Похожие презентации:
Культурология 12_ТТФ и ЭУиФ
1.
КУЛЬТУРА ЕВРОПЫНОВОГО ВРЕМЕНИ и
СОВРЕМЕННОСТИ
2.
ПЛАН1. Предпосылки и особенности
Нового времени в Европе.
2. Особенности художественной культуры
Нового времени.
3. Особенности постиндустриального общества.
Культура постмодерна и трансмодерна.
3.
1. Предпосылки и особенностиНового времени.
• Новое время (17 – начало 20 вв.).
• Предпосылки:
1. Эпоха Возрождения и Реформации, сформировавшие
новое понимание человека и его роли в социальноэкономической и политической жизни.
2. Секуляризация и постепенное снижение роли Церкви в
жизни общества.
3. Великие географические открытия и расширение
представлений о мире, приток золота, способствовавший
экономическому и культурному подъему Европы.
4. Изменение политической системы и создание
национальных государств с абсолютной монархией.
5. Переход от ручного труда к мануфактуре, повышение
производительности труда и усиление буржуазии (буржуа
– с фр. горожанин.).
4.
Особенности социально-исторического иобщекультурного развития Европы
в Новое время
• 1. Развитие науки, научного мировоззрения, ведущая
роль
–
математика
и
экспериментальное
естествознание (Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно,
Ф. Бэкон, И. Ньютон).
• 2. Развитие книгопечатания (книги, газеты, журналы)
и системы светского образования.
• 3. Изменение политической системы и создание
национальных государств с абсолютной монархией.
• 4. Эпоха Просвещения (18 в.), утвердившая культур
разума, идею прогресса, ценность научного познания
и подготовившая Великую Французскую революцию.
5.
• 5. Усиление позиций буржуазии и борьба за ееправа, формирует идеи прав и свобод
личности, либерализма и парламентаризма и
приведет к серии буржуазных революций,
меняющих политическую систему Европы.
• 6.Промышленный
переворот
второй
половины
18
в.,
индустриализация,
формирование
массового
производства,
урбанизация и формирование городской
культуры.
• 7. Развитие колониализма и формирование
империй. Борьба за колонии, как следствие,
военные конфликты, включая I мировую войну
и распад ведущих европейских империй.
6.
2. Особенности художественнойкультуры Нового времени
• 1.
Появление
разнообразных
наднациональных
художественных стилей и новых направлений в искусстве,
отражающих, как взаимоотношения в системе человекобщество-природа, так и достижения технического прогресса.
• 2. Усиление субъективного начала в искусстве, что проявляется
в возрастающем числе ярких индивидуальностей, в большей
творческой свободе и смелости, широте взгляда на вещи.
• 3. Параллельное сосуществование художественных стилей
(XVII–XVIII вв. — барокко, классицизма, рококо, ампир; XIX в. —
романтизма, сентиментализма, реализма, конец XIX – начало
XX вв. - импрессионизма, постимпрессионизма, символизма),
охватывающих различные виды художественного творчества.
Художественный стиль в искусстве — исторически
сложившаяся и социально обусловленная общность идейнохудожественных принципов, объединяющая в данную эпоху
произведения мастеров, работающих в различных видах и
жанрах искусства.
7.
БароккоКлассицизм
Пышность
Строгость
Торжественность
Лаконичность
Декоративность
Приглушенные цвета
Яркая цветовая палитра
Античные образы и тематика
Дворцовые, садово-парковые ансамбли
Героизм
Виды искусства: архитектура, живопись,
скульптура
Виды искусства: архитектура, живопись,
скульптура, литература (М. Ломоносов,
Д.И. Фонвизин, Г. Державин)
Екатерининский дворец. г. Пушкин
Большой театр, Москва
8.
Зимний дворец, СПб, бароккоКазанский собор, СПб, классицизм, ампир
9.
БароккоРубенс. Вознесение девы Марии
Классицизм
Ж.Л. Давид. Клятва Горациев
10.
Рококо (развитие барокко)Ампир
(развитие классицизма)
Изящество
Пышность
Изысканность
Торжественность
Легкость
Имперское величие
Эротизм
Античные мотивы
Декоративность
Нарвские триумфальные ворота СПб
11.
АМПИРРОКОКО
Жозефина Наполеон
12.
РомантизмРеализм
Экспрессивность
Достоверность
Драматизм
Отражение социальнополитических проблем и поиск
идеала
Противоречия общества и личности,
действительности и идеала
Психологический портрет героя и
его развитие
Уход – от реальности в мир природы, Отражение противоречий
фантазии, внутренний мир
общества и личности
Мятущийся главный герой
Виды искусства: литература (Дж.
Байрон, Э. Гофман, В. Скотт, А.С.
Пушкин, М.Ю. Лермонтов),
живопись
Виды искусства: литература (Ф.М.
Достоевский, Л.Н. Толстой, О.
Бальзак и пр.), живопись
13.
• Романтизм вживописи
Э. Делакруа. Свобода на баррикадах
К. Брюллов.
Последний день Помпеи
• Реализм
в живописи
14.
15.
ИмпрессионизмПостимпрессионизм
Субъективная передача
впечатлений
Отсутствие единого стиля
Чистые цвета
Яркость красок
Техника широких мазков
Индивидуальность
Виды искусства: преимущественно
живопись, литература, музыка
16.
Направления авангарда(конец 19 – первой половины 20 века)
• Авангардизм в искусстве это условное наименование
художественных движений ХХ
в., для которых характерны:
стремление к коренному
обновлению художественной
практики,
• разрыву
с
устоявшимися
принципами и традициями (в
том числе и с реализмом),
• поиски новых необычных
средств выражения формы и
содержания
произведений,
взаимоотношения художников
с жизнью.
