Похожие презентации:
Metody_ocenki_ekonomicheskoĭ_effektivnosti_proekta (2)
1. Методы оценки экономической эффективности проекта
МЕТОДЫ ОЦЕНКИЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
ТАРАСЬЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
К.Э.Н., ДОЦЕНТ
СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
ПО ПРОБЛЕМАМ УНИВЕРСИТЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ
КАФЕДРА АНАЛИЗА СИСТЕМ
И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
2. Учет эффективности проектов
УЧЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВПРОЕКТ, КАК И ЛЮБАЯ ФИНАНСОВАЯ ОПЕРАЦИЯ, ПОРОЖДАЕТ ДЕНЕЖНЫЕ
ПОТОКИ (ПОТОКИ РЕАЛЬНЫХ ДЕНЕГ)
Эффективность проекта оценивается в течение расчетного
периода,
охватывающего временной интервал от начала проекта до его прекращения. Начало
расчетного периода рекомендуется
определять в задании на расчет
эффективности проекта, например, как дату начала вложения средств в проектноизыскательские работы.
Расчетный период разбивается на шаги – временные отрезки, в пределах которых
производится агрегирование данных, используемых для оценки финансовых
показателей. Шаги определяются их номерами (0, 1, …).
Денежный поток проекта – это зависимость от времени денежных поступлений и
платежей, связанных с реализацией проекта, определяемая для всего расчетного
периода.
2
3. Эффективность в зависимости от типа проекта
ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ПРОЕКТАОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРИ ОЦЕНКЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ
анализ ведется в целом по проекту, до момента его завершения
учет ведется по финансовым категориям, а не учетным
денежные потоки выражаются в форме прироста средств, то есть представляются в форме разностей между
потоками
не учитываются прошлые, невозмещаемые затраты
учет издержек упущенных возможностей
амортизация учитывается лишь в расчете налоговых платежей, и не учитывается в расчете денежных оттоков
если
проект
предполагает
дополнительные
инвестиции
в
оборотный
капитал (увеличение необходимых остатков денежных средств, прирост дебиторской задолженности, запасов
и др.), то необходимо сделать предположение об уровне высвобождения инвестированных средств после
окончания реализации проекта
3
4. Эффективность в зависимости от типа проекта
ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ПРОЕКТАОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРИ ОЦЕНКЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ
При анализе инвестиционных проектов важно оценить потенциальный объем рынка. Методика
PAM, TAM, SAM, SOM позволяет структурированно подойти к этой задаче:
PAM (Potential Available Market) — потенциальный доступный рынок, представляющий собой
совокупный спрос на продукт или услугу на глобальном уровне.
TAM (Total Addressable Market) — общий адресуемый рынок, который учитывает все компании
или клиентов, которым может быть предложен продукт.
SAM (Serviceable Available Market) — обслуживаемый доступный рынок, включающий клиентов,
к которым можно обратиться с учетом географических и ресурсных ограничений.
SOM (Serviceable Obtainable Market) — обслуживаемый достижимый рынок, определяемый как
доля рынка, которую компания реально может занять с учетом конкуренции.
4
5. Эффективность в зависимости от типа проекта
ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ПРОЕКТАОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРИ ОЦЕНКЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ
При анализе инвестиционных проектов важно оценить потенциальный объем
рынка. Методика PAM, TAM, SAM, SOM позволяет структурированно подойти к
этой задаче.
Допустим, общий мировой рынок (PAM) составляет 100 млрд руб.
TAM = 50 млрд руб. (все клиенты, которым можно продать продукт)
SAM = 20 млрд руб. (учитывая региональные ограничения и доступ к
клиентам)
SOM = 5 млрд руб. (реально достижимая доля рынка с учетом конкуренции).
5
6. Эффективность в зависимости от типа проекта
ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ПРОЕКТАОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРИ ОЦЕНКЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ
Совокупность методов, применяемых для оценки проектов, разделяют на две
группы:
статические (учетные)
динамические (учитывающие фактор времени)
Наиболее корректными с финансовой точки зрения, и поэтому рекомендуемыми
к применению являются методы, основанные на дисконтировании чистых
денежных потоков от реализации проекта
6
7. Поведение денежного потока
ПОВЕДЕНИЕ ДЕНЕЖНОГО ПОТОКАНА КАЖДОМ ШАГЕ ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ
Притоком (CF+), равным суммарному объему денежных поступлений (или
результатов в стоимости выражении) на этом шаге
Оттоком (CF-), равным суммарному объему платежей на этом шаге
Чистым притоком (сальдо, эффектом), равным разности между притоком и
оттоком
Необходимо обеспечить дисконтирование денежного потока во времени
7
8. Как дисконтировать денежный поток
КАК ДИСКОНТИРОВАТЬ ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОКРАБОТАЕМ С КЛЮЧЕВОЙ СТАВКОЙ, ВНУТРЕННЕЙ СТАВКОЙ ПРИВЕДЕНИЯ,
КАК ВАРИАНТ - С ИНФЛЯЦИЕЙ ИЛИ ДИНАМИКОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ
КОРЗИНЫ
Дисконтированием
денежных
потоков
называется
приведение
их
разновременных (относящихся к разным шагам расчетного периода) значений к
их ценности на определенный момент времени, который называется моментом
приведения и обозначается через t0
Момент приведения может не совпадать с началом отсчета времени (т.е. не
обязательно t0=0)
Основным экономическим нормативом, используемым при дисконтировании,
является ставка дисконта, выражаемая в долях единицы или в процентах в год
8
9. Как дисконтировать денежный поток
КАК ДИСКОНТИРОВАТЬ ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОКРАБОТАЕМ С КЛЮЧЕВОЙ СТАВКОЙ, ВНУТРЕННЕЙ СТАВКОЙ ПРИВЕДЕНИЯ,
КАК ВАРИАНТ - С ИНФЛЯЦИЕЙ ИЛИ ДИНАМИКОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ
КОРЗИНЫ
