Тест 88
Дворцовая площадь
История названия
План Дворцовой площади
Александровская колонна
2.
Стрелка Васильевского острова
3.
История создания
План центральной части Санкт-Петербурга 1 Адмиралтейство 2 Зимний дворец 3 Дворцовая площадь 4 Исаакиевский собор
Кораблик на шпиле Адмиралтейства
Адмиралтейство 1730-е годы. Архитектор Иван Коробов
Здание 1823 года
Адмиралтейство. Архитектор Андриан Захаров 1806 – 1823 гг.
4.
История собора
Икона Казанской Божией матери
Икона Казанской Божьей матери Иконографический тип Одигитрия (путеводительница)
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Строительство Казанского собора
Собор в XIX—начале XX века
С 1930-х годов
Архитектура и убранство собора
План Казанского собора
Казанский собор со стороны канала Грибоедова
Святыни, реликвии
Храм-памятник
Фельдмаршал граф Михаил Илларионович Голенищев -Кутузов
Генерал Барклай де Толли
5.
История театра
Занавес театра
Сени Александринского театра
Царское фойе Александринского театра
6.
История создания
7.
Павильон Трех граций
8.
Решетка Летнего сада
9.
10.
Новая Голландия
11.
Исаакиевский собор Архитектор Огюст Монферран 1818 – 1858 гг.
Бюст Огюста Монферрана , созданный из пород камней, использованных при строительстве собора.
План Исаакиевского собора
4.73M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Архитектура классицизма в Санкт-Петербурге. Тест

1. Тест 88

Архитектура классицизма
Санкт - Петербург

2.

3. Дворцовая площадь

• Дворцо́вая пло́щадь (с 1918 до 1944 площадь
Урицкого) — главная площадь Санкт-Петербурга,
архитектурный ансамбль, возникший во второй
половине XVIII — первой половине XIX века.
• Площадь образуют памятники истории и культуры
федерального значения: Зимний дворец, Здание
штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба
с Триумфальной аркой, Александровская колонна.
Её размеры составляют около 5 га (по другим
сведениям — 8 га; для сравнения — Красная
площадь в Москве имеет площадь 2,3 га). В составе
исторической застройки центра Санкт-Петербурга
площадь включена в список Всемирного наследия.

4. История названия

• Первоначальное название Адмиралтейский луг (включал также
территорию современного Александровского сада) известно с
1736 года. Дано по Адмиралтейской верфи. Наименование
существовало до 1772 года.
• Наименование Дворцовая площадь известно с 1766 года. Дано
по расположенному рядом Зимнему дворцу, южный фасад
которого выходит на площадь. В октябре 1918 года площадь
была переименована в площадь Урицкого (в честь
М. С. Урицкого, одного из организаторов штурма Зимнего
дворца в 1917 году, председателя Петроградской ЧК, убитого 30
августа 1918 года при входе в здание Главного штаба). 13
января 1944 года вышло постановление о возвращении 20
исторических наименований, в том числе и Дворцовой площади.

5. План Дворцовой площади

6. Александровская колонна

• Воздвигнута в стиле ампир в 1834 году
в центре Дворцовой площади
французским архитектором Огюстом
Монферраном по указу императора
Николая I в память о победе его
старшего брата Александра I над
Наполеоном в Отечественной войне
1812 года.

7.

• Проект был высочайше утверждён в 1829 году,
монумент был открыт в 1834 году. Эскизные рисунки
пьедестала выполнил О. Монферран. Барельефы на
пьедестале колонны в аллегорической форме
прославляют победу русского оружия и
символизируют отвагу российской армии; отливка
была выполнена на заводе Ч. Берда. Монолит
розового гранита был изготовлен в Пютерлакской
каменоломне под Выборгом в 1830—1832 годах. С
большими сложностями он был перевезён из
Пютерлакской каменоломни в 1832 году на
специально сконструированной для этой цели барже
в Санкт-Петербург. Монолит не закреплён и
держится только силой собственного веса. Памятник
венчает фигура ангела работы Бориса Орловского. В
1876 году архитектором К. К. Рахау были добавлены
декоративные фонари у колонны.
• Колонна (нередко её называют Александрийский
столп, по стихотворению А. С. Пушкина
«Памятник») — один из известнейших памятников
Петербурга.

8. 2.

