13.20M
Категория: ПедагогикаПедагогика

Система уроков развития речи. Темы о лете

1.

Сочинение-описание
Сочинение-рассказ
Сочинение-рассуждение
Система уроков
развития речи

2.

ТЕМЫ о ЛЕТЕ
Сформули-
руйте!

3.

ТЕМЫ о ЛЕТЕ
«Моё лето» - плохо? А как хорошо?
1. Одна удивительная летняя встреча.
2. Три главных события моего лета.
3. Почему я всегда рада лету.(Чем
меня радуют летние дни)
4. О том, как летом сбываются
желания.
5. Мои летние "открытия".
6. Человек и природа летом.

4.

Повествование:
от простого к сложному
1. Рассказ по серии сюжетных картинок.
2. Рассказ с заданным началом.
3. Рассказ о событии по схеме «горка»
(события+чувства).
4. Ролевой рассказ от лица животного,
растения, предмета (чужая т.зрения)
5. Сочинение сказки по схеме Проппа.
6. «Салат из сказок».
7. Сказка-притча с поучительным концом.

5.

Описание:
от простого к сложному
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Описание предмета (игрушки).
«Какая интересная комната!» (Интерьер).
Описание художественного натюрморта.
«Я вхожу в картинку» (жанровая
сказочная - А. Бенуа, И.Билибин, В.Васнецов)
Жанровая сценка (классич.живопись)
Описание художественного портрета
Описание художественного пейзажа.
Описание памятника архитектуры.

6.

Рассуждение:
от простого к сложному
1.
2.
3.
4.
Ответ на вопрос с доказательством.
«Как я понимаю пословицу».
Работа с афоризмами: интерпретация, выражение
своего мнения, аргументация.
Сочинение-рассуждение по чужому тексту
(короткие притчи; стихотворения-песни В.Высоцкого; басни Ф.Кривина;
рассказы А.П.Чехова и т.п.).
5. Сочинение-эссе с соблюдением принципов лирикофилософского жанра.
1. Отзыв о книге («Моя любимая сказка А.С.Пушкина», «Я и
Пушкин», «Мой Крылов»).
2. Характеристика героя; групповая характеристика
персонажей.
3. Сопоставительная характеристика героев.
4. Сочинение-рассуждение по литературе как ответ на
проблемный вопрос.

7.

МЕТОДИКА обучения
написанию сочинений
(рассказ по серии сюжетных
картинок В.Сутеева, Н.Радлова)
«Рассказ о
событии»

8.

РАССКАЗ ПО СЕРИИ ЮЖЕТЫХ
КАРТИНОК
Графически оформленные
истории дают возможность
наглядно показать учащимся
развитие действия, выяснить
характер героя, обратить
внимание на то, как художник
мотивирует его поступки
(методист П.Ф. Ивченков)

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

Предварительные упражнения
1. Придумывание заголовков к каждой картинке.
(глагольных, назывных, цитатных)
2. Составление диалога по сюжетным
картинкам. Рассмотрите рисунки, подумайте, о чем
герои могли бы разговаривать, составьте диалоги героев
на основе содержания рисунков.
2. Редакционная работа. Отредактируйте имеющиеся
слова автора, исправив в них речевые ошибки.
3. Составление рассказов по опорным
словосочетаниям на основе сюжетных рисунков.
Рассмотрите рисунки, подумайте, о чем вы могли бы
рассказать, используя их. Составьте рассказ, опираясь на
приведенные ниже опорные словосочетания с
пропущенными буквами (орфографическая работа)

23.

Этапы работы над сочинением
Работа над типом речи сочинения (какие
вопросы можно задать к этому тексту? Каковы
грамматические особенности рассказа?).
Работа над темой и основной мыслью
сочинения.
Составление плана.
Собирание материала по рисункам, работа над
языком рассказа (можно домысливать то, что
было до момента, изображенного на картинке, что
произойдет после того, как сюжет на картинках
окажется исчерпанным). Словари синонимов,
антонимов, эпитетов.