Дисконтирование притока, оттока или чистого притока денежных средств в
момент времени t осуществляется путем умножения его значения на
коэффициент дисконтирования
Таким образом возможно показать, как меняется доходность проекта во времени
в результате влияния внешних для проекта показателей
Обычно дисконтирование
показателей проекта
учитывается
9
в
формулах
расчета
основных
10. Как дисконтировать денежный поток
КАК ДИСКОНТИРОВАТЬ ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОКРАБОТАЕМ С КЛЮЧЕВОЙ СТАВКОЙ, ВНУТРЕННЕЙ СТАВКОЙ ПРИВЕДЕНИЯ,
КАК ВАРИАНТ - С ИНФЛЯЦИЕЙ ИЛИ ДИНАМИКОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ
КОРЗИНЫ
Если денежный поток проекта распределен по шагам расчетного периода, то для
приближенной оценки эффективности проекта рекомендуется использовать один
из следующих способов:
считать денежные потоки каждого шага относящимися к концу этого шага (в
этом случае удобно в качестве момента приведения t0 выбрать конец шага 0)
считать денежные потоки каждого шага относящимися к началу этого шага
(в этом случае удобно в качестве момента приведения t0 выбрать начало шага
0)
10
11. Денежные потоки в проекте
ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ В ПРОЕКТЕЧТО НЕОБХОДИМО СЧИТАТЬ ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
При оценке
показатели:
эффективности
проекта
традиционно
используют
следующие
Дисконтированная (приведённая, текущая) стоимость (Present Value, PV)
Чистая приведённая стоимость (Net Present Value, NPV)
Дисконтированный / не дисконтированный индекс рентабельности (Discounted
Profitability Index, DPI / Profitability Index, PI)
Внутренняя норма доходности (Internal Rate of Return, IRR)
Дисконтированный / не дисконтированный срок окупаемости (Discounted
Payback Period, DPBP, DPP / Pay-Back Period, PP)
11
12. Дисконтированная (приведённая, текущая) стоимость
ДИСКОНТИРОВАННАЯ (ПРИВЕДЁННАЯ, ТЕКУЩАЯ) СТОИМОСТЬPRESENT VALUE, PV
Дисконтированная (приведённая, текущая) стоимость — оценка стоимости (текущий
денежный эквивалент) будущего потока платежей исходя из различной стоимости денег,
полученных в разные моменты времени (концепция временной стоимости денег).
Денежная сумма, полученная сегодня, обычно имеет более высокую стоимость, чем та же
сумма, полученная в будущем. Это связано с тем, что деньги, полученные сегодня, могут
принести в будущем доход после их инвестирования.
Кроме того, деньги полученные в будущем в условиях инфляции обесцениваются (на ту же
сумму в будущем можно приобрести меньшее количество товаров и услуг).
Также есть другие факторы, снижающие стоимость будущих платежей. Неравноценность
разновременных денежных сумм численно выражается в ставке дисконтирования.
12
13. Дисконтированная (приведённая, текущая) стоимость
ДИСКОНТИРОВАННАЯ (ПРИВЕДЁННАЯ, ТЕКУЩАЯ) СТОИМОСТЬPRESENT VALUE, PV
Дисконтированная стоимость некоторой будущей суммы X равна денежной сумме, при
инвестировании которой сейчас (с доходностью, равной ставке дисконтирования), в
будущем (в тот же момент времени) будет получена сумма X.
Дисконтированная стоимость потока платежей равна сумме дисконтированных
стоимостей отдельных платежей, входящих в этот поток. Она фактически равна
дисконтированной величине будущей стоимости денежного потока (сумма, которая
будет получена в будущем, если денежный поток инвестировать в моменты
получения платежей под ставку дисконтирования).
Модель дисконтированной стоимости позволяет определить, какой объём
финансовых вложений готов сделать инвестор для получения данного денежного
потока.
13
14. Дисконтированная (приведённая, текущая) стоимость
ДИСКОНТИРОВАННАЯ (ПРИВЕДЁННАЯ, ТЕКУЩАЯ) СТОИМОСТЬPRESENT VALUE, PV
Дисконтированная стоимость будущего потока платежей является функцией ставки
дисконтирования, которая может определяться в зависимости от:
доходности альтернативных вложений
стоимости привлечения (заимствования) средств
инфляции
срока, через который ожидается будущий поток платежей
риска, связанного с данным будущим потоком платежей
других факторов
14
15. Дисконтированная (приведённая, текущая) стоимость
ДИСКОНТИРОВАННАЯ (ПРИВЕДЁННАЯ, ТЕКУЩАЯ) СТОИМОСТЬPRESENT VALUE, PV
Пусть некоторая денежная сумма PV вкладывается под ставку i за единицу
времени (день, месяц, квартал, год). Предполагается, что проценты начисляются
и капитализируются в каждую единицу времени и фактически реинвестируются.
Тогда в будущий момент времени t будет получена сумма FVt, рассчитанная по
формуле сложных процентов:
Если дана денежная сумма FVt на некоторый будущий момент времени t можно
рассчитать сумму PV, которую нужно вложить под ставку r, чтобы получить FVt к
этому моменту, следующим образом:
15
16. Дисконтированная (приведённая, текущая) стоимость
ДИСКОНТИРОВАННАЯ (ПРИВЕДЁННАЯ, ТЕКУЩАЯ) СТОИМОСТЬPRESENT VALUE, PV
Величину PV называют дисконтированной (приведённой, текущей) стоимостью будущей
суммы FVt, а ставку r – ставкой дисконтирования. Саму операцию нахождения текущей
стоимости будущей суммы называют дисконтированием. В общем случае сумма может быть
приведена к любому моменту времени (не только к текущему):
Приведение разновременных сумм к одному и тому же моменту времени делает их
сопоставимыми (равноценными) с точки зрения концепции временной ценности денег.
Предполагается, что существует возможность вложить любую сумму в любой момент
времени в некоторый инструмент (например, банковский депозит) с доходностью r. Природа
инструмента несущественна, имеет значение только доходность при сопоставимом риске. В
случае, если в качестве r используется инфляция — это вложения в дорожающие товары и
услуги. В качестве r может выступать стоимость привлечения (заимствования) денег.
16
17. Чистая приведённая стоимость
ЧИСТАЯ ПРИВЕДЁННАЯ СТОИМОСТЬNET PRESENT VALUE, NPV
Основным
критерием
эффективности
проекта
считается
величина
NPV.
Чистый дисконтированный доход (Net Present Value) показывает величину
сверхнормативного дохода, получаемого предприятием в результате осуществления
инвестиционного проекта.
