Тема: Западноевропейская философия XVII-XVIII вв.
Особенности философии Нового времени
Основные направления в гносеологии
Френсис Бэкон(1561—1626)
Философское учение Ф. Бэкона
Понимание опыта в философии Ф. Бэкона
Понимание науки в философии Ф. Бэкона
Индуктивный путь познания
Пути усовершенствования индукции
Виды заблуждений (препятствий на пути получения истинного знания)
Рационализм Р.Декарта (1596 - 1650)
Основные идеи гносеологии Р.Декарта
Основные идеи гносеологии Р.Декарта
Теория врожденных идей.
Проблема метода
Правила открытия научных истин:
Метафизика Декарта
Теории общественного договора
Томас Гоббс (1588-1678)
Механицизм, эмпиризм
Учение об обществе
Природа человека
Естественное состояние
Государство
Джон Локк (1632–1704)
Гносеология: сенсуализм
Двойственность опыта
Теория первичных и вторичных качеств
Естественное состояние
Гражданское состояние
Отношение Локка к религии
Отношение к вере
Жан-Жак Руссо (1712-1778)
Шарль Луи Монтескьё (1689-1755)
447.00K
Категория: ФилософияФилософия

Западноевропейская философия XVII-XVIII вв

1. Тема: Западноевропейская философия XVII-XVIII вв.

Общая характеристика философии Нового
времени.
2.
Проблема метода в философии
Нового времени:
а) эмпиризм Ф. Бэкона;
б) рационализм Р.Декарта.
3.
Теории общественного договора XVII-XVIII в.в.
(Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо)
1.

2. Особенности философии Нового времени

1.
2.
3.
4.
Союз философии и науки.
Центральное место занимают проблемы
теории познания.
Утверждение идеи прогресса.
Главная проблема – вопрос об источнике
истинного знания → Основные
направления в гносеологии – эмпиризм и
рационализм.

3. Основные направления в гносеологии

Эмпиризм
Представители
Основные
отличия
Рационализм
Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк,
Дж.Беркли, Д.Юм
Р.Декарт, Б.Спиноза,
Г.В.Лейбниц
- связан с номинализмом;
- критикует «теорию
врожденных идей»;
- критикует категорию
«субстанции», как
абстрактное понятие;
- значительное место
уделяет проблемам
индуктивного метода.
- связан с реализмом;
- признает «врожденные
идеи», как основу истинного
познания;
- категория «субстанции» –
одна из основных;
- исследует рациональные
средства познания, развивает
теорию дедукции.

4. Френсис Бэкон(1561—1626)

Работы:
«О достоинстве и
приумножении наук»;
«Новый Органон
или истинные указания для
истолкования природы»;
«Новая Атлантида»;
«Опыты или наставления
нравственные и политические».

5. Философское учение Ф. Бэкона

Материализм у Ф. Бэкона имеет форму
эмпиризма.
Эмпиризм – направление в теории
познания, признающее источником знания
чувственный опыт, к которому, в конечном счете,
сводится все содержание знания. Деятельность
разума состоит лишь в обработке материала
опыта систематизации, классификации – и не
дает нового знания.

6. Понимание опыта в философии Ф. Бэкона

Опыт и эксперимент – основа науки
Истинный метод получения знания –
эмпирический («путь пчелы»)
Виды опыта: 1) «Плодоносные опыты» приносящие непосредственную пользу человеку.
2. «Светоносные опыты» - приводящие к
познанию законов природы и объективных свойств
вещей.

7. Понимание науки в философии Ф. Бэкона

Наука – средство познания причинных связей
природы, позволяющих использовать ее на благо
людей.
Условия реформирования науки:
1)
Усовершенствование методов научного
исследования, главным из которых является
индукция.
2)
«Очищение» разума от заблуждений как условие
получения достоверного, истинного знания.

8. Индуктивный путь познания

Поскольку источником знания является опыт, в
науке необходимо двигаться индуктивным путем от изучения единичных фактов к общим
положениям.
Поскольку на практике полная индукция не
осуществима, наука должна прибегать к неполной
индукции (когда на основе конечного числа фактов
делается общий вывод относительно всего класса
данных явлений).
Неполная индукция предполагает вероятностный
характер выводов.

9. Пути усовершенствования индукции

Для подтверждения теории важно искать не
только факты, подтверждающие выводы
(метод верификации), и факты,
опровергающие его (метод фальсификации).
Пренебрежение опровержениями – главная
причина заблуждений и ошибок.

