Похожие презентации:
сочинение 27 2025 год
1.
ЕГЭ-2025Сочинение по русскому
языку
Задание 27
2.
Задание 27Напишите сочинение по проблеме исходного текста «Какую роль играет учитель в жизни
человека?»
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в
тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из
прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите
и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного
текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историкокультурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс,
аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не
оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный
исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного
языка.
3.
Критерии оценивания сочинения4.
Критерии оценивания сочинения5.
Все основные характеристики экзаменационной работы сохранены.В формулировки заданий и систему оценивания их выполнения внесены
следующие изменения.
• В формулировке задания 27 (сочинение, развёрнутый ответ) указана проблема и
требуется дать комментарий авторской позиции по этой проблеме. При
обосновании своего отношения к позиции автора не допускается обращение к
таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман,
компьютерная игра.
• В соответствии с изменённой формулировкой задания 27 скорректирована
система оценивания развёрнутого ответа, которая содержит десять критериев
вместо двенадцати. В частности, исключён критерий, связанный с
самостоятельным поиском экзаменуемым проблемы, так как само задание 27
теперь включает формулировку проблемы.
6.
Подходы, ранее связанные с оцениванием речевых повторов в рамках исключённого
критерия «Богатство речи» (К6), сохранены при оценивании соблюдения речевых норм
(критерий К10). Критерий «Фактическая точность речи» перенесён в часть речевого
оформления сочинения (с позиции К12 на позицию К4). Критерий «Соблюдение
этических норм» также перенесён в часть речевого оформления сочинения (с позиции
К11 на позицию К6). (Подробно см. www.fi pi.ru.)
Максимальные баллы за оценивание соблюдения грамматических норм (критерий К9) и
речевых норм (критерий К10) увеличены до 3. (Подробно см. www.fi pi.ru.)
Первичный балл за развёрнутый ответ (сочинение) увеличен с 21 балла до 22.
Увеличен с 69 до 99 слов порог, при котором экзаменационное сочинение не
проверяется: сочинение, имеющее менее 99 слов, оценивается 0 баллов.
Первичный балл за выполнение экзаменационной работы сохранён и составляет 50
баллов.
7.
Структура сочинения (задания 27)Формулировка позиции автора
Зачин к комментарию
Первый пример-иллюстрация
Пояснение к первому примеру
Второй пример-иллюстрация
Пояснение ко второму примеру
Связка и пояснение к ней
Формулировка собственного мнения
Обоснования собственного мнения
Общий вывод
8.
Смысловая связьмежду примерами
противопоставление
сравнение / сопоставление
дополнение
причина/следствие
уступка
конкретизация
9.
СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМШАГ 1 – ФОРМУЛИРУЕМ ПОЗИЦИЮ АВТОРА, отталкиваясь от заданного
проблемного вопроса
Вдумчиво читаем текст, чтобы понять, как на проблемный вопрос, названный в
задании №27, отвечает автор (=позиция автора).
В текстах публицистического стиля нередко позиция автора заявлена явно.
Ее можно процитировать или, опираясь на текст, сформулировать своими
словами.
В текстах художественного стиля она, как правило, подразумевается, ее
нужно формулировать самим.
10.
ПРОБЛЕМА ТЕКСТА – ЭТО ВОПРОС, НАД КОТОРЫМРАЗМЫШЛЯЕТ АВТОР =проблемный вопрос
Рассматривая ту или иную проблему, автор, как правило, стремится разрешить
ее, ответить на поставленные вопросы, дать идейную оценку, то есть выразить
свою позицию по проблеме. Обычно проблема выражается в тексте при
помощи ключевых слов – это повторяющиеся слова, синонимы или просто
схожие по смыслу слова, связанные общим смыслом.
В 2024-25 гг. проблемный вопрос по тексту
формулируется составителями контрольноизмерительных материалов
Идея произведения – это выражение
авторского отношения к изображаемому,
соотнесение изображенного с
утверждаемыми писателем идеалами
жизни и человека. Применительно к
сочинению формата ЕГЭ можно сказать, что
идея текста совпадает с позицией автора.
Позиция автора = ответ на
проблемный вопрос,
заявленный в задании.
11.
Как научиться не завидовать? Верить пословице: «И на нашей улицебудет праздник». Верить метафоре, предложенной М.М.
Пришвиным: хороший грибник не боится народа в лесу. Он знает: его
гриб от него не уйдет. Если зависть очень сильна, то разрешают
себе посплетничать, поперемывать косточки счастливчику, однако
это хотя и срабатывает как предохранительных клапан обиды и
досады, но путь тупиковый: человек по лицу прочитает, что
недавно вы его обсуждали, глазки вас выдадут. Вот почему лучше не
злословить, а, наоборот, приблизиться к счастливчику, искренне
порадоваться его успеху, восхититься – и о чудо! – он откроет вам
секреты успеха, более того, в чем-то и поможет. Его же легко
понять: кругом завидуют, а тут нашелся один искренне
радующийся. Как не любить такого, как ему не помочь!
В.К. Харченко
12.
В данном случае текст уже начинается с вопроса, в котором исформулирована проблема: как научиться не завидовать? Так чаще всего
бывает в публицистических текстах, так как цель таких текстов –
воздействие на читателя, формирование у него определенного отношения
к обсуждаемым в тексте вопросам.
В первом абзаце сочинения мы записываем проблемный вопрос и ответ на него,
то есть позицию автора.
