Похожие презентации:
От Мифа к Логосу или разные способы видеть Мир
1. Биоэтика в контексте развития научного знания.
Преподаватель: Бушев СтаниславАлександрович
2. Тема: От Мифа к Логосу или разные способы видеть Мир.
МИФ – (греч. Mythos) – формаповествования о происхождении мира:
природы, человека, общества. Один из
способов осознания «вечных» проблем:
начала и конца жизни, целей и задач
индивидуального и общественного
развития. Миф – это сказание,
которое передает представление
людей о мире, месте человека в нем, о
богах и героях.
3. От Мифа к Логосу
ЛОГОС - (греч. λόγος) — терминфилософии,
означающий
«слово» (или «предложение»,
«высказывание», «речь») — в
переводе с греческого языка и
«мысль» (или «намерение») —
в переводе с древнегреческого,
а
также
—
«смысл»
(понятие, принцип, причина,
основание) вещи или события.
Автор Гераклит (544 – 483 гг.
до н.э.) из Эфеса: «Все течет,
все меняется».
4. От Мифа к Логосу
МнениеЗнание
5. Типы Мировоззрений
Мировоззрение - система наиболее общихпредставлений о мире в целом и месте человека в этом
мире, процесс рационального познания и
эмоционального переживания человеком своего места
в мире, своих возможностей и перспектив.
История как источник знания.
Типы:
- Бытовое
- Мифологическое
- Религиозное
- Философское
- Научное
6. Религиозное мировоззрение
РЕЛИГИЯ (от лат. religio – «святыня», набожность,благочестие; Цицерон связывал ее с лат. religere –
собирать, благоговеть, соблюдать, вновь обдумывать).
Особая форма осознания мира, обусловленная верой в
сверхъестественное, включающая в себя свод моральных
норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и
объединение людей в организации (церковь, религиозную
общину).
7. Научное мировоззрение
Наука - сферачеловеческой творческой
деятельности, продуктом
которой является знание,
его выработка и
теоретическая
систематизация. В ходе
исторического развития
наука превращается в
один из важнейших
социальных институтов.
8. Философское мировоззрение
Философия (Др.-греч. φιλοσοφία — любовь к мудрости,любомудрие; от φιλέω — люблю и
σοφία — мудрость) – дисциплина,
особая форма духовного освоения
мира, учение о месте человека в
мире, соотношение мира и
человека, о смысле человеческого
пребывания в мире.
Гегель (1770 – 1831) – «философия
это мышление о мышлении»,
«философия – это эпоха,
схваченная в мысли».
9. Позиции по вопросу о соотношении философии и науки:
Позиции по вопросуфилософии и науки:
о
соотношении
Натурфилософская: «философия - наука наук», «любая
частная наука – суть прикладная философия»,
«философия – царица наук»-« всеобщие истины
философии по своему гносеологическому статусу выше
истин естествознания».
Позитивистская: «наука сама себе философия»(О.
Конт), «Физика, бойся метафизики»(И. Ньютон).
Антиинтеракционисткая: дуализм во
взаимоотношениях между философией и наукой, их
абсолютное культурное равноправие и суверенность,
отсутствие взаимосвязи и взаимовлияния между ними.
Диалектическая: между конкретным научным знанием и
философией существует внутренняя, необходимая,
существенная связь.
10. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие ориентации. (scientia = наука)
Сциентизм и антисциентизм какмировоззренческие ориентации.
(scientia = наука)
Двоякое отношение к НТП:
1.
Полярные оценки по гносеологическим
вопросам. Главный пункт расхождений оценка науки и НТП.
Оптимисты (Д.Белл, Г.Кан) и Пессимисты (от
Руссо до Римского клуба).
2.
Оба направления часто сходятся в том,
что естествознание и развитый в нем
образец познания являются олицетворением
научности.
11. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие ориентации. (scientia = наука)
Сциентизм и антисциентизм какмировоззренческие ориентации.
(scientia = наука)
3. Для сциентизма все проблемы м.б.
решены с помощью науки (а под наукой
понимается прежде всего комплекс точных
наук.)
Для
антисциентизма
–
наука
порождает проблем больше, чем разрешает.
4. Сциентизм – научный метод познания
применим везде и ничем не ограничен.
Антисциентизм – существуют разные формы
познания, в т.ч. и ненаучные, научный метод
ограничен.
12. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие ориентации. (scientia = наука)
Сциентизм и антисциентизм какмировоззренческие ориентации.