где
• NPV – чистый дисконтированный доход
• NCFt – поток денежных средств
• D t – прирост дохода предприятия
в t-м году расчетного периода в результате
нововведения
• Kt – капитальные вложения в год t
• L – ликвидационная стоимость
• r – норма дисконта, принятая для оценки данного инвестиционного проекта
• T – длительность расчетного периода
• I0 – первоначальные инвестиции (в нулевой период)
17
18. Чистая приведённая стоимость
ЧИСТАЯ ПРИВЕДЁННАЯ СТОИМОСТЬNET PRESENT VALUE, NPV
Существует упрощенный вариант формулы для учета NPV, где учитывается
поток платежей, ключевая ставка и начальные инвестиции для проекта
При этом, если проект долгосрочный и требует длительного периода вливания
средств, то поток инвестированных средств также необходимо дисконтировать,
вследствие чего необходимо использовать формулу
18
19. Чистая приведённая стоимость
ЧИСТАЯ ПРИВЕДЁННАЯ СТОИМОСТЬNET PRESENT VALUE, NPV
Рассмотрим пример расчета чистого дисконтированного
дохода в программе Excel. В программе есть удобная
функция ЧПС (чистая приведенная стоимость), которая
позволяет использовать ставку дисконтирования в расчетах.
Рассчитаем ниже в двух вариантах NPV.
Вариант №1
Разберем алгоритм
показателей NPV.
последовательного
расчета
всех
1.Расчет денежного потока по годам: E7 = C7-D7
2.Дисконтирование денежного потока по времени: F7 =
E7/(1+$C$3)^A7
3.Суммирование всех дисконтированных денежных
поступлений по инвестиционному проекту и вычитание
первоначальных
капитальных
затрат:
F16
=
СУММ(F7:F15)-B6
19
20. Чистая приведённая стоимость
ЧИСТАЯ ПРИВЕДЁННАЯ СТОИМОСТЬNET PRESENT VALUE, NPV
Рассмотрим пример расчета чистого дисконтированного
дохода в программе Excel. В программе есть удобная
функция ЧПС (чистая приведенная стоимость), которая
позволяет использовать ставку дисконтирования в
расчетах. Рассчитаем ниже в двух вариантах NPV.
Вариант №2
Расчет с использованием встроенной формулы ЧПС.
Следует заметить, что необходимо вычесть
первоначальные капитальные затраты (В6).
= ЧПС($C$3;E7;E8;E9;E10;E11;E12;E13;E14;E15)-B6
Результаты в обоих методах подсчета NPV, как мы
видим, совпадают.
20
21. Чистая приведённая стоимость
ЧИСТАЯ ПРИВЕДЁННАЯ СТОИМОСТЬКРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПО NPV
Выбор проекта по критерию чистой текущей стоимости
следующем правиле:
основывается на
если показатель больше нуля, то проект является
увеличивающим на величину NPV стоимость организации
если показатель меньше нуля, то проект является убыточным и не
принимается
если наблюдается равенство нулю, то проект не является ни прибыльным,
ни убыточным
21
прибыльным,
22. Индекс рентабельности проекта
ИНДЕКС РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТАPROFITABILITY INDEX, PI
Индекс доходности (рентабельности) проекта – это доход на единицу вложенных
средств на реализацию проекта
Показатель определяет эффективность вложений, причем, чем больше значение
этого показателя, тем выше отдача каждой единицы вложений, инвестированной
в данный проект
Если значение показателя ниже единицы, то проект не отвечает минимальной
ставке доходности
Показатель, равный единице, соответствует нулевой чистой текущей стоимости
22
23. Индекс рентабельности проекта
ИНДЕКС РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТАPROFITABILITY INDEX, PI
Индексы рентабельности могут рассчитываться как для дисконтированных, так и для
не дисконтированных денежных потоков
При оценке эффективности часто используются:
индекс
доходности (рентабельности) инвестиций (ИД) - отношение суммы
элементов
денежного
потока
от
операционной
деятельности
к
абсолютной
величине
суммы элементов денежного
потока от инвестиционной деятельности
индекс доходности (рентабельности) дисконтированных инвестиций (ИДД) –
отношение суммы дисконтированных элементов денежного
потока от
операционной деятельности к абсолютной величине дисконтированной суммы
элементов денежного потока от инвестиционной деятельности
23
24. Индекс рентабельности проекта
ИНДЕКС РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТАPROFITABILITY INDEX, PI
Индекс рентабельности – разновидность метода чистой приведённой стоимости, который
рассчитывается как отношение суммы дисконтированных денежных потоков к дисконтированной
стоимости оттоков. Экономический смысл данного коэффициента – это оценка дополнительной
ценности на каждый вложенный рубль
При оценке проектов, предусматривающих одинаковый объем первоначальных инвестиций,
критерий PI полностью согласован с критерием NPV. Таким образом, критерий PI имеет
преимущество при выборе одного проекта из ряда имеющих примерно одинаковые значения NPV,
но разные объемы требуемых инвестиций. В данном случае выгоднее тот из них, который
обеспечивает большую эффективность вложений. В связи с этим данный показатель позволяет
ранжировать проекты при ограниченных инвестиционных ресурсах
24
25. Индекс рентабельности проекта
ИНДЕКС РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТАDISCOUNTED PROFITABILITY INDEX, DPI
Если вложения в проект осуществляются не единовременно, а на протяжении всего времени
реализации, то необходимо инвестиционный капитал (I0) привести к единой стоимости, т.е.
