13.56M

Лекция_7_Вызовы_будущего_и_развитие_страны (1)

1.

ЛЕКЦИЯ 7. ОРГ
ВЫЗОВЫ БУДУЩЕГО И
РАЗВИТИЕ СТРАНЫ:
ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ
СЦЕНАРИИ

2.

ПЛАН
1. Россия в глобальном пространстве:
вызовы и ответы
2. Социокультурные угрозы российской
государственности
3. Сценарии будущего России
4. Ключевые проблемы Северного Кавказа

3.

1.Россия в глобальном
пространстве: вызовы и ответы
• Задача формулирования образа
будущего России, его идейного
содержания и стратегического
наполнения занимает особое
место в общественнополитической повестке,
объединяя вокруг себя идеи
государственных деятелей,
представителей общественных
движений, культуры и искусства,
ученых, исследователей,
публицистов.

4.

Работа по формированию,
артикуляции и обсуждению образа
будущего России велась и системно
ведется как
а) государством — на уровне
стратегического планирования,
так и
б)обществом — различными
общественными организациями и
научным сообществом.

5.

В связи с этим представляется интересным
обратить внимание на оба уровня
формирования и
развития идей,
связанных с
определением образа будущего:
1. Уровень стратегического планирования и
нормативного закрепления образа
будущего России.
2. Уровень общественных представлений,
связанных с образом будущего России.

6.

В соответствии с Законом «О стратегическом
планировании в Российской Федерации» к
основным стратегическим документам в РФ
относятся:
1.Ежегодное послание Президента Российской
Федерации
Федеральному
Собранию
Российской Федерации.
2.Стратегия
социально-экономического
развития Российской Федерации.
3.Стратегия
национальной
безопасности
Российской Федерации, а также основы
государственной политики, доктрины и другие
документы в сфере обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации.
4.Стратегия научно-технологического развития
Российской Федерации.

7.

• В Федеральном законе также обозначена
временная норма обновления
рассматриваемых документов — каждый
из них должен обновляться не реже, чем
раз в шесть лет.
• Не строя своего будущего, государство
может стать объектом проектирования со
стороны других геополитических
субъектов.
• Представление о будущем развития
страны зависит от различного типа
мышления.

8.

Рассмотрим следующие типы сознания:
1. Будущее и традиционный и
религиозный тип сознания, где будущее
раскрывалось как эсхатология(раздел богословия,
религиозное учение о конечной судьбе человека и всего
сущего за пределами истории и нынешнего мира — в
«вечности»), то есть учение о конечной судьбе
человека и всего сущего за пределами истории и
нынешнего мира – в «вечности», другими словами,
учение о конце мира и завершении человеческого
существования.
2. Будущее и модерн – будущее должно
неизбежно наступить в силу реализации исторических
законов, хотя понимания этих законов различно.
Примером тому является идеология, которая
создаёт собственную картину будущего. Например,
будущее в виде коммунистического общества.

9.

• 3. Будущее и постмодерн, где
постмодерн имеет два проявления в
отношении будущего: богемно-элитаристское
и массовое.
• 1. Богемно-элитаристское утверждает
радикальный релятивизм будущего, где
релятивизм – философское учение,
отрицающее возможность объективного
познания действительности вследствие якобы
полной относительности всех наших знаний.
2.Массовое восприятие – человек живёт
только настоящим, будущее для него в лучшем
случае – это следующий год или месяц.
•Отсюда консьюмеризм – избыточное
потребление.

10.

4. Возвращение футурологии,
(науки, изучающей вероятность реализации
различных сценариев возможного и желаемого
будущего человечества, опираясь на
исторические закономерности, общественные
тенденции и технологические достижения
(наука о путях развития цивилизации),
в частности в 2020 году, когда было нарушено
монотонное течение жизни большинства,
вызванное противовирусными ограничениями.
Эксперты–обществоведы прорисовывают образы
будущего на основе личных симпатий и
антипатий. В настоящее время по отношению к
будущему можно выделить три подхода.