10. Виды заблуждений (препятствий на пути получения истинного знания)

1.
2.
3.
4.
«Идолы рода» - препятствия, обусловленные
несовершенством человеческих чувств и разума.
«Идолы пещеры» - ошибки, присущие отдельным
группам людей в силу их субъективных
предпочтений.
«Идолы площади» - препятствия, возникающие
вследствие многозначности и неверного
употребления слов.
«Идолы театра» - ошибки, порождаемые
некритически усвоенными ложными мнениями.

11. Рационализм Р.Декарта (1596 - 1650)

Основные работы:
«Рассуждение о методе»
«Правила для руководства ума»
«Первоначала философии»
Рационализм – философское направление,
признающее разум основой познания и
поведения людей

12. Основные идеи гносеологии Р.Декарта

Задача философии – найти первые начала, высшие
причины всего существующего.
Поиск осуществляется при помощи сомнения. В
познании необходимо руководствоваться принципом
очевидности: «Никогда не принимать за истинное
то что не познано с очевидностью; включать в свои
суждения только то, в чем уже нельзя сомневаться».
Основанием истинного познания является разум и
его центральная часть – самосознание. Итог:
«мыслю, следовательно существую» (ясное и
отчетливое положение).

13. Основные идеи гносеологии Р.Декарта

Ясные и отчетливые положения (понятия,
аксиомы) постигаются при помощи интуиции.
Наиболее значительные идеи, без которых
невозможен
процесс
познания,
являются
врожденными.
Декарт – сторонник теории врожденных идей.

14. Теория врожденных идей.

Черты врожденных идей: независимость от
внешних предметов, ясность, отчетливость,
простота, независимость от воли.
Врожденные:
понятия: Бог, «число», «тело», «душа»,
«структура», «единство», «длительность»
и т.д.,
аксиомы.

15. Проблема метода

В отыскании истины руководствоваться
только разумом, используя правильный
метод.
Главный метод познания - дедукция

16. Правила открытия научных истин:

правило очевидности: признавать за истину только
то, что познается с совершенной отчетливостью и
ясностью и не оставляет сомнений;
2. правило анализа: разлагать сложные проблемы,
исследуемый
вопрос
на
максимально
простые
элементы;
3. правило синтеза: выстраивать из этих простых
элементов строгую последовательность, всегда
начинать с предметов самых простых, наиболее легких
и двигаться к познанию сложных;
4. правило контроля: составлять полные перечни
этих элементов, предметов.
1.

17. Метафизика Декарта

Центральное понятие – субстанция
Дуализм. Признает существование двух
субстанций.
1) Мыслящая, духовная (сознание,
включающее в себя врожденные идеи): не
обладает протяженностью, неделима.
2) Телесная, материальная (отождествляется с
природой): обладает протяженностью, делимана
отдельные части.
Механицизм: мир мыслится по аналогии с
огромной машиной (механизмом), все части
которого подчиняются законам механики.

18. Теории общественного договора

Томас Гоббс (1588-1679) – «Левиафан».
Джон Локк (1632-1704) – «Два трактата о
правлении», «Письма о веротерпимости».
Жан-Жак Руссо (1712-1778) – «Об
общественном договоре».
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – «О духе
законов».

19. Томас Гоббс (1588-1678)

Родился в семье сельского священника.
Окончил Оксфордский университет (1608).
Произведения:
«О теле» (1658)
«О человеке» (1668)
«О гражданине» (1642)
«Левиафан, или Материя, форма и власть
государства церковного и гражданского»
(1645)

20. Механицизм, эмпиризм

Механицизм

мировоззренческий
принцип,
объясняющий развитие природы и общества
законами
механики
(абсолютизация
законов
механики).
Природа – совокупность протяжённых тел. Любое
тело обладает протяженностью и внешней фигурой.
Все знания относятся к телам. Тела находятся вне
человека. Значит, знание может поступить только
извне.
Первый слой опыта – чувственные восприятия,
второй слой – наука (связана с языком, общением).

21. Учение об обществе

Теория общественного договора – концепция,
трактующая гражданское общество (в
противоположность естественноприродному состоянию человека) как
результат сознательного акта конвенции
относительно таких социальных феноменов,
как закон (и право в целом) и государство
(властные отношения в целом).

22. Природа человека

Эгоистическая
природа
человека,
определяемая:
стремлением к самосохранению,
различными интересами, углубляющимися
и усложняющимися в государстве.

