Похожие презентации:
Развитие науки в эпоху Возрождения
1. Развитие науки в эпоху Возрождения
Лекция 92. Вопросы лекции
1. Исторические условия развития общества инауки в эпоху Возрождения
2. Формирование гуманистического
мировоззрения
3. Философские основания науки в эпоху
Возрождения
4. Основные достижения и представители
науки эпохи Возрождения
5. Особенности развития науки
3. 1.Исторические условия развития общества и науки в эпоху Возрождения
1.1. Зарождение капиталистическойэкономики
1.2. Великие географические открытия
4. 1.Исторические условия развития общества и науки в эпоху Возрождения
В этот период происходитвосстановление многих достижений
античной традиции, но при этом
ассимилируется и идея богоподобности
человеческого разума. С этого момента
закладывается культурная матрица
техногенной цивилизации, которая
начинает свое собственное развитие в
XVII в.
5. 1.Исторические условия развития общества и науки в эпоху Возрождения
Такие технические новшества, каксамопрялка, педальный ткацкий станок,
наливное мельничное колесо, печатный
станок, доменный металлургический
процесс, использование компаса,
широкое применение пороха
значительно увеличили
производительность труда и привели к
резкому росту практических и
технических знаний.
6. 1.Исторические условия развития общества и науки в эпоху Возрождения
Произошел величайший расцветискусства: живопись, скульптура,
архитектура, литература эпохи
Возрождения до сих пор поражают нас
удивительной силой и красотой своих
форм.
7. 1.Исторические условия развития общества и науки в эпоху Возрождения
Изменения в сфере религии, вхристианской церкви. В ходе
ожесточенных религиозных войн
появился протестантизм,
утвердившийся в Швейцарии,
Германии, Чехии, Скандинавии, Англии.
8. 1.Исторические условия развития общества и науки в эпоху Возрождения
Сформировался новый типгуманистического,
антропоцентрического мировоззрения.
9. 2. Формирование гуманистического мировоззрения
• антропоцентризм• светская духовность
10. Антропоцентризм
• Человек, созданный по образу и подобиюБога,- утверждаю гуманисты,- в первую
очередь, творец.
• Человек –венец творения, центр мироздания
• Природа рассматривается как мастерская
человека. Эта идея становится основой
эмпирической науки.
11. 3. Религиозно-философские основания научного мировоззрения
• Пантеизм• деизм
12. 3. Пантеизм
• Уход от теоцентрической модели мира,противопоставляющей Бога и мир
• Переход к пантеизму, утверждающему
тождество Бога и мира
• Возникновение деизма,
ограничивающего влияние Бога на
мироздание
13. 3.Религиозно-философские основания научного мировоззрения
• Пантеистическая модель мираразработана в трудах Н. Кузанского и
Джордано Бруно
• Деистическая модель мира
представлена в произведениях
Б. Телезио и Г. Галилея.
14. Бернардино Телезио (1508-1588)
• Его основная работа – «О природе вещейсообразно их собственным принципам».
(1565)
• Телезио первым выдвинул концепцию
деизма.
• Признается акт творения мира, в котором
действуют определенные законы. После акта
творения Бог на мир не воздействует. Задача
ученого - познать законы природы.
15. Бернардино Телезио (1508-1588)
• Активная критика Аристотеля, свободный духАкадемии, где не слишком прислушивались к
церковным авторитетам, вызвали
недовольство Рима.
• По распоряжению папы Академия была
закрыта, Телезио удалился в свой родной
город Козенц. После смерти ученого в 1606 г.
его книга была внесена в индекс
запрещенных книг («Index librorum
prohibitorum»).
16. Деизм
• В дальнейшем Галилео Галилейоткрыто утверждает деистическую
позицию, которая получает развитие в
науке и философии Нового времени
17. 4. Гносеологические концепции в философии
• Формируется эмпиризм• развиваются математические методы
познания природы (Кузанский,
Леонардо да Винчи Галилей,
• Н.Кузанский (идея необходимости
чувственного познания)
Б. Телезио (концепция материальности
идеальных феноменов)
18. Гносеология
• Согласно Кузанскому, человеческий ум –сложная система способностей, включающая
ощущения, воображение, рассудок, разум
и интуицию. С помощью ощущений и
воображения человек определяет свойства
предметов. С помощью рассудка он
обнаруживает противоположные свойства.