9. Стрелка Васильевского острова

• Васильевский остров начал застраиваться ещё в
петровские времена. В 1716 году был утверждён
проект архитектора Доменико Трезини, согласно
которому здесь должна была появиться замкнутая
трапецевидная площадь, окружённая по периметру
жилыми домами. Однако вскоре Пётр I решил
сделать стрелку культурным и деловым центром
города. Под эти цели Трезини в 1719 — 1721 годы
создал новый проект, предусматривающий постройку
правительственных учреждений — здания
двенадцати коллегий, а также биржи, гостиного
двора и собора.

10.

• В начале 1720-х вдоль Большой Невы заложили
фундаменты под Кунсткамеру и дворец царицы
Прасковьи Фёдоровны, который с 1727 года был
отдан Академии наук. Но северный берег оставался
портовым районом, менее благоустроенным. Здесь
вдоль Малой Невы по проекту Трезини возвели
Гостиный двор (1722-35, сохранился фрагмент), а
также дома Апраксиных, Демидовых, Нарышкиных,
Лопухиных. В 1730-е сюда был переведён порт и в
этих зданиях разместились биржа, таможня, склады
товаров. Между академическим и торговыми
комплексами располагалась обширная
неблагоустроенная территория.

11.

• В 1750-е посередине площади по проекту
И. Я. Шумахера был поставлен специальный
павильон для Готторпского глобуса. Согласно
плану 1767 года, утверждённому Комиссией о
каменном строении Санкт-Петербурга и
Москвы, пустующую территорию следовало
оформить в подковообразную площадь. За
шесть лет с 1783 по 1789 годы по проекту
Джакомо Кваренги на берегу Большой Невы
было построено главное здание Академии
наук, а также вогнутую часть северного
пакгауза (1795—1797).

12.

13.

• В 1805—1810 годах архитектор Тома-де-Томон
построил на пустой площади между этими районами
здание новой Биржи, отвечающее потребностям
растущей экономики России. Величественное здание
выполнено в стиле античных храмов. Перед зданием
архитектор установил две Ростральные колонны с
аллегорическими фигурами у подножия,
олицетворяющими великие русские реки: Волгу,
Днепр, Неву и Волхов. Ансамбль завершают
расходящиеся крыльями от Биржи здания южного и
северного пакгаузов и таможни, построенные в
1826—1832 годах архитектором И. Ф. Лукини.

14.

15. 3.

16. История создания

• Санкт-Петербургское адмиралтейство было
заложено 16 (5) ноября 1704 года, об этом
сохранилась следующая запись:
• Заложили Адмиралтейский дом и веселились
в остерии и веселились, длина 200 сажен,
ширина 10 сажен
• Автор проекта И. К. Коробов(1738),
А. Д. Захаров(1823) Первое упоминание1704
год. Строительство1704—1706 годы

17.

• Подготовительные работы были закончены в
рекордно короткий срок и в начале 1705 года на
верфи были построены основные постройки и на
эллиннгах были заложены первые корабли.
• В условиях войны необходимо было защищать
верфь, поэтому в 1706 году адмиралтейство
представляло собой крепость. Оно было ограждено
земляным валом с пятью земляными бастионами. По
периметру были прорыты рвы, заполненные водой,
насыпь гласиса и экспланада — обширный луг для
обзора местности обстрела в случае внезапного
нападения противника. В первой постройке была
реализована вертикальная доминанта с
металлическим шпилем. Свободное от построек
пространство простиралось до современной Малой
Морской улицы

18. План центральной части Санкт-Петербурга 1 Адмиралтейство 2 Зимний дворец 3 Дворцовая площадь 4 Исаакиевский собор

19.

• 10 мая (29 апреля) 1706 года состоялся
первый спуск корабля на воду — был
построен прам с 18 пушками. К 1715 году в
этом подразделении Адмиралтейского
приказа работало около десяти тысяч
человек. В то время адмиралтейство
представляло собой одноэтажное
мазанковое строение, расположенное в виде
сильно растянутой буквы «П», раскрытой в
сторону реки Невы. В здании размещались
склады, мастерские, кузницы, а также службы
адмиралтейского ведомства. Двор был занят
эллингами для строительства парусных
кораблей, по периметру двора был
внутренний канал.

20.

• Канал вокруг адмиралтейства носил не
только оборонительную функцию, но и
транспортную — по нему доставлялся
строевой лес из Новой Голландии и
другие стройматериалы. Он был
интегрирован в сеть городских каналов,
соединяясь с Адмиралтейским каналом.
Канал был засыпан в 1817 году.