24.

Схема «горка»
КУЛЬМИНАЦИЯ
ЗАВЯЗКА
ЭКСПОЗИЦИЯ
РАЗВЯЗКА

25.

26.

Напишите рассказ по его началу.
Мама с папой купили ковёр. Но никто не знал, что это
волшебный ковёр-самолёт. Один год провисел на стене,
другой. А на третий год стало ему скучно, и решил он…
Орёл сказал пчеле: «Дивлюсь я на тебя. Целый день ты
хлопочешь и не отдыхаешь! Для чего всё это?»…
Ира любила сидеть за компьютером и смотреть, как папа
составляет программы. Однажды папу срочно позвали к
телефону…
Никита очень ждал праздника. Он любил подарки. Но в
этот раз мама сказала: «Наш подарок будет
необычный…».
Девочка сняла кожуру с апельсина и увидела, как много в
нём долек. Она спросила: «Апельсин, почему ты весь из
долек?»…

27.

Рассказ по его началу
Исследователи высаживаются на далекой планете. Удивительное
зрелище открывается перед ними! …
Странности начались с того, что Фред купил домик для своих
миниатюрных свинок...
На улице к тебе подходят хромой старик и старушка. Оказывается,
ты-то им и нужен для одного поручения...
Ты строишь замок на песке и вдруг замечаешь, что волны
выбросили на берег бутылку с посланием. Там написано:
Я встал, умылся, позавтракал, собрал портфель и вышел на
лестницу. И тут я почувствовал, что при каждом шаге издаю
странные звуки...
К тебе в дом постучался король...
Неведомая сила закинула тебя внутрь компьютера. Тебе нужно
выбраться.
(642 идеи, о чем написать. Тетрадь начинающего писателя. 642 Things To
Write About Проект школы 826 Valencia в Сан-Франциско, где дети учатся
писать и редактировать тексты. Педагоги этой школы придумали и создали
такой сборник идей, чтобы вдохновить начинающих писателей по всему миру. )

28.

Ты встречаешь девушку, которая может закрыть
глаза и увидеть всю Вселенную. Расскажи о ней.
Попробуй уместить всю жизнь какого-либо
человека в одно предложение.
Возьми статью из свежей газеты. Выпиши
десять слов или фраз, которые бросились
в глаза. Используя эти слова, сочини
стихотворение, которое начинается так: «Что
если...»
Твоя кошка мечтает о мировом господстве. Она
вычислила, как поменяться с тобой телами.
Объясни лицеисту из 1815 года, как работает email.
Выбери любой предмет на письменном столе
(ручку, карандаш, ластик и т.п.) и напиши ему
записку с благодарностями.

29.

ПОПУТНО
РАССМАТРИВАЕМ
фантастические миры
Яцека Йерки
Взгляд повсюду упирается в темные,
грязные серые стены, и только в конце
переулка виднеется ярко-голубой дом.
Это дом, в котором живёт…

30.

Фантастические
миры
Яцека Йерки
В ходе
эксперимента
учёные уменьшили
Джона до размеров
букашки. И
случайно
уронили...

31.

32.

УРОКИ СВОБОДНОГО ТЕКСТА (Р.И. КУРБАТОВ, директор
лицея «Ковчег XXI», г. Москва)
Здравствуйте, дети! Урок русского языка. Вы можете писать – всё, что
вы хотите…
Можете написать письмо: однокласснику, ученикам другого класса,
другой школы, своим друзьям, - письмо будет вложено в конверт и
отправлено.
Можете взять интервью у родителей, у учеников младшего класса,
у учителей - интервью будет напечатано в газете.
Можно написать о любимой книге (фильме) - отзыв прочитают
другие ученики, кто-нибудь возьмет эту книгу в руки.
Можно придумать задачку по математике, нарисовать картинку –
пусть другие попробуют решить…
Можете писать «философские тексты»: «Как я буду воспитывать
своего ребенка?», «Я хочу быть похожим на…», «10 вопросов, на
которые я хотел бы получить ответ» - опубликуем в журнале.
Каждый пишет на свою тему, но, если хотите – выберем одну тему
для всех... Да, наконец, можете сами придумать тему…
Кто хочет, садится к компьютеру и начинает писать. Но можно сначала писать от руки… Текст
набран, распечатан, собираемся вместе для обсуждения: получилось ли интересно, понятно
ли, что хотел автор сказать. Дети пристрастнее взрослых.
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200501601