дисконтировать его. Формула в этом случае станет иметь следующий вид:
Чем выше коэффициент прибыльности инвестиций, тем большую отдачу на вложенный капитал
приносит данная инвестиция. Данный критерий используется для сравнения между собой
нескольких инвестиционных проектов. На практике большой индекс прибыли не всегда показывает
эффективность проекта, ведь в таком случае оценка будущих доходов могла быть завышена или
периодичность их получения не правильно оценена
25
26. Индекс рентабельности проекта
ИНДЕКС РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТАPROFITABILITY INDEX, PI
Рассмотрим на примере вычисление индекса
прибыльности. На рисунке показан расчет PI в
ячейке F18
1.Расчет столбца F – Дисконтированного
денежного потока = E7/(1+$C$3)^A7
2.Расчет чистого дисконтированного
NPV в ячейке F16 = СУММ(F7:F15)-B6
3.Оценка прибыльности инвестиций в ячейке
F18 = F16/B6
дохода
Если бы инвестиционные затраты были каждый год,
то
необходимо
было
индекс
прибыльности
рассчитывать по второй формуле и приводить их к
настоящему времени (дисконтировать)
26
27. Внутренняя норма доходности
ВНУТРЕННЯЯ НОРМА ДОХОДНОСТИINTERNAL RATE OF RETURN, IRR
Внутренняя норма доходности (Internal rate of return, IRR) – это ставка дисконта, при которой
экономический эффект за расчетный период равен нулю (NPV = 0). Значение показателя
определяется из уравнения:
При оценке эффективности отдельного варианта инвестиций вариант является
эффективным, если внутренний коэффициент этого варианта не меньше принятого
норматива эффективности капиталовложений (ставка дисконта, стоимость капитала): если
значение IRR больше ставки финансирования проекта, то данный проект следует принять, и
наоборот.
При выборе лучшего варианта нововведений из нескольких проектных лучшим является
вариант, обеспечивающий максимальную величину
внутреннего коэффициента
эффективности.
27
28. Внутренняя норма доходности
ВНУТРЕННЯЯ НОРМА ДОХОДНОСТИINTERNAL RATE OF RETURN, IRR
Рассмотрим пример расчета внутренней нормы
прибыли в Excel, в программе есть хорошая
функция ВСД (внутренняя ставка доходности),
которая позволяет быстро рассчитать IRR. Данную
функцию корректно использовать в том случае если
есть хотя бы один положительный и отрицательный
денежный поток.
Внутреннюю
норму
прибыли
оценивают
со
средневзвешенной
стоимостью
привлеченного
капитала,
что
позволяет
сделать
оценку
целесообразности дальнейшего развития проекта.
E16 = ВСД(E6:E15)
28
29. Внутренняя норма доходности
ВНУТРЕННЯЯ НОРМА ДОХОДНОСТИINTERNAL RATE OF RETURN, IRR
Плюсы:
возможность сравнения инвестиционных проектов между собой, имеющих разный горизонт
инвестирования
возможность сравнения не только проектов, но и альтернативных инвестиций, например банковский
вклад. Если IRR проекта составляет 25%, а банковский вклад равен 15%, то проект более
инвестиционно привлекателен
экспресс-оценка проекта на его целесообразность дальнейшего развития
Минусы:
не отражен абсолютный рост стоимости инвестиционного проекта
денежные потоки часто имеют не систематическую структуру, что затрудняет правильный расчет
данного показателя
29
30. срок окупаемости
СРОК ОКУПАЕМОСТИPAY-BACK PERIOD, PP
Срок окупаемости инвестиций или инвестиционного проекта (англ. Payback Period, PP, период окупаемости) –
данный коэффициент показывает период, за который окупятся первоначальные инвестиции (затраты) в
инвестиционный проект. Экономический смысл данного показателя заключается в том, что бы показать срок, за
который инвестор вернет обратно свои вложенные деньги (капитал)
где:
I0 (Invest Capital) – инвестиционный капитал, первоначальные затраты инвестора в объект вложения. В формуле
в иностранной практике иногда используют понятие не инвестиционный капитал, а затраты на капитал (Cost of
Capital,
CC),
что
по
сути
несет
аналогичный
смысл
CF (Cash Flow) – денежный поток, который создается объектом инвестиций. Под денежным потоком иногда в
формулах подразумевают чистую прибыль (NP, Net Profit)
30
31. срок окупаемости
СРОК ОКУПАЕМОСТИPAY-BACK PERIOD, PP
Рассмотрим
пример
расчета
срока
окупаемости инвестиционного проекта. У нас
имеются исходные данные, что стоимость
первоначальных затрат составили 130 000
руб., ежемесячно денежный поток от
инвестиций составлял 25 000 руб. В начале
необходимо рассчитать денежный поток
нарастающим
итогом,
для
этого
использовалась
следующая
простая
формула:
Денежный поток нарастающим
итогом
рассчитывается в колонке C, C7=C6+$C$3
31
32. срок окупаемости
СРОК ОКУПАЕМОСТИPAY-BACK PERIOD, PP
Достоинства показателя его скорость и простота расчета.
Недостаток данного коэффициента очевиден – в его расчете используется постоянный
денежный поток.
В реальных условиях достаточно сложно спрогнозировать устойчивые будущие денежные
поступления, поэтому период окупаемости может существенно измениться. Для того чтобы
снизить возможные отклонения от плана окупаемости следует обеспечить надежность
источников поступления денежного потока инвестиционного проекта.
К тому же показатель не учитывает влияние инфляции на изменение стоимости денег во
времени. Срок окупаемости инвестиций как может быть использован как критерий отсева на
первом этапе оценки и отбора «тяжелых» инвестиционных проектов.
32
33. Дисконтированный срок окупаемости
ДИСКОНТИРОВАННЫЙ СРОК ОКУПАЕМОСТИDISCOUNTED PAYBACK PERIOD, DPBP, DPP
Дисконтированный срок окупаемости (англ. Discounted Payback Period, DPP) – показатель отражающий период,
через который окупятся первоначальные инвестиционные затраты. Формула расчета коэффициента аналогична
формуле оценки периода окупаемости инвестиций, только используется дисконтирование. Формула расчета
дисконтированного срока окупаемости инвестиций:
где:
I0 (Invest Capital) – инвестиционный капитал, первоначальные затраты инвестора в объект вложения. В
формуле в иностранной практике иногда используют понятие не инвестиционный капитал, а затраты на
капитал (Cost of Capital, CC), что по сути несет аналогичный смысл
CF (Cash Flow) – денежный поток, который создается объектом инвестиций. Под денежным потоком иногда в
формулах подразумевают чистую прибыль (NP, Net Profit)
r – ставка дисконтирования
t – период оценки получаемого денежного потока
33
34. Дисконтированный срок окупаемости
ДИСКОНТИРОВАННЫЙ СРОК ОКУПАЕМОСТИDISCOUNTED PAYBACK PERIOD, DPBP, DPP
Рассчитаем коэффициент дисконтированного срока
окупаемости инвестиций в Excel. На рисунке показан
пример расчета. Для этого необходимо выполнить
следующие операции:
1.Рассчитать дисконтированный
колонке D = C7/(1+$C$3)^A7
2.Посчитать нарастающим итогом прирост капитала в
колоне E = E7+D8
3.Оценить в какой период
окупились полностью.
