1.12M
Категория: БиографииБиографии

урок 17, 18

1.

Крестьянство как собирательный
герой поэзии Н.А. Некрасова

2.

Биография
Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1877) – классик русской поэзии, писатель и публицист. Он был революционным демократом, редактором и издателем журнала «Современник» (18471866) и редактором журнала «Отечественные записки» (1868). Одним из самых главных и известных произведений писателя является поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Ранние годы
Некрасов родился в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. У
будущего поэта было 13 сестер и братьев. В 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у Некрасова не складывалась. Именно в этот период он начинает писать свои
первые стихотворения сатирического содержания и записывать их в тетрадь.
Образование и начало творческого пути
Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу. В 1838 году в биографии Некрасова произошел
переезд в Петербург, где он поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он находит
подработок, дает уроки и пишет стихи на заказ. В этот период он познакомился с критиком Белинским, который впоследствии окажет на писателя сильное идейное влияние. В 26 лет
Некрасов вместе с писателем Панаевым выкупил журнал «Современник». Журнал быстро становился популярным и имел значительное влияние в обществе. В 1862 году вышел запрет
правительства на его издание.
Литературная деятельность
Накопив достаточно средств, Некрасов издает дебютный сборник своих стихов «Мечты и звуки»(1840), который потерпел неудачу. Василий Жуковский посоветовал большинство стихов
этого сборника печатать без имени автора. После этого Николай Некрасов решает отойти от стихов и заняться прозой, пишет повести и рассказы. Писатель также занимается изданием
некоторых альманахов, в одном из которых дебютировал Достоевский. Наиболее успешным альманахом получился «Петербургский Сборник»(1846).
В 1847 — 1866 был издателем и редактором журнала “Современник”, в котором работали лучшие литераторы того времени. Журнал был очагом революционной демократии. Работая в
«Современнике», Некрасов выпускает несколько сборников своих стихотворений. Произведения «Крестьянские дети», «Коробейники» приносят ему широкую известность.
На страницах журнала «Современник» были открыты такие таланты, как Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Дмитрий Григорович и другие. В нём печатались уже известные
Александр Островский, Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Благодаря Николаю Некрасову и его журналу русская литература узнала имена Фёдора Достоевского и Льва Толстого.
В 1840-х годах Некрасов сотрудничает с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году, после закрытия журнала “Современник”, берет его у издателя Краевского в аренду. С эти
журналом были связаны последние десять лет жизни писателя. В это время Некрасов пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), а также «Русские женщины» (18711872), «Дедушка»(1870) – поэмы о декабристах и их женах, еще некоторые сатирические произведения, вершиной которых была поэма «Современники»(1875).
Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. Он также внес в русскую литературу много нового, в частности, в своих произведениях использовал
простую русскую разговорную речь. Это несомненно показывало богатство русского языка, которое шло из народа. В стихах он впервые стал сочетать сатиру, лирику и элегические мотивы.
Кратко говоря, творчество поэта внесло неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом.
Личная жизнь
В жизни поэта было несколько любовных связей: с хозяйкой литературного салона Авдотьей Панаевой, француженкой Селиной Лефрен, деревенской девушкой Фёклой Викторовой. Одна
из самых красивых женщин Петербурга и жена писателя Ивана Панаева – Авдотья Панаева – нравилась многим мужчинам, и молодому Некрасову пришлось приложить немало усилий,
чтобы завоевать ее внимание. Наконец, они признаются в любви друг другу и начинают жить вместе. После ранней смерти их общего сына, Авдотья уходит от Некрасова. И он уезжает в
Париж с французской актрисой театра Селиной Лефрен, с которой был знаком с 1863 года. Она остается в Париже, а Некрасов возвращается в Россию. Однако их роман продолжается на
расстоянии. Позже он знакомится с простой и необразованной девушкой из деревни – Фёклой (Некрасов дает ей имя Зина), с которой впоследствии они обвенчались. У Некрасова было
много романов, но главной в биографии Николая Некрасова женщиной оказалась не законная его жена, а Авдотья Яковлевна Панаева, которую он любил всю жизнь.
Последние годы жизни
В 1875 году у поэта обнаружили рак кишечника. В мучительные годы перед смертью он пишет «Последние песни» – цикл стихотворений, который поэт посвятил своей супруге и последней
любви Зинаиде Николаевне Некрасовой. Писатель умер 27 декабря 1877 года и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

3.