Варианты начала сочинения:
В.К. Харченко размышляет над тем, как человеку
научиться не завидовать. (проблема)// Как научиться
не завидовать? Над этим вопросом размышляет
автор текста, предложенного для анализа. В.К.
Харченко считает, что…
(далее формулируем ПА, то есть ответ в 2 аспектах,
опираясь на 2 примера из текста).
13.
Как научиться не завидовать? Верить пословице: «И нанашей улице будет праздник». Верить метафоре,
предложенной М.М. Пришвиным: хороший грибник не
боится народа в лесу. Он знает: его гриб от него не
уйдет. Если зависть очень сильна, то разрешают себе
посплетничать, поперемывать косточки счастливчику,
однако это хотя и срабатывает как предохранительных
клапан обиды и досады, но путь тупиковый: человек по
лицу прочитает, что недавно вы его обсуждали, глазки
вас выдадут. Вот почему лучше не злословить, а,
наоборот, приблизиться к счастливчику, искренне
порадоваться его успеху, восхититься – и о чудо! – он
откроет вам секреты успеха, более того, в чем-то и
поможет. Его же легко понять: кругом завидуют, а тут
нашелся один искренне радующийся. Как не любить
такого, как ему не помочь!
14.
1 абзацПроблемный вопрос + позиция автора
Как научиться не завидовать? Над этим вопросом
размышляет автор текста, предложенного для
анализа. В.К. Харченко считает, что человек должен
верить в свою удачу и искренне радоваться успехам
других людей.
Или
В.К. Харченко размышляет над тем, как человеку
научиться не завидовать. Автор считает, что человек
должен верить в свою удачу и искренне радоваться успехам
других людей.
15.
РАССМОТРИМ ТЕКСТ В.РАСПУТИНА (заявленный проблемный вопрос:«Какую роль играет природа в формировании личности человека?» Ищем
то, что может подсказать ответ на вопрос. Текст публицистический.
Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не
станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из
нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно,
его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и
богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины
своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени
организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что
они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной
средой; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос.
Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды
Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской
степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои
впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей
жизнью.
16.
РАССМОТРИМ ТЕКСТ В.РАСПУТИНА:Как и с чем действительно можно сравнить красоту
Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет
ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и
для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная
пустыня есть венец природного совершенства и богатства.
Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины
своей родины, они влияют на наш характер и в немалой
степени организуют наш жизненный состав. Поэтому
недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та
часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан
говорить и говорит её древний и вечный голос.
Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение,
льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со
среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно
лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно
своей красотой и удивительно своей жизнью.
17.
Вариант 1 абзацаКакую роль играет природа в формировании
личности человека? Над этим вопросом
размышляет автор текста, предложенного для
анализа. В. Распутин считает, что родная
природа влияет на формирование характера
человека и его отношение к миру.
18.
Позиция автора не всегда бывает словесно заявлена в тексте и мы, какчитатели, должны выявить ее по другим признакам. Иногда позиция
автора прослеживается напрямую:
• Слова-маркеры (главное, самое важное, надо, нужно …):
«Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает
душу».
• Оценочная лексика (отличный, прекрасный, чудесный,
скверный, гадкий, нахальный…): «Зло агрессивно и
наступательно, поэтому силам добра не следует
расслабляться и нужно быть готовым к
противостоянию».
•Средства выразительности речи (риторические
восклицания): «Как много в этом ума и чувства
красоты!»
19.
•Вводные слова выражают чувства-отношения автора:«К сожалению, невоспитанные люди встречаются
часто».
•Побудительные предложения: «Так что учитесь у
великих: размышления об их жизни, творческой
судьбе помогут вам лучше понять себя».
Косвенное выражение позиции автора можно обнаружить в поступках,
мыслях героев текста, с помощью художественных средств. Чаще это
происходит в текстах художественных. В этом случае задайтесь вопросами:
Положительные или отрицательные качества проявляются в поступках
героя?
Как к герою относятся другие персонажи?
Согласен ли автор с героем или нет?
Что хотел сказать автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?
20.
Позиции автора и рассказчикамогут не совпадать!
Автор может вести свой рассказ от своего лица или
от имени одного из героев, но если употребляется
местоимение «Я» в тексте художественного стиля,
то мы все-таки имеем дело с рассказчиком! Между
автором и рассказчиком нельзя ставить =
Такое несовпадение есть в тексте Л. Андреева :
21.
Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла настоле возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана
невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую
смутно проглядывали результаты кропотливого недельного
труда...
— Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? — строго спросил
отец.
Нет. Это не я.
— Кто тогда?
— Не знаю... Наверное, кошка.
Кошка Машка, мамина любимица, сидела на краю дивана и как-то
испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами.
— Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей
заказан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки не она
виновата? — испытующе посмотрел на меня отец.
— Честное слово! Я здесь ни при чём! — ответил я, глядя ему
прямо в глаза...
22.
Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, нестерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была
огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот
случай. Забыл, наверное. А свой футбольный мяч я всётаки отмыл от предательских чёрных пятен...
Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми
важнее всего, главное — не огорчать родителей. А что
касается кошки... Она просто животное, ни говорить, ни
думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих
глазах мне видится немой укор... (Г. Андреев )
23.
Пример ошибочного формулирования позиции автора по текстуЛ.Андреева:
«Автор убеждает нас в том, что самое важное – сохранить
хорошие отношения между людьми».
Вместо позиции автора изложено мнение героя-рассказчика,
поэтому позиция автора подменяется мнением героя.
24.
Позиция автора в тексте не заявлена прямо. Однако в размышленияхгероя-рассказчика о своём поступке слышится голос больной совести.
