Лекция №3. Динамика научного познания
1.Кумулятивная модель
2. Ведущая модель истории науки - модель научных революций
Центральное понятие -парадигма
Периоды развития науки по Куну
Периоды развития науки по Куну
3. История науки как процесс конкуренции исследовательских программ
Структура научно-исследовательских программ по Лакатосу
Развитие науки по Лакатосу
4. История науки как совокупность индивидуальных частных ситуаций
Происхождение мифов
Учение Аристотеля (384-322 годы до н.э. ) о стихиях-качествах
Александрийская академия
РИМСКАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ
Постулаты космогонии Птолемея
«Естественная история» Плиния Старшего (23-79 гг.)
ИТОГИ НАТУРФИЛОСОФИИ
ИТОГИ НАТУРФИЛОСОФИИ
Темы коротких сообщений
Благодарю за внимание!
202.00K
Категория: ФилософияФилософия

Динамика научного познания

1. Лекция №3. Динамика научного познания

2. 1.Кумулятивная модель

Основная идея: Каждый последующий шаг в
науке можно сделать, лишь опираясь на предыдущие достижения.
Недостаток: Значение придается лишь тем
прошлым элементам научного знания, которые
соответствуют современным теориям. Поэтому
каждый новый этап развития науки требует переписывания ее истории.
Кумулятивная теория в конце двадцатого века
утеряла свои позиции.
2

3. 2. Ведущая модель истории науки - модель научных революций

Основная идея: Развитие науки идет через периодическую трансформацию («слом») и смену
ведущих представлений, то есть через научные
революции.
Автор: американский историк науки, профессор
Томас Кун
Книга: "Структура научных революций", 1962 г.,
Чикагский университет.
Русское издание, 1975 г., издательство
«Прогресс»
3

4. Центральное понятие -парадигма

Центральное понятие парадигма
Парадигма -не только теория, но и способ
действования в науке, модель, образец
решения исследовательских задач.
4

5. Периоды развития науки по Куну

1. Период допарадигмального развития.
Идет первоначальное накопление
фактов, которые собираются
случайным образом.
2. Становление первых парадигм.
3. Нормальная наука – каждое новое
исследование опирается на
результаты предыдущих.
5

6. Периоды развития науки по Куну

4. Научные революции - некумулятивные
эпизоды развития науки, во время которых старая парадигма замещается целиком или частично новой парадигмой.
6

7. 3. История науки как процесс конкуренции исследовательских программ

Основная идея: Исторически непрерывное
развитие науки представляет собой конкуренцию научно-исследовательских программ
Автор: британский философ венгерского
происхождения Имре Лакатос (1922-1996).
7

8. Структура научно-исследовательских программ по Лакатосу

Структура научноисследовательских программ по
Лакатосу
1. "Жесткое ядро", включающее неопровержимые для сторонников программы исходные
положения.
2. "Негативная эвристика" - своеобразный
"защитный пояс" ядра программы,
состоящий из вспомогательных гипотез и
допущений, снимающих противоречия с
аномальными фактами.
3. "Позитивная эвристика" - … правила,
указывающие какие пути надо избирать и как
по ним идти.
8

9. Развитие науки по Лакатосу

Последовательная смена моделей определяется не
аномальными наблюдаемыми фактами, а теоретическими и математическими затруднениями программы. Их разрешение составляет суть «негативной» и
«позитивной» эвристик.
Когда же негативная и позитивная эвристики
исследовательской программы исчерпывают себя,
встает вопрос о смене программы. Вытеснение одной
программы другой и представляет собой «научную
революцию».
9

10. 4. История науки как совокупность индивидуальных частных ситуаций

Основная идея: Понять прошлое событие как неповторимое, невоспроизводимое в других условиях.
Недостаток: Трудность решения задачи
выявления всеобщего в частном, конкретном эпизоде.
10

11.

Бонифантий Михайлович Кедров (1903
-1985).
День одного великого открытия.
- М.: Эдиториал УРСС, 2001 – 640 с.
Исследование открытия
Д.И. Менделеевым
периодического закона
11

12.

