российские духовно-нравственные ценности в контексте
проблематики российской общегражданской идентичности // Культурологический
журнал. 2021. №2 (44) С. 35-40.
5. Харичев А.Д., Шутов А.Ю., Полосин А.В., Соколова Е.Н. Восприятие базовых
ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России (по
материалам исследований и апробации) // Журнал политических исследований. 2022.
Т. 6. № 3. С. 9-19.