Похожие презентации:
Политико-правовые взгляды эпохи Просвящения
1. Политико-правовые взгляды эпохи Просвящения
2. Гуго де Гроот
Гуго Гроций (1583-1645) юрист,государственный деятель,
философ. Основатель науки
международного права,
основываясь на естественном
праве.
Работы: «О жителях Индии», «О
праве борьбы и мира»
3.
• Источник знаний - наблюдения (опыт) иразмышления.
• Государство и право рассматриваются с точки зрения
здравого смысла, что создает теоретическую базу
для их совершенствования.
• Качество, отличающее людей от животных,
выражается в стремлении к общению, притом к
мирному, организованному, согласованному с
требованиями разума.
• Это стремление к общению, есть источник права, не
зависимый от действующих положительных
правовых норм.
• Человек наделен не только стремлением к общению,
но и разумом, он понимает, что согласно этим
стремлениям к общению, а что противоречит ему.
4. Право основывается не на воле бога, а на природе человека. Право - соответствующее природе общественно-разумных существ справедливое дейст
Право основывается не на воле бога, а на природе человека.Право - соответствующее природе общественно-разумных существ
справедливое действие
Божественное право
Человеческое или
волеустановленное право
Изменчивое, произвольное
человеческое право
противопоставляется
естественному именно оно
является «правом в полном
смысле слова».
Нормы, установленные людьми,
должны соответствовать
принципам естественного права
Естественное право
одним из требований естественного
права является исполнение своих
обещаний, следовательно воля
людей является источником
обязательных правил,
установленных соглашением
Специфика права в том, что оно
предполагает возможность
принуждения, если его нормы не
соблюдаются добровольно
• Специфика права состоит в том, что оно
предполагает возможность принуждения, если его
нормы не соблюдаются добровольно.
• Функцию принуждения осуществляет государство.
5. Государство – «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы».
• государство — результат сознательной деятельности людей оновозникло как следствие общественного
договора.
• До учреждения государства люди находились в естественном
состоянии. На первых этапах оно было весьма благополучным.
Люди жили крайне непритязательно, но под влиянием инстинкта
общения проявляли доброжелательство друг к другу. У них не
было частной собственности. Имуществом все пользовались
сообща. Но по мере развития искусств и ремесел возрастали
потребности людей, каждый стал считать себя собственником
всего, чем он сумел завладеть. В результате исчезли равенство,
справедливость, доброжелательство. Возникли конфликты.
• Чувство безопасности было утрачено, и, чтобы его
восстановить, люди по своей воле заключают общественный
договор, т.е. объединяются в государство.
6.
• Частная собственность, возникла в результате соглашениялюдей: либо явного, например при разделе имущества, либо
молчаливого, как при завладении.
• Концепция общественного договора не приводит Гроция к
выводу, что носителем суверенитета является народ и что,
следовательно, воля народа выше воли государя. По его
мнению, можно допустить, что народ был когда-то суверенным,
но добровольно передал свой суверенитет избранным им
лицам.
• Проблема сопротивления власти: 1. признает, что никого нельзя
принудить подчиняться распоряжениям, противоречащим
нормам естественного права. 2. государство во имя
обеспечения безопасности наделяется высшим правом лишать
подданных возможности сопротивления.
• В исключительных случаях допускает право народа на
восстание, но только при условии, что оно не приведет к
разрушению государства и к гибели большого числа ни в чем
неповинных людей.
• Формы государства роли не играют, главное, чтобы та или иная
форма отвечала потребностям народа. Симпатии Гроция
склоняются к аристократическому правлению
7. Джон Локк (1632-1704) - английский философ - материалист, в своих исследованиях опирался прежде всего, на эмпирический метод познания.
Джон Локк (1632-1704) - английский философ материалист, в своих исследованиях опирался преждевсего, на эмпирический метод познания.
Широко пользуется
теологической аргументацией,
но вплетает ее в общую канву
рационалистических
умозаключений.
Считается отцом английского
свободомыслия XVIII в.,
Мировоззрение не было
последовательно
антирелигиозным: он сужал
сферу религиозного сознания,
вытеснял его рационализмом.
