Похожие презентации:
2. Что есть философия (часть 2)
1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ Лекция № 2 «ЧТО ЕСТЬ ФИЛОСОФИЯ» (часть 2)
2. Рассматриваемые вопросы
1. Структура философии.
2. Функции философии.
3.Основные философские направления.
4. Основной вопрос философии.
5. Кому нужна философия? Кто такой
философ?
3. СОВА МИНЕРВЫ
4. 1.Структура философии
Структуру философского знания составляют
следующие философские науки:
МЕТАФИЗИКА – это учение о первоначалах и
первопричинах всего сущего в общем и целом,
материального и духовного.
ОНТОЛОГИЯ– учение о бытии как оно существует до,
вне и независимо от человека, его воли и сознания,
причём само сознание рассматривается как часть
бытия.
ГНОСЕОЛОГИЯ или теория познания – учение о
приёмах, способах, методах постижения истины, а
также исследование истины как таковой.
5. СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ
• ПСИХОЛОГИЯ – учение о душе как субстанции,учение о внутреннем мире человека, его
сознательных и бессознательных процессах.
• СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – философское
учение об обществе, государстве, их
происхождении, перспективах развития,
человеке как части общества и отношениях
между людьми.
• ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – учение о
человеке, его происхождении, смысле его
бытия, предназначении в мире.
6. СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ
• ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА – учение опонимании, об интерпретации отдельных,
неповторяющихся явлений и процессов.
Используется, в основном, в гуманитарных
науках.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ – это история
философской науки, отражающая в крупнейших
философских концепциях развитие
философской мысли и др.
• ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ – учение об
историческом процессе, об его источниках,
перспективах, смысле истории.
7. СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ
• ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ – учение о феноменерелигии, его сущности, возникновении и
перспективах развития.
• ЭТИКА – наука о должном поведении человека
в обществе; наука о морали и нравственности.
• ЭСТЕТИКА – учение о прекрасном. В эстетике
рассматриваются категории: прекрасноебезобразное, возвышенное-низменное,
трагическое-комическое.
8. СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ
• АКСИОЛОГИЯ – учение о ценностях, системахценностей, о роли ценностей в жизни человека и
общества.
• ЛОГИКА – наука о правильных формах мышления,
о том, как мыслить последовательно и
непротиворечиво, наука о силлогизмах (правилах
умозаключений).
• Ценность философии выражена в функциях
философии, во многом соответствующим
философским наукам.
9. 2.Функции философии.
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ функция философии –
формирование целостной системы взглядов на мир,
на человека и его место в мире.
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ функция – рисует нам идеал, к
которому мы должны стремиться. В каждой
философской системе существует свой идеал.
Так, в буддизме идеалом является состояние
нирваны. У Платона – строение идеального
государства. У Гегеля – достижение абсолютной
истины. У Маркса – построение коммунистического
общества.
10. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ функция – это путь
достижения идеала. В соответствии с выбранным
идеалом в каждой философской концепции
предлагается свой путь его достижения.
Так, в буддизме таким путём является
восьмеричный путь йоги. У Гегеля – диалектический
путь познания. У Маркса – уничтожение частной
собственности на средства производства.
ЛОГИЧЕСКАЯ – создание системы «правильных
форм» мышления опирающихся на законы логики.
11. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ– формирование системы
критериев, категорий, описывающих и
объясняющих ценности культуры и их роль в
становлении человека и общества.
ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ – объяснение реальности как
таковой. Это могут быть атомы и пустота
Демокрита, идеи и вещи Платона, Монады
Лейбница, абсолютный дух Гегеля и т.д.
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ – объяснение, что такое
истина, возможность её достижения, способы и
методы истинного познания.
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ функция состоит в содействии
приросту научных знаний, в том числе в создании
предпосылок для научных открытий.
12. 3.Основные философские направления
МАТЕРИАЛИЗМ – одно из главных, наряду с
идеализмом, философских направлений,
согласно которому изначально, первично
существует природа, космос (материя).
Сознание же есть результат развития материи,
её форм.
Материя первична, сознание вторично.
Как и у большинства философских
направлений у материализма имеются свои
исторические формы:
13. МАТЕРИАЛИЗМ
А. МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ материализм – согласно ему
мир, природа рассматриваются как раз и навсегда
данные неизменные.
Б. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ материализм – согласно ему
мир, природа находятся в вечном становлении и
развитии, в результате чего возникает новое (свойства,
связи, отношения, объекты). Развитие совершается в
соответствии с объективными законами диалектики.
В. ВУЛЬГАРНЫЙ материализм – полагает, что мысль
материальна (мозг выделяет мысль как печень –
желчь). Все процессы интерпретируются с позиций
механистических закономерностей.
14. ИДЕАЛИЗМ
ИДЕАЛИЗМ – направление, согласно которому изначально,
первично сознание (личностное и сверхличностное,
субъективное и объективное).
А. ОБЪЕКТИВНЫЙ идеализм – согласно ему, объективно,
независимо от человека, изначально существует высшее
духовное начало, сущность (Бог, мировой разум, мир идей и
т.д.). И природа, и человек являются творениями этого высшего
духовного начала.
Б. СУБЪЕКТИВНЫЙ идеализм – согласно ему мир является
продуктом индивидуального человеческого восприятия
(сознания).
В. СОЛИПСИЗМ – крайняя точки зрения субъективного
идеализма: существует только моё сознание.