33.

Текст учит искренности – это первый урок свободного текста.
Тема, за которую они единогласно
проголосовали на первом уроке, – «Я
критикую». Что мне не нравится в школе?
Почему нет уроков на улице? Почему нам
так много задают на дом? Почему в
столовой не дают на обед жареные
пельмени? Почему на уроках музыки мы
так мало поем?
Газета «Я критикую» была вывешена на стену –
в тот же день. Первая тема – выплеск эмоций,
негативных, что ж делать...
Было немного не по себе от блеска в детских глазах,
когда единогласно подняли руки за «Я критикую». А если
так покритикуют, что на стенку не повесишь? Условие
было одно – писать все, что угодно, и критиковать кого
угодно, но так, чтобы слова были необидные. А это
непросто.
Пришлось
смягчать
некоторые
первоначальные формулировки. И вот еще один смысл
свободного текста: ты не просто изводишь чернила –
начинаешь думать о том, почему тебе что-то не нравится,
виноват в этом учитель или причина в чем-то другом.
Думать о том, что к другому человеку надо относиться
хотя бы с уважением, не просто кричать: «Отмените урок,
поменяйте учителя!»

34.

Свободный текст заставляет думать о других людях.
После такой политической темы хотелось предложить что-нибудь более «душевное»
(именно предложить – мы договорились, что ученики выбирают тему голосованием):
писать о самом себе, о чувствах. Дело трудное, не скажешь: пишите о том, что вы
любите, – напишут: «Люблю телевизор и мороженое». О чем-нибудь бы радостном. Но
не спросишь ведь: «Дети, что такое радость?».
Однажды в зимнюю пору святой Франциск, идя с братом Львом из Перуджи к Святой
Марии Ангелов и сильно страдая от жестокой стужи, окликнул брата Льва, шедшего
немного впереди, и сказал так: «Брат Лев, пусть бы меньшой брат возвращал зрение
слепым, исцеляя расслабленных, изгонял бесов, возвращал слух глухим, силу ходить –
хромым, дар воскрешать умершего четыре дня тому назад; запиши, что не в этом
совершенная радость». И, пройдя еще немного, святой Франциск громко вскричал: «Брат
Лев, если бы меньшой брат познал все языки, и все науки, и все писания, так что мог бы
пророчествовать и раскрывать не только грядущее, но даже тайны совести и души,
запиши, что не в этом совершенная радость».
(«Цветочки святого Франциска Ассизского»)
До конца текст не читаю. «В чем совершенная радость?» – вот что можете написать (это
одно из предложений – наряду с другими). Дети, пять минут сидевшие в неподвижности,
захваченные этим незаконченным текстом, принимают предложение.
Что такое настоящая радость? Известно ли такое чувство? Когда ты себя чувствовал понастоящему счастливым человеком? О таких вещах писать полезно, как говорят
психологи.
Возможность пережить еще раз радостные моменты жизни – еще один смысл
свободного текста.

35.

