Похожие презентации:
Юм
1.
ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИД. ЮМА
Работа духового отделения 4 курса
2.
Дэвид Юм (1711-1776)Шотландский философ, историк, экономист, библиотекарь и эссеист. Оказал
значительное влияние на философию, особенно в области эмпиризма, скептицизма
и теории познания.
• Родился в Эдинбурге, в семье адвоката.
• В 12 лет поступил в Эдинбургский университет, через три года оставил его;
• Уже в юности Юм проявлял интерес к философии;
• В 20 лет он начал записывать свои мысли о религии, но впоследствии сжёг
тетрадь, в которой они были записаны.
• Из-за напряжённой умственной деятельности на 18 году жизни его здоровье
ухудшается, потому он переезжает в Бристоль (1734 г.), пробует переменить
образ жизни, но через несколько месяцев передумал;
• В том же году переезжает на три года во Францию (Париж, Реймс);
• Учится в школе (колледже) Ла-Флеш, где когда-то учился Рене Декарт.
3.
Литературные и философские опытыПосле возвращения на родину в 1738 году Юм начал философскую деятельность с публикации
«Трактата о человеческой природе», в котором исследует достоверность знаний, основываясь
на опыте и восприятиях. Вторая часть трактата посвящена психологическим аффектам, а
третья — морали. Однако работа Юма не вызвала ожидаемой дискуссии и была
проигнорирована, что затрудняло его получение преподавательской должности из-за слухов об
атеизме.
В 1741-1742 годах он опубликовал «Моральные и политические очерки», которые принесли ему
известность. В 1745 году Юм стал наставником юного маркиза Анненделя, но столкнулся с
трудностями, включая невыплату жалованья. Позже он стал секретарём генерала Сент-Клэра и
участвовал в военной экспедиции против французской Канады. В 1748 году Юм начал
подписывать свои работы именем.
4.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ ТВОРЧЕСТВО И ПРИЗНАНИЕНаходясь в Италии, Юм переработал «Трактат о человеческой природе» в «Исследование о
человеческом познании», но работа 1748 года не привлекла внимания. В 1751 году вышло
сокращенное изложение третьей книги под названием «Исследование о принципах морали»,
которое также не вызвало интереса.
В 1750-х годах Юм писал историю Англии, что сначала вызвало ненависть, но после выхода
второго тома в 1756 году общественное мнение изменилось, и его работы стали популярны.
Всего он написал шесть томов, которые полностью разошлись. Юм стал обеспеченным и
вернулся в Шотландию с намерением сохранить философскую свободу.
В 1751 году его литературная слава была признана в Эдинбурге, а в 1752 году он был избран
хранителем Адвокатской библиотеки. Однако его постигли неудачи на выборах в университет
Глазго и попытка отлучения от Шотландской церкви.
5.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ФРАНЦИИ ИОТНОШЕНИЯ С ПРОСВЕТИТЕЛЯМИ
В 1763 году, после Семилетней войны, Юм был приглашён в Париж в качестве секретаря
британского посольства. Он служил там до 1766 года, получив признание за свои работы по
истории Англии. Юм переписывался с Гельвецием и Монтескьё, дружил с Даламбером и
Руссо, но его отношения с французскими просветителями были сдержанными. В 1766 году
Юм вернулся в Англию и пригласил Руссо, которому король Георг III предложил убежище.
Однако Руссо не нашёл признания в Англии и вскоре начал обвинять Юма в заговоре
против него. В ответ Юм опубликовал «Краткое и истинное объяснение спора между г-ном
Юмом и г-ном Руссо». В 1767 году Руссо покинул Англию.
6.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИДо 1768 года Юм был помощником государственного секретаря по делам
северных территорий. В 1769 году он ушел в отставку, вернувшись в родной город
с годовым доходом в 1000 фунтов. В том же году он основал Философское
общество в Эдинбурге, где выступал секретарем.
Юм написал 49 очерков, включая философские эссе и работы по экономике. В
начале 1770-х годов он работал над «Диалогами о естественной религии», но не
решился их опубликовать при жизни из-за опасений преследований со стороны
церкви. После появления симптомов неизлечимой болезни весной 1775 года, он
позаботился о посмертной публикации своего произведения.
Юм скончался 25 августа 1776 года в возрасте 65 лет. Его последние дни, по
словам А. Смита, прошли в чтении и игре в карты, он иронизировал над
религиозными предрассудками. После его смерти появились брошюры против
него, а у могилы пришлось держать стражу от религиозных фанатиков. Юм
завещал надпись на своей могильной плите: «Предоставляю потомству прибавить
остальное».
7.
ЭмпиризмЭМПИРИЗМ
• Юм является одним из главных представителей эмпиризма, философского
направления, утверждающего, что все знания происходят из опыта. Он считал, что
мы не можем иметь идей или понятий без предварительного опыта. Юм различал
«впечатления» (наши непосредственные ощущения) и «идеи» (копии впечатлений),
утверждая, что все идеи происходят из впечатлений.
8.
ПРОБЛЕМА ПРИЧИННОСТИ• Юм поставил под сомнение традиционное понимание причинности. Он
утверждал, что мы не можем непосредственно наблюдать причинные связи;
вместо этого мы лишь наблюдаем последовательность событий и предполагаем,
что одно событие вызывает другое. Это привело к его знаменитой
формулировке о том, что «причина и следствие» — это не что иное, как
привычка связывать два события.
9.
• Юм был скептиком в отношении возможности достижения абсолютного знания. Онподчеркивал, что человеческое восприятие ограничено, и наши суждения о мире всегда
могут быть ошибочными. Это привело его к выводу о том, что многие из наших
убеждений, включая религиозные верования, основаны на привычках и интуициях, а не
на рациональных доказательствах.
10.
МОРАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ• В своей работе «Исследование о принципах морали» Юм утверждал, что моральные
суждения основаны на чувствах, а не на разуме. Он подчеркивал важность эмпатии и
симпатии в формировании моральных оценок. По его мнению, моральные нормы
возникают из человеческой природы и социальных взаимодействий.
11.
РЕЛИГИЯ• Юм также критиковал религиозные верования. В своей работе
«Диалог о естественной религии» он ставил под сомнение
аргументы в пользу существования Бога и обсуждал проблему зла
как контраргумент к идее всемогущего и доброго Бога. Его взгляды
на религию были скептическими и эмпирическими.
12.
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА• Юм исследовал человеческую природу в своих работах, утверждая, что люди
движимы эмоциями и страстями больше, чем разумом. Он считал, что понимание
человеческой природы необходимо для понимания общества и морали.
13.
ИНДУКЦИЯ• Юм также известен своей проблемой индукции. Он утверждал, что индуктивные
выводы (например, обобщение на основе наблюдений) не могут быть обоснованы
логически. Мы полагаемся на индукцию в повседневной жизни, но не можем
предоставить ей рациональное обоснование( т.е. можем ли мы на основе множества
случаев, уже встречавшихся в нашем опыте, делать суждения о случаях, которые
еще нам не встречались?)
14.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ• Философские концепции Юма оказали глубокое влияние на последующее развитие
философии, включая такие направления, как позитивизм, прагматизм и
аналитическая философия. Его идеи продолжают вызывать интерес и обсуждение в
современных философских кругах.