21.

• Здание 1711 года
• В 1711 году была произведена первая перестройка
адмиралтейства. В ходе работ над воротами был
установлен шпиль с корабликом, водружённый
голландским мастером Х. ван Болосом. Под
корабликом на шпиле укреплён позолоченный шар,
внутри которого находится круглая кубышка из
чистого золота. В ней помещены все образцы
золотых монет, отчеканенных в Санкт-Петербурге с
момента его основания. Этот шар никогда не
вскрывался, так как секрет поворота одной из его
половин в нужную сторону безвозвратно утрачен.

22. Кораблик на шпиле Адмиралтейства

23.

24.

• Оригинальный кораблик простоял на шпиле
до 1815 года, и во время ремонта был
заменён на второй кораблик. При этом
оригинальный кораблик Фон Болоса был
утерян. Второй кораблик простоял 71 год, и в
1886 году при очередном ремонте шпиля был
снят и заменён на точную копию. Второй
кораблик помещён в экспозицию Военноморского музея. Вес кораблика — 65 кг,
длина — 192 см, высота — 158 см.

25. Адмиралтейство 1730-е годы. Архитектор Иван Коробов

26. Здание 1823 года

• К началу XIX века утилитарная архитектура
адмиралтейства уже не соответствовала его
положению «центрального» здания в городе: три
главных магистрали (Невский проспект, Гороховая
улица и Вознесенский проспект) — сходятся к нему
лучами. К востоку от адмиралтейства незастроенное
пространство доходило до реки Мойки, вдоль
которой шла Большая Луговая улица. Возникла
необходимость изменить облик здания, так чтобы
оно гармонировало с находящимся поблизости
Зимним дворцом и другими величественными
архитектурными ансамблями, расположенными
рядом с адмиралтейством.

27.

• Архитектурный ансамбль
Адмиралтейства состоит из двух Побразных в плане корпусов (внешнего и
внутреннего). между ними проходил
Адмиралтейский ров. Внешний корпус
занимали административные
учреждения морского и речного флота
России, а во внутреннем по-прежнему
были производственные мастерские.

28.

• В центре здания — монументальная башня со
шпилем (архитектор И. К. Коробов), окружённая
колоннадой в средней части, ставшая символом
города. Основание башни прорезано аркой, а на
флангах средней части установлены 12-ти и 6колонные портики. Они повторяются на боковых
фасадах. Павильоны, обращённые к Неве,
перекликаются с основанием центральной башни и
увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов.
Строгий ритм членений придает композиции
Адмиралтейства особую цельность.

29. Адмиралтейство. Архитектор Андриан Захаров 1806 – 1823 гг.

30.

• Композиция двух крыльев фасада,
симметрично расположенных по
сторонам башни, построена на сложном
ритмическом чередовании простых и
чётких объёмов (гладкие стены, сильно
выступающие портики, глубокие
лоджии).

31.

• Особое место в архитектурном решении
Адмиралтейства занимает скульптура. Во фронтонах
боковых портиков — рельефы, изображающие
греческую богиню правосудия Фемиду,
награждающую воинов и ремесленников. В создании
скульптур принимали участие С. С. Пименов,
В. И. Демут-Малиновский, А. А. Анисимов.
Центральную арку фланкируют стоящие на высоких
постаментах статуи нимф, несущих глобусы
(скульптор — Ф. Ф. Щедрин). Над аркой — парящие
Славы и аллегорический барельеф «Заведение
флота в России» (ск. И. И. Теребенев).

32.

33.

• На углах первого яруса — фигуры античных героев:
Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра.
Над колоннадой — 28 скульптурных аллегорий: огня,
воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх
стран света, музы астрономии — Урании и
покровительницы корабельщиков-египетской богини
Изиды и др. Декоративные рельефы органично
соотносятся с крупными архитектурными объёмами,
пристенные скульптурные группы подчёркивают в
грандиозно развёрнутых фасадах живую
человеческую меру. Скульптуры Адмиралтейства не
просто указывают на функциональное назначение
здания, они утверждают образ России как морской
державы.

34. 4.

35. История собора

• Построен в 1811 г. по проекту А.Н.Воронихина в
честь Казанской иконы Божией Матери. В соборе
находится могила героя Отечественной войны 1812 г.
фельдмаршала М.И.Кутузова.
Престольный праздник: Явление иконы Пресвятой
Богородицы во граде Казани (1579) - отмечается 21
июля (8 июля по ст. стилю); празднование Казанской
иконе Божией Матери (в память избавления Москвы
и России от поляков в 1612 г) - отмечается 4 ноября
(22 октября по ст. стилю).