Окупаемость всех затрат дисконтированным денежным
потоком произошла на 6 месяц. Чем меньше период
окупаемости инвестиционного проекта, тем более
привлекательны данные проекты.
денежный
вложенные
поток
в
инвестиции
34
35. Дисконтированный срок окупаемости
ДИСКОНТИРОВАННЫЙ СРОК ОКУПАЕМОСТИDISCOUNTED PAYBACK PERIOD, DPBP, DPP
Достоинством коэффициента является возможность использовать в формуле
свойство денег изменять свою стоимость со временем за счет инфляционных
процессов.
Это повышает точность оценки периода возврата вложенного капитала.
Недостаток использования данного коэффициента заключаются в точном
определении будущих денежных поступлений от инвестиции и оценке ставки
дисконтирования.
Ставка может изменяться на всем жизненном цикле инвестиции из-за действия
различных экономических, политических, производственных факторов.
35
36. Пример расчета денежных потоков в проекте
ПРИМЕР РАСЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ В ПРОЕКТЕПредприятие рассматривает проект по сборке автомобилей. Проект рассчитан на 4 года, и потребует
дополнительных инвестиций в переоснащение существующих производственных мощностей в размере 2 млрд.р.
При этом на реконструкцию производственных зданий к настоящему моменту уже затрачено 400 млн.р.
После завершения проекта предприятие предполагает продать производственные мощности производителям
сельхозтехники за 1.6 млрд.р. Дополнительные инвестиции в оборотный капитал предполагаются в размере 380
млн.р., 90% которых будут возмещены по окончании реализации проекта.
Предприятие предполагает продавать по 2 тыс. автомобилей в год по цене 2200 млн.р. за штуку. Переменные
издержки в расчете на одно изделие составят 1600 р., постоянные (без учета амортизации) – 300 млн.р. в год.
Амортизация планируемого к введению оборудования предполагается линейной; нормативный срок службы – 10
лет.
Для финансирования инвестиций в оборотный капитал предприятие обычно привлекает краткосрочный
банковский кредит под 12% годовых. Стоимость капитала предприятия оценивается в 20%. Ставка налога на
прибыль – 20%.
Оцените инвестиционную привлекательность проекта, рассчитав значения NPV и IRR. Предполагается, что
инвестиции осуществлены на начало 1 года проекта.
36
37. Пример расчета денежных потоков в проекте
ПРИМЕР РАСЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ В ПРОЕКТЕРасчет
Значение
Инвестиции
2000+380
2380
Амортизация
2000/10
200
ОС 1 год
2000-200
1800
ОС 4 год
2000-200*4
1200
Налог на имущество 1 год
1800*0,022
39,6
Выручка
2,2*2000
4400
Переменные затраты
1,6*2000
3200
Постоянные затраты
300
300
Налогооблагаемая прибыль 1 год
4400-3200-300-200-39,6
660,4
Высвобождение ОС
0,9*380
342
Продажа оборудования
1600
Разница с остаточной стоимостью
Налог на прибыль, 20%
37
1600-(2000-200*4)
400
400*0,2
80
38. Пример расчета денежных потоков в проекте
ПРИМЕР РАСЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ В ПРОЕКТЕ0
1
2
3
4
Амортизация
200
200
200
200
ОС оборудования
1800
1600
1400
1200
Налог на имущество
39,6
35,2
30,8
26,4
Инвестиции в оборудование
2000
Инвестиции в оборотные средства
380
Итого инвестиций
2380
Продажа оборудования
1600
Налог на прибыль с продажи
80
Возврат оборотных средств
342
Выручка
4400
4400
4400
4400
Операционные затраты
3700
3700
3700
3700
Налогооблагаемая прибыль
660,4
664,8
669,2
673,6
Налог на прибыль
132,08
132,96
133,84
134,72
200
200
200
200
Корретировка ЧДП
38
39. Пример расчета денежных потоков в проекте
ПРИМЕР РАСЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ В ПРОЕКТЕNPV в Excel: ЧПС (r; Cо:Cn)
r – ставка дисконта
Cо:Cn – денежные потоки проекта
NPV = -2380 + 728,32/(1+0,2)1 + 731,84/(1+0,2)2 + 735,36/(1+0,2)3 + 2600,88/(1+0,2)4
IRR в Excel:
IRR = ЧИСТВНДОХ(Cо:Cn)
IRR = ВСД(Cо:Cn)
NPV = -2380 + 728,32/(1+ IRR)1 + 731,84/(1+ IRR)2 + 735,36/(1+ IRR)3 + 2600,88/(1+ IRR)4 = 0
39
40. Юнит-экономика
ЮНИТ-ЭКОНОМИКАЮнит-экономика – это методика расчётов, которая помогает оценить прибыль бизнеса и его
общую эффективность. Она показывает, сколько бизнес зарабатывает с одного юнита – базовой
единицы товара или услуги, которую продаёт компания.
Основные задачи юнит-экономики:
• Проверка и подтверждение рентабельности бизнес-идеи
• Оптимизация затрат
• Расчёт плановых показателей, планирование бюджета
• Повышение результативности рекламы
• Оценка возможности масштабирования бизнеса
• Подготовка отчётности для инвесторов и банков
Методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов позволяют объективно
анализировать
их
рентабельность
и
риски.
Юнит-экономика
помогает
детально
проанализировать прибыльность на уровне отдельных клиентов и единиц бизнеса, что
позволяет улучшить финансовые показатели и увеличить маржинальность проекта.
40
41. Юнит-экономика
ЮНИТ-ЭКОНОМИКАЗАЧЕМ НАМ UNIT -ЭКОНОМИКА?