Следующая тема: «Смешной случай из жизни родителей». Взять интервью
у родителей, попросить их рассказать историю из школьной жизни.
Однажды, когда мой папа учился в школе, на урок математики опоздали
два его одноклассника. Их звали Сергей Скрипка и Вовка Сычев. Учитель
поставил опоздавших в угол. Они минут десять стояли и слушали
учителя. Но потом им надоело, они встали друг к другу лицом,
выставили по одной коленке и присели на них таким образом, что стали
похожи на сросшихся сиамских близнецов! Мой папа сидел на первом ряду
справа. Он поднял голову и увидел, как они сидят, и тут весь класс
посмотрел в их сторону. Все смеялись до конца урока.
(Рома Шевченко)
Не говорю уж о приятности общения с родителями на такие
темы. (Еще одна польза свободного текста.)
Потом дети стали предлагать свои темы: «Мой любимый эстрадный
артист», «Моя любимая компьютерная игра» и – о низ падения! – «Бутик, в
котором я хотела бы одеваться» (тема предложенная, но, увы, не
написанная). Что ж, лучше сейчас, в одиннадцать лет, проговорить и
прописать о бутиках и глянцевых журналах, чем остаться с этим на всю
жизнь.

36.

ТРИЗ: ПРИЁМЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ
Увеличение/уменьшение
Этот прием широко используется в сказках.
Например, Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик,
Гулливер. Увеличивать и уменьшать можно
все: геометрические размеры, вес, рост,
громкость, богатство, расстояния, скорости.
Увеличили скорость – получили сапоги-скороходы,
производительность – горшочек каши, рост – великан и т.д.

37.

ТРИЗ: ПРИЁМЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ
Одушевление /овеществление:
придание объектам неживой природы необычайных
свойств, и наоборот.

38.

ТРИЗ: ПРИЁМЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ
Одушевление /овеществление:
придание объектам неживой природы необычайных
свойств, и наоборот.

39.

ТРИЗ: ПРИЁМЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ
Оживление части человеческого тела

40.

ТРИЗ: ПРИЁМЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ
Фантастическое объединение
Объединяем предметы или живые существа. Например,
благодаря этому приему получились сирены, кентавры,
русалки, Пегас и другие фантастические существа.

41.

ГРОТЕСК - изображение людей в
фантастически преувеличенном, уродливокомическом виде. Гротеск основан на
совмещении реального и нереального,
ужасного и смешного, трагического и
комического, безобразного и прекрасного.
Смешное в нём не отделяется от страшного.

42.

ТРИЗ: ПРИЁМЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ
Фантастическая хронология
- замедление процессов
- ускорение времени
- изменение
направления
времени
ХРОНОКЛАЗМ

43.

СХЕМА В.Я.ПРОППА
ПРОСЬБА или ЗАПРЕТ
НАРУШЕНИЕ
БОРЬБА
ВРЕДИТЕЛЬСТВО
ОТЪЕЗД ГЕРОЯ
КОЛДОВСКИЕ СВОЙСТВА ЗЛОДЕЯ
ПОБЕДА
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
ЗАДАЧА
ТРУДНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
ВСТРЕЧА С ДАРИТЕЛЕМ
БЕДА ЛИКВИДИРУЕТСЯ
ВОЛШЕБНЫЕ ДАРЫ
НАКАЗАНИЕ ЗЛОДЕЯ
ПОЯВЛЕНИЕ ЗЛОДЕЯ
ПИР, СВАДЬБА

44.

45.