36. Икона Казанской Божией матери

37. Икона Казанской Божьей матери Иконографический тип Одигитрия (путеводительница)

38.

• Икона Казанской Божией Матери явилась в
1579 году в Казани, взятой у татар Иоанном
Грозным.
Пресвятая Богородица явилась во сне
девице Матроне и повелела возвестить
архиепископу и градоначальнику, чтобы они
взяли икону Ее из земли, и указала место.
Девица рассказала о своем сне матери, но
та объяснила сон обыкновенною детскою
грезою. Сон повторялся еще дважды и с
угрозою наказания за непослушание.

39.

• Мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и
градоначальнику, но те не поверили им. Тогда, 8
июля старого стиля, обе они, в присутствии народа,
отправились на указанное место. Мать и другие люди
начали копать землю, иконы не находили. Но лишь
стала копать сама Матрона, икона была найдена.
Она была обернута в ветхое сукно и сияла чудным
светом, как будто бы недавно была изображена.
Тогда с крестным ходом перенесли икону в
ближайшую церковь.
Список с иконы был отправлен в Москву, и царь
повелел построить церковь и женский монастырь на
месте явления иконы.
• Впоследствии было еще несколько явлений икон,
списков с Казанской.

40.

• В России до 1917 года было три особо
чтимых списка Казанской Божией Матери: в
Казани, в Богородичном соборе; икона,
перенесенная Петром Первым в СанктПетербург из Москвы; в московском
казанском соборе, дарованная князем
Пожарским.
• В 1904 году в Казани чудотворная икона
была похищена, и ее дальнейшая судьба
достоверно неизвестна.
• Особо чтимая чудотворная Казанская икона
пребывает в Московском Елоховском
Богоявленском патриаршем соборе.
• Празднование этой иконе 8/21 июля.

41. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

• 6 (17) сентября 1733 года на Невском
проспекте была заложена каменная
придворная церковь Рождества Пресвятой
Богородицы в стиле барокко, с деревянным
куполом и колокольней над входом. Автором
проекта являлся архитектор Михаил Земцов.
Освящение храма состоялось 13 (24) июня
1737 года в присутствии императрицы Анны
Иоанновны. За день до освящения в храм
был перенесён чтимый образ Казанской
иконы Божией Матери, обретённый в конце
XVI века. В 1747—1748 годах живописец Луи
Каравак создал храмовый образ «Рождества
Богородицы».

42.

• 1773 году в храме венчался цесаревич Павел
Петрович. Церковь была местом, где
отмечались многие победы российской
армии.
• В середине XVIII века планировалось
придать храму более парадный вид. Так,
архитектор Семён Волков разработал проект
пятиглавого завершения и новой колокольни,
но он не был осуществлён. В конце XVIII века
ещё один проект разрабатывали Джакомо
Кваренги и Николай Львов

43. Строительство Казанского собора

• В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на
проект нового собора взамен обветшавшей РождествоБогородичной церкви. Среди участников конкурса были
известные архитекторы: П. Гонзага, Ч. Камерон, Д. Тромбара,
Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект
утверждён не был.
• Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи
резиденции которого находился храм, предложил императору
новый проект, созданный молодым талантливым архитектором
(и бывшим крепостным Строгановых) А. Н. Воронихиным. Этот
проект получил одобрение, а граф Строганов стал
председателем попечительского совета при строительстве
собора.

44.

• Закладка нового храма произошла 27 августа (8
сентября) 1801 года в присутствии императора
Александра I. На строительстве Казанского собора
на общественных началах, в качестве помощника
Воронихина работал архитектор и гравер - Алфёров
Николай Федорович. Строительство было окончено в
1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января
1811 года автор проекта Казанского собора,
архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом
Святого Владимира 4-ой степени.
• 15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий
совершил освящение собора. В том же году была
разобрана старая церковь.

45. Собор в XIX—начале XX века

• Казанский собор воспринимался современниками как
памятник ратных побед русского народа в
Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда
доставлены почетные трофеи: военные французские
знамена и личный жезл наполеоновского маршала
Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал
М. И. Кутузов.
• До конца 1829 года в соборе продолжалась работа
по отделке, которой руководил О. Монферран.
Первый ремонт в соборе прошёл в 1844—1845 годах,
второй, включавший в себя реставрацию образов и
стенной живописи, — в 1862—1865 годах.
• 28 октября (9 ноября) 1893 года в соборе отпевали
П. И. Чайковского.