• Направления:
Фовизм
Дадаизм
Экспрессионизм
Футуризм
Конструктивизм
Примитивизм
Кубизм
Абстракционизм
Сюрреализм и др.
М
О
Д
Е
Р
Н
И
З
М
17.
18.
3. Постиндустриальное общество икультура постмодерна
• Понятие
«постиндустриального
общества»
было
предложено
американским социологом Д. Беллом для
описания изменений, происходящих в
развитых
европейских обществах,
начиная с 1950-х гг.
• Постиндустриальное общество также
называют
информационным,
а
современность – постмодерном.
19.
Особенности постиндустриальноеобщества
1. Развитие компьютерных информационных технологий.
2. Автоматизация производства.
3. Развитие сферы услуг.
4. Развитие транснациональных корпораций и процесс
глобализации культуры.
5. Развитие социальной мобильности.
6. Размытие классовой структуры общества.
7. Развитие массовой культуры.
8. Развитие массовой коммуникации («глобальная
деревня» М. Маклюэен) и самокоммуникации в сети
Интернет.
9. Акцент на индивидуальном, творческом развитии и
самовыражении.
20.
• Глобализация культуры – сближениекультур мира и приобретение ими общих,
универсальных свойств.
• Положительные
стороны:
широкие
возможности обмена опытом, идеями,
знакомства с инновациями и достижениями
художественной культуры.
• Отрицательные стороны: унификация и
стандартизация культуры, утверждение
культуры потребительского общества по
англо-американскому типу.
21.
• Развитиецифровых
технологий
способствовало
развитию
цифровой
культуры и цифровизации культуры.
• Цифровая культура — набор принципов и
компетенций,
характеризующих
преимущественное
использование
информационно-коммуникационных
цифровых
технологий
для
взаимодействия с обществом и решения
задач в профессиональной деятельности.
22.
• Цифровизация культуры — это расширение доступа населенияк ресурсам культуры за счёт цифровых технологий, доступных
большинству населения.
• В
рамках
цифровизации
предполагается
создание
профессионалами тематических информационных массивов с
достоверными и качественными материалами.
Примеры цифровых культурных ресурсов (для ознакомления):
• «Артефакт» — платформа, на которой российские музеи могут
размещать информацию об экспозициях и экспонатах, аудио- и
мультимедийные гиды.
• Государственный каталог музейного фонда РФ.
• Культура.рф — крупнейший портал о культуре и искусстве.
• Прокультура.рф — площадка для размещения информации о
культурных мероприятиях всех федеральных, государственных
и муниципальных учреждений.
• Виртуальный концертный зал — сервис для создания единого
концертного, музейного, литературного пространства страны.
23.
Постмодернизм• Постмодернизм – художественный период,
объединяющий
ряд
нереалистических
художественных
направлений
второй
половины ХХ столетия.
Особенности:
• - отрицание не только традиционного
искусства, но и модерна;
• - акцент на человеке, его индивидуальности и
бунте;
• - «текст в тексте» отсылка к ранее созданным
произведением искусства (книги, картины);
24.
• - отказ от больших текстов и масштабных произведений;• - ценность произведения заключается не в том, что хотел сказать
автор, а что увидел в нем зритель, слушатель, читатель – «смерть
автора».
Направления в искусстве:
• Поп-арт – культ массового потребления
• Гиперреализм – это направление в живописи, графике и
скульптуре конца XX — начала XXI века, для которого характерна
максимально реалистичная достоверность художественных
образов, схожесть с фотографией;
• Соц-арт – социальная проблематика в свете переориентации на
посткоммунистические ценности; концептуализм – человек,
отрешенный
• Хэппининг - форма современного искусства, представляющая
собой действия, события или ситуации, происходящие при
участии художника, но не контролируемые им полностью (нет
четкого сценария);
• Перформанс
—
форма
современного
искусства,
в
произведением являются действия художника или группы в
определённом месте и в определённое время (есть сценарий).
25.
ПОП-АРТИзображения банок с супом Campbells авторства Энди Уорхола
Энди Уорхол. «Диптих Мерилин». 1962.
26.
Натюрморт № 35 (1963) — Том ВессельманнТонущая девушка (1962) – Рой Лихтенштейн
27.
ХЭППИНИНГ, ПЕРФОМЕНС28.
ГИПЕРЕАЛИЗМ29.
СОЦРЕАЛИЗМ30.
Трансмодернизм, его идеи инаправления в искусстве.
• Трансмодернизм — это философское и культурное движение,
основанное аргентино-мексиканским философом Энрике Дюсселем.
Это преодоление модерна и постмодерна.
Некоторые аспекты трансмодернизма:
• Стремление возродить и модернизировать традицию, а не разрушать
или заменять её.
• Почитание древности и традиционного образа жизни.
• Акцент на духовности, альтернативных религиях и трансперсональной
психологии.
• Защита окружающей среды, устойчивое развитие и экология.
• Принятие технологических изменений, но только тогда, когда их целью
является улучшение жизни или условий жизни людей.
• Направления в искусстве: девиантное искусство, стрит-арт, новая
европейская живопись, новая лейпцигская школа, пассионизм и др
31.
Девиантное искусство, отклонение о нормы,например использование компьютерных,
в том числе, 3D технологий
Индидженизм - направление современного
изобразительного искусства, основанного
на принципах защиты окружающей среды и
использования местных материалов в
качестве
средства
художественного
выражения.