Анализ юнитов полезен: инвесторам, топ-менеджерам, владельцам компаний. С помощью
юнит-экономики мы можем:
Определить количество клиентов(продаж) для выхода на точку безубыточности
Рассчитать стоимость привлечения одного клиента
Оценить цену товара или услуги для проверки окупаемости издержек
Сделать вывод об эффективности каждого канала привлечения клиентов или об
успешности маркетинговой стратегии
Понять, насколько у компании большой потенциал развития и выгодно ли будет
масштабироваться
41
42. Юнит-экономика
ЮНИТ-ЭКОНОМИКАОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЮНИТ -ЭКОНОМИКИ, КОТОРЫМИ МЫ ОПЕРИРУЕМ
ARPU – доход от клиента за период
VC – себестоимость производства услуги
AvP (Average Price) – выставляемая цена продажи
COGS (Cost of Goods Sold) – себестоимость одной продажи или производства единицы товара
RPR – количество продаж за период (повторные продажи)
Lifetime – среднее время работы с клиентом (количество периодов повторных продаж)
LTV (Lifetime Value) – прогноз общей прибыльности клиента
CM – общие затраты на привлечение
NC – количество клиентов (продаж)
CAC (Customer Acquisition Cost) – затраты на привлечение одного клиента (одну продажу)
42
43. Юнит-экономика
ЮНИТ-ЭКОНОМИКАЧТО НЕОБХОДИМО СЧИТАТЬ ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Юнит-экономика анализирует прибыльность отдельных единиц бизнеса (товаров, клиентов). Основные показатели,
которые используются для обоснования эффективности проекта:
Средняя выручка на одного пользователя (Average Revenue Per User, ARPU)
Пожизненная ценность клиента (Lifetime Value, LTV)
Стоимость привлечения клиента (Customer Acquisition Cost, CAC)
При условии, что LTV / CAC > 3 – модель считается устойчивой
Коэффициент эффективности инвестиций (Accounting Rate of Return, ARR)
Чистая приведённая стоимость (Net Present Value, NPV)
Индекс рентабельности (Profitability Index, PI)
Внутренняя норма доходности (Internal Rate of Return, IRR)
Срок окупаемости (Pay-Back Period, PP)
43
44. Средняя выручка на одного пользователя
СРЕДНЯЯ ВЫРУЧКА НА ОДНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯAVERAGE REVENUE PER USER, ARPU
ARPU (Average revenue per user, средняя выручка на одного пользователя) –
показатель, используемый телекоммуникационными компаниями (в том числе
интернет-провайдерами,
IT-компаниями
и
другими
компаниями,
предоставляющими онлайн-сервисы) и означающий средний доход (обычно за
месяц) в расчёте на одного абонента. Является одним из показателей,
характеризующих успешность бизнеса компании.
Цена средней выручки за период в
рассчитывается по следующей формуле:
где CF+ – доход, N – количество пользователей
44
расчёте
за
одного
пользователя
45. Средняя выручка на одного пользователя
СРЕДНЯЯ ВЫРУЧКА НА ОДНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯAVERAGE REVENUE PER USER, ARPU
Показатель ARPU помогает определить клиентскую базу и ценовую стратегию,
оценить стоимость маркетинга, сегментировать клиентов.
Для расчёта ARPU нужно разделить выручку компании на количество
пользователей за определённый период (обычно за месяц). При этом учитывают
как платящих пользователей, так и тех, кто пользуется сервисом или услугами
бесплатно.
Допустим, за неделю компания получила доход в 1 млн.р. При этом общее
количество пользователей за рассматриваемый период составило 5000.
Показатель ARPU будет рассчитываться следующим образом:
Средняя выручка на одного пользователя: 1 000 000 ÷ 5 000 = 200 р.
45
46. Пожизненная ценность клиента
ПОЖИЗНЕННАЯ ЦЕННОСТЬ КЛИЕНТАLIFETIME VALUE, LTV
Пожизненная ценность клиента (Customer Lifetime Value, CLV или часто CLTV),
пожизненная ценность (Lifetime Value, LTV) – это предсказание чистого дохода,
связанного со всеми будущими отношениями с клиентом. Модель предсказания может
иметь разные уровни изощренности и точности, варьирующиеся от приблизительных,
эвристических, до сложных, использующих техники предиктивного анализа.
Пожизненная ценность клиента также может быть описана как денежная стоимость
отношений с клиентом на основании текущих размеров видимых будущих денежных
потоков от отношений с клиентом.
Пожизненная ценность клиента – это важное понятие в том плане, что оно
стимулирует перевод фокуса компаний с квартальных доходов на долгосрочные
здоровые отношения со своими клиентами.
46
47. Пожизненная ценность клиента
ПОЖИЗНЕННАЯ ЦЕННОСТЬ КЛИЕНТАLIFETIME VALUE, LTV
Целью показателя пожизненной ценности клиента является получение доступа к
финансовой ценности каждого из клиентов.
Текущая стоимость – это дисконтированная сумма будущих денежных потоков:
каждый будущий денежный поток умножается на тщательно подобранное число,
меньшее единицы, перед суммированием. Коэффициент умножения учитывает
способ дисконтирования стоимости денег с течением времени.
Временная ценность денег отражает интуитивное понимание того, что каждый
предпочел бы получить оплату раньше, но предпочел бы заплатить позже.
Коэффициенты умножения зависят от выбранной ставки дисконтирования и периода
времени, через который происходит каждый денежный поток.
47
48. Пожизненная ценность клиента
ПОЖИЗНЕННАЯ ЦЕННОСТЬ КЛИЕНТАLIFETIME VALUE, LTV
LTV применяет концепцию приведенной стоимости к денежным потокам,
связанным с отношениями с клиентами. Поскольку приведенная стоимость
любого потока будущих денежных потоков рассчитана на единовременную
стоимость будущих денежных потоков на сегодняшний день, LTV будет
представлять собой единовременную стоимость отношений с клиентами на
сегодняшний день.
LTV – это денежная оценка отношений клиента с фирмой. Это верхний предел
того, что фирма была бы готова заплатить за установление отношений с
клиентами, а также верхний предел суммы, которую фирма была бы готова
заплатить, чтобы избежать потери отношений с клиентами. Если отношения с
клиентами рассматриваются как актив фирмы, CLV будет представлять
денежную стоимость этого актива.
48
49. Пожизненная ценность клиента
ПОЖИЗНЕННАЯ ЦЕННОСТЬ КЛИЕНТАLIFETIME VALUE, LTV
Показатели ценности клиента используются в основном в компаниях,
ориентированных на взаимоотношения с клиентами, особенно в тех, которые
заключают контракты с клиентами.