Интересные факты:
Писателю не нравились некоторые собственные
произведения, и он просил не включать их в сборники. Но
друзья и издатели убеждали Некрасова не исключать ни
одного из них. Возможно, поэтому отношение к его
творчеству среди критиков весьма противоречиво – не все
считали его произведения гениальными.
Еще одним страстным увлечением писателя была охота.
Некрасов любил ходить на медведя, охотиться на дичь.
Это увлечение нашло отклик в некоторых его
произведениях («Коробейники», «Псовая охота» и др.)
Однажды жена Некрасова, Зина, во время охоты случайно
подстрелила его любимого пса. Тогда же увлечению
Николая Алексеевича охотой пришел конец.
Некрасов увлекался игрой в карты, и довольно часто ему
везло в этом деле. Однажды, играя на деньги с
А.Чужбинским, Николай Алексеевич проиграл ему
большую сумму денег. Как оказалось потом, карты были
помечены длинным ногтем противника. После этого
случая Некрасов решил больше не играть с людьми, у
которых есть длинные ногти.
На похоронах Некрасова собралось огромное количество
народа. В своей речи Достоевский удостоил Некрасова
третьим местом в русской поэзии после Пушкина и
Лермонтова. Толпа прервала его криками «Да выше, выше
Пушкина!»

4.

Особенности творчества
В своих многочисленных стихотворениях и поэмах Н. А. Некрасов отразил настроения одного из самых сложных
моментов русской истории — периода 50–70-х годов XIX века, времени новых идей и реформаторства. Некрасов ввёл в
русскую лирику новые темы и образы, а традиционным темам придал свежее звучание.
Несмотря на то что творчество Некрасова не раз упрекали в тяжеловесности, его поэзия едва ли оставит кого-то
равнодушным. И причина тому в эмоциональной силе и искренности голоса его «Музы мести и печали», вставшей на
защиту простых людей из народа, «униженных и оскорблённых».
Новое время потребовало не только новых сюжетов, но и обновления интонаций и ритмов.
Язык поэзии Некрасова демократичен, что связано, во-первых, с переориентацией на массового читателя, а во-вторых,
с появлением в его поэзии новых героев. В стихотворениях Некрасова слышатся голоса представителей простого
народа: бедных горожан, крестьян, солдат, детей. Лирика Некрасова полифонична: наряду с лирическим героем в
стихотворениях часто присутствуют и другие персонажи. Многие произведения поэта — это рассказы в стихах,
стихотворные новеллы. Они нередко включают и драматические элементы, например диалоги.
Появление в некрасовской лирике различных персонажей изменило и сюжет его стихотворений, лиричность уступила
место повествовательности.
Ещё одна важная отличительная особенность поэзии Некрасова — фольклоризмы: это и лексические повторы, и слова
с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также устойчивые слова-сигналы, которые часто звучат в его
стихотворениях, например эпитеты «унылый», «роковой», «угрюмый», «суровый», слова «стон», «скорбь», «печаль».
Они определяют минорную тональность некрасовской лирики.

5.

Мотивы и лейтмотивы творчества Н. А. Некрасова
• Мотив дороги
• Образ музы
• Образ русской женщины
Темы лирики
• Тема крестьянского труда
• Тема любви

6.

Русское крестьянство в лирике Н.А.Некрасова

7.