23. Естественное состояние

Особенности естественного состояния:
люди и жили по преимуществу в одиночку,
не было нравственных норм,
у
всех были равные права на все
(естественное право),
«война всех против всех».

24. Государство

Государство – искусственное политическое
тело. Власть государства по отношению к
подданным является абсолютной.
Три формы правления:
монархия
(власть
передается
человеку),
республика
(представителям
сословий),
аристократия
(представителям
сословия).
одному
всех
одного

25. Джон Локк (1632–1704)

Произведения:
«Опыт о человеческом разумении»
(обоснование новой философской концепции
происхождения и сущности знания)
«Опыты о законе природы»
«Послание о веротерпимости»
«Два трактата о правлении»
«Некоторые мысли о воспитании»
Член Лондонского королевского общества (с 1668).

26. Гносеология: сенсуализм

Критиковал теорию врожденных идей: нет никаких
фактов, подтверждающих существование идей,
которые находятся в душе с самого ее рождения и
признавал источником знания чувственный опыт
(ощущения). Сторонник сенсуализма. Сенсуализм –
позиция, согласно которой ощущения являются
единственным источником и основанием знания.
Теория tabula rasa (Локк).
Душа и разум человека до соприкосновения с
материальным, чувственным миром
представляют собой «белую бумагу без всяких
знаков и идей».

27. Двойственность опыта

Опыт как источник знания двойственен:
- с одной стороны, он включает внешний
опыт
(направленный на ощущаемые предметы);
- с другой – внутренний опыт (рефлексию,
направленную на действия нашего ума).
Следовательно, можно выделить два
измерения опыта:
- чувственное (связано с ощущениями);
- рациональное (связано с познавательной
деятельностью).

28. Теория первичных и вторичных качеств

Локк делит качества на объективные
(первичные) и субъективные (вторичные)
Первичные качества – отражают механикоматематические свойства тел (плотность,
протяженность, форма, движение или покой, число).
Существуют объективно и схожи с порождаемыми
ими чувственными образами.
Вторичные качества – порождающие ощущения
цвета, вкуса, запаха, теплоты и т.д. Не похожи на
соответствующие ощущения и являются
субъективными.

29. Естественное состояние

Особенности:
люди равны и свободны,
равенство возможностей и притязаний,
естественные права –
неотчуждаемые
права, основа разумного общественного
строя,
естественные права: на жизнь, на свободу,
на собственность.

30. Гражданское состояние

Правительство и граждане должны подчиняться
закону.
Народ – безусловный суверен и имеет право не
поддерживать
и
даже
ниспровергать
безответственное правительство.
Разделение властей:
законодательная – парламент,
исполнительная – суд и армия,
федеративная – король и министры.

31. Отношение Локка к религии

Изложено в работах:
«Разумность христианства»,
«Два трактата о правлении»,
«О веротерпимости»
Тяготеет к деизму. Суть позиции: Бог
рассматривается как безличная первопричина
мира, не вмешивающаяся в закономерное
течение его событий.

32. Отношение к вере

Обретение веры – личное дело, личный выбор.
Веротерпимость по отношению к представителям
любой
религии,
недопустимость
атеизма
в
государстве.
Разделение церковной и государственной власти, их
невмешательство в дела друг друга.
Следствия деизма Локка.
Критика концепции божественного происхождения
королевской власти.
Отрицание догмата о первородном грехе.
Сомнение в догмате о троичности Бога.

33. Жан-Жак Руссо (1712-1778)

Понятие общественного договора имеет у Руссо логическое,
идеальное значение.
Основные положения:
все люди рождаются свободными. Основой любой законной
власти могут быть только соглашения;
результат Общественного договора: человек теряет
естественную свободу, приобретает свободу гражданскую и
право собственности, равенство личностей;
законодательная власть принадлежит только народу и не
может делегироваться депутатам, исполнительная –
осуществляется согласно законам и может быть
представлена депутатам:
в государстве не существует никакого основного закона,
который не может быть отменен, включая Общественный
договор.

34. Шарль Луи Монтескьё (1689-1755)

Сторонник деизма.
Географический детерминизм в понимании
общества.
Политический идеал – конституционная
монархия.
Необходимость
разделения властей в
государстве:
политическая
свобода
невозможна
без
разделения
законодательной,
исполнительной
и
судебной властей, которые не должны
зависеть друг от друга – смешение их
ведет к деспотизму.
English     Русский Правила