Не случайно наказание кошки названо несправедливым, а в кошачьих
глазах Сергей читает «немой укор». Следовательно позиция автора
такова:
Автор осуждает героя-рассказчика, убеждая нас в том, что бесчестно и
низко перекладывать свою вину на другого, тем более это
недопустимо в отношении беззащитного животного, которое не может
ответить и постоять за себя.
25.
Как же найти авторскую позицию в отрывке изхудожественного произведения?
Выписать имена героев текста. Если герои противопоставлены в тексте, можно
нарисовать небольшую схему, например: хорошие – плохие, друзья – враги,
главный герой – остальные герои. Такая схема позволяет выйти на проблему и
авторскую позицию многих текстов, в которых говорится о человеческих
взаимоотношениях
Около имени каждого героя текста можно написать его основную реплику или
основной поступок, описанный в тексте. Это может вывести на разницу в
точках зрения по тому вопросу, который волнует автора, то есть по проблеме.
Если в тексте есть диалог или монологи, помним: «хороший герой» (тот,
который выражает авторскую позицию) обычно говорит больше и
убедительнее остальных.
Автор всегда на стороне того героя, который совершает правильные, хорошие
поступки.
После внимательного прочтения текста, составления схем и разметки задайте
себе простой вопрос: что хотел сказать автор на примере поступков героев?
Ответ на этот вопрос и будет формулировкой авторской позиции.
26.
ШАГ 2: ПИШЕМ КОММЕНТАРИЙКомментарий – обязательная часть сочинения, в которой находит
отражение позиция автора: цитата, пересказанный фрагмент текста,
указание на сюжетный или композиционный элемент, а также на
средства выразительности. Именно комментарий авторской позиции
показывает, насколько глубоко и полно понят исходный текст.
Комментарий – это отклик автора сочинения на прочитанный текст.
Покажите ход мысли автора, как именно он приходит к ответу на
проблемный вопрос;
на какие примеры опирается;
как подводит читателя к определенному выводу, развивает свою мысль.
Автор идет от мысли к слову, а
читатель – от слова к мысли!
27.
Читая текст, связываем его с проблемным вопросом, который намобозначили, находим в тексте 2 примера-иллюстрации, важных для
понимания проблемы текста и в комментарии поясняем значение этих
примеров и анализируем смысловую связь между ними. Задача
комментария (в конце) показать, как автор приходит к ответу на
проблемный вопрос, то есть связать проблему с позицией автора.
При комментарии важно избегать!!! простого пересказа текста, т.е.
комментарий строится на втором и третьем уровне понимания текста.
28.
Анализсмысло
вой
связи
+ микро-вывод (возврат к 1 аспекту ПА) + микро-вывод (возврат к 2 аспекту ПА)
Ваша комментирующая часть должна состоять из указанных смысловых блоков.
Смысловая связь между примерами должна быть не только названа, но и
проанализирована.
Таким образом, в комментарии лучше выделить 3! абзаца:
пример-иллюстрация 1 с пояснением+ микро-вывод
пример-иллюстрация 2 с пояснением+ микро-вывод
указание смысловой связи и ее анализ.
29.
Что такое пример-иллюстрация и его пояснение1
В качестве примера-иллюстрации из
текста можно использовать:
Как можно привести примеры из текста?
• Указание номера абзаца («В третьем
абзаце текста…»)
Пересказ, косвенное цитирование
• Указание номеров предложений
(автор считает, что… )
(«…описание современной молодёжи
Указание на фрагменты текста
(предложения 1–3)»)
Цитирование (полное, выборочное) • Указание места в тексте («…в конце
Анализ средств выразительности /
текста звучит призыв»)
указания на средства
• Любые способы цитирования
выразительности 2
Что такое пояснение примера-иллюстрации?
• Объяснение / обоснование роли / места / значения выбранного примера в
тексте в связи с авторской позицией
или
• Пояснение более широкого типа (нравственная, этическая и т.п. оценка
примера)
или
• Эмоциональная оценка примера / оценочная характеристика / различные
тезисы или выводы учащегося
или
• Пояснение, содержащее минимальный пояснительный / комментирующий
элемент: указания на действия автора (что делает автор, как он рассуждает,
как выстраивает мысль).
30.
Речевые клише для комментирующейчасти сочинения (публицистический текст)
Пояснение
Пример-иллюстрация
• Писатель хочет сказать, что...
• Автор вспоминает… что / о чём…
• Этот пример показывает, что...
• Автор говорит о том, что…
• Смысл этого высказывания в том,
• Далее автор пишет / рассуждает о том,
что...
что…
• Эти слова убедительно доказывают,
• Особого внимания заслуживают слова
что...
автора о…
• Не случайно в этом / первом / во втором • … словосочетание (образ, деталь,
фраза, глагол) помогает автору
фрагменте автор цитирует / говорит о…
• Обращаясь к (прошлому, истории, к своему наиболее точно отразить (показать),
что...
опыту…), автор пишет / упоминает /
• Далее писатель сравнивает что-то с
перечисляет…
чем-то: ПРИМЕР. Такая параллель /
• Важность чего-л. (отсылка к проблеме)
такое сравнение помогает автору
подчеркнута автором не только при
показать, что...
помощи чего-л. (отсылка к первому
• Отсылка к чему-л. подчеркивает
комментарию), но и…
значимость (отсылка к проблеме).
• «Цитата», – так автор говорит о…
• Рассказав о чем-то / доказав что-то, автор • Об этом красноречиво говорит
(сравнение, цитата, антитеза,
переходит к размышлениям / теме…
метафора / факт).
