6.67M
Категория: ИсторияИстория

Культура XVIII в

1.

Особенности
развития русской
культуры в XVIII в.
Реформы, проведенные Петром I, сыграли ключевую роль в истории
русской культуры. В начале XVIII века происходит переход к новой
культурной эпохе, когда все сферы жизни общества подвергаются
европеизации, а также наблюдается секуляризация культуры. В это
время характерна быстрая смена художественных стилей, таких как
барокко и классицизм. Появляется явление авторства, а искусство
становится более светским и разнообразным по жанрам, получая
поддержку со стороны государства.

2.

Литература Петровской Эпохи
1
Старые Формы, Новое Содержание
В литературной сфере продолжают существовать старые формы, однако содержание
произведений претерпевает изменения под влиянием гуманистической мысли и идей
Просвещения. В начале XVIII века особой популярностью пользовались повести.
2
Влияние Барокко
Влияние барокко в литературе проявлялось в первую очередь в поэзии и драматургии,
которую, в основном, представляли переводные пьесы.
3
Формирование Русского Языка
Начало XVIII в. было важным периодом в становлении русского литературного языка.
Литература петровской эпохи отличалась значительным языковым разнообразием, в
которой, помимо церковнославянского языка, активно использовались иностранные
слова, многие из которых сохранились в современном русском языке.
4
Упорядочение Норм
В середине XVIII века М.В. Ломоносов упорядочил лексические нормы литературного
языка.

3.

Сентиментализм в Русской Литературе
1
Расцвет Сентиментализма
2
Пасторальные Мотивы
Расцвет сентиментализма на рубеже XVIII – XIX вв. в
Сентиментализм порождал обращение к
русской литературе связан с творчеством Н.М.
пасторальным мотивам, идею бегства в природу,
Карамзина ("Бедная Лиза") и А.П. Радищева
воспевание простых человеческих чувств.
("Путешествие из Петербурга в Москву"),
создавшими жанры путешествий и чувствительной
повести, поэзией И.И. Дмитриева.

4.

Классицизм в Русской Литературе
Влияние Классицизма
Популярность Античных
Авторов
Национальная Особенность
проявилось влияние классицизма.
Большой популярностью
русского классицизма была его более
Русский классицизм подчинялся
пользовались переводы античных
тесная (по сравнению с Западной
общеевропейским закономерностям,
авторов (особенно Анакреона и
Европой) связь с идеологией
ему были присущи и жесткая
Горация). В поэзии и драматургии
Просвещения, определявшая
жанровая регламентация и
были распространены античные
высокий гражданский пафос
выраженный интерес к античности.
сюжеты.
искусства.
Начиная с 30-х гг. в литературе
Национальной особенностью

5.

Развитие Русской Драматургии
Новая Система Стихосложения
Существенным элементом новой словесности стала новая система
стихосложения, введенная поэтом и переводчиком В.К. Тредиаковским.
Она основана на чередовании ударных и безударных слогов в строке и до
сих пор является основой русской поэзии.
Основоположник Русской Драматургии
Основоположником русской драматургии был А.П. Сумароков, автор
Тредиаковский
В. К.
Сумароков
А.П
Фонвизин
Д. И.
Радищев
А. П.
первых русских трагедий и комедий, родоначальник стихотворного
басенного жанра.
Социальные и Политические Темы
Литература последней четверти XVIII в. под влиянием идей Просвещения
обратилась к вопросу о совместимости неограниченной монархии и
общественного блага, к острым социальным и политическим темам
("Недоросль" Д.И. Фонвизина, "Путешествие из Петербурга в Москву" А.П.
Радищева).

6.

Частный театр на
Царицыном лугу
Крепостной театр
князя Юсупова Н. Б.
Русский Театр XVIII Века
Первый Публичный
Театр
Первый Государственный
Театр
В 1702 г. в Москве открылся
В 1756 г. в Петербурге был
первый публичный театр
создан первый
("Комедийная хоромина").
государственный театр.
Позднее в Ярославле под
Основу его составила труппа
покровительством воеводы
ярославских актеров во главе
Мусина-Пушкина был создан
с Волковым.
Театр Ф.Г. Волкова.
Театр Волкова Ф. Г.
Частный Театр
В 1779 г. возник частный театр на Царицыном лугу (Марсово
поле), впервые поставивший "Недоросля" и другие пьесы
Фонвизина.

7.

Музыка XVIII Века
Светская Музыка
Итальянская и Французская Опера
Светская музыка начала XVIII в. была
В середине XVIII в. популярными в России
представлена несложными формами бытовой
стали итальянская и французская опера.
песни, а также кантами (вид многоголосой
Фомин
Е. И.
Бортнянский
Д. С.
Пашкевич
В. А.
Аблесимов
А. О.
песни, заимствованный из Литвы и Польши).
Канты носили торжественный характер и
исполнялись, как правило, на празднествах в
честь военных побед России.
Отечественная Композиторская
Школа
Камерная Лирическая Песня
В последней четверти столетия формируется
камерной лирической песни, развитие
отечественная композиторская школа.
которого способствовало творчество О.А.
Ведущим жанром была комическая опера.
Козловского.
Успехом пользовались оперы А.О.
Аблесимова, В.А. Пашкевича, Е.И. Фомина,
Д.С. Бортнянского.
На рубеже XVIII – XIX вв. появился жанр

8.

Живопись и Архитектура XVIII Века
Жанр
Описание
Портрет
Ведущим жанром в российской живописи XVIII в. был портрет. Развитие портретного
жанра в петровскую эпоху определялось воздействием западной живописи, но
одновременно опиралось на традицию предшествовавшего столетия (парсуна).
Становление портретной живописи было связано с творчеством И.И. Никитина и А.М.
Матвеева.
Историческая Живопись
Во второй половине XVIII в. развиваются и другие жанры живописи. Складывается система
жанров (портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, историческая
живопись). Наиболее значимыми авторами исторического жанра были А.П. Лосенко и Г.И.
Угрюмов.
Крестьянская Жизнь
В конце XVIII в. появляются полотна со сценами из крестьянской жизни (М. Шибанов, И.П.
Аргунов, И.А. Ерменев), возник интерес к ландшафтному пейзажу (С.Ф. Щедрин), зародился
городской архитектурный пейзаж (Ф.Я. Алексеев).
Скульптура
Ф.И. Шубин создал скульптурные портреты М.В. Ломоносова, полководца П.А. Румянцева
Задунайского. Появляются памятники в честь выдающихся деятелей – Петру I ("Медный
всадник" Э. Фальконе, 1782).
Архитектура
В строительстве Петербурга нашли наиболее полное воплощение принципы архитектуры
Нового времени: предварительный план застройки города, выработка особого типа
регулярной планировки городских ансамблей, системы улиц, кварталов, площадей. Для
строительства были приглашены иностранные архитекторы Ж. Леблон, Д. Трезини, Б.
Растрелли. "Новые" постройки Петербурга и Москвы (Петропавловский собор, здание 12
коллегий, Меншиков дворец, Меншикова башня), стали основой для европеизации русской
архитектуры.
English     Русский Правила