4.82M

Безымянная презентация

1.

«Мона Лиза»
Философия и
искусство
Написанна в 1503–1519 г.

2.

Введение:
◈ Определение философии и
искусства.
«Леонардо да Винчи»
◈ Историческая связь между
философией и искусством.
◈ Роль искусства в раскрытии
философских идей.
1452 г.

3.

Влияние философии на искусство:
▼Платон: искусство как подражание идеям.
▼Аристотель: искусство как катарсис.
▼Ницше: искусство как воля к власти.
▼Маркс: искусство как отражение экономического базиса.

4.

Платон считает искусство лишь подражание
материальному миру, т.е. не подлинному бытию.
А так как чувственно воспринимаемый мир он
считает подобием идей, то искусство для него
лишь подражание подражанию. Такое
презрительное отношение к искусству вытекает
из основных принципов его системы
объективного идеализма.
429 года до н.э.

5.

384 год до
н.э.
Аристотель впервые перенёс понятие
«катарсис» в сферу философии
искусства. Идея искусства как катарсиса
связана с укоренённостью в греческой
культуре понятия гармонии.
Знакомясь с творением искусства
(например, музыкальным или
драматическим произведением), можно
восстановить в себе гармонию и мир и, в
конечном счёте, облагородить ум (дух).

6.

В одной из глав незавершённого труда Фридриха
Ницше «Воля к власти как искусство» философ
утверждает искусство как форму воли к власти.
С точки зрения Ницше, искусство утверждает жизнь, в то
время как другие области человеческой культуры
(философия, религия, мораль)
выражают декаданс, то есть ослабление жизни. Искусство
же, наоборот, противодействует декадансу, потому что по
своей природе является утверждением жизни как явления.
1844 г.
При этом искусство не познаёт мир и не выражает его в
сути, но утверждает иллюзорную, но единственную
реальность доступного нам бытия. Иллюзорность
искусства оказывается способом обращения к подлинной
реальности, потому что мир для Ницше сам по себе есть
игра.

7.

1818 г.
Карл Маркс рассматривал искусство как отражение экономического базиса
общества. Он считал, что отражение действительности в зеркале искусства
детерминировано социально-экономическими процессами. По мнению Маркса,
совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру
общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая
надстройка, в том числе искусство. Способ производства материальной жизни
обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще: не
сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет
их сознание.

8.

Влияние искусства на философию:
◉ Искусство как средство философского исследования.
◉ Использование искусства в качестве иллюстраций философских концепций.
◉ Роль искусства в формировании философских перспектив.

9.

Искусство исследует неизвестное при помощи
художественных образов, которые внедряются
интуитивными порывами. Философия
основывается на мышлении, рационализме и
логичном объяснении.
Философия и искусство взаимодополняют друг
друга. Они помогают человеку в самосознании и
самосозерцании, решая проблему сосуществования
человека с окружающим миром. Философия это
делает по методу гносеологического познания, а
искусство — через понимание мира на примере
образов искусства.

10.

Б. Пастернака
Искусство может использоваться для
иллюстрации философских концепций через
произведения художественно-философского
или философско-художественного жанра. В
таких произведениях авторы обращаются к
философским проблемам, вкладывая в умы
своих персонажей философские
1890 г.
размышления.
Л. Толстого
Например, к ним относятся произведения Б.
Пастернака «Доктор Живаго» и Л. Толстого «Война и
мир», в которых средствами искусства в
художественной форме решаются проблемы
философии истории.
1828 г.
Также философский смысл может быть заключён в
самих произведениях искусства, как, например, в
картине Чонтвари «Старый рыбак», где часы опущены
циферблатом вниз, а сверху ползают муравьи —
символ разложения, смерти и быстротечности всего

11.

Роль искусства в формировании философских перспектив
заключается во взаимном влиянии этих сфер. Искусство
поднимает философские проблемы. Создавая предметы искусства
или любуясь ими, человек сливается с миром, который те
изображают. Философия, напротив, заставляет человека
заниматься рефлексией и подвергать критике тот мир, который он
видит. Искусство и философия зачастую предстают как
нераздельное целое. Они формируют отдельные течения, в
которых философская рефлексия и создание произведений
искусства нераздельно связаны. Зачастую искусство и литература
быстрее и острее всего реагируют на изменения в философском
мышлении. Например, формирование неоклассицизма в
литературе, архитектуре и живописи в XIX веке связано с
философией романтизма, авангардизм начала XX века находился в
тесной связи с марксистской философией, а постмодернизм в
кинематографе, литературе и изобразительном искусстве тесно
связан со структурализмом и постструктурализмом в философии.
«Старый рыбак»

12.

Взаимосвязь между философией и искусством:
Эстетика как мост между философией и искусством
Толкование произведений искусства через призму философии
Использование философских идей в художественном творчестве
Современные тенденции:
Взаимодействие философии и искусства в концептуальном искусстве
Философские размышления, вдохновленные искусством
Роль искусства в исследовании этических и социальных вопросов
Примеры:
Платоновский диалог "Ион" как размышление о природе искусства
Картины Рембрандта как выражение христианской философии
Современные инсталляции, исследующие вопросы идентичности и окружающей среды

13.

Заключение:
Философия и искусство неразрывно связаны и обогащают друг друга
Искусство служит средством для воплощения философских идей
Философия обеспечивает концептуальную основу для интерпретации искусства
Взаимодействие между философией и искусством продолжается и в настоящее
время, формируя наше понимание мира.

14.

спасибо за
внимание.
English     Русский Правила