11.

• №1: Неопределённость
будущего.
Такой подход исходит из
принципиальной неопределённости
современного мира, отсюда
концепция эджаилизации –
принципиальная невозможность
постановки целей ввиду того, что
будущее неопределенно.

12.

• №2: Проектирование будущего, то есть
возможность и целесообразность проектирования
будущего.
Для этого необходимо:
• проектирующий субъект ;
• целевое видение перемен;
• ресурсные возможности.
Ресурсные возможности в настоящее время
сосредоточены у мирового олигархата, поэтому
данная версия будущего чаще всего выражается в
формате конспирологических (объяснение события
(реального или вымышленного) как последствия
заговора могущественных групп) или
полуконспирологических теорий.

13.

• №3: Предопределённость
будущего – исходит из представления о
наличии некоей исторической заданности
мирового развития.
• Человек может лишь ускорить или
замедлить его ход.
• Видение будущего оказывается в этом
случае проекцией видения прошлого.
История в этом отношении
коррелируется с футурологией.

14.

Поправки в Конституцию 2020 г. носят комплексный характер и
затрагивают все сферы жизни общества и государства.
Именно они впоследствии легли в основу ключевых
стратегических документов последнего времени и
являются точками притяжения общественнополитического дискурса в 2023 г., приводя к консенсусу,
определяя и формулируя образ будущего России, среди
которых:
1. Обеспечение
суверенитета России—развитие
Российской Федерации как сильной, независимой и
неделимой страны.
2. Сохранение
и
развитие
человеческого
капитала как неотъемлемая ценность общества и
государства.
3. Сохранение,
укрепление и
продвижение
традиционных духовно-нравственных ценностей как
условие национальной безопасности.
4. Развитие социального государства, форм и методов
поддержки граждан.

15.

16.

Большие вызовы объективно требующая реакции со стороны
государства совокупность проблем, угроз и
возможностей, сложность и масштаб которых
таковы, что они не могут быть решены,
устранены или реализованы исключительно
за счет увеличения ресурсов

17.

Глобальные проблемы:
• «естественного» характера
• техногенного характера

18.

Климатические проблемы
Потепление климата и связанные с этим последствия

19.

Экологические проблемы
Антропогенное изменение климата

20.

Нехватка пресной воды
Доступ к продовольствию

21.

Цифровизация как вызов
Помимо основных направлений, определяющих рамки
и содержание образа будущего России, представляется
интересным обратить внимание и на ряд моментов,
закрепленных в нормативных документах и также
являющихся значимыми в контексте определения будущего
страны.
При разработке стратегических документов безусловно
учитываются и неизбежно возникающие возможности и
угрозы, связанные с развитием цифровизации. В частности,
в соответствии с поправками в Конституцию 2020 г., к
ведению Российской Федерации было отнесено
«обеспечение безопасности личности, общества и
государства при применении информационных технологий,
обороте цифровых данных»

22.

Проблематика использования
цифровых технологий
Цифровое неравенство
«Цифровой концлагерь»,
«сетевой феодализм» и т.д.

23.

За последние три года мы очень
много узнали о цифровом
концлагере, системе социального
рейтинга, биометрических
данных, QR-кодах, 15-минутных
городах, климатической повестке,
погрузились в вопросы
медицины и т.д. Об этих чудесных
сферах жизнедеятельности узнали
даже те, кто до этого подобными
темами совершенно не

24.

Цифровой концлагерь
(кибергулаг)-расхожее
выражение, которым
обозначается система
жёсткого контроля власти
над обществом за счёт
технологий цифровой
слежки и тотального
информационного
контроля, либо попытка
ввести такую систему.

25.

Сетевой феодализм
«Мы, жители соцсетей, живем
на этих "землях", развиваем их,
но ни на что не можем влиять»

26.

Цифровые технологии в России

27.

Приоритеты цифровизации

28.

Политические вызовы
современности
Популизм
фото с сайта magazin.aktualne.cz
Утрата культурной преемственности

29.