31.
Речевые клише для комментирующейчасти сочинения (художественный текст)
Пример-иллюстрация
• Писатель изображает (кого, что)...
• Герой говорит: «...»
• Стоит обратить внимание на мысли /
слова / поступки героя...
• Особого внимания заслуживает такая
художественная деталь, как...
• Симпатии автора на стороне героя,
который..
Пояснение
Автор не случайно обращает наше
внимание на...
Поступок героя показывает, что...
Слова (мысли) героя позволяют
увидеть...
Я думаю, описанная ситуация
заслуживает особого внимания, потому
что...
Эти события автор описывает, чтобы..
32.
Цитирование – лучший способ привести пример-иллюстрацию в ваше сочинение.Правила оформления цитат:
1. Цитаты заключаются в кавычки и оформляются знаками препинания так же,
как прямая речь.
• В.В. Иванов пишет: «Создание этого словаря стало возможным благодаря
глубокому и многоаспектному изучению лексики русского языка».
• «Создание этого словаря стало возможным благодаря глубокому и
многоаспектному изучению лексики русского языка», – говорил В.В. Иванов.
2. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием.
• «...Если добро имеет причину – это уже не добро», – писал Л.Н. Толстой в своих
дневниках.
• «Биография героини... записана в одной из моих записных книжек», – пишет в
одном из своих писем из Комарово А. Ахматова.
• «У Гёте где-то сказано, что на чужом языке нельзя создать ничего значительного,
– я же всегда считала, что это неверно...» – писала М. Цветаева в 1926 г. Рильке.
33.
3. Ничего не ставим, если цитата выступает как дополнение или как частьпридаточного предложения.
• Пастернак писал, что «изо всего искусства именно его происхожденье
переживается всего непосредственнее».
4. Ставим точку, если цитата не является самостоятельным предложением, а
выступает как часть придаточного (даже если перед закрывающими
кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак).
Б.Л. Пастернак подчеркивал, что «самое ясное, запоминающееся и важное
в искусстве есть его возникновенье...».
5. Не ставим никаких знаков, если перед закрывающими кавычками стоит
многоточие, вопросительный или восклицательный знак, а заключенная в
кавычки цитата является самостоятельным предложением.
• Глава заканчивается словами: «Прощай, философия, прощай, молодость,
прощай, Германия!»
6. Если цитата предшествует авторскому тексту, то после многоточия слово
пишется с прописной буквы; если же цитата идет после авторских слов, то
после многоточия употребляется строчная буква.
• «...Изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего
непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок», – писал Пастернак.
Пастернак писал: «...изо всего искусства именно его происхожденье переживается
всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок».
34.
Пример построения комментария(пример+пояснение без анализа смысловой связи)
Текст № 1. Прочитайте текст.
(1)В наше время чтение художественной литературы, по сути, привилегия.
(2)Слишком много времени отнимает этот род занятий. (3)Недосуг. (4)Да и
чтение – это тоже работа, и в первую очередь – над собой. (5)Пусть незаметная,
не столь обременительная, но у человека, потратившего день на решение
проблем, требующих физической или интеллектуальной и душевной отдачи,
порой просто не остаётся сил поинтересоваться новинками литературы. (6)Это
никого не оправдывает, но причины очевидны, а стойкую привычку к
серьёзному чтению, к сожалению, выработали не все. (7)Для большей части
взрослых и пожилых людей в наши дни телевидение заменяет чтение, они если
и знакомятся с новинками книжного рынка, то за редким исключением в
примитивном телевизионном изложении. (8)Молодёжь же всё чаще познаёт
мир слова через наушники плееров и интернет-ресурсы, посредством
смартфонов и планшетов, которые всегда под рукой. (9)Возможно, я сгущаю
краски и кто-то сумеет нарисовать более оптимистичную картину, но, на мой
взгляд, реалии времени именно таковы. (По А.Н. Соболеву*)
* Андрей Николаевич Соболев (род. 1954) – журналист, поэт-песенник.
35.
Проблемный вопрос: почему люди не читают?Авторская позиция: люди перестают читать из-за личных обстоятельств и под
влиянием глобальных перемен.
Мостик-переход
Проследим, как в тексте раскрывается позиция автора.
Примериллюстрация 1
А.Н. Соболев считает, что нередко отсутствие интереса людей к чтению связано
с какими-либо личными обстоятельствами. Автор высказывает мысль о том, что
«чтение – это тоже работа», а у человека, который весь день занимался
решением проблем, не хватает сил на литературу.
Пояснение
По мнению автора, чтение художественной литературы в наше время –
привилегия. К сожалению, не все выработали привычку работать с серьёзным
текстом, именно поэтому чтение не воспринимается большинством как
необходимость, важная часть жизни. Итак, личные обстоятельства нередко
препятствуют чтению хорошей литературы (возвращаемся к аспекту позиции
автора).
Микро-вывод
Связка +примериллюстрация 2
Продолжая размышлять, автор рассматривает эту проблему на примере разных
возрастных категорий. Взрослые и пожилые люди привыкли познавать этот мир
с помощью телевидения, а молодёжь – через интернет-ресурсы и гаджеты.
Пояснение
Таким образом, мы видим, что у людей нет потребности читать. Для многих
есть более простой, даже примитивный путь получения информации. Так,
автор показывает, что перемены в жизни общества зачастую разделяют
человека и книгу. (возврат ко 2 аспекту позиции автора).
Микро-вывод
36.
СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ И АНАЛИЗ СВЯЗИ4 абзац сочинения
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями должна быть названа и
проанализирована. Только в этом случае по критерию К2 эксперт выставляет
максимальный балл.
Под связью между примерами-иллюстрациями понимается элемент текста,
позволяющий установить смысловые отношения между примерамииллюстрациями.
Указание на смысловую связь засчитывается только в том случае, если связь
названа конкретно:
существительными следствие, причина, противопоставление,
сопоставление, сравнение, дополнение, пояснение и т. п., а также
глаголами типа следует, сравнивает(ся), противопоставляет(ся),
дополняет(ся) и т. п.
Проанализировать указанную смысловую связь между
примерами-иллюстрациями означает раскрыть (пояснить /
детализировать / конкретизировать) указанные смысловые
отношения между приведёнными экзаменуемым примерамииллюстрациями.
37.
Важно:Такие фразы, как
«Примеры логически связаны друг с другом; Примеры хорошо
сочетаются друг с другом; Примеры взаимосвязаны» не
засчитываются как указание на связь.
Фразы «Оба примера противопоставлены и отражают позицию
автора; Примеры дополняют друг друга и дают нам понять, как
автор относится к героям; Приведённые примеры помогают
автору объяснить свою позицию, которая состоит в том…» без
анализа смысловой связи не засчитываются.
Являются речевыми ошибками фразы «Оба примера
взаимосвязаны»; «Оба примера дополняют друг друга»; «Оба
примера, дополняя друг друга, показывают / доказывают…»;
НО допустимо: «Примеры дополняют друг друга».
38.
Виды связи + типовые конструкцииТИП
ВОПРОС ОТ 1
КО 2
СИГНАЛЫ В
ТЕКСТЕ
Как соединить
примеры
Клише АС
Дополнение
Что еще? Что
добаваляет
второй
пример? Что
можно
добавить к
сказанному в
первом
примере?
Какое понятие
повторяется /
раскрывается с
разных сторон
в двух
примерах
Какая мысль
повторяется…
В дополнение к
сказанному…
Дополняя эту
мысль…
Продолжая
рассуждение…
Развивая /
подтверждая
эту мысль…
Примеры
дополняют друг
друга: автор
показывает, что Х и
что Y. Если в первом
примере Х показан
так, то во втором –
вот так. Автор
показывает, что, с
одной стороны…, а
с другой стороны…
Автор пишет: не
только..., но и…
(опираемся на
формулировку
проблемы).
39.
ТИПВОПРОС ОТ 1
КО 2
СИГНАЛЫ В
ТЕКСТЕ
Как соединить
примеры
Клише АС
Уточнение
Что именно?
Что конкретно
говорится о
том, что
сказано в 1
примере?
Сначала
абстрактное
понятие +
общие
суждения,
затем –
конкретный
пример.
Движение
мысли от
общего к
частному.
Конкретизируя
/ уточняя эту
мысль… Далее
автор приводит
конкретный
пример…
Таким
образом,
мысль Х,
сформулирова
нная в начале
текста,
уточняется на
примере
конкретного Y
в конкретных
обстоятельства
х.
40.
ТИПВОПРОС ОТ 1
КО 2
СИГНАЛЫ В
ТЕКСТЕ
Как соединить
примеры
Клише АС
Причинноследственная
связь
Почему? Что
стало
причиной
этого? К каким
последствиям
это привело?
Показаны
последствия
какого-л.
поступка,
действия.
Объясняется
причина
какого-л.
поступка,
действия
Именно
поэтому…
Именно это
стало
(становится)
причиной того,
что… Далее
автор
указывает на
причину
(объясняет
причину) того,
о чем
говорилось
ранее. Это
приводит /
привело к
тому, что…
Эти примерыиллюстрации
соединены
причинноследственной
связью,
которая
показывает, к
чему приводит
что-то.
41.
ТИПВОПРОС ОТ 1
КО 2
СИГНАЛЫ В
ТЕКСТЕ
Как соединить
примеры
Клише АС
Сопоставлени
е = сравнение
= выявление
сходства
С чем это
сравнивается?
Сопоставляютс
я/
сравниваются 2
понятия,
поступка,
явления и
выявляется их
сходство
Подобным
образом…
Далее автор
показывает
похожую
ситуацию …
Подобно тому
как …
Сопоставляя
примеры,
автор
показывает
общее между Х
и Y: что именно
общее
42.
ТИПВОПРОС ОТ 1
КО 2
СИГНАЛЫ В
ТЕКСТЕ
Как соединить
примеры
Клише АС
Аналогия
С чем
проводится
параллель? С
чем
проводится
аналогия?
Проводится
аналогия
между
предметами /
явлениями из
разных
понятийных
областей: люди
и кирпичи,
люди и
животные
По аналогии с
X… Подобным
образом…
Подобно тому
как… Далее
автор
выстраивает
аналогию с…
Между
примерами
можно
провести
аналогию:
подобно X,
происходит Y.
43.
ТИПВОПРОС ОТ 1
КО 2
СИГНАЛЫ В
ТЕКСТЕ
Как соединить
примеры
Клише АС
Противопоста
вление
Но что? Но что
при этом
происходит?
Что
противопостав
лено тому, о
чем говорится
в первом
примере?
Какие понятия
противопостав
ляются? Есть ли
в тексте
антонимы?
Разное
проявление
одного
качества.
Разное
поведение
героев в
схожих
ситуациях.
Но в то же
время…
Однако… Этому
(Х) автор
противопостав
ляет Y. Далее
автор
показывает
противополож
ную ситуацию.