(scientia = наука)
Типичным философским обоснованием сциентизма
является неопозитивизм,
для антисциентизм – экзистенциализм.
Мировоззренческие корни сциентизма и
антисциентизма – в дилемме рационализма (Р) и
иррационализма (И).
Р = направление, признающее разум основой
познания и поведения (ratio – разум).
И = направление, ограничивающее возмож-ти
разума в процессе познания, поведения людей. В
качестве основы миропонимания выдвигается
нечто иррациональное, т.е недоступное разуму.
13. Познавательная деятельность человека
Что такое познание???S
O
Познание-процесс разворачивающийся между
познающим субъектом и познаваемым
объектом, результатом которого является
знание
14. Познание и действительность
Карта – это не территория!Имя – это не вещь!
15. Познание и восприятие
Какой круг больше? Тот, который окруженмаленькими кругами
или же тот, который окружен большими?
16. Познание и восприятие
Какая из красных линий длиннее?17. Познание и восприятие
18. Познание и восприятие
19. Научная картина мира
Научная картина мира (сокр. НКМ) — одно изосновополагающих понятий в естествознании
— особая форма систематизации знаний,
качественное обобщение и
мировоззренческий синтез различных научных
теорий.
20. Исторические типы НКМ
АристотелевскаяНьютоновская
(классическое
естествознание)
Эйнштейновская
(неклассическая)
21. Наука, структура научного знания и критерии научности
Функциинауки
описание
объяснение
предсказание
22. Наука, структура научного знания и критерии научности
Характеристика научного знанияОриентация на истинность
Предметность
Проблемность
Обоснованность
Интерсубъективная проверяемость
Системность
23. Предпосылки развития науки
Формирование речи;Развитие счета;
Возникновение искусства;
Формирование письменности;
Формирование мировоззрения (миф);
Возникновение философии.
24. Периодизация науки
Преднаука— зарождение науки в цивилизациях ДревнегоВостока: астрологии, доевклидова геометрия, грамоты,
нумерологии.
Античная наука — формирование первых научных теорий
(атомизм) и составление первых научных трактатов в эпоху
Античности: астрономия Птолемея, ботаника Теофраста,
геометрия Евклида, физика Аристотеля, а также появление
первых протонаучных сообществ в лице Академии
Средневековая магическая наука — формирование
экспериментальной науки на примере алхимии Джабира
Научная революция и классическая наука — формирование
науки в современном смысле в трудах Галилея, Ньютона, Линнея
Неклассическая наука — наука эпохи кризиса классической
рациональности
25. Периодизация науки
доклассический (ранняя античность, поиск абсолютной истины,наблюдение и размышление, метод аналогий)
классический (XVI—XVII вв., появляется планирование
экспериментов, введён принцип детерминизма, повышается
значимость науки)
неклассический (конец XIX в, появление мощных научных
теорий, например, теории относительности, поиск
относительной истины, становится ясно, что принцип
детерминизма не всегда применим, а экспериментатор оказывает
влияние на поиск эксперимента)
постнеклассический (конец XX в., появляется синергетика,
расширяется предметное поле познания, наука выходит за свои
рамки и проникает в другие области, поиск целей науки).
26. Особенности развития науки ХХ-ХХI века
Дифференциация (от differentia - от fere – несу, уношу) -разделение знания на части, ступени, уровни; дробление
классических наук на отдельные области.
Интеграция научных знаний (от латинского «integer»
целый, восстановленный) - восстановление, объединение,
восполнение целостного знания из ранее раздробленных
частей и элементов.
Формирование неклассического идеала научности:
антифундаментализм, антиредукционизм, экстернализм.
Доминирует познавательное отношение к миру и
основанные на нем индустриальные технологии (рост
коммерческой составляющей, правовой контроль,
общественный резонанс).
27. Структура научного знания
Структура научного знанияВертикальная
Горизонтальная
- эмпирический
- логико-математические науки
- теоретический
- естественные науки
- уровень предпосылок и
- социально-гуманитарные науки
оснований (система
онтологических,
- практико-технические науки
методологических представлений
и философские идеи и принципы)
28. Номотетический и идиографический подходы в науке
Неокантианство баденской(фрайбургской) школы (кон. XIX – нач. ХХ
в.)
Вильгельм Виндельбанд
Генрих Риккерт
29. Методы научного познания
НаблюдениеЭксперимент
Моделирование