Похожие презентации:
романтизм
1.
Романтизмассоциируется с XIX веком
Или нет?!
2.
«Романтизм, как домовой: многие верятему, убеждение, что он существует, есть,
— но где его приметы, как обозначить его,
как наткнуть на него палец?»
«Когда от меня требуют, чтобы я дал определение роман
то для меня это непосильно».
3.
Романтизмот испанского романсе – что в XV веке обозначало песню на романском языке
в XVIII веке за ним закрепляются также понятия странный, необычный
Во французском языке под словом романтик в XVIII веке подразумевалось
фантастическое, необычное, живописное
В начале XIX века термин романтизм стал использоваться
для обозна-чения литературного направления,
противоположного классицизму
В XX веке романтизм трактуется как мировоззрение, тип мышления, тип
художественного творчества.
Романтизм рассматривают как художественный метод,
противостоящий, в широком смысле слова,
реалистическому методу.
4.
Такому типу творчества присущетяготение к субъективизму, демонстративной
свободе формы, фантастике, гротеску,
символике, а эти черты характерны не
только для искусства XIX века.
XIX век лишь сфокусировал и соединил
то, что накапливалось не в одном
тысячелетии.
5.
Романтизм и древностьРостки романтического в широком смысле слова можно обнаружить в глубокой древности, в
частности, в мистериях.
Они давали иллюзорный опыт переживания смерти. Так рождается самый отдаленный прообраз
двоемирия, который будет определять мировоззрение романтического художника.
Греческое искусство, - утверждает Ницше, - основано на сочетании дионисийского и
аполлонического начал.
Дионис – воплощение земного, бог плодородия.
Аполлон – символ света и солнца, сияющего в небесах.
Греки были объективно предрасположены к жестокому, ужасающему, злому, это в полной мере
выражается в дионисийских оргиях
«Грек знал и ощущал страхи и ужасы существования и чтобы иметь вообще возможность жить, он
вынужден был заслонить себя от них блестящим порождением грёз – аполлоническим началом,
олицетворяющим покой и порядок».
Обе эти ипостаси знакомы романтикам, правда дионисийское у них облекается в демоническое,
а аполлоническое – в возвышенном идеале и мечтах о недостижимом прекрасном
6.
Романтизм и СредневековьеСредневековое восприятие и объяснение мира, как и романтическое,
исходит из идеи двумирности, разделяя мир на реальный и потусторонний
и противопоставляя Бога и природу, Небо и Землю, дух и плоть.
Широко открытые глаза как "зеркало души", бесплотность фигур,
отсутствие перспективы в картинах, предполагающее единственное
зримое движение – восходящее, устремленное к небу. Мир небесный в
средневековом понимании идеален, а нижний – греховен. Эта идея двух
миров по-своему откликнется у романтиков.
В эпоху Средневековья зазвучала куртуазная лирика – земная тема
поклонения Прекрасной Даме. Тема любви к Прекрасной Даме, часто
накладывается на тему любви к Богу.
Для романтиков, воспевавших Вечно женственное начало как воплощение
недостижимого идеала, поэзия трубадуров была близкой.
7.
Романтизм и ренессансВозрождение, как и Романтизм, поставило в центр мира Человека. В эпоху
Возрождения прозвучала мысль о самодостаточности и всесилии
Человека.
Философия Возрождения порождает учение о Божестве, рас-творенном в
окружающем мире, и это учение романтикам окажется ближе, чем
христианство.
Появляется жанр мадригала, в котором музыка впервые попыталась
соперничать со словом в выражении чувств.
Композиции, рожденные на рубеже эпохи Возрождения и барокко
наполняются подлинным трагизмом. Душевный надлом и безысходность
соседствует с резкой вспыльчивостью и драматической патетикой.
Новизна содержания обусловила и остроту выразительных средств:
диссонирующие сочетания, резкие регистровые контрасты, музыкальная
ткань обильно насыщенная хроматизмами и говорящими паузами
8.
Романтизм и бароккоБарокко отразило мироощущение человека в момент драматического перелома на фоне стремительно меняющейся "картины мира",
а потому барокко, как и романтизму чужд оптимизм. Барочный человек
стремится этот хаос по мере сил застроить и упорядочить, а романтик
в нем просто живет.
И барокко, и романтизму присуща склонность к символам,
метафорам, красноречию.
Барокко как никакая другая эпоха была сконцентрирована на
изучении эмоций.
Эмоции – сфера, в которой романтизм и барокко смыкаются
наиболее тесно, но различны в способах воплощения.
9.
Романтизм каким мы его знаемПервое поколение романтиков – 90- годы 18 века. (Йенская школа)- Закладываются
основы романтического миросозерцания и романтической эстетики.
Второе поколение немецких романтиков – 10 годы 19 века (Гейдельбергская школа),
это поколение отличает интерес к религии, национальной старине, фольклору.
Появление раннего музыкального романтизма (Шуберт, Гофман), в котором
классическое еще проступает через покровы романтического.
В позднем литературном немецком романизме – 20-30 годы 19 века нарастают
мотивы трагической безысходности, критическое отношение к современному
обществу и разлад мечты с действительностью.
Поздний романтизм в музыке развивается со второй половины 40 годов до конца 80-х.
Он представлен Веймарской школой, возглавляемой Листом, и творчеством Вагнера
и Брукнера, которое развивается уже в период истощения литературного
романтизма.
Появляется новый тип героя - сверхгерой сверх человек, который находится в
противоборстве с богами и целым мирозданием.
10.
Романтизм и его последователиВ 90 годы романтизм еще продолжается в творчестве Р. Штрауса и Г
Малера, но уже чувствуется скорая «смерть».
Романтизм «скончался» от гигантомании, слишком переусердствовал в
выборе сильнодействующих средств.
Взамен нарождаются постромантические течения, углубляющие ту или
иную сторону романтизма импрессионизм – интерес к колориту,
миниатюризму и отражению развоплощенной реальности,
замененной символом. Черты импрессионизма уже наблюдаются у
позднего Листа, например, в его пьесе «Серые облака».
Гармонические краски, которые он здесь использует, не поддаются
описанию с точки зрения функциональной гармонии, они – лишь
краска, пятно, тень.
11.
Романтизм и его последователиЭкспрессионизм подхватил романтическую линию преувеличенности
эмоций и пессимизму и довел ее до крайности.
В немалой степени экпрессионизм обязан Вагнеру, который довел до
предела хроматическую неустойчивость, экспрессионистам осталось
лишь малое – уничтожить тонику и без того давно ослабленную, так
появится атональность.
К 20 годам XX века романтизм окончательно сдался, уступив место
неоклассицизму и урбанизму.
12.
Романтизм и его последователиВ 70 годы XX века после авангардистских экспериментов с
суперсложными композиционными методами – алеаторики,
сериализма, сонористики, возвратилась потребность в новой
простоте, привычных формах выражения и отражением этого
становится в том числе неоромантизм, вернувший ценность певучей
мелодии, благозвучной и красочной гармонии, интерес к синтезу
жанров и программности.
Он не стал точным подобием романтизма 19 века, одержанного духом
ниспровержения, в 20 веке он превратился в свой антипод –
традионализм.
13.
Романтизм и его последователиТаким образом романтизм в очередной раз доказал свою
вневременную сущность и притягательность, которая является залогом
его возвращения и в будущем.