Примерами могут служить банковские и страховые услуги, телекоммуникации и
большая часть сектора взаимодействия между предприятиями.
Однако
принципы
LTV
могут
быть
распространены
на
категории,
ориентированные на транзакции, такие как потребительские товары в упаковке,
путем
включения
стохастических
моделей
покупок,
учитывающих
индивидуальное или совокупное поведение.
49
50. Пожизненная ценность клиента
ПОЖИЗНЕННАЯ ЦЕННОСТЬ КЛИЕНТАLIFETIME VALUE, LTV
Когда маржа и уровень удержания остаются постоянными, для расчета пожизненной ценности отношений с клиентами
можно использовать следующую формулу:
Модель денежных потоков клиентов рассматривает взаимоотношения фирмы с клиентами как нечто вроде дырявого
ведра.
Модель LTV имеет только три параметра:
(1) M (Margin) – постоянную маржу (взнос за вычетом переменных затрат, включая расходы на удержание) за период
(2) RR (Retention Rate) – постоянную вероятность удержания за период
(3) r (Discount Rate) – ставку дисконтирования
Модель предполагает, что в случае, если клиент не будет удержан, он будет потерян навсегда, при этом первая маржа
будет получена (с вероятностью, равной коэффициенту удержания) в конце первого периода.
50
51. Пожизненная ценность клиента
ПОЖИЗНЕННАЯ ЦЕННОСТЬ КЛИЕНТАLIFETIME VALUE, LTV
Процесс расчета LTV (пожизненной ценности клиента) состоит из четырех
этапов:
прогнозирование оставшегося срока службы клиента (чаще всего в годах)
прогнозирование будущих доходов (чаще всего из года в год), основанное на
оценке будущих приобретенных продуктов и уплаченных цен
оценка затрат на доставку этих продуктов
расчет чистой приведенной стоимости этих будущих сумм.
51
52. вероятность удержания за период
ВЕРОЯТНОСТЬ УДЕРЖАНИЯ ЗА ПЕРИОДRETENTION RATE, RR
Для расчета RR (вероятность удержания за период) в рамках модели удержания клиента необходимо учитывать коэффициент
оттока - процент клиентов, которые прекращают отношения с компанией за определенный период. Здесь коэффициент оттока +
коэффициент удержания = 100%.
Большинство моделей могут быть составлены с использованием либо коэффициента оттока, либо коэффициента удержания.
Если в модели используется только один показатель оттока, предполагается, что он постоянен на протяжении всего периода
взаимодействия с клиентами.
Ставка дисконтирования - стоимость капитала, используемая для дисконтирования будущих доходов от клиента.
Дисконтирование - это сложный вопрос, который часто игнорируется при расчете стоимости жизни клиента. Текущая процентная
ставка иногда используется как простой (но неверный) показатель, отражающий ставку дисконтирования.
Маржа вклада
Затраты на удержание - сумма денег, которую компания должна потратить за определенный период, чтобы удержать
существующего клиента. Затраты на удержание включают поддержку клиентов, выставление счетов, рекламные стимулы и т.д.
Период - единица времени, на которую для анализа делятся отношения с клиентами. Чаще всего используется год. Стоимость
жизни клиента рассчитывается на несколько периодов, обычно рассчитывается на 3-7 лет вперед. На практике анализ,
выходящий за рамки этого критерия, считается слишком спекулятивным, чтобы быть надежным. Количество периодов,
используемых в расчетах, иногда называют горизонтом модели.
52
53. Пожизненная ценность клиента
ПОЖИЗНЕННАЯ ЦЕННОСТЬ КЛИЕНТАLIFETIME VALUE, LTV
Таким образом, один из способов расчета CLV (LTV), где периодом является год, заключается в следующем:
где GC – годовой валовой взнос на одного клиента
M – (соответствующие) затраты на удержание одного клиента в год (эта формула предполагает, что мероприятия по
удержанию оплачиваются за каждую середину года и затрагивают только тех, кто был привлечен в предыдущем
году)
n – горизонт (в годах)
r – годовой коэффициент удержания
d – годовая скидка ставка
В дополнение к затратам на удержание клиентов фирмы, скорее всего, будут инвестировать в перекрестные
продажи, которые призваны со временем увеличить годовую прибыль клиента.
53
54. Стоимость привлечения клиента
СТОИМОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КЛИЕНТАCUSTOMER ACQUISITION COST, CAC
Затраты на привлечение клиентов (CAC) - это затраты на привлечение клиента к покупке продукта
или услуги. Являясь важной экономической единицей, затраты на привлечение клиентов часто
связаны с пожизненной ценностью клиента (CLV или LTV).
CAC в сочетании с LTV - это часто сравниваемый показатель, особенно для SaaS-компаний. Они
могут управлять своими расходами, видеть их рост, прогнозировать свои будущие действия и
расширяться, если позволяет бизнес. В простом методе общие маркетинговые затраты на
привлечение новых клиентов делятся на общее количество клиентов, привлеченных за
определенный период.
CAC – Затраты на привлечение клиентов
• MCC – общие маркетинговые затраты на привлечение клиентов (не постоянных клиентов)
• CA – общее количество привлеченных клиентов.
54
55. Стоимость привлечения клиента
СТОИМОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КЛИЕНТАCUSTOMER ACQUISITION COST, CAC
В дополнение к затратам, связанным с маркетингом, комплексный метод включает заработную плату
продавцов и маркетологов, затраты на программное обеспечение для продаж и маркетинга, все
дополнительные профессиональные услуги, такие как услуги дизайнеров, консультантов и т.д., а также другие
накладные расходы.
CAC – Затраты на привлечение клиентов
• MCC – общие маркетинговые затраты на привлечение клиентов (не постоянных клиентов)
• W – заработная плата, связанная с продажами и маркетингом
• S – все затраты на программное обеспечение, связанные с маркетингом и продажами (включая
Платформа электронной коммерции, автоматизированный маркетинг, A / B-тестирование, аналитика и
т.д.)
• PS – все дополнительные профессиональные услуги в области маркетинга / продаж (дизайнер,
консультант и т.д.)
• O – прочие накладные расходы, связанные с маркетингом и продажами
• CA – общее количество привлеченных клиентов.