4. БИНОМ ФАНТАЗИИ
33. РЕБЕНОК КАК ГЛАВНОЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО
5. "СВЕТ" И "БОТИНКИ"
34. ИСТОРИИ-"ТАБУ"
6. ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ...
35. ПЬЕРИНО И ПОНГО
8. ПРОИЗВОЛЬНЫЙ ПРЕФИКС
36. СМЕШНЫЕ ИСТОРИИ
9. ТВОРЧЕСКАЯ ОШИБКА
37. МАТЕМАТИКА ИСТОРИЙ
12. СОЗДАНИЕ ЛИМЕРИКА
38. РЕБЕНОК, СЛУШАЮЩИЙ СКАЗКИ
13. КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗАГАДКИ
39. РЕБЕНОК, ЧИТАЮЩИЙ КОМИКСЫ
14. ЛЖЕЗАГАДКА
41. ИСТОРИИ ДЛЯ ИГР
15. НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК
42. ЕСЛИ ДЕДУШКА ВДРУГ ОБЕРНЕТСЯ КОТОМ
СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
43. ИГРЫ В СОСНОВОЙ РОЩЕ
16. "ПЕРЕВИРАНИЕ" СКАЗКИ
17. КРАСНАЯ ШАПОЧКА НА ВЕРТОЛЕТЕ
18. СКАЗКИ "НАИЗНАНКУ"
19. А ЧТО БЫЛО ПОТОМ?
"Слово, которое играет"
20. САЛАТ ИЗ СКАЗОК
О парном мышлении
21. СКАЗКА-КАЛЬКА
"Остранение"
22. КАРТЫ ПРОППА
"Сублимированная перцепция"
24. СКАЗКИ "В ЗАДАННОМ КЛЮЧЕ"
Фантазия и логическое мышление
25. АНАЛИЗ ОБРАЗА БЕФАНЫ
Загадка как форма познания
26. СТЕКЛЯННЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК
Эффект "Усиления"
28. ПРОСТО ЕСТЬ И "ИГРАТЬ В ЕДУ"
Детский театр
29. РАССКАЗЫ ЗА СТОЛОМ
30. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СОБСТВЕННОМУ Фантастическое товароведение
ДОМУ
Глагол для игры
31. ИГРУШКА КАК ПЕРСОНАЖ
Истории с математикой
32. МАРИОНЕТКИ И КУКЛЫ
В защиту "кота в сапогах"
Творчество и научная работа

46.

«Новое свойство». Персонаж или предмет сказочного сюжета
приобретает новые, несвойственные ему качества
(«железный котёнок», «стеклянный человечек» или «Какая
история произошла бы, если бы Колобок был сделан из
смолы? »).
«Свойства наоборот» - героям знакомой сказки
приписываются прямо противоположные свойства (волк из
«Красной шапочки» стал маленьким и добрым).
«Из моей жизни» - сочинение сказки о себе («Один день из
моей жизни» - обычная история становится сказочной, если
взрослые и дети «меняются» обязанностями, поступками и
мыслями).
«Смена места действия».
• «Открытые сюжеты» - ребёнку предлагается сочинить
концовку или пропущенный эпизод ранее незнакомой сказки.
Фантазирование с помощью приёма вычитания (Что
изменится, если Баба-Яга потеряет метлу?).

47.

«Новые сказки» Шарля Перро
1. "Кот-с-пальчик".
2. "Красная Шкура".
3. "Мальчик-Хохолок".
4. "Ослиная Шапочка".
5. "Рике в сапогах".
6. "Синяя красавица".
7. "Спящая Борода".

48.

«Салат из сказок». Джанни Родари. (Грамматика фантазии)
Если Пиноккио очутится в домике Семи Гномов, он будет
восьмым питомцем Белоснежки, привнесет в старую сказку свою
жизненную энергию, и сказка волей-неволей даст
среднеарифметическое, где суммируются два характера, Пиноккио
и Белоснежки.
То же произойдет, если Золушка выйдет замуж за Синюю
Бороду, если Кот в сапогах поступил в услужение к Нино и Рите,
героям совсем другой сказки.
Подвергнувшись такой обработке, даже самые стертые образы
оживут, дадут новые ростки, и из них произрастут новые цветы и
плоды. Есть свое очарование и у гибрида.
Первые признаки такого «салата из сказок» можно заметить на иных
детских рисунках, где фантастически уживаются персонажи различных
сказок.
Я знаю одну женщину, которая воспользовалась этим методом, когда ее дети
требовали все новых и новых историй. Мать научилась импровизировать, стала
рассказывать им сказки собственного сочинения, в которых фигурировали уже
знакомые персонажи. При этом она просила, чтобы дети сами давали ей тему. Я
слышал из ее уст причудливый детектив, в котором тот самый Принц, что женился
на Золушке, на следующий день разбудил поцелуем усыпленную злой колдуньей
Белоснежку… Разыгралась жуткая трагедия, где страшно конфликтовали между
собой гномы, сводные сестры, волшебницы, колдуньи, королевы…

49.

Красная Шапочка повстречала в лесу
Мальчика-с-Пальчик с братьями: приключения их
переплетаются и устремляются по новому руслу —
как диагональ в знаменитом параллелограмме,
который, к моему великому удивлению, появился
на классной доске в 1930 году по воле учителя
Феррари из Лавено.
Небольшого роста, с русой бородкой, в очках,
Феррари к тому же еще прихрамывал. Однажды он
поставил «десять» — высший балл — за
сочинение по итальянскому языку моему
сопернику, написавшему: «Человечеству намного
нужнее добрые люди, чем люди великие».

50.

Салат из сказок

51.

МЕТОДИКА обучения
написанию сочинений
«Ролевой
рассказ» (5-7 кл.)
Новлянская З.Н., Кудина Г.И. Литература как предмет эстетического цикла:
Методическое пособие. 5 класс.

52.

«Я – животное», «Я – предмет»
1. Кто я?
2. Какой я ? (Характерные черты
внешности и повадки). Откуда я. (Как я
здесь появился).
3. Где я живу? (Мои хозяева и мое
окружение).
4. Мои друзья и враги.
4. Что я люблю и чего боюсь. (Мои
страхи и восторги).
5. Потрясающий случай (Однажды…)

53.

Предварительно читаем:
Сапсан («Я Сапсан Тридцать Шестой -
большой и сильный пес редкой породы …»
А.И.Куприн).
«Дневник Фокса Микки». Саша Чёрный)
Пишем сочинение:
«Мои собачьи мысли…»
Разговор двух кочанов капусты
Воспоминания старой обуви.

54.

КАЛОША
Для резиновой калоши
Настоящая беда,
Если день – сухой, хороший,
Если высохла вода.
Ей всего на свете хуже
В чистой комнате стоять:
То ли дело шлепать в луже,
Через улицу шагать!
(О.Мандельштам)

55.

КАЛОША
Для резиновой калоши
Настоящая беда,
Если день – сухой, хороший,
Если высохла вода.
Ей всего на свете хуже
В чистой комнате стоять:
То ли дело шлепать в луже,
Через улицу шагать!
(О.Мандельштам)

56.

Автомобилище
О.
Мандельштам
-Мне, автомобилищу, чего бы не забыть ещё?
Вычистили, вымыли, бензином напоили.
Хочется мешки возить. Хочется пыхтеть ещё.
Шины мои толстые-я слон автомобилий.
Что-то мне не терпитсяНакопилась силища,
Накопилась силищаЯ автомобилище.
-Ну-ка покатаю я охапку пионеров!

57.

Автомобилище
О.
Мандельштам
-Мне, автомобилищу, чего бы не забыть ещё?
Вычистили, вымыли, бензином напоили.
Хочется мешки возить. Хочется пыхтеть ещё.
Шины мои толстые-я слон автомобилий.
Что-то мне не терпитсяНакопилась силища,
Накопилась силищаЯ автомобилище.
-Ну-ка покатаю я охапку пионеров!

58.

Таракан
Жил в квартире
Таракан,
В щели у порога.
Никого он не
кусал,
Никого не трогал,
Не царапал
никого,
Не щипал,
Не жалил,
И домашние его
Очень уважали.
Так бы прожил
Таракан
Жизнь со всеми в
мире. ...
Только люди
завелись
У него в квартире.

59.

1934

60.

А в щели большого шкапа,
Всеми кинутый, один,
Сын лепечет: «Папа, папа!»
Бедный сын!

61.