Мифологический этап развития познания
Сознание человека первобытной
родовой общины
1. Уровень обыденного, повседневного
знания;
2. Уровень мифотворчества как дотеоретической формы систематизации повседневных знаний.
12

13.

СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОБЫТНОГО
ОБЫДЕННОГО ЗНАНИЯ
1. Географические знания, обеспечивающие
ориентацию на местности;
2. Знания об окружающей флоре и фауне;
3. Знания об анатомии человека и приемах
оказания медицинской помощи;
4.Знания о превращениях веществ под
действием тепла костра.
13

14.

МИФ
-наиболее ранний способ обобщения
знаний о мире в форме наглядных
образов.
Совокупность связанных между собой
мифологических
наглядных
образов
составляет
мифологическую
картину
мира.
14

15. Происхождение мифов

Перенесение общинно-родовых отношений на
природные процессы. Образы богов и других
мифических персонажей обобщали отдельные
стороны жизнедеятельности общины.
По мере развития мифологии происходила замена образов животных образами людей, более ясно выстраивались логические связи в
мифологических сюжетах.
15

16.

МИФОЛОГИЯ КАК ТЕОРИЯ ДЛЯ ДЕЙСТВИЯ
Магия – попытка воздействовать на мир с
помощью определенных ритуальных действий.
Предпосылки магического сознания
1. Подобное производит подобное (маг
может произвести желаемое действие путем
подражания ему);
2.
Вещи,
когда
либо
бывшие
в
соприкосновении друг с другом, продолжают
взаимодействовать
и
после
прекращения
контакта
(воздействуя
на
предмет
маг
воздействует на людей, которые соприкасались с
ним ранее).
16

17.

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД СЕГОДНЯ
Гадание, астрология, заговоры для лечения
болезней.
Мифологизация всего непонятного.
Недостаток магии: плохая воспроизводимость
результатов
17

18.

НАТУРФИЛОСОФСКИЙ ЭТАП
РАЗВИТИЯ ПОЗНАНИЯ
Подготовлен: древнекитайской,
древнеиндийской, ближневосточной и
средиземноморской цивилизациями.
Получил развитие: в греческой и
римской цивилизациях.
Особенность: нераздельность научного и
философского познания –
натурфилософия.
18

19.

НАТУРФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ
Милетская школа в Древней Греции,
600 г. до н.э.
Проблема первоначал
Фалес Милетский – первоначало вода;
Анаксимен Милетский – воздух;
Анаксимандр Милетский – апейрон;
Гераклит из Эфеса – огонь.
19

20.

ПИФАГОРЕЙСКИЙ СОЮЗ
г. Кротон, Италия, конец 6 века до н.э.
«Все есть число!»
Математическая программа исследований.
Осмысление и утверждение категории
количества.
Идея гелиоцентрического строения
Вселенной.
Завершение: Платон, 4 век до н.э.
Мир идей и материальный мир.
Средство познания мира идей - математика
20

21.

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА
Юг Аппеннинского полуострова, конец 6
века до н.э., первая половина 5 века до н.э.
Открытие противоречия между двумя
картинами мира – полученной посредством
органов чувств и с помощью разума.
Апории Зенона: Почему Ахилес не догонит
черепаху
21

22.

ВАЖНЕЙШИЕ НАУЧНЫЕ ПРОГРАММЫ
КОРПУСКУЛЯРНАЯ ПРОГРАММА
Демокрит, 430 г. до н.э.
«Начало Вселенной – атомы и пустота»
КОНТИНУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
- ведущая натурфилософская программа
Аристотель, 4 век до н.э.
22

23. Учение Аристотеля (384-322 годы до н.э. ) о стихиях-качествах

Стихии: Воздух, Огонь, Земля, Вода
Качества (формы): теплота, сухость, холод, влажность
23

24.

КОСМОГОНИЯ АРИСТОТЕЛЯ
Геоцентрическая модель Вселенной
1. В центре мира находится элемент земли,
образующий нашу планету, имеющую
сферическую форму.
2. Вода.
3. Воздух.
4. Огонь.
5. Выше Луны - божественный мир, в котором тела состоят из неизменного эфира.
24

25.

ФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ
Первое учение о движении – механика.
Все механические движения делятся на две
группы:
1. Движения небесных тел в надлунном
мире (вечны и неизменны).
2. Движения тел в подлунном мире:
насильственные и естественные.
25

26.

БИОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ
Заложил традицию систематизации видов
животных, разделив их на кровяных и
бескровных.
Ввел понятие «лестницы существ».
Его ученик Теофраст описал 400 видов
растений и исследовал их строение.
26

27.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ
АРИСТОТЕЛЯ
1. Материя существует вечно;
2. Вместилищем предметов является
пространство;
3. Пустот или мест без тел не существует,
мир непрерывен.
4. Все события протекают во времени;
5. В мире нет ничего неизменного и случайного, развитие его во времени строго
детерминировано.
27

28. Александрийская академия

Создана в 323 году до н.э. в Египте
военачальником Александра Македонского
Птолемеем Сотэром
Цель: обучение молодых людей наукам и
искусствам
При Академии учреждены музей и библиотека
Деятельность продолжалась почти 1000 лет до
VII века нашей эры.
28

29. РИМСКАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ

После завоевания Греции Римом в 146 г. до
н.э. греческая традиция некоторое время
продолжалась.
Атомистические представления развивал
Тит Лукреций Кар (60 г. до н.э.) в поэме «О
природе вещей»: природу составляют две вещи
– тела и пустота.
Клавдий Птолемей (140 г. н.э.) создал
геоцентрическую модель мира и математическую теорию видимого движения планет.
29

30. Постулаты космогонии Птолемея

1. Земля имеет форму шара, неподвижна и
является центром Вселенной;
2. Сфера звезд находится на колоссальном
удалении от Земли.
3. Небесные тела двигаются равномерно по
окружностям – «эпициклам», которые
двигаются вокруг Земли по окружностям –
«дифферентам».
30

31. «Естественная история» Плиния Старшего (23-79 гг.)

Естественнонаучная энциклопедия из 37 глав:
1. Описание Вселенной;
2. Учение о Земле;
3. География;
4.Антропология и физиология человека.
5. Зоология;
6. Насекомые;
7. Ботаника;
8. Лекарства, добываемые из животных;
9. Минералогия и прикладные ремесла;
Переводы “Естественной истории” на английский и
немецкий языки доступны в Интернет
31

32. ИТОГИ НАТУРФИЛОСОФИИ

1. Заложены основы практически всех современных
теорий (атома, первоматерии, пространствавремени, хаоса) и отраслей естествознания
(физики, химии, биологии, математики…).
2. Сформировались основы стиля современного
научного мышления: любознательность,
стремление к нововведениям, критичность,
стремление к упорядоченности и скептическое
отношение к общепринятым истинам, а также
поиску идей, законов и т. д., дающих
рациональное понимание всего окружающего
мира.
32

33. ИТОГИ НАТУРФИЛОСОФИИ

3. Заложены основы корпускулярной и континуальной традиций в науке. Лишь в 20 веке эти традиции были синтезированы в представлении о дуалистичности материи.
Окончательный закат натурфилософии датируется
VI веком – началом периода «темных веков».
33

34. Темы коротких сообщений

1) Об открытии Д.И. Менделеевым
периодического закона в книге: Б. М. Кедров
День одного великого открытия.
- М.: Эдиториал УРСС, 2001 – 640 с.
2) Научные революции в исторических
примерах. По книге Т. Куна “Структура
научных революций”.
3) Научно-исследовательские программы (по
Лакатосу) в исторических примерах.
34

35.

4. Жизнь и труды Пифагора;
5. История мифологии в книге: Фрезер
«Золотая ветвь».
6. Лезвийное притирание – магический
метод лечения в книге Умберто Эко
«Остров накануне».
7. Жизнь и труды Аристотеля.
8. Жизнь и труды Демокрита.
9. Жизнь и труды Лукреция Кара.
10. Плиний и его Естественная история.
35

36. Благодарю за внимание!

36
English     Русский Правила