46. С 1930-х годов

• Гонения на церковь, начавшиеся после революции 1917 года,
коснулись и Казанского собора. Интерьер собора сильно
пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. Храм
перешёл в руки обновленцев и после закрытия в 1928 году
Исаакиевского кафедрального собора получил статус
кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии.
25 января 1932 года собор был закрыт, а 15 ноября 1932 года в
здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950—
1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963—
1968 годах — фасадов.
• Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом
приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30
апреля 1994 года на купол был поднят крест.
• Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. Его
совершил митрополит Владимир (Котляров).
• В 2000 году собор получил статус кафедрального.

47. Архитектура и убранство собора

• Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению
храм был похож на величественный Собор Святого Петра в
Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н.
Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада
из 96-и колонн. Если колоннада собора святого Петра в Риме
замыкает площадь, то колоннада Казанского собора
раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное
решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему,
встававшую перед всеми строителями храмов на Невском.
Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются
и православные храмы — на западе - вход, на востоке —
алтарь. Потому многие культовые сооружения вынуждены были
стоять боком к главной магистрали города.

48.

• 1800 году была создана "Комиссия о
построении Казанской церкви" во главе с
графом А. С. Строгановым. В 1801 году она
доложила императору о необходимости
построить колокольню и дома для клира. На
эту просьбу Павел I ответил отказом: "В
Риме у Петра нет колокольни, а нам и
подавно ни к чему! Что касается
церковнослужителей, эти без жилья не
останутся". Позже священнослужителям
достался жилой дом на углу Невского
проспекта и Казанской улицы. Колокольню
так и не построили, колокола разместили в
проёмах на колоннаде собора.

49. План Казанского собора

50. Казанский собор со стороны канала Грибоедова

51.

• Колоннада позволила сделать северную,
боковую часть собора, парадной. Купольный
крест собора, по тем же самым причинам,
повёрнут к проспекту ребром и с парадной,
северной стороны в полной мере не виден. С
юга собор должна была украшать такая же
колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина
не был доведён до конца. Колокольни собор
не имеет, звонница расположена в западном
крыле колоннады. Закрепив концы колоннады
монументальными портиками, Воронихин
оформил проезды вдоль канала и улицы, в
сторону которой был обращен западный
фасад собора.
• Казанский собор стал самым высоким
храмом начала XIX века. Его высота
достигает 71,5 метра.

52.

• Строительные работы были завершены 15
сентября 1811 года. В старой
Рождественской церкви провели последнюю
службу, после чего её разобрали. При
торжественном освящении Казанского собора
графом Строгановым Александру I были
вручены ключи от нового храма. На
церемонии его открытия А. Н. Воронихина
наградили орденом Анны второй степени и
пожизненной пенсией.

53.

• Фасады собора облицованы серым пудожским
камнем. Ранее они были украшены рельефами и
статуями, выполненными И. П. Мартосом,
И. П. Прокофьевым, Ф. Г. Гордеевым,
С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским. Удалось
осуществить не всё из задуманного. Так, до
настоящего времени сохранились два пьедестала по
бокам колоннады, до 1824 года на них стояли
гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были
быть заменены бронзовыми.
• Северные врата собора были отлиты из бронзы по
образцу знаменитых «райских дверей» XV века во
флорентийском баптистерии.
• Внутри храма расположены 56 колонн коринфского
ордера из розового финского гранита с золочёными
капителями.

54.

• Из барельефов в интерьере уцелели
всего два: «Несение креста»
Ф. Ф. Щедрина и «Взятие под стражу»
Ж. Д. Рашетта, остальные удалили
уже в 1814 году.
• Образа исполнили академики
живописи: В. К. Шебуев, А. Е. Егоров,
А. И. Иванов, Ф. П. Брюлло,
С. С. Щукин, О. А. Кипренский и другие.

55.

• Примечателен был иконостас главного
придела. Он был в 1834—1836 годах
облицован трофейным серебром, отнятым у
французов. 40 пудов этого серебра прислал
донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет
серебром были облицованы и иконостасы
северного и южного приделов. После изъятия
церковных ценностей иконостас был утрачен.
В настоящее время серебро на иконостасах
восстановлено.