Развивая эту
мысль…
Эти примеры,
будучи
противопостав
ленными,
раскрывают Х:
если в первом
примере Y, то
во втором F.
Второй пример
противопостав
лен первому:
Между
примерами
можно увидеть
противопостав
ление:
44.
ТИПВОПРОС ОТ 1
КО 2
СИГНАЛЫ В
ТЕКСТЕ
Как соединить
примеры
Клише АС
Уступка
Что
происходит,
несмотря на
это? Что
происходит
вопреки тому,
что произошло
в 1?
Наличие
противоречия,
эффект
обманутого
ожидания.
Несмотря на то
что… Несмотря
на это… В то же
время…
Вопреки
этому…
Эти примеры
связаны
уступительным
и
отношениями.
Несмотря на X,
происходит Y.
45.
Пример комментария, в котором смысловая связь - противопоставление.Проблема и ПА
Каким должен быть настоящий учитель? Над этой
проблемой размышляет автор текста, предложенного
для анализа. ФИО считает, что настоящий учитель – это
не просто человек, «дающий уроки», а заботливый
наставник, готовый прийти на помощь своим ученикам.
Первый примериллюстрация + пояснение
Размышляя над проблемным вопросом, автор
рассказывает о молодой учительнице математики
Наталье Петровне, которая называет своих учеников
«отличниками», «хорошистами» и «троечниками». Для
нее единственный показатель в оценивании качеств
ребенка – успеваемость. Это формальный подход к
профессии. Отметки мало что говорят о личности
ученика, его человеческих качествах.
Второй примериллюстрация + пояснение
Совсем иначе видит тех же ребят учитель словесности
Ирина Сергеевна. Она знает об их интересах и
увлечениях, о том, кто чем живет, куда собирается
поступать. В каждом школьнике она старается разглядеть
живого человека. Не случайно ученики называют ее
«классной во всех смыслах слова».
46.
Анализ смысловой связимежду примерами
Приведенные примеры противопоставлены.
Автор показывает, каким разным может быть
отношение человека к профессии. Если в первом
примере показан формальный подход к работе и
взаимоотношениям учителя с учениками, то во
втором примере можно увидеть отношения,
построенные на взаимопонимании и уважении.
47.
Смысловая связь – дополнениеПроблема
Какого человека можно назвать добрым? Такова
проблема, которая находится в центре внимания
автора. Добрый человек, по мнению ФИО, – это тот,
кто, забывая о себе, готов помогать окружающим,
делать мир лучше.
Первый примериллюстрация и
пояснение к примеру
Размышляя над поставленным вопросом, писатель
пытается проанализировать сложное понятие
доброты. По мнению автора, главное качество
доброго человека заключается в умении видеть и
слышать окружающих, отрешившись от собственных
забот (цитата). Именно в этом и состоит деятельная
человеческая доброта. Добрый человек стремится
оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
Второй примериллюстрация и
пояснение к примеру
Автор также подчеркивает, что сама близость доброго
человека благотворно воздействует на всех
окружающих. Он отмечает: (цитата)
Таким образом, добрый человек всех вокруг делает
добрее и лучше.
48.
Анализ смысловойсвязи между
примерами
Приведенные примеры дополняют друг друга и
позволяют писателю показать отдельные стороны
многогранного понятия «добрый человек». Автор
показывает, что добрый человек ….и …..
49.
ПроблемаЧто необходимо человеку для полноценного восприятия
искусства? Над этим вопросом заставляет задуматься текст Г.
Андреева. Автор убеждает нас в том, что только напряженная
работа ума и сердца, разума и чувств откроет человеку тайны
искусства слова, позволит воспринять произведение искусства во
всей полноте.
Автор пишет, что глубина художественного образа откроется только
Первый примертому, чей «ум открыт для поиска», для нахождения смысловых
иллюстрация и
пояснение к примеру связей, ассоциаций. Действительно, чем больше знает человек, чем
больше он читает и размышляет над прочитанным, тем проще ему
проникнуть в замысел писателя, открыть скрытые смыслы, которые
далеко не всегда лежат на поверхности.
В то же время, как подчеркивает публицист, «только холодного
Второй примеррассудка недостаточно для постижения истин, воплощенных в
иллюстрация и
пояснение к примеру художественной форме». И здесь на помощь человеку приходит
умение чувствовать, сопереживать герою «всем сердцем и всей
душой». В самом деле, художественная книга тем и ценна, что она
не только дает пищу уму, но и пробуждает душу, погружает в мир
человеческих чувств, заставляет радоваться или страдать,
нравственно совершенствоваться.
50.
Первый примериллюстрация ипояснение к примеру
Как видим, приведенные примеры дополняют друг друга,
соединяя две важнейшие стороны человеческого бытия,
гармоническое сочетание которых необходимо для
постижения произведения искусства. Мысль читателя
открывает новые смыслы, а чувства углубляют восприятие,
позволяя всем своим нравственным существом ощутить,
пережить прочитанное.
51.
ОТНОШЕНИЕ К ПОЗИЦИИ АВТОРА (РАССКАЗЧИКА) ПО УКАЗАННОЙ ПРОБЛЕМЕИСХОДНОГО ТЕКСТА
5 АБЗАЦ СОЧИНЕНИЯ
В сочинении необходимо сформулировать свое отношение к позиции автора
текста, согласившись или не согласившись с ним, обозначить свое мнение
по проблеме текста и обосновать , приведя пример-аргумент.