Хенно Кяо. Если бы я был ржаным полем
Если бы я был ржаным полем, я волновался бы под теплым
летним ветерком, словно море, колосился бы и созревал.
Сначала я был бы зеленым. Потом все желтел и желтел. И
немного пах бы хлебом, если бы я был ржаным полем. Во мне
могли бы прятаться птицы, а у зайцев и ежей были бы свои
потайные тропинки. Если бы я был ржаным полем, то по
краям моим росли бы васильки. Столько васильков, что они
синели бы во ржи. И несколько красных маков. А с тем, кто
говорит, что васильки и маки – это сорная трава, я и
говорить-то не стал бы. Вот с коростылем я бы
разговаривал. Каждую ночь я вел бы с ним долгие разговоры,
если бы я был ржаным полем… (Перевод Н. Бавиной )

62.

Если я был бы маленький- маленький гном,
Я умывался б каплей одной дождя,
Я бы на божьей коровке ездил верхом,
Удочку прятал бы в дырочку от гвоздя.
Я бы под стулом спокойненько проходил,
Мне комар казался большим орлом,
Блюдце - широким озером, если б я был,
Если я был бы маленький-маленький гном.
Я бы ни папу, ни маму обнять не смог.
Только мизинчик и то, не наверняка.
Я бы с испугом шарахался из-под ног
Даже полуторамесячного щенка.
Если бы мне подарила конфету "Полет"
Тетя, которая очень любит меня,
Я бы конфету эту ел целый год,
Фантик один разворачивал бы полдня.
Если я был бы маленький-маленький гном,
Я умывался б каплей одной дождя,
Я бы на божьей коровке ездил верхом,
Удочку прятал бы в дырочке от гвоздя.
Чтоб написать короткое слово: "ПРИВЕТ",
Я бы с неделю ворочал вечным пером....
Эти стихи я писал четырнадцать лет:
Я ведь и есть маленький-маленький гном. (Шел Сильверстейн).

63.

Ф.Кривин. Басни.

64.

Передать чужую «точку зрения»
Сочинить рассказ от имени животного.
Рассказчиком может быть любой зверь: собака,
кошка, воробей, муравей, бабочка, лев, слон...
Что бы этот зверь мог нам рассказать, если бы
умел говорить? Как он видит мир? Что его
волнует? Что он ценит?
При этом животное должно быть интересным и
хорошо знакомым, любимым, таким, за которым
дети могли наблюдать в жизни, с кем имеют опыт
общения, чей внутренний мир им не очень трудно
представить.

65.

Передать чужую «точку зрения»
На таком уроке дети овладевают понятием «точка
зрения». Практическая творческая работа
выступает для них в качестве ведущей. Пытаясь
осуществить воображаемый переход на точку
зрения героя, они начинают понимать
необходимость исходить не из своей, а из его
системы ценностей. Учитель постепенно уточняет
задачу, «направляет» творческий поиск детей, а
затем ставит все более сложные цели. (В
зависимости от состава класса можно, например,
предложить детям выразить в своем рассказе
точку зрения сварливой, хвастливой или капризной
собаки.)

66.

Чайник был-таки горденек; он
гордился и фарфором своим, и
длинным носиком, и широкой
ручкою — всем. У него была
приставка и спереди и сзади;
спереди — носик, сзади — ручка;
об этом-то он и говорил. О том
же, что крышка у него была
разбита и склеена, — молчал.
Это ведь недостаток, а кто же
любит говорить о своих
недостатках, — это и другие
сделают. Чашки, сливочник,
сахарница, словом — весь
чайный прибор, конечно, больше
помнили и охотнее говорили о
недостатке чайника, нежели о его
прекрасной ручке и о
великолепном носике. Чайник
знал это.
Х.К.Андерсен «Чайник». Сказка в переводе с
датского А.Ганзен.
Я горжусь и фарфором своим, и
длинным носиком, и широкой
ручкою — всем. У меня была
приставка и спереди и сзади;
спереди — носик, сзади —
ручка. О том же, что крышка у
меня разбита и склеена, —
молчу. Это ведь недостаток, а
кто же любит говорить о своих
недостатках — это и другие
сделают. Чашки, сливочник,
сахарница, словом — весь
чайный прибор, конечно,
больше помнят и охотнее
говорят о моих недостатках,
нежели о моей прекрасной
ручке и о великолепном
носике. Знаю я их! Знаю и
сознаю и свой недостаток — я
скромен, смиренен!
По Х.К.Андерсену. Сказка. Перевод с
датского А.Ганзен.