2.Социокультурные угрозы
российской государственности
Одним из важнейших условий сохранения и развития
государственности является состояние социокультурной сферы, в
рамках которой общество выступает в единстве культуры и
социальности,
человека.
образуемых
Социокультурная
и
преобразуемых
сфера
деятельностью
представляет
собой
человеческое измерение всех процессов, происходящих
в
государстве, и включает в себя социальные отношения и
культурно-духовное производство, связанные с сохранением и
развитием человеческого капитала страны.

30.

• Социокультурные угрозы —
это по сути своей угрозы
национальной безопасности. Они не
менее страшны, чем, например,
военные или экономические угрозы,
поскольку направлены на три
ключевых объекта, имеющих
важнейшее аксиологическое значение
для нашей страны:
личность, общество, государство.

31.

• В рамках социокультурной сферы все
внешние угрозы на уровне
государства, на уровне общества
и на уровне личности — как бы
стягиваются в единый узел, его центром
становится человек, который в данном
случае предстает не просто как индивид
(социокультурная единица человечества), а
как гражданин (субъект государства и
общества).

32.

• Обеспечение национальной безопасности
страны не может сводиться только лишь к
укреплению обороноспособности и
повышению эффективности деятельности
силовых и специальных структур.
• Фундамент безопасности закладывается, когда
обеспечивается экономическая
независимость, страна и народ сохраняют
самобытную культуру, а люди осознают свою
цель и имеют чувство собственного
достоинства.
• Вопросы национальной безопасности и
культуры напрямую связаны между собой.

33.

• Исследования политологов обосновывают
необходимость рассмотрения культуры,
образование и воспитание в качестве
важных сфер общественного организма,
влияющих на национальную безопасность:
• Во-первых, именно культура является
основополагающим «элементом жизни
каждого человека и каждого общества».
• Во-вторых, не в политике и не в экономике, а в
культуре реализуются
цели общества;
Культура – вот подлинная
душа народа,
его самосознание,
самочувствование.

34.

• В-третьих, только в культуре раскрываются и
реализуются духовный мир человека, его
родовое свойство, происходит приобщение к
социуму.
• В-четвертых, культура каждого народа имеет
свою специфику, своеобразие и
неповторимость, выражая собственное
понимание мира, его
освоение.
Народ жив
– пока жива его культура.

35.

• Среди множества различных угроз, которые
носят социокультурный характер, можно
выделить наиболее значимые, касающиеся
каждого человека, гражданина нашей
страны и представляющие серьезную
опасность для российского общества и
Российского государства.
• Это угрозы, связанные с утратой нашей
цивилизационной идентичности и
национального культурно- духовного
наследия.

36.

• Бесконтрольная миграционная политика
приводит к размыванию этнической
структуры общества, вымыванию
социокультурного ядра российского
общества, межнациональным конфликтам,
резкому скачку нагрузки на социальную
систему и правоохранительные органы

37.

• Отсутствие согласия между гражданами и
государством, между самими
государственными институтами делает такое
государство слабым, не способным отстоять
свои интересы и на уровне международных
отношений. В то время как сегодняшнее
обозначение России как «центра силы»
требует целенаправленного формирования
такой национально-государственной
идентичности, которая смогла бы объединить
территории, этносы, конфессии, поколения
вокруг общих представлений и ценностей.

38.

• Угроза утраты нашей цивилизационной
идентичности связана как с внешним
влиянием, так и с процессами,
происходящими внутри страны.
• Устранение этих угроз невозможно без
серьезной государственной политики,
направленной на формирование
российской национально- государственной
идентичности, то есть политики
идентичности

39.

3.Сценарии будущего России
• Российское видение образа будущего является
производной от принимаемого государством и
народом России выбора в пользу
традиционных для российской цивилизации
духовно-нравственных ценностей.
• Логика построения будущего выстраивается
проектной цепочкой: ценности – цели –
проблемы (как препятствия достижению
целей) – средства (как способы решения
проблем) – результат.

40.