Разум их сопоставляет и исследует. Интуиция
постигает противоположности в единстве. Без
чувственности, воспринимающей единичные
предметы, нет более высоких ступеней
познания.
19. 5. Представители науки эпохи Возрождения
Леонардо да Винчи (1452-1519)
Теофраст фон Гогенгейм (Парацельс) (1493-1541).
Джеронимо Кардано (1500-1576)
Бернардино Телезио (1508-1588).
Николай Коперник (1473-1543), «Об обращении
небесных кругов» (1543).
• Джордано Бруно (1548-1600). «О бесконечности
Вселенной и мирах».
• Иоганн Кеплер (1571-1630).
• Галилео Галилей (1564-1642).
20. Леонардо да Винчи (1452-1519)
• Для познания природы необходимнаучный метод. Научный метод – это
опыт и математика. «Все наше
познание, – пишет Леонардо, –
начинается с ощущений… Мысленные
вещи, не прошедшие через ощущение
пусты и не порождают никакой истины,
а разве только вымыслы… Опыт не
ошибается, ошибаются только
суждения наши».
21. Леонардо да Винчи (1452-1519)
• познание идет от частных опытов к научномуобобщению;
• эксперименты необходимо проводить
многократно, дабы избежать ошибки;
• выведенные из первоначальных опытов
суждения вновь должны проверяться на
практике;
• необходимо стремиться к тому, чтобы
суждение, выведенное из опыта, выражало
количественный закон: «никакой
достоверности нет в науках там, где нельзя
приложить ни одной из математических наук,
и в том, что не имеет связи с математикой».
22. Теофраст фон Гогенгейм (Парацельс) (1493-1541)
• «Чтение никогда еще не создало ниодного врача…, а медицина является ни
чем иным, как большой добросовестной
опытностью».
23. 6. Техническое знание
• Идет процесс накопления исистематизации технических
знаний.
• Например, в трудах Ваноччо
Бирингуччо (1480-1539) "О
пиротехнии" и Георга Бауэра (14941555), более известного как
Агрикола, "De Re Metallica"
изложены основы технической
химии.
24. 7. История первой научной революции
25. Николай Коперник (1473-1543)
• «Об обращении небесных кругов»(1543)
26. Гелиоцентрическая модель мира
• Земля вращается вокруг свей оси• Луна вращается вокруг Земли по кругу
• Планеты и Земля вращаются вокруг
Солнца по круговым орбитам
27. Джордано Бруно (1548-1600)
• В произведениях «Пир на пепле», «Обесконечности Вселенной и мирах»
он учит о множественности миров и
бесконечности Вселенной.
28. Тихо Браге (1546-1601)
• В 1573 году вышла первая его книга «Оновой звезде» (лат. De Stella Nova). В
ней Браге сообщал, что никакого
параллакса у этого объекта не
обнаружено, и это убедительно
доказывает, что новое светило —
звезда, и находится не вблизи Земли, а
по крайней мере на планетном
расстоянии.
29. Тихо Браге
• Чтобы сохранить геоцентризм, Брагепредложил компромиссную модель:
все планеты, кроме Земли, вращаются
вокруг Солнца, а Солнце вращается
вокруг неподвижной Земли. Эта теория
получила некоторую известность и в
течение нескольких десятилетий
служила своеобразным прикрытием для
тех астрономов, кто не решался
открыто признать правоту Коперника.
30. Работа с Кеплером
Узнав о гонениях на Иоганна Кеплера,незаурядные математические
способности которого он уже успел
оценить из их переписки, Тихо
пригласил его к себе.
31. Браге и Кеплер
• Кеплер прибыл в Прагу в январе 1600 года. Вфеврале Браге встретился с ним и объяснил
главную задачу: вывести из наблюдений
новую систему мира, которая должна прийти
на смену как птолемеевской, так и
коперниковой. Он поручил Кеплеру ключевую
планету: Марс, движение которого
решительно не укладывалось не только в
схему Птолемея, но и в собственные модели
Браге (по его расчётам, орбиты Марса и
Солнца пересекались).