56. Святыни, реликвии

• Главная святыня храма — почитаемый список с
Казанской иконы Божией Матери. Икона
принадлежала царице Прасковье Фёдоровне
(Салтыковой) — вдове царя Ивана V (сводного брата
царя Петра I, царствовавшего вместе с ним с 1682 по
1696 годы). Икона была привезена ею в СанктПетербург при переезде царского двора из Москвы,
после объявления в 1712 году Санкт-Петербурга
столицей. Эта икона вдохновляла возглавляемое
князем Пожарским народное ополчение, которое в
1612 году двигалось из Нижнего Новгорода в Москву
освобождать Кремль от иноземцев. После
длительного нахождения в церкви Рождества
Богородицы на Невском проспекте, она была
помещена в новом Казанском соборе.

57.

• Казанская икона стала одной из главных
православных святынь Санкт-Петербурга. После
закрытия собора она была перенесена в Успенский
собор на Сенной площади (Спасо-Успенский
обновленческий кафедральный собор), после его
закрытия - в Смоленскую кладбищенскую церковь.
После закрытия последней в 1940 году святыня была
изъята у обновленцев и передана в КнязьВладимирский собор, где помещена у правого
клироса. 4 июля 2001 года икона без крестного хода
была возвращена в Казанский собор. Есть
предположение, что большевики в 1930—1940-е
чтимый образ конфисковали, и нынешняя икона —
лишь её список, исполненный в XIX веке. Так как
местонахождение прежней иконы неизвестно,
появились домыслы, что она попала в униатский
храм в Фатиме (Португалия) или в домовую каплицу
римского папы.

58. Храм-памятник

• Казанский собор — храм русской воинской славы.
Летом 1812 года, перед выездом в действующую
армию, собор посетил назначенный командовать
русской армией Михаил Илларионович Кутузов. Он
припадал к иконе Казанской Божией матери.
Прославленный фельдмаршал нашёл здесь свой
последний приют. В 1813 году прах светлейшего
князя М. И. Кутузова, умершего в прусском городе
Брунцлау во время Заграничного похода русской
армии, был захоронен в Казанском соборе. Решетку,
ограждающую могилу М. И. Кутузова и мраморную
плиту на ней выполнили по рисунку самого А. Н.
Воронихина.

59.

• 1813-1814 годах в соборе были выставлены для
осмотра 107 трофейных французских знамен и
штандартов разгромленных французских полков, 93
ключа от крепостей и городов взятых русской
армией.
• А в 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины
разгрома Наполеона, на полуциркульной площади
перед Казанским собором были торжественно
открыты бронзовые памятники прославленным
русским полководцам М. И. Кутузову и
М. Б. Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал
выдающийся русский архитектор В. П. Стасов, а сами
фигуры полководцев были отлиты по моделям
выдающегося скульптора Б. И. Орловского.
Монументы подчёркивали мемориальное значение
Казанского собора как своеобразного памятника
немеркнущим подвигам, совершенным русскими
воинами во имя Отечества.

60. Фельдмаршал граф Михаил Илларионович Голенищев -Кутузов

Фельдмаршал
граф Михаил
Илларионович
Голенищев Кутузов

61. Генерал Барклай де Толли

62. 5.

63. История театра

• Российский государственный академический театр
драмы им. А.С. Пушкина – легендарный
Александринский театр – является старейшим
национальным театром России. Он был учрежден
Сенатским Указом, подписанным дочерью Петра
Великого императрицей Елизаветой 30 августа 1756
года в день Святого Александра Невского. Именно
этот театр является прародителем всех Российских
театров, а дата его основания – Днем рождения
Русского профессионального театра. Учреждение
театра послужило началом государственной
политики Российского государства в области
театрального искусства.

64.

• Российский государственный театр драмы
на протяжении двух с половиной столетий
служил атрибутом Российской
государственности. В 18, 19 и начале 20
веков он являлся главным императорским
театром, судьбой которого занимались
Российские императоры.

65.

• С 1832 года Российский государственный театр
драмы получил великолепное здание в центре
Невского проспекта в Санкт-Петербурге,
построенное по проекту великого архитектора
Карла Росси. Это здание было названо
Александринским театром (в честь супруги
императора Николая Первого Александры
Федоровны) и с тех пор имя Александринского
театра неразрывно связано с мировой историей
сценического искусства. Уникальный комплекс
зданий, с пятиярусным зрительным залом,
огромной сценой, дворцовыми парадными фойе,
величественным фасадом, ставшим одной из
эмблем Северной столицы, вошел в число
жемчужин мировой архитектуры, находящихся на
учете ЮНЕСКО.