Итак, обоснование включает примераргумент, источником для которого служит
жизненный, читательский или историко- Это значит, что общие размышления будут
оцениваться по критерию К4 нулём баллов.
культурный опыт.
При обосновании необходима конкретная и
точная информация, которая может быть
В 2025 году добавился этический критерий К6:
“В работе приводятся примеры экстремистских
признана примером-аргументом.
и/или иных запрещённых к производству и
Не допускается обращение к таким жанрам,
распространению среди несовершеннолетних
как комикс, аниме, манга, фанфик,
материалов / социально неприемлемого
графический роман, компьютерная игра.
поведения людей / имеются высказывания,
нарушающие законодательство Российской
Федерации (пропаганда фашизма,
антигосударственных идей, нетрадиционных
ценностей, употребление нецензурной брани,
иностранных слов, имеющих
общеупотребительные аналоги в русском языке
и не содержащихся в нормативных словарях, и
т.д.)”.
52.
Структура отношения к позиции автора:Согласен/не согласен с позицией автора о том, что ….(повторяем позицию,
можно слегка ее перефразировать)
Более того, (своя позиция по предложенной проблеме текста) (в одном
предложении).
Так, ….свой пример –аргумент, подтверждающий вашу позицию. 3-4
предложения.
Микро-вывод.
Пример выражения ОТНОШЕНИЯ К
ПОЗИЦИИ АВТОРА:
Типовые конструкции:
• С позицией автора сложно не
согласиться...
• Я полностью согласен / согласна с
автором…
• Я не согласен / не согласна с мнением
автора…
• Моя позиция по данной проблеме
полностью совпадает с авторской...
Сложно не согласиться с позицией автра
о том, что природа уже давно нуждается в
помощи и заботе каждого из нас (позиция
автора). Моя позиция по данной проблеме
полностью совпадает с авторской. Я тоже
считаю, что человечество должно
пересмотреть свое потребительское
отношение к природе (отношение к
позиции автора).
Далее нужно обосновать его!
53.
Примеры –аргументы для обоснования своей позицииЛогические
• Реальные факты
• Статистика
• Законы природы
Иллюстративные
• Примеры из жизни
• Примеры из литературы,
публицистики, науки
• Примеры из истории
• Примеры из хороших фильмов
Ссылки на
авторитет
• Мнения выдающихся людей
• Цитаты, высказывания
54.
ПОВТОРЯЕМ ПА ивыражаем согласие
Сложно не согласиться с позицией автора в том,
что искусство неизменно должно пробуждать в
человеке патриотические чувства.
Моя позиция по
проблеме (свой
тезис).
Более того, одна из важнейших задач искусства –
будить в человеке чувство Родины.
ЛОГИЧЕСКИЙ
ПЕРЕХОД
+ОБОСНОВАНИЕ
(ПРИМЕР-АРГУМЕНТ)
Не случайно русские писатели и поэты в своих
произведениях многократно обращались к теме
родины и создали удивительные образы нашей
родины – России. А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов,
Н.А. Некрасов, А.А. Блок – все эти поэты
показывали читателям Россию с разных сторон, с
ее достоинствами и недостатками, но прежде
всего – с большой любовью к своему Отечеству.
Особенно мне запомнились строки из
стихотворения С.А. Есенина:
55.
Если крикнет рать святая:«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Микро-вывод
Наверно, это одно из самых ярких признаний
поэта в любви к своей родине, которое не должно
оставить нас, граждан России, равнодушными.
Несоблюдение такой структуры данной части сочинения часто
приводит к логическим ошибкам!
56.
ПОВТОРЯЕМ ПА ивыражаем согласие
Мне близка позиция автора о том, что цель
жизни конкретного человека зависит от его
жизненных ценностей, которыми могут быть как
возвышенные идеалы, так и хорошая,
добросовестная работа.
Моя позиция по
проблеме текста
(свой тезис).
Более того, жизненные ценности могут быть
истинными и мнимыми.
ЛОГИЧЕСКИЙ
ПЕРЕХОД
+ОБОСНОВАНИЕ
(ПРИМЕР=АРГУМЕНТ
)
Так, пример мнимых ценностей представлен в
рассказе А.П. Чехова «Крыжовник». Главный герой
мечтал об усадьбе, в которой будет расти
крыжовник. Эта цель стала смыслом его жизни.
Мечту герой исполнил, несмотря на то, что
близкие ему люди не разделяли такие ценности.
В: Таким образом, цель жизни героя определялась его ценностями.
57.
Совет!Не придумывайте истории про одноклассников и знакомых, лучше
сослаться на обобщенные наблюдения над жизнью. Используйте
конструкции:
Мы часто можем встретить людей, которые …
В жизни не раз приходится оказываться в ситуации,
когда..
Нередко мы оказываемся перед выбором, который …
Таким образом мы обоснуем свою позицию, обращаясь к
обобщенным наблюдениям над жизнью.
58.
Аргументация бывает поддерживающей и опровергающей.Пример:
ПОЗИЦИЯ АВТОРА ТЕКСТА: На войне осознается ценность человеческой
жизни.
СВОЯ ПОЗИЦИЯ: Я не могу согласится с автором текста: очень часто люди,
оказавшись в нечеловеческих условиях войны, вообще теряют
нравственные ориентиры и перестают воспринимать жизнь (особенно
чужую) как безусловную ценность.