По логике исторического воспроизводства
ценностного фундамента аксиологическая
платформа будущей России должна включать
в себя следующие компоненты:
1. Представление человечеству ценностной
альтернативы тенденциям биологизации
бытия
человечества
(потребительство,
бездумное
получение
удовольствия,
получение наслаждения во чтобы то ни стало
и т. д.);

41.

2. утверждение традиционного понимания
добра и зла, противостояние размывающим эти
категории вызовам;
3. синтез традиции и модернизации в рамках
новой модели развития, модернизация с опорой
на собственное цивилизационное наследие;
4. уважение ко всем цивилизациям мира,
неприятие системы монополярного
мироустройства, глобального неравенства и
неоколониализма;
5. ценность труда;
6. ценность семьи;

42.

7. солидарность, сотрудничество и
взаимопомощь;
8. соборность, свободное духовное единение
людей, общение сограждан в братстве и любви;
9. симфоническая модель межэтнических
отношений, сообразная с историческим опытом
многонационального российского народа;
10. выстраивание системы воспитания в
соответствии с традиционными ценностными
ориентирами, понимание человека как
социальной, духовно-ориентированной
личности.

43.

Логика построения будущего
Проблемы
Ценности
Цели
(как
препятствия
достижения
целей)
Средства
(как
способы
решения
проблем)
Результат

44.

•СССР 2.0
•Евразийский полюс
•Россия справедливого капитализма
•Нация Z

45.

СССР 2.0
• Автаркия невозможна. Это теперь самодостаточность и необходимость.
Мир стал хрупким из-за глобализации.
• Новая экономика - это госрегулирование, высокая производительность
труда, инфраструктурные мегапроекты, тотальное импортозамещение,
диверсификация и конверсия, стимулирование банков к
инвестированию.
• Возврат к системе социальных гарантий как в СССР. Образование и
наука - драйверы мобилизационного развития. Воспитание
патриотизма и идентичности.
• Реальный, а не декларативный технологический суверенитет. НИОКР в
национальных интересах.
• Здравоохранение на высочайшем уровне. Вернуть доступность и
бесплатность качественной медицины.
• Новое качество жизни - стимул к репатриации русских обратно в
Россию.
• Национальная культура и история отрефлексированы и легализованы.
Большой подъем национально-ориентированных культурных явлений.
Новые Шолохов. Маяковский, Эйзенштейн.

46.

Евразийский полюс
•Россию нельзя изолировать и отменить. От нее зависит полмира. по
степени влияния на мировые процессы она входит в пятерку
государств. Интерес к ней растет.
•Возможность порвать с англо-саксонскими стандартами и
методиками управления - перспектива для ШОС и БРИКС. Это вызовет
интерес у многих региональных держав.
•Идеология традиционных, консервативных ценностей. Альтернатива
насаждаемому коллективным западом. Семья, традиционная любовь,
социальная опора на государство при поддержке личной инициативы близкие азиатскому миру.
•Империя - органичное многомерное единство, а не агрессия,
«цветущая сложность». Россия - сухопутная, континентальная держава.
•Интеграционный вектор от «Русского мира» к «Евразийской
идентичности» адекватен огораживанию Запада от России.
•Имперскость - планетарный символ нормального развития, стимул
для модернизационного национального рывка.

47.

Россия справедливого капитализма (НЭП-2)
• Обновление России — это инициативное продвижение во всех
средах, городах и сообществах. Жалобы на «застой» оказались
ложны. Обновление страны происходит, но не там и не так, как хотят
представители старой оппозиции.
• Не изоляционизм, а требовательный прогрессизм. Люди России
требуют равной безопасности и справедливости для себя и других.
Новые деловые связи лягут в основу будущих союзов и коалиций.
• Гражданское самообучение. Старая и Новая Россия - миф. Новые
лидеры - реальность.
• Россия не ушла в изоляцию, не сузила горизонты собственных
интересов. Азия не менее важна, чем Европа. Южная Америка - не
менее, чем Северная.
• Мир неделим, планета неделима. Перед нами экологические
проблемы, проблемы глобального потепления, пищевой кризис,
поиск новых источников энергии, развитие культурных и спортивных
связей.
• Новый класс России настроен одновременно и пророссийски,
и критично. Новый класс- Greater Russia

48.