67.

Попробуйте передать чужую
«точку зрения»
Напишите сказку, героями которой стали бы
предметы:
веник и перо,
ножницы и клей,
тряпка и мел.
Сочините сказочный диалог,
героями которого стали бы предметы:
шкаф и вешалка,
нитка и иголка,
ручка и тетрадка
компьютер и глаза
руль и ладони

68.

69.

И.С. Тургенев. РАЗГОВОР
Ни на Юнгфрау, ни на Финстерааргорне
еще не бывало человеческой ноги.
Вершины Альп... Целая цепь крутых уступов... Самая сердцевина гор.
Над горами бледно-зеленое, светлое, немое небо. Сильный, жесткий мороз;
из-под снегу торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал.
Две громады, два великана вздымаются по обеим сторонам небосклона:
Юнгфрау и Финстерааргорн.
И говорит Юнгфрау соседу:
— Что скажешь нового? Тебе видней. Что там внизу?
Проходят несколько тысяч лет — одна минута. И грохочет в ответ
Финстерааргорн:
— Сплошные облака застилают землю... Погоди!
Проходят еще тысячелетия — одна минута.
— Ну, а теперь? — спрашивает Юнгфрау.
— Теперь вижу; там внизу всё то же: пестро, мелко. Воды синеют; чернеют
леса; сереют груды скученных камней. Около них всё еще копошатся козявки,
знаешь, те двуножки, что еще ни разу не могли осквернить ни тебя, ни меня.
— Люди?
Юнгфрау и Финстерааргорн - две высочайшие горные вершины в Швейцарии, 4158 м и 4274м.

70.

— Да; люди.
Проходят тысячи лет — одна минута.
— Ну, а теперь? — спрашивает Юнгфрау.
— Как будто меньше видать козявок, — гремит Финстерааргорн. — Яснее
стало внизу; сузились воды; поредели леса.
Прошли еще тысячи лет — одна минута.
— Что ты видишь? — говорит Юнгфрау.
— Около нас, вблизи, словно прочистилось, — отвечает Финстерааргорн,
— ну, а там, вдали, по долинам есть еще пятна и шевелится что-то.
— А теперь? — спрашивает Юнгфрау, спустя другие тысячи лет — одну
минуту.
— Теперь хорошо, — отвечает Финстерааргорн, — опрятно стало везде,
бело совсем, куда ни глянь... Везде наш снег, ровный снег и лед. Застыло
всё. Хорошо теперь, спокойно.
— Хорошо, — промолвила Юнгфрау. — Однако довольно мы с тобой
поболтали, старик. Пора вздремнуть.
— Пора.
Спят громадные горы; спит зеленое светлое небо над навсегда замолкшей
землей.
• В чем заключается главная мысль автора?
• Есть ли здесь антитеза? Что чему противопоставляется?

71.

Попробуйте передать чужую
«точку зрения»
Сочините свой «Разговор» двух природных
объектов (облаков, морей, берегов реки, Земли и Луны и т. п.).
О чём они могли бы беседовать?
Что они думают о людях?
Что для них время и пространство? величие и
ничтожность? одиночество и любовь? (Вспомните
разговор листочка с чинарой у Лермонтова).
Расставьте после реплик свои ремарки так,
чтобы ваша авторская идея была понятна (Как
говорит каждый из героев? Что он при этом
делает? Ощущает? Что происходит вокруг? Что
меняется?).
English     Русский Правила