15. СКЕПТИЦИЗМ, АГНОСТИЦИЗМ
СКЕПТИЦИЗМ – согласно древним, скептиком
называли человека, который пытался познать мир,
но разочаровался в результатах своего познания. На
вопрос о познаваемости мира скептицизм отвечает
«не знаю». Это шаткая позиция, которая переходит
либо в гностицизм, либо в агностицизм.
АГНОСТИЦИЗМ – направление, утверждающее,
что сущность мира непознаваема. Нам доступны
лишь явления, которые мы единственно и познаём.
Между явлениями и сущностью лежит
непроходимая пропасть.
16. РАЦИОНАЛИЗМ, ИРРАЦИОНАЛИЗМ
РАЦИОНАЛИЗМ – философское направление,
утверждающее разум (рацио) основой всего нашего
познания и поведения. Предполагает всесилие
разума и его способности проникнуть в сущность
вещей и явлений, при этом логика познания и
логика вещей должны совпадать. Порядок и связь
идей в разуме соответствует порядку и связи вещей
в мире (Спиноза).
ИРРАЦИОНАЛИЗМ – направление, обратное
рационализму, полагающее, что разум не способен
постичь сущность всех вещей. Разум не всесилен и
не все вещи являются для него проницаемыми
(Шеллинг).
17. МОНИЗМ, ДУАЛИЗМ, ПЛЮРАЛИЗМ
МОНИЗМ – направление, согласно которому в основе
мира лежит одно начало (субстанция) – материальное
или духовное. Говорят о материалистическом монизме,
идеалистическом монизме и т.д.
ДУАЛИЗМ – в основе мира лежат два начала
(субстанции), которые равноценны, не сводятся друг к
другу и не выводятся друг из друга. Как правило, эти два
начала – природа и дух (Декарт).
ПЛЮРАЛИЗМ – в основе мира лежит множество
начал, не сводимых друг к другу. В основном это
духовные начала, сущности. Таковы монады Лейбница.
18. 4. Основной вопрос философии
В середине 19 века марксистская
философия в лице Ф.Энгельса, отталкиваясь
от французских материалистов 18 века,
сформулировала основной вопрос
философии, позволяющий отделить
материалистические школы философии от
идеалистических школ и направлений.
19. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА ОВФ
Основной вопрос философии – вопрос об
отношении МЫШЛЕНИЯ К БЫТИЮ.
«Философы, - писал Ф.Энгельс, разделились на два больших лагеря сообразно
тому, как отвечали они на этот вопрос.
Те, которые утверждали, что дух
существовал прежде природы …, составили
ИДИАЛИСТИЧЕСКИЙ лагерь.
Те же, которые основным началом считали
природу, примкнули к различным школам
МАТЕРИАЛИЗМА».
20. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА ОВФ
Другой стороной основного вопроса является не
менее принципиальный вопрос о
ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА
«…Как относятся наши мысли об окружающем
нас мире к самому этому миру, - писал Энгельс, - в
состоянии ли наше мышление познавать
действительный мир, можем ли мы в наших
представлениях и понятиях о действительном мире
составлять верное отражение действительности?».
Отрицательный ответ на этот вопрос характерен
для представителей СКЕПТИЦИЗМА и
АГНОСТИЦИЗМА.
21. 5. КТО ТАКОЙ ФИЛОСОФ?
• ФИЛОСОФ – это врожденное качество, этоспособность видеть всеобщее, предельные
основания мира; это способность видеть общее за
единичным (за деревьями видеть лес). Эта
способность либо дана человеку, либо нет, и
научить этому нельзя.
• Философ ставит вечные, непреходящие проблемы,
для решения которых понадобятся многие века.
Поэтому взгляды античных философов современны
нам и их проблемы тоже. Этого, однако, нельзя
сказать о естественных науках, где все устаревает
предельно быстро.
22. КОМУ НУЖНА ФИЛОСОФИЯ?
• Философия нужна каждому человеку вкризисных критических ситуациях, когда
традиционные принципы и схемы мышления
и поведения не срабатывают, когда необходим
новый, обобщающий взгляд на мир,
помогающий взглянуть на привычные вещи
по-другому, шире, многостороннее.
• Философия нужна человеку мыслящему,
оригинальному , творческому, который ищет
свой собственный, уникальный путь в жизни и
не хочет быть «как все».
23. КОМУ НЕ НУЖНА ФИЛОСОФИЯ
• Философия не нужна людям нетворческим,предпочитающим «плыть по течению», носителям
массового сознания, не желающим самим думать и
принимать решения и нести за них ответственность.
• И в заключении еще одно определение философии:
• «Философия есть единая универсальная духовная
«система отсчета», позволяющая оценить и понять
любую информацию, привести ее в связь с тем, что
было известно раньше, увидеть ее место в одном
всеобъемлющем целом» С.А.Чернов.
24. Литература:
Введение в философию. В 2-х ч. Ч. 1. – М.:
Политиздат, 1989. С.20-80.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и
изречениях знаменитых философов.- М.:
Мысль,1998.
Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. –
М., 2001. С. 16 -28, 39 -44.
Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. – М., 1972.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т.21. С.283.
25. ЛИТЕРАТУРА:
Мамардашвили М.К. Как я понимаю
философию. – М.,1990.
Комарова В.Я. Становление философского
материализма в Древней Греции. _ Л.: ЛГУ,
1975.
Ойзерман Т.И. Главные философские
направления. – М.: Мысль, 1971.
Спиркин А.Г. Основы философии. – М., 1988.
С. 3-40.
Чернов С.А. Начала философии. Ч.1. – СПб.:
ГУТ, 2002.