Нация Z
• Растет принципиальный гражданский патриотизм. Артикулировано
понимание российского жизненного пространства.
• Знак Z - пробуждение национал-республиканского сознания.
Романтическая милитаризация быта, радикальный патриотизм,
единство перед лицом внешней угрозы. Res publica - общее дело.
• «Либеральный плюрализм» сменяется на «русский реализм».
• Национализация элит, запрос на люстрацию, зачистка системы
федеральной, региональной и местной власти от лиц, не
разделяющих наши ценности и принципы.
• Примат семейного - стимулирование рождаемости (3 и более
детей), отказ от урбанизма и переход в малоэтажное освоение
земель, легализация оружия для защиты жилища.
• «Русская республика» - ковчег. Отказ от прежней миграционной
политики, примат культурного и идейного, а не экономического.

49.

Схема ценностно-ориентированного
движения
- стабильность как ключевой результат предшествующих
десятилетий консолидации российской политической
системы;
- миссия как современный этап защиты национальных
интересов и российской цивилизации, связанный с
актуализацией глобальной роли России как гаранта
человеческих ценностей и самобытного развития;
- ответственность как необходимый грядущий этап
совершенствования гражданской идентичности и
политической жизни в стране;
- справедливость как наиболее значимую
стратегическую задачу и ценностный ориентир.

50.

4.Ключевые проблемы Северного Кавказа
Экономические проблемы:
• высокий уровень безработицы, «клановость»
• дотационность региональных экономик
• бедность, трудовая миграция
• коррупция
Политические угрозы/ угрозы безопасности
• высокий конфликтный потенциал, межэтнические споры
• сепаратизм
• терроризм и экстремизм
• оружие в регионе
Международные угрозы
• формирование негативного образа Северного Кавказа на Западе
• поддержка террористических и экстремистских формирований из-за рубежа
• расширение зарубежного культурного влияния
• принудительная ассимиляция северокавказских диаспор за рубежом, их
притеснение
• экономическая зависимость от зарубежного импорта

51.

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
РЕГИОНА
Обеспеченность энергоресурсами
Природное и культурное наследие
Высокая рождаемость
Исламские традиции

52.

Ключевые возможности Северного Кавказа
Наращивание международной торговли
Обмен опытом, имплементация зарубежных практик
Культурное сотрудничество
Приграничное сотрудничество
Расширение транзитного потенциала

53.

ПОЧЕМУ КАВКАЗ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИМЕРОМ
клановая структура общества и диаспоральные связи
Налаживание доверительных отношений в отсутствие формальных институтов.
неформальная (серая) экономика
Доля занятых в теневой экономике — около половины работающего населения (43,2% в СКФО против 20,5% в РФ в 2021 г.) или
1,9 млн человек. 37,4% доходов приходится на «прочие денежные поступления», среди которых присутствуют теневые доходы
(до 1 - 1,1 трлн. руб.).
Кладезь навыков и методик для адаптации к санкционной реальности.
культурная неоднородность Северного Кавказа
Прототип насыщенной культурной политики, альтернативной Западу, налаживание
других связей.
опыт сосуществования веками в разных условиях, европейский ислам
Этнографическое и конфессиональное многообразие — более 50 разных народностей.
Регион распространения двух религий — христианства и ислама преимущественно суннитского толка.
Мусульмане-сунниты ханафитского толка — абазины, адыгейцы, балкарцы, кабардинцы, карачаевцы и др.
Мусульмане-сунниты шафиитского толка — аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, табасаранцы, чеченцы, ингуши и др.
На Северном Кавказе есть также мусульмане-шииты (азербайджанцы) и иудеи (таты, горские евреи).
опыт преодоления и «перевоспитания» экстремистских проявлений
English     Русский Правила