55
56. Стоимость привлечения клиента
СТОИМОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КЛИЕНТАCUSTOMER ACQUISITION COST, CAC
Пожизненная ценность клиента выражает денежную ценность, которую клиент
представляет для компании в процессе взаимоотношений с клиентами. Если сейчас
рассчитать соотношение LTV к CAC, то могут получиться другие значения.
1:1 – Компания теряет деньги (если учитывать стоимость предоставления услуги)
Менее 1:1 – Компания сталкивается с финансовыми трудностями, поскольку
клиентам платят больше, чем они того стоят.
3:1 – Очень хороший уровень, потому что отношения с клиентами прочные и клиенты
приобретаются по разумной цене.
Выше 3:1 – У компании есть неиспользованный потенциал роста для привлечения
клиентов.
56
57. Коэффициент эффективности инвестиций
КОЭФФИЦИЕНТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙACCOUNTING RATE OF RETURN, ARR
Коэффициент эффективности инвестиций (учётная норма рентабельности, учётный коэффициент окупаемости инвестиций, учётная
ставка дохода, прибыль на инвестированный капитал, метод финансовой отчётности, Accounting rate of return, ARR) — показатель
характеризует влияние инвестиций на бухгалтерскую норму доходности как отношение среднегодовой прибыли к среднегодовому
размеру инвестиций. При планировании проектов применяется разновидность формулы рентабельности инвестиций отражающая
случай, когда в объект/проект в течение рассматриваемого периода вносят дополнительные инвестиционные вложения. Поэтому
берется средняя стоимость капитала за период.
где PN — среднегодовая прибыль (средний денежный поток за минусом амортизационных отчислений (то есть чистая прибыль)
объекта инвестиций за рассматриваемый период)
I — инвестиции (стоимость инвестиций (затраченного капитала) на начало периода)
RI — ликвидационная стоимость (стоимость инвестиций на конец периода)
Среднегодовая чистая прибыль исчисляется как разница дополнительных доходов и расходов, связанных с проектом (анализируемых
капиталовложений) .
[
Если учётная норма рентабельности больше значения целевой нормы рентабельности, то проект принимается . Чем выше ARR, тем
выше привлекательность данного проекта.
[1]
57
58. Коэффициент эффективности инвестиций
КОЭФФИЦИЕНТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙACCOUNTING RATE OF RETURN, ARR
Для того чтобы лучше понять экономический
смысл и алгоритм расчета воспользуемся
программой Excel. Затраты, которые понес
инвестор были только в первом периоде и
составили 130000 руб., денежные поступления
от
инвестиций
изменялись
ежемесячно,
поэтому мы рассчитываем средние поступления
по месяцам. За расчетный период может
браться любой временной отрезок, квартал,
год. В нашем случае мы получаем месячную
рентабельность
инвестиционного
проекта.
Формула расчета в Excel следующая:
В14 = СРЗНАЧ(C5:C12)/B5
58
59. Юнит-экономика
ЮНИТ-ЭКОНОМИКАПРИВЛЕЧЕНИЕ КЛИЕНТОВ
Затраты на привлечение дают нам не поток клиентов, а поток лидов
(потенциальных клиентов) NL
NC/NL (Количество клиентов)/(количество лидов) = коэффициент конверсии
(Conv)
Влиять на количество клиентов можно
увеличением количества лидов (усиление маркетинга)
увеличением коэффициента конверсии
59
60. Юнит-экономика
ЮНИТ-ЭКОНОМИКАСТОИМОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ
60
Потенциальный клиент лид
Для on-line сервисов
количество просмотров =
количество лидов (NL)
61. Юнит-экономика
ЮНИТ-ЭКОНОМИКАСТОИМОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ С УЧЕТОМ
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ (ИМИДЖЕВЫХ) ЗАТРАТ
61
62. Юнит-экономика
ЮНИТ-ЭКОНОМИКАКОЭФФИЦИЕНТ КОНВЕРСИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕНЫ ПРОДАЖИ
62
Коэффициент
конверсии – какая
часть лидов
совершает покупки
(превращается в
клиентов)
Conv = NC/NL
63. Юнит-экономика
ЮНИТ-ЭКОНОМИКАУЧЕТ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЗАТРАТ В HIGH -TECH ОТРАСЛИ
Первоначальные затраты на разработку SI
Ожидаемое количество продаж N
Вклад разработки в стоимость CI=SI/N
Стоимость производства VC
Себестоимость одной продажи одной продажи COGS=SAS+VC
Ожидаемая цена CI+COGS
63
64. Юнит-экономика
ЮНИТ-ЭКОНОМИКАЭФФЕКТ ОТ БОЛЬШОГО ВКЛАДА В ИНВЕСТИЦИИ
Риск, связанный с завышением цены изделия от первоначальных инвестиций, от
чего падает коэффициент конверсии (число продаж)
Т.к. инвестиционные затраты уже понесены, при любом ROMI>0 будет поток
прибыли, который необходимо максимальным по правилам Юнит экономики
При превышении числа продаж ожидаемого первоначального уровня, стоимость
единицы может быть существенно снижена
Можно проводить когортный анализ – деление юнитов по категориям (когортам) и
проведение Юнит анализа для каждой когорты
Выход на IPO – определение справедливой цены акций (величины капитализации
компании) путем юнит-анализа
64
65. Поведение денежных потоков в проекте
ПОВЕДЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ В ПРОЕКТЕДИСКОНТИРОВАНИЕ НУЖНО УЧИТЫВАТЬ
65
66. Заключение
ЗАКЛЮЧЕНИЕИспользование коэффициентов оценки инвестиционных проектов позволяет сделать выбрать
наиболее привлекательные объекты для вложения. Мы рассмотрели как статистические, так и
динамические методы оценки, на практике, первые подходят для отражения общей
характеристики объекта, тогда как динамические позволяют более точно оценить параметры
инвестиции.
В современной экономике, во времена кризисов, использование данных показателей
эффективно на сравнительно не большой горизонт инвестирования. Помимо внешних факторов,
на оценку влияют внутренние – сложность точного определения будущих денежных поступлений
от проекта.
Показатели дают в большей степени финансовое описание жизни инвестиции и не раскрывают
причинно-следственных связей с получаемыми доходами (сложно оценить венчурные проекты и
стартапы).
В тоже время, простота расчетов коэффициентов позволяет уже на первом этапе анализа
исключить не рентабельные проекты.
Финансы