ОБОСНОВАНИЕ СВОЕЙ ПОЗИЦИИ: В качестве примера можно привести
людей «потерянного поколения» – так называют на Западе молодых
фронтовиков, которые воевали между 1914 и 1918 годами, независимо от
страны, которую они защищали, и вернулись домой морально или
физически искалеченными. Их также называют «неучтенными жертвами
войны». Вернувшись с фронта, эти люди не могли снова жить обычной
жизнью. После перенесенных ужасов войны все остальное казалось им
мелочным и недостойным внимания.
ВЫВОД: Таким образом, любая война скорее разрушает все нравственные
ценности , чем позволяет осознать их значимость. История двух мировых
войн служит грозным предупреждением для всех тех, кто думает, что
война – это лишь щекочущее нервы приключение, позволяющее острее
ощутить полноту жизни.
59.
Виды заключения (общий вывод по сочинению)Дефицит времени на экзамене приводит к тому, что многие сочинения
остаются незавершенными, в них может отсутствовать важный
композиционный элемент – заключение. Оно должно быть органично
связано с основным текстом. Это оценивается в Критерии 5 (логичность речи).
Мах – 2 б Наличие одной логической ошибки приводит к потере 1 балла!)
Обобщение основных мыслей автора – самая логичная концовка для
сочинения! Чаще всего можно вернуться к позиции автора и изложить ее более
широко и эмоционально: «Итак, автор показал нам, что желание спасти боевого
товарища, вера в победу помогают людям совершить невозможное, преодолеть
самого себя ради блага других – это и есть подвиг!»
Вопросительное предложение/риторический вопрос: «Художественная
литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет
право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?»
Призыв к читателю: «Итак, прежде чем включить телевизор и погрузиться в
чудесный, но ненастоящий мир, подумайте, нет ли вокруг вас людей, которые
нуждаются в утешении, помощи. Подумайте: кем вы хотите быть – творцом своей
жизни или просто зрителем?»
60.
Как может выглядеть вывод?Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что дружба проверяется
временем. Только друзья могут помочь в трудную минуту.
Таким образом, можно сказать, что сила духа – важнейшее качество в жизни
человека, которое поможет преодолеть различные трудности.
Таким образом, мы можем сделать вывод: лес играет очень важную роль в жизни
человека. Благодаря ему мы способны понимать таинство природы.
Подводя итог, хочется сказать, что воспоминания о детстве греют нам душу на
протяжении многих лет, именно поэтому так важно их хранить в сердце.
Можно по-разному понимать слово «трусость», но я убеждён в том, что трусом
будет именно тот, кто в критической ситуации готов поступиться своими
принципами ради безопасности и комфорта.
Подводя итог своим размышлениям, хочу отметить, что родители будут любить
своих детей, несмотря на самые разные внешние обстоятельства.
В заключение хочу сказать, что мы не должны равнодушно относиться к
животным, ведь иногда им нужна помощь, которую мы можем оказать.
В заключение отмечу, что учителя играют важную роль в жизни каждого человека,
делают нас умней, поэтому все должны быть благодарны им за их нелегкий труд.
61.
Пример сочинения (по тексту Богата о счастье)Проблемный вопрос + ПА
В чем состоит смысл и цель жизни человека? Ответ на этот вопрос дает
советский журналист Е.М. Богат. Автор считает, что смысл и цель жизни
конкретного человека зависят от его жизненных ценностей. Это могут
быть как «романтические» ценности, так и хорошая, добросовестная
работа, которая приносит человеку материальный достаток.
Связка+ пример-иллюстрация 1
+пояснение+микро-вывод
Проследим, как в тексте раскрывается позиция автора. Е.М. Богат
отмечает, что смысл и цель жизни человека напрямую связаны с его
ценностями. Многие люди стремятся к высоким идеалам, таковы их
жизненные ценности. В качестве примера автор показывает позицию Л.
Поповой, которая осуждает своего мужа за то, что он не захотел быть
ученым, а стал репетитором. Автор пишет, что люди, подобные героине,
готовы жертвовать «без колебаний личными, материальными благами,
карьерой…ради торжества идеалов». Итак, возвышенные представления
человека о выборе пути – это его жизненные ценности.
62.
Связка + пример-иллюстрация 2+пояснение+микро-вывод
Иными оказываются взгляды читателей «Литературной
газеты», на страницах которой было опубликовано письмо Л.
Поповой.
Читатели не видели дурного в стремлении мужа заработать,
чтобы обеспечить достаток, который позволяет «жить
материально как можно лучше». Кроме того, читатели
посчитали, что работа добросовестного репетитора тоже
необходима людям. Автор отмечает, что общество избавилось
«от ряда романтических иллюзий».
Анализ связи
Приведенные примеры противопоставлены. Л.Попова цель жизни
видит в романтических идеалах, ради которых нужно отказываться
от собственного благополучия. Ее муж мыслит рационально, как и
большинство его современников: добросовестный труд,
приносящий доход, тоже требует уважения.
63.
Отношение кПА с упоминанием этой позиции + свой
тезис+пример-аргумент+
микро-вывод (по возможности)
Сложно не согласиться с позицией автора о том, что смысл и
цель жизни человека зависят от его жизненных ценностей,
которыми могут быть как возвышенные идеалы, так и
хорошая работа. Более того, жизненные ценности,
определяющие жизненный путь человека, могут быть
истинными и мнимыми. Так, пример мнимых ценностей
можно увидеть в рассказе А.П. Чехова «Крыжовник». Главный
герой мечтал об усадьбе, в которой будет расти крыжовник.
Эта цель стала смыслом его жизни. Но окружающие люди не
разделяли такие ценности.
вывод
Таким образом, смысл и цель жизни человека зависят от его
идеалов. И высокие стремления, и добросовестная работа
достойны уважения.