32. Тихо Браге (1546-1601)
• По приказу императора Рудольфа II великий датскийастроном был похоронен с рыцарскими почестями в
пражском Тынском соборе (надо подчеркнуть, что
погребение протестанта в католическом соборе было
в те годы событием невероятным). Жена Кристина
пережила его на 3 года и была похоронена рядом с
мужем. На надгробной плите ученого высечен девиз,
прежде украшавший разрушенный «Звёздный
замок»:
• «Не власти, не богатства, а только скипетры
науки вечны» (лат. Non fasces, nec opes sola artim
sceptra perennant).
33. Иоганн Кеплер (1571-1630)
• «Новая астрономия или Небеснаяфизика с комментариями на
движение планеты Марс по
наблюдениям Тихо Браге» 1609 г.
• «Мировая гармония» 1619
34. Иоганн Кеплер (1571-1630)
• Первый закон утверждает, что модельдвижения планет включает только одну
кривую — эллипс.
• Второй закон установил, как меняется
скорость планеты при удалении или
приближении к Солнцу,
• Третий закон позволяет рассчитать
скорость и период обращения планеты
вокруг Солнца.
35. Второй закон Кеплера: закрашенные площади равны и проходятся за одинаковое время
36. Галилео Галилей (1564-1642)
• Происходит из обедневшегодворянского рода
• Увлекался музыкой, рисованием,
обладал литературным талантом
37. Галилео Галилей (1564-1642)
• Основоположник экспериментальногометода в естествознании, основатель
классической теоретической физики и
механики, крупнейший астроном, оптик.
Ученый с большой буквы.
• Галилей заменил организмическигилозоистскую (пантеистическую) картину
мира геометрически-механистической.
(Гилозоизм – учение, признающее всеобщую
одушевленность природы).
38. Галилео Галилей (1564-1642)
• В 1632 г. выходит книга Галилея «Диалоги одвух важнейших системах мира,
птолемеевской и коперниковской».
• «Диалоги» – это программное
произведение, излагающее
механистическую картину мира и новые
методы научного исследования. Книга
была написана на итальянском языке и
обращена к самым широким кругам
читателей.
39. Галилео Галилей (1564-1642)
• Галилей был осуждён к тюремномузаключению на срок, который установит
Папа. Его объявили не еретиком, а «сильно
заподозренным в ереси»; такая
формулировка также была тяжким
обвинением, однако спасала от костра.
После оглашения приговора Галилей на
коленях произнёс предложенный ему текст
отречения. Копии приговора по личному
распоряжению Папы Урбана были разосланы
во все университеты католической Европы.
40. Галилео Галилей (1564-1642)
• Галилей сторонник деистической картины мира.После того, как природе дан божественный
первотолчок, она живет по своим собственным
законам. Задача науки – открыть эти законы. Его
интересуют те характеристики материи, которые
можно измерить. «Философия, – писал Галилей, –
написана в величайшей книге, которая открыта
нашим глазам (я говорю о Вселенной); но нельзя
ее понять, не научившись сначала понимать
язык и различать знаки, которыми она
написана. Написана же она языком
математическим, и знаки ее суть
треугольники, круги и другие математические
фигуры».
41. Галилео Галилей (1564-1642)
• Галилей воскрешает античныйатомизм, а вместе с ним и субстратную
модель мира. Все изменения в природе
совершаются, как считал Галилей,
посредством движения атомов, их
соединения и разъединения.
42. 8. Особенности развития науки в эпоху Возрождения
• Происходит восстановление основных достиженийантичной традиции.
• Выдвигается идея богоподобности человеческого
разума.
• Закладывается культурная матрица техногенной
цивилизации.
• Происходит становление классической науки
(Кеплер, Галилей).
• Возникает экспериментальное, опытное
естествознание (физика, астрономия).
• Зарождается механистическая картина мира
• В науке начинается первая научная революция,
получившая название «коперниканская» революция