66.

• Именно здесь, в Александринском театре состоялись
премьеры практически всех произведений русской
драматургической классики от «Горя от ума» А.С.
Грибоедова до пьес А.Н. Островского и А.П. Чехова.
Александринский театр – это учебник истории русского
театрального искусства. Именно на этой сцене играли
знаменитые русские актеры – от В. Каратыгина и А.
Мартынова до Н.Симонова, Н. Черкасова, В. Меркурьева, И.
Горбачева, Б.Фрейндлиха. Эту сцену украшали дарования
прославленных русских актрис от Е. Семеновой, М. Савиной
(основательницы Союза театральных деятелей России), В.
Комиссаржевской до Е. Корчагиной-Александровской, Е.
Тиме, Н. Ургант. Сегодня на сцене Александринского театра
работают такие артисты, как С.Паршин,
В.Смирнов, Н.Мартон, Г.Карелина,
И.Волков, С.Смирнова, С.Сытник, М.Кузнецова и др.

67.

• В театре работали великие театральные режиссёры
Вс. Мейерхольд, Л.Вивьен, Г. Козинцев, Г.
Товстоногов, Н. Акимов. Сегодня Александринским
театром руководит известный режиссер, народный
артист России, лауреат Государственных премий
Валерий Фокин. Спектакли Александринцев вошли
во все мировые энциклопедии театра. С театром
сотрудничали великие художники А. Бенуа, К.
Коровин, А. Головин, Н. Альтман, выдающиеся
композиторы А. Глазунов, Д. Шостакович, Р. Щедрин.

68. Занавес театра

69. Сени Александринского театра

70. Царское фойе Александринского театра

71. 6.

72. История создания

• Строительство здания продолжалось с 1819 по 1829
год. Архитектор: К. И. Росси. Скульпторы:
С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский.
• С высоты 36 м, на вершине строения, широко
видная издалека, парит триумфальная колесница,
влекомая шестёркой коней. Их сдерживают двое
воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых
копьями. В повозке стоит крылатая Слава,
простирающая левой рукой штандарт над площадью.
В правой руке богини — лавровый венок.
Триумфальная арка, высотой 28 метров и шириной
17 метров, состоит из двух частей, одна их которых
оформляет вид здания с Дворцовой площади, а
другая завершает Большую Морскую улицу.

73.

• Триумфальная арка, высотой 28 метров и
шириной 17 метров, состоит из двух частей,
одна их которых оформляет вид здания с
Дворцовой площади, а другая завершает
Большую Морскую улицу. Арка украшена
фигурами летящих Слав, композициями из
оружия и воинских доспехов. Скульптура,
венчающая арку, выполнена из листовой
меди скульпторами С. С. Пименовым и В. И.
Демут-Малиновским.

74. 7.

75. Павильон Трех граций

• В 1800 году Камерон создал свое последнее
произведение в Павловском парке - павильон Трех
граций в Собственном садике, у самого дворца. Оно
напоминает античный портик — 16 стройных
ионических колонн поддерживают перекрытие с
крупными розетками в кессонах. У павильона
двускатная крыша, с фронтонами с обеих сторон.
При строительстве павильона фронтонные статуи
были заменены скульптурными композициями в
тимпанах. Со стороны Собственного садика на
тимпане был установлен рельеф с изображением
Аполлона с атрибутами наук и искусств, со стороны
Садовой улицы — рельеф, изображающий Минерву
с воинскими атрибутами. Они были выполнены
скульптором И. П. Прокофьевым.

76.

• В 1802 году, к дню своего рождения, 14
октября, Мария Федоровна получила
роскошный подарок от старшего сына —
скульптуру «Три грации». «Указ кабинету»
Александра I заплатить 11000 рублей за
купленную им для «Ея Величества
Государыни Императрицы Любезнейшей
Матери моей у итальянца Августина Трискорни Мраморную группу, представляющую трех
граций» датирован 27 октября 1802 года.

77.