Философские взгляды: деизм
Деисты считают, что бог создал
мир, но с той поры больше не
вмешивается в его дела.
8.
• Единственный законный источник - видит в согласиинарода, т.е. в общественном договоре: «Всякое
мирное образование государства имело в своей
основе согласие народа».
• Локк отличает политическую власть от власти отца
над детьми, мужа над женой, хозяина над слугой,
господина над рабом.
• Политическая власть вытекает из общественного
договора и состоит в праве издавать законы и
применять для их исполнения силу сообщества.
• Государство и общество не были ровесниками
существовала догосударственную фаза развития
человечества.
9.
• Государству предшествует естественное состояние оноупорядоченно и благополучно. Жизнь людей регулируется
диктуемыми разумом законами природы, а закон природы
требует мира и безопасности для всех. Разум предписывает
необходимость примирять свои интересы с интересами других
людей. Отсюда стремление к миру, доброжелательству,
взаимной помощи.
• Чем отличается естественное состояние от государственного?
До учреждения политической власти не существовало единого,
всеобщего механизма обеспечения прав и наказания их
нарушителей. Каждый человек вынужден был сам отстаивать
свои права и наказывать тех, кто на них посягает. Правосудие,
возмездие носили частный, анархический характер.
• Чтобы избежать эксцессов, упорядочить свою жизнь, надежно
обеспечить свободу и собственность люди заключают
общественный договор. Это скорее торжество разума, чем
проявление крайней необходимости.
10.
• Основное содержание общественного договора — отказграждан от частных наказаний за нарушение своего права.
• общественный договор заключается ради лучшего обеспечения
естественных прав, он наделяет власть четко определенными
полномочиями, которые она не может превышать.
• Государство ограничено в своих действиях. Смысл
политической теории Локка в определении пределов
деятельности государства.
• Государство не может покушаться на неотчуждаемые права
граждан. Особенно на собственность. Любое покушение на это
право (лишение части собственности, повышение налогов)
рассматривается как проявление деспотизма.
• Свобода мнений - неотъемлемое право человека. В сфере
суждений каждый является высшей и абсолютной властью. Это
относится и к религиозным убеждениям. Но свобода веры
лимитируется соображениями морали и порядка. Локк не
доводит свободу веры до свободы совести.
11. Государство по Джон Локку
• С заключением общественного договораестественное состояние уступает место государству,
гражданскому или политическому обществу (Локк
пользуется всеми тремя терминами в качестве
синонимов).
• Политическое общество создается, чтобы
гарантировать гражданам свободу и пользование
другими естественными правами
• Государство представляет собой, совокупность
людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими
же установленного общего закона и создавших
судебную инстанцию, правомочную улаживать
конфликты между ними и наказывать преступников.
12.
Свобода• основа всех других прав человека,
ибо, потеряв свободу человек ставит
под угрозу свою собственность,
благополучие, жизнь. У него нет
средств их защитить.
• Свобода предполагает соблюдение
законов природы, ставших законами
государства: «Там, где нет законов, там
нет и свободы»
13. Принцип разделения властей
• Разрабатывает особый конституционный механизм,мешающий государству выходить за рамки своих
полномочий, становясь тем самым деспотическим.
• Его важнейшие компоненты – принципы разделения власти
и законность.
• Предлагает не соединять законодательную и исполнительную
власть и подчинить законодателей действующими же
созданных законов, осуществляемых исполнительной властью.
• Разделение властей- один из важнейших
принципов Локка, оказавших большое
влияние на последующую политическую
мысль и ставший одним из главных
принципов буржуазной государственности.
14. Различает три ветви власти: законодательную исполнительную и федеративную
15.
• Принципы законности заключаются в том что«ни для одного человека, находящегося в
гражданском обществе, не может быть
сделано исключение из законов этого
общества». Локк понимает законность не
только в формальном смысле, т.е. как
соблюдение законов, утвержденных в
соответствии с правилами. Он считал, что и
сами законодатели не должны нарушать
законов природы.