Н.А.Некрасов отразил в своём творчестве жизнь народа, показав русское крестьянство не только с лучшей стороны, но и
объективно нарисовав все особенности их труда, быта, традиций, характеров. Наиболее важными считал поэт те проблемы,
которые вызывали у читателей сочувствие крестьянам: это эксплуатация и угнетение народа, унижение их и жестокое к ним
обращение со стороны помещиков в условиях крепостного права.
Поэт писал, что «лиру посвятил народу своему», и это был сознательный выбор. Сердце его страдало от жалости к угнетённым
труженикам, и от гнева, когда видел «язвы родины своей», и от той ситуации безысходности, какая описана, например, в стихотворении
«Железная дорога»:
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда…
Всё претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!
Поэт хотел бы видеть крестьян другими, способными отстаивать свои права, не безропотными, и не терпящими издевательства с рабской
покорностью. Поэт считал, что именно долготерпение и покорность приводят к тем последствиям, результат которых – нищета, забитость,
пьянство. Например, Яким Нагой, герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо», говорит, что он «до̀ смерти работает, до полусмерти пьёт».
Понятно, что таким образом человек заглушал боль, смертельную усталость, уходил от мыслей о необходимости решения проблем. Об
этом сказано и в «Размышлениях у парадного подъезда»:
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут…
Отсюда возникал законный вопрос, обращённый к крестьянину:
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?
На этот вопрос Некрасов сам же и ответил, показав судьбу «холопа примерного – Якова верного», терпение которого однажды лопнуло:
крестьянин завернул повозку в лес и повесился на глазах у беспомощного барина, бросив его, не способного ходить, в лесу. Это была
месть тому, кто долгие годы не считал слугу за человека, был жестоким и к Якову, и к его родственникам.

8.

Критика Н. А. Некрасова
Отзыв в газете-журнале "Сияние":
"Среди всеобщего запустения нашей современной литературы отрадно встретить то неподдельное чувство, те
поэтические места и художественные образы и картины, которые рисуются нам в последних произведениях г.
Некрасова. Недавно вышедшая пятая часть его стихотворений показывает нам, что талант нашего поэта-реалиста
не ослабевает. Произведения его с годами получают даже большую стройность и законченность." (отзыв в газетежурнале "Сияние", 1873, №17)
Ф. М. Достоевский:
"...За Некрасовым остается бессмертие, вполне им заслужённое... за преклонение его перед народной правдой, что
происходило в нем не из подражания какого-нибудь, не вполне по сознанию даже, а потребностью, неудержимой
силой." (очерк "Пушкин, Лермонтов и Некрасов", журнал "Дневник писателя", декабрь 1877 г.) "В служении сердцем
своим и талантом своим народу он находил всё свое очищение перед самим собой. Народ был настоящею
внутреннею потребностью его не для одних стихов. В любви к нему он находил свое оправдание. Чувствами своими
к народу он возвышал дух свой. Но что главное — это то, что он не нашел предмета любви своей между людей,
окружавших его, или в том, что чтут эти люди и пред чем они преклоняются. <...> В любви к народу он находил
нечто незыблемое, какой-то незыблемый и святой исход всему, что его мучило. А если так, то, стало быть, и не
находил ничего святее, незыблемее, истиннее, перед чем преклониться. <...> ...Стало быть, и он преклонялся перед
правдой народною. ...Стало быть, признал и истину народную, и истину в народе, и что истина есть и сохраняется
лишь в народе. Если не вполне сознательно, не в убеждениях признавал он это, то сердцем признавал,
неудержимо, неотразимо." (очерк "Свидетель в пользу Некрасова", журнал "Дневник писателя", декабрь 1877 г.)

9.

Практическая работа
Задание: Анализ стихотворения
Выберите одно из стихотворений Н. А. Некрасова
(содержит не менее 6 четверостиший).
Напишите анализ произведения, в котором ответьте
на следующие вопросы:
Какова тема стихотворения?
Какие эмоции и чувства передает автор?
Какие художественные средства использованы
для создания образов?
Какова философская мысль или нравственное
послание произведения?
В чем проявляется авторская народность
данного произведения?
English     Русский Правила