• С момента установки этой скульптурной группы
меняется и название сооружения. С середины ХШ
века во всех архивных делах его именуют
«Павильоном Трех граций». Грации — богини,
олицетворяющие женские прелести, красоту и
радость. Эвфросина (Радость), Талия (Цвет), Аглая
(Блеск). Они дочери Зевса и океаниды Эвриномы.
Грации — частые спутницы богов: Гермеса, Диониса,
Афродиты. «...главная их обязанность заключалась в
том, чтобы доставлять богам и людям все то, что
делает жизнь хорошей и счастливой». Скульптурная
группа «Три грации» придала павильону необычайно
легкое, поэтическое звучание. Она прекрасно
гармонирует не только с Колоннадой Камерона, но и
с окружающей природой. Во время войны
скульптурная группа «Три грации» была спрятана,
зарыта в землю. Фашисты нашли ее, но по
счастливой случайности вывезти не успели.

78.

79. 8.

80. Решетка Летнего сада

• В 1771—1784 годах со стороны Невы была
установлена знаменитая решётка, один из символов
Санкт-Петербурга. Авторы решетки — архитекторы
Ю. М. Фельтен, Иван Фок и П. Е. Егоров.
• Эту ограду, изумительную по совершенству
пропорций, Анна Ахматова назвала "Лучшею в мире".
36 гранитных колонн, на которых установлены вазы и
урны, соединяет ажурная металлическая решетка,
украшенная позолоченными деталями.
• На решетке Летнего сада можно видеть
мемориальную доску, укрепленную в том месте, где в
1866 году революционер Д. Каракозов стрелял в
императора Александра II.

81. 9.

82. 10.

83. Новая Голландия

• Архитектурный комплекс острова «Новая Голландия» был
возведён в 1765—1780 по проекту и в формах раннего
классицизма.
• В основу нового складского комплекса был положен проект
С. И. Чевакинского. Он предложил новаторскую идею сушки
леса не в штабелях, а стоймя. Таким образом, удалось
увеличить вместимость складских помещений и избежать
гниения дерева. Здания были построены из красного кирпича и
лишены обычной для того времени штукатурной отделки. Когда
в 1788 было прекращено строительство по предыдущему
проекту, к работам привлекли французского архитектора ЖанаБатиста Валлен-Деламота. Отделку фасадов производили уже
в соответствии с его проектом. Ему же принадлежит знаменитая
арка в неоклассическом стиле, переброшенная через канал,
соединяющий внутренний бассейн («Ковш») с Мойкой. Арка
Новой Голландии, построенная в 1779—1787, — редкое
сочетание красного строительного кирпича и тесаного гранита,
из блоков которого сложены колонны дорического ордера,
несущие мощный антаблемент, придающий этому сооружению
гармонию и монументальность. Ее высота — 23 метра, а
ширина пролета — 8 с лишним метров.

84. 11.

85. Исаакиевский собор Архитектор Огюст Монферран 1818 – 1858 гг.

• Собор преподобного Исаакия
Далматского) — крупнейший православный
храм Санкт-Петербурга. Расположен на
Исаакиевской площади. Имеет статус музея;
зарегистрированная в июне 1991 года
церковная община имеет возможность
совершать богослужение по особым дням с
разрешения дирекции музея. Освящён во имя
преподобного Исаакия Далматского,
почитаемого Петром I святого, так как
император родился в день его памяти — 30
мая по юлианскому календарю.

86.

• Высота — 101,5 м, внутренняя площадь — более 4
000 м²., длина и ширина — около 100 метров.
Наружный диаметр купола — 25,8 м. Здание
украшает 112 монолитных гранитных колонн
разных размеров. Стены облицованы светлосерым рускеальским мрамором. При установке
колонн были использованы деревянные
конструкции инженера А. Бетанкура. На фризе
одного из портиков можно разглядеть
скульптурное изображение самого архитектора
(Монферран умер практически сразу после
освящения собора, но в желании архитектора быть
погребённым в собственном творении было
отказано).

87. Бюст Огюста Монферрана , созданный из пород камней, использованных при строительстве собора.

88.

• Среди многих выдающихся памятников
архитектуры Санкт-Петербурга Исаакиевский
собор выделяется тем, что при его
возведении и отделке необычайно широко
применялись различные породы цветного
камня. Здесь были использованы гранит,
различные виды мраморов, шокшинский
порфир, брекчия, шунгитовый сланец, а
также малахит и лазурит.

89.

90. План Исаакиевского собора


1 — западный портик
2 — северный портик
3 — восточный портик
4 — южный портик
5 — алтарь
6 — придел Святой
Екатерины
7 — придел Святого
Александра Невского
8 — главный
иконостас
9 — Царские врата
10 — подкупольные
пилоны
English     Русский Правила