16.
• В качестве чрезвычайной меры контроля разрыв народом соглашения справительством. Локк исходит из того, что,
вверяя высшую т.е. законодательную
власть какому-то органу народ не
лишается суверенитета « и поэтому все
еще остается у народа верховная власть
отстранять или изменять состав
законодательного органа, когда народ видит,
что законодательная власть действует
вопреки оказанному ей доверию».
17.
• Народ имеет право на восстание длявосстановления попранной правительством
свободы. При этом восстание не должно
быть актом меньшинства.
• Признание права на восстание не приведет
к разрушению гражданского общества, ибо
народ в целом не склонен браться за оружие
по пустякам.
• народа единственный судья в вопросах о
том, действует ли власть в соответствии с
оказанным ей доверием.
18. Томас Гобсс 1583 -1679
• Английский философматериалист, автор теорииобщественного договора,
создатель философской
системы механистического
материализма
Основные произведения:
О гражданине
О человеке
Левиафан ими Материя,
форма и власть государства
церковного и гражданского
19. Естественное состояние
Все люди равны, и каждый руководствуется
своими потребностями и интересами. Человек эгоистичен, он наделен
сильными страстями, желает власти, богатства, наслаждений.
Принцип поведения : человек стремиться
получить как можно больше благ и избежать страданий. Каждый
человек имеет право на все, даже на жизнь всякого другого человека.
Это ведет к постоянным конфликтам, к невозможности обеспечить
собственное благо и уберечься от зла.
«Война всех против всех» —определение сущности естественного
состояния. Конфликты постоянно держат в состоянии взаимного страха
и подозрительности. Именно это чувство, а также нестабильность
положения, неспособность обеспечить мир, угроза
всеобщего уничтожения, лежат в основе людских союзов.
Для избавления от страха, обеспечения безопасности, люди
объединяются в общество и учреждают по собственному усмотрению
верховную власть, которая может быть доверена одному лицу или
собранию.
20. Возникновение государства 2 пути
• 1. завоевание, подчинение - он называетоснованным на приобретении
• 2. на добровольном соглашении – он называет
основанным на установлении или политическим
государством.
• В пользу созданной таким образом власти люди
отказываются от своих естественных прав. К этому их
подталкивает как инстинкт самосохранения, так и
разум. Они диктуют необходимость
взаимоограничить свободу, характерную для
догосударственного состояния, путем естественных
законов или найденных разумом общих правил.
21. Естественные законы
• Естественные законы, не элемент естественного права. Ониприходят ему на смену.
• Нельзя смешивать понятия права и закона. Право состоит в
свободе делать или не делать что-либо, а закон обязывает либо
к тому, либо к другому.
• Естественное состояние и действующее в нем естественное
право на все - это неограниченная свобода, а диктуемый
разумом естественный закон - это предписание, ограничение
свободы.
• Подчеркивает условность обозначения предписаний разума
словом «закон», ибо они представляют собой всего лишь
заключения относительно того, что ведет к сохранению и
защите людей, «между тем как закон в собственном смысле
означает предписание того, кто по праву повелевает другими».
• Основной естественный закон гласит, что «должно искать мира
и следовать ему». Остальные естественные законы (общим
числом 19) могут быть, резюмированы в одном легком правиле,
«не делай другому того чего ты не хочешь, чтобы делали
тебе».
• В этих словах четко выражена ставшая классической идея
права как меры свободы человека, ограничиваемой равной
свободой других людей.
22.
Справедливость заключается в том, чтобы соблюдать соглашения и
«давать каждому человеку его собственное», т.е. уважать его собственность.
« Там, где нет собственности, не может быть и несправедливости там, где нет
организованной принудительной власти, т.е. государства, нет ни собственности,
ни надежного соблюдения соглашений».
Выделяет такие естественные законы как: благодарность, взаимная
уступчивость, прошение обид, принцип отмщения (руководствоваться только
будущим благом), о первом владении, о посредниках, о подчинении арбитражу
о том, что никто не может быть судьей в собственном деле или в деле к которо
он проявляет пристрастие.
Естественные законы вечны, они обязывают совесть,
но они эффективны только там, где они надежно гарантированы.
В естественном состоянии законы природы не действуют, там царит полная
свобода, право на все, выливающиеся в борьбу всех против всех. В
естественном состоянии может возникнуть лишь представление о
естественных законах как средстве покончить со взаимным уничтожением.
Но обеспечить эти способна лишь гражданская власть или государство.
Учреждение государства в форме общественного договора - естественный
закон, требование разума
23. Цель государства покончить с войной всех против всех.
Достигается путем сосредоточением в руках суверена всей полноты
власти. Поскольку неограниченная свобода в естественном состоянии
привела людей на грань самоуничтожения, то только неограниченная
власть способна гарантировать общественное спокойствие.
Отвергает теорию разделения властей и попытки ее осуществления,
поскольку это означает разделение суверенитета.
Гражданские законы есть всего лишь веления власти. Власть не
связана ни своими собственными законами, ни естественными,
прирожденными правами личности. Даже собственность, не является
не прикосновенной. «Никто не располагает такой собственностью, на
которую бы не имел права верховный правитель».
Суверен должен подчиняться естественным законам. Однако
связанность суверена естественными законами — сугубо моральная,
ответственность он несет лишь перед богом, как абсолютный монарх.
Законом являются лишь распоряжения власти, они должны опираться
на естественные законы, но последние сами по себе, без законов
гражданских недействительны. Но, судить о соответствии той или иной
нормы естественному закону имеет право, только суверен.
24. Гоббс предшественник позитивистского, нормативного толкования права как веления власти, совокупности норм, установленных или санкционир
Гоббспредшественник позитивистского, нормативного
толкования права как веления власти, совокупности
норм, установленных или санкционированных
государством.
неправильно выводить свободу граждан из естественного права, ибо
это означало бы, будто верховная власть в государстве не может
устанавливать тех законов, которые она считает необходимыми.
Свобода, определяется лишь тем, что за пределами законов всегда
остается обширная область незапрещенного, т.е. предоставленного
усмотрению каждого гражданина.
В отношении к инакомыслящим государство ничем не связано.«диссиденты» бросают вызов государству, значит, оно находится по
отношению к ним в естественном состоянии, т.е. состоянии войны, как
с врагами. Это правило распространяется не только на действия, но и
на мысли, на мнения
Выделяет три формы государства: демократию, аристократию и
монархию. Демократии он не одобряет : 1) «черни недоступна большая
мудрость»; 2) при демократии возникают партии, что ведет к
гражданской войне.
Аристократия лучше, но она тем совершеннее, чем меньше она
походит на народное правление и чем больше сближается с
монархией. Лучшая форма государства - монархия, она более всех
других соответствует идеалу абсолютной и нераздельной власти.
25.
• Отвергает не только сопротивление власти, но и ее критику. Дажеосуждение тирании - опасно.
• Оправдывает тиранию, исходя из принципов индивидуализма.
Доказывая необходимость подчинения гражданина государству
исходит из интересов эгоистичного человека, а не общества.
• Считает , что пределы повиновения гражданина государству
определяются естественным законом сохранения жизни. Можно
стерпеть даже покушение на собственность, но «никто не может
обязать... не противиться причинению ему смерти, ран или иного
телесного повреждения». Если власть обеспечивает жизнь, разумно
терпеть такую власть.
• Если власть утрачивает способность гарантировать безопасность
подданных, ради чего она и была создана, она тотчас же теряет и
право на их верность.
• Убежден что мысль, будто свобода является прирожденным правом
человека ошибочна и ведет к мятежу и государственному перевороту.
• Считал, что любая попытка захвата верховной власти путем восстания
«противоречит разуму». Сопротивление власти, никогда не может
быть оправдано, и лишь утрата властью способности защищать
подданных освобождает последних от обязанностей по отношению к
суверену и как бы возвращает их в естественное состояние,
предоставляя отстаивать свою жизнь и безопасность всеми
доступными средствами.