Похожие презентации:
Неклассическая философия XIX в. Философия С. Кьеркегора. Философия Ф. Ницше
1.
ФГБОУ ВО «Самарский государственныймедицинский университет» Минздрава России
Неклассическая философия XIX в.
Философия С. Кьеркегора.
Философия Ф. Ницше.
Л.Г. Иливицкая, доцент кафедры философии и
культурологии, к. филос. н., доцент
2.
Вопросы1. Философия С. Кьеркегора
2. Философия Ницше
3.
Философия С. КьеркегораСёрен Кьеркегор (1813-1855) —
датский философ, иррационалист,
один
из
наиболее
известных
западных
основателей
экзистенциальной философии.
"Этот Единичный".
«Анти-Гегель»
Основные труды: «Или — Или»
«Повторение» «Страх и трепет»
«Поучительные
беседы»
«Философские крохи»
4.
Философия С. КьеркегораЧеловек отличается от животного прежде всего тем, что он личность (а
не тем, что у него есть разум), тем, что он осознает себя неповторимой
личностью. Животное же, напротив, если и может осознавать себя, то
осознает себя только лишь как часть рода. Человек осознает себя выше
рода, он всегда индивидуальность, личность.
«Прочь от публики к единичному!»
Человека обезличивает общество, демократия, культура, наука.
Объективная истина также нивелирует личность.
Истина объективная может быть познана, а экзистенциальная истина
должна быть пережита, ее не познают, ее переживают. А для этого
нужно существовать, т. е. жить экзистенциально, жить как личность,
как индивидуальность
5.
Философия С. КьеркегораКьеркегор выделяет два способа
существования человека:
неподлинное существование –
полная подчиненность человека
обществу, «жизнь со всеми», «жизнь
как у всех», «плывя по течению», без
осознания своего «Я», уникальности
своей личности, без нахождения
истинного призвания;
подлинное существование – выход из состояния подавленности
обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в
хозяина своей судьбы. Подлинное существование и есть экзистенция.
6.
Философия С. КьеркегораВ
своем
восхождении
к
подлинному
существованию человек проходит три стадии:
1. Эстетическая - жизнь человека определяется
внешним миром. Человек стремится только к
удовольствию.
2. Этическая - человек делает сознательный
выбор, осознанно выбирает себя, теперь им
движет долг.
3. Религиозная - человек глубоко осознает свое
призвание, полностью обретает до такой степени,
что внешний мир не имеет для него особого
значения, не может стать препятствием на пути
человека.
7.
Философия Ф. НицшеФридрих Ницше (1844-1900)
немецкий философ, крупнейший
представитель «философии жизни».
Родился в семье пастора, окончив гимназию,
учился в университетах Бонна и Лейпцига,
где изучал классическую филологию.
Франко-прусскую войну 1870-1871 проработал
на передовых позициях в качестве санитара.
Преподавал в Базельском университете.
Основные труды Ф. Ницше – «Рождение трагедии из духа музыки» (1872);
«Несвоевременные размышления» (1873); «Человеческое слишком
человеческое» (1878-1880); «Утренняя заря» (1881); «Веселая наука» (1882); «Так
говорил Заратустра» (1883-1885); «По ту сторону добра и зла» (1886); «
Антихристианин » (1888); автобиография « Ecce Homo » (1888); «Сумерки
идолов» (1889); уже после смерти Ницше была опубликована его книга «Воля к
власти» (1901).
8.
Философия Ф. НицшеВ учении Ницше можно выделить
несколько основных идей:
1) “смерть бога”
2) нигилизм
3) переоценка ценностей
4) воля к власти
5) декаданс
6) сверхчеловек
9.
Философия Ф. Ницше«Бог умер»
Бог у Ницше — это не только Бог
христианства или любой другой
религии, а весь сверхчувственный
метафизический мир. Теперь не
существует того сверхчувственного
мира, одной из модификаций которого
является и мир божественный.
Нигилизм
«Что обозначает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою
ценность. Нет цели, нет ответа на вопрос: зачем?».
Нигилизм показывает, как человечество на определенном этапе создает
сверхчувственный мир, и на определенном этапе человечество от этой идеи
отказывается, убивает «бога».
10.
Философия Ф. НицшеПереоценка ценностей
Нигилизм должен привести к отказу от всех высших ценностей.
Радикальный нигилизм состоит не только в отрицании всех ценностей, но в
отмене самого места, которое служит вместилищем этих ценностей.
«Радикальный нигилизм есть убеждение в абсолютной несостоятельности
мира по отношению к высшим ценностям. Мы не имеем ни малейшего права
признать какую-либо потусторонность или существование вещей в себе».
Переоценка ценностей — это изменение самого способа создания ценностей.
Для этого нужна иная точка отсчета.
11.
Философия Ф. НицшеВоля к власти
Новая точка отсчета для установления новых
ценностей одновременно является и местом
пребывания этих ценностей.
Сверхчувственное не может быть таким местом.
Таким местом является чувственное, и не просто
чувственное, а жизнь.
Точкой
отсчета
и
одновременно
областью
существования ценностей может быть только сама
жизнь.
Жизнь есть процесс становления. Становление — это не просто изменение,
т. е. перевод чего-то во что-то другое, это есть фундаментальная черта
жизни. Жизнь стремится становиться чем-то, она стремится утвердиться,
главенствовать, властвовать. Поэтому основной закон жизни — это воля к
власти.
12.
Философия Ф. НицшеДекаданс
Это ослабление воли к жизни, ослабление жизненного
начала
Одновременно декаданс есть один из необходимых
моментов на пути всеобщего нигилизма, т. е. возврата к
первоначальному состоянию, когда высших ценностей
не было
Воля к власти есть единственная причина установления
ценностей.
Установления ценностей - это также есть форма сохранения жизни, та же
форма проявления воли к власти.
«За моралью скрыты три силы: инстинкт стада против сильных и
независимых, инстинкт неудачников против счастливых и инстинкт
посредственности против исключения»
13.
Философия Ф. НицшеСверхчеловек
Человек есть болезнь на коже земли. Возникновение
человека — это ослабление жизненного начала.
Человек — существо парадоксальное. С одной
стороны, человек есть проявление воли к власти,
закономерный этап на пути развития воли к власти, а
с другой — это то существо, которое впервые
начинает от воли к власти отказываться. Поэтому
нужно вернуть человека к состоянию животному, к
состоянию до декаданса, до отказа от жизненного
начала.
Сверхчеловек – это человек, который будет жить своим жизненным
началом, произведя переоценку всех ценностей
.
«В человеке тварь и творец соединены воедино», но достичь уровня
«сверхчеловека» он может только при условии уничтожения внутри себя